Модуль 3. История древней Греции — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Модуль 3. История древней Греции

2017-11-28 291
Модуль 3. История древней Греции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие 17. Тема: Крито-микенский этап в истории Греции

Занятие проводится в форме деловой игры (игры-лекции) с обязательным использованием электронной презентации

Предлагаемые темы сообщений

1. История открытия и политическая история Критской цивилизации.

2. Культура Критской цивилизации и Киклад.

3. Политическая история и культура Ахейской Греции.

 

Рекомендуемая литература

1. История Древней Греции / Ю.Андреев [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1986.

2. Блаватская В.Д. Ахейская Греция во II тыс. до н.э./ В.Д. Блаватская. – М.: Наука, 1966

3. Бортонек, А. Златообильные Микены /А. Бортонек. – М.: Наука, 1991. – 352 с.

4. Немировский А.И. История древнего мира: Античность / А.И. Немировский: В 2 т. – Т. 1. – М., 2000.

5. Новиков, С.В. Древняя Греция; Уч. пособие для вузов /С.В. Новиков, Л.Л. Селиванова, А.В. Стрелков. – М.:Астрель, 2006.

6. Пендберн Д. Археология Крита / Джон Пендберн. – М., 1950. – 416 с.

7. Хаммонд, Н. История древней Греции /Николас Хаммонд; пер. с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.

Методические рекомендации

Цель семинарского занятия – изучение основных событий и особенностей культуры Крито-микенского этапа истории древней Греции, а также развитие у студентов навыков публичного выступления, оппонирования и рецензирования. За две недели до занятия трое наиболее подготовленных студентов получают задание подготовить выступление-лекцию по одному из вопросов. Продолжительность одного выступления – 20 минут. Каждый из докладов должен сопровождаться электронной презентацией. Вначале занятия студенты пишут небольшой тест по теме «Крито-микенский этап в истории Греции» (10 минут). По ходу занятия они заполняют «аттестационный лист». В конце занятия, в течение 10 минут проводится экспресс-анализ студентами докладов выступающих.

Готовясь к лекции, студенты должны обратить внимание на следующие проблемы.

История открытия и политическая история Критской цивилизации. Географическое положение и природные условия острова Крит. Артур Эванс и краткая история открытия цивилизации. Причины возникновения и расцвета Критской цивилизации. Значение морской торговли. «Средиземноморская триада». Периодизация истории Критской цивилизации. Периоды «старых дворцов» и «новых дворцов». Сущность, основные особенности дворцового государства. Дворец как центр административный, экономический и религиозный. Кносский дворец – политический центр острова в период новых дворцов. Развитие торговых отношений, строительство флота, критская колонизация Средиземноморья. Теократия как форма правления на Крите. Извержение вулкана на о. Фера и гибель Критской цивилизации. Появление на острове греков-ахейцев.

Культура Критской цивилизации и Киклад. Архитектура и живопись Кносского дворца. Светский характер живописи. Сцены тавромахии. Вазовая живопись: «стиль Камарес», «дворцовый стиль», «последворцовый стиль».Системы письма: пиктография, «линейное письмо А», «линейное письмо Б». Содержание текстов. Фестский диск. Особенности религии. Острова Киклады. Фрески Акротири.

Политическая история и культура Ахейской Греции. Периодизация древнейшей истории Балкан. Раннеэлладский период (пеласгийская эпоха): хронология, пеласги, цитадель в Лерне. Среднеэлладский период: хронология, вторжение греков-ахейцев и их расселение на Балканах. Новшества, привнесенные ахейцами. Общий упадок хозяйственной жизни. Позднеэлладский период: хронология, появление дворцовых государств. Управление и социальная структура дворцового государства (на примере Пилоса); ванака, жрецы, лавагет, коретер, басилей. Рабы в дворцовых государствах. Микены – главный город ахейцев. Шахтовые гробницы и толосы. Толос Атрея. Торговля и ахейская колонизация побережья Средиземного моря. Троянский поход: время, причины, участники, последствия. Начало вторжения дорийцев.

 

Занятия 18,19. Тема: Греция гомеровского периода (по поэмам Гомера)

1. Земледелие и животноводство. Труд общинников и поденщиков в сельском хозяйстве.

2. Ремесло и торговля в гомеровской Греции.

3. Имущественное и правовое положение аристократов.

4. Рабство в гомеровской Греции.

Рекомендуемая литература

1. Хрестоматия по истории Древней Греции / С. Лурье [и др.]; под ред. Д.П. Каллистова. – М.: Мысль, 1964. – С. 54-79.

2. Хрестоматия по истории древней Греции; Сост. Ф.И. Куликов. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009.

3. Гомер. Илиада / Гомер; пер. с древнегр. Н. Гнедича. – М.: Правда, 1985.

4. Гомер. Одиссея / Гомер; пер. с древнегр. В. Жуковского. – М.: Правда, 1985.

5. Андреев, Ю.В. Раннегреческий полис / Ю.В. Андреев. – СПб, 2003.

6. Ленцман, Я.А. Рабство в микенской и гомеровской Греции / Я.А. Ленцман. – М., 1963. – С.227-277.

 

Методические рекомендации

Целью первого семинарского занятия по истории античности является изучение на материале «Илиады» и «Одиссеи» основных особенностей Греции гомеровского периода. Следует учесть, что автор (или авторы) эпических сочинений жили несколькими столетиями позже описываемого Троянского похода и по этой причине воспроизвели в поэмах обстановку не столько Ахейской, сколько современной им дорийской Греции. Это обстоятельство и делает «Илиаду» и «Одиссею» основными письменными источниками по истории Греции Гомеровского периода (XI-IX вв. до н.э.).

Подбирая материал по первому вопросу, найдите сведения о выращиваемых сельскохозяйственных культурах и используемых орудиях труда; выясните, как в земледельческих работах применялся домашний скот. Использовав описание сельскохозяйственной сцены на щите Ахилла (Илиада,XVIII,541-568) определите, как был обустроен царский виноградник и сад и как организовывались и проводились работы на царской пашне. О размерах виноградника и о выращиваемых садовых культурах можно узнать по описанию хозяйства Алкиноя – царя феаков (Одиссея,VII,111-128). Найдите в поэмах сведения о животноводстве: составьте перечень домашних животных, определите численность их поголовье в хозяйстве Одиссея и условия содержания. Интересные данные по этому вопросу можно почерпнуть в описании хозяйства Евмея – раба, наблюдавшего за свиным стадом Одиссея (Одиссея,XIV,6-21,410-412). О поденщиках в поэмах упоминается несколько раз (Илиада,XVIII,550-560; Одиссея,XI.488-491;XVIII,357-363). Попытайтесь выяснить, кто и по какой причине становился поденщиком, кто пользовался их трудом, каковы были условия найма и перечень исполняемых поденщиками работ. Подумайте, какие изменения в гомеровском обществе привели к появлению поденщиков. Сделайте вывод об уровне развития сельского хозяйства в гомеровской Греции.

Подбирая материал о ремесле, группируйте его по основным отраслям (металлообработка, ткачество, деревообработка, оружейное и кожевенное производство). На примере описания мастерской Гефеста (Илиада,XVIII,468-477) выясните, как выглядела мастерская греческого металлурга, какие орудия труда он использовал, какие металлы и сплавы применял. Прокомментируйте сведения о работе медника (Одиссея,III,432-435). О ткачестве в поэмах упоминается несколько раз (в частности, Илиада,XIV,178-180; Одиссея,VII,103-107). Выясните, кто занимался ткачеством в хозяйстве Одиссея, что служило материалом для ткани, был ли в это время ткацкий станок, каким было качество полотна. Технология работы с деревом хорошо представлена в описании строительства Одиссеем плота (Одиссея,V,233-255). Обратите внимание на используемые орудия труда и технологические приемы. Об уровне деревообработки свидетельствует и качество греческих кораблей; их описание часто встречается в «Одиссее» (в частности, Одиссея,II,422-426; VIII,34-45). Много места в поэмах Гомера занимает описание вооружения (щитов, шлемов, панцирей, поножей, копей, мечей и ножей), дающее богатые сведения о металлургии и кожевенном деле. Постарайтесь выяснить, выделилось ли ремесло этого времени в отдельную отрасль экономики, сделайте вывод об уровне его развития.

Согласно распространенному мнению исследователей, торговля в гомеровской Греции не получила сколь либо широкого распространения и греческое хозяйство было, преимущественно, натуральным. Косвенный намек на существование городского рынка (Илиада,XXIII,830-835) и подробный рассказ о феаках, живших морской торговлей (Одиссея,VI), отражают, видимо, достаточно поздний этап в развитии греческого общества. Презрительное отношение к торговцам хорошо показано в известной речи Евриала к Одиссею (Одиссея,VIII,157-164). Тем не менее, обмен товарами в Гомеровской Греции был и достигал иной раз больших масштабов (Илиада,VII,467-475). Выясните, кто в греческом обществе вступал в торговые отношения, что служило предметом обмена и меновой единицей, какова была стоимость различных изделий. Относительно полные сведения по этим вопросам содержатся в описании призов, выставленных Ахиллесом для победителей на соревнованиях в память убитого Патрокла (Илиада,XXIII,700-886).

В поэмах Гомера аристократы (ариста), наряду с богами, являются основными действующими лицами. Автора, по большей части, занимают военные подвиги одних и козни других. Нас же должны интересовать экономическое положение и общественный статус гомеровских аристократов. Отношение аристократов к простым воинам хорошо показано в картине народного собрания под стенами Трои (Илиада,II,190-206). Выясните, что такое темен, какое имущество входило в его состав, при каких условиях он предоставлялся общинниками «лучшим мужам». Сведения о темене можно найти в «Илиаде» (VI,190-195; XII,310-320), а также в работе петербургского антиковеда Ю.В. Андреева. Здесь же найдите, чем обосновывался высокий социальный статус аристократов.

«Илиада» и «Одиссея» дают богатый материал по рабству; рабство в гомеровской Греции подробнейшим образом рассматривается в монографии Я.А. Ленцмана. Выясните источники рабства этого времени, подтверждая каждое из положений примером из текста поэм с адресной ссылкой на источник. Определите численность рабов, чем были заняты в хозяйстве Одиссея рабыни и рабы-мужчины и как был организован их труд. Рассмотрите, какими были отношения между рабами и их хозяевами (Одиссея,XV,376-388), как награждались трудолюбивые и преданные рабы (Одиссея,XIV,62-65; XXI,214-216), за что и как наказывались рабы «плохие» (Одиссея,XXII,461-477). Формулируя вывод, кратко сообщите, что позволяет говорить о патриархальном характере рабства в гомеровской Греции.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.