Социальная организация как объект управления. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Социальная организация как объект управления.

2017-11-28 983
Социальная организация как объект управления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ И ПРОЦЕССАМИ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Осуществляя управленческое воздействие, руководитель сталки­вается с разнообразными социально-психологическими явлениями, происходящими в организации. Он убеждается, что не все явления зависят от административно-директивных действий руководителя. Не­которые из них не прекращают функционировать даже после издания соответствующего приказа или отдачи распоряжения. Постепенно ру­ководитель начинает понимать, что его управленческая деятельность строилась бы эффективнее, если бы он управлял не просто сотрудни­ками, а организацией, умело воздействовал на различные социаль­но-психологические явления, происходящие в ней.

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ И ПРОЦЕССАМИ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Осуществляя управленческое воздействие, руководитель сталки­вается с разнообразными социально-психологическими явлениями, происходящими в организации. Он убеждается, что не все явления зависят от административно-директивных действий руководителя. Не­которые из них не прекращают функционировать даже после издания соответствующего приказа или отдачи распоряжения. Постепенно ру­ководитель начинает понимать, что его управленческая деятельность строилась бы эффективнее, если бы он управлял не просто сотрудни­ками, а организацией, умело воздействовал на различные социаль­но-психологические явления, происходящие в ней.

Социальная организация как объект управления.

Психологическая сущность социальной организации. Любые цели человека могут быть достигнуты лишь в процессе его совместной де­ятельности с другими людьми. Формы такой деятельности многочис­ленны. Но все их многообразие, по мнению М.И.Бобневой (1979), можно свести к следующим трем: группа, социальная организация и общность.

В теории управления, социологии и психологии существуют раз­ные подходы к объекту управления, что объясняется отличием пред­метов изучения в каждой науке. Теория управления в качестве объ­екта управления рассматривает социальную организацию как структу­ру и систему. Социология и психология рассматривают в качестве объекта управления социальную группу со всеми присущими ей фено­менами. Другими словами, социальная организация выступает частным случаем социальной группы с присущими ей особенностями. Для пси­хологии управления, как и для общей теории управления, категория "социальная организация" является ключевой. Это понятие зароди­лось в недрах гуманитарных наук и вытеснило такие неопределенные термины, как "социальный институт" и "система".

Устоявшимся и общепризнанным является определение организа­ции как специфической формы объединения группы индивидов (двух и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для упорядочения совместной деятельности и для достижения общей цели или целей. Суть социальной организации заключа­ется в том, что у всех объединившихся людей предполагается нали­чие общих интересов. Люди объединяются в организации во имя це­лей, которых они не могли бы достичь, действуя в одиночку, иначе как ценой экстраординарных усилий.

Почему возникли организации? Что лежало в основе их появле­ния? По-видимому, два социальных феномена

синергия (при объ­единении усилий и воль участников организации достигаются более высокие результаты, нежели те, что могут быть получены при прос­том суммировании усилий изолированных индивидов)

фасилитация (облегчение работы при любом виде совместной деятельности).

Потребность в общем, соединенном действии на основе призна­ния и подчинения или солидарности между людьми служит главной причиной создания самых различных организаций. Исторический опыт доказывает, что организованное меньшинство обладает большей силой и имеет большие шансы на успех, чем неорганизованное большинство. Члены организации рассматриваются функционально прежде всего, не как личности, а как носители определенных социальных ролей.

Обычно выделяют следующие виды организации:

· бюрократии, то есть административные органы и учреждения;

· учреждения тотального типа (больницы, тюрьмы, монастыри, воинские подразделения и др.);

· добровольные организации (неправительственные, коммерческие, негосударственные и др.).

Наиболее существенными признаками организации являются сле­дующие:

1). Целенаправленность и системность. Любая организация соз­дается для реализации каких-то социально-значимых целей. В любой организации изначально задана и соблюдается система ролей, пози­ций, статусов. Организация стремится к синхронности деятельности ее членов.

2). Разделение труда и высокая степень специализации. Зада­чи, стоящие перед организацией, распределяются среди различных позиций в ней как официальные обязанности. В любой организации существует разделение труда по горизонтали и вертикали. Каждый член организации специализируется на какой-либо трудовой опера­ции, каком-либо виде деятельности. Каждая организация имеет раз­личные отделы, службы, более мелкие организации и т.п. для решения конкретных задач.

3). Иерархическая структура власти. Обычно такая иерархия имеет форму пирамиды, в которой каждое должностное лицо ответс­твенно перед вышестоящим руководством и располагает властью над теми, кто на­ходится ниже его.

4). Формализация деятельности. Решения и действия должност­ных лиц задаются формально установленной системой правил и инс­трукций. Каждый работник должен быть лоялен по отношению к орга­низации.

5). Наличие административной структуры, штатных сотрудников и публичного офиса. Организация располагает специальным админист­ративным штатом, в задачу которого входит обеспечение функциони­рования данной организации.

6). Контакт социальных ролей. Члены организации в своих кон­тактах обязаны руководствоваться безличностной ориентацией. Каж­дый клиент рассматривается как очередное "дело".

Все компоненты организации упорядочиваются в соответствии с этими признаками. Вместе с тем эти признаки выступают одновремен­но и требованиями общества к организации.

В рамках нового управленческого мышления любая социальная система рассматривается как социотехническая, поскольку в совре­менных условиях постоянно взаимодействуют две подсистемы:

· техническая, включающая не только машины, станки, оборудова­ние, все виды технологии и тому подобное, но и управленческие знания, организационные структуры, методы планирования, техничес­кие приемы и навыки работы, уровень подготовки и квалификации ра­бочей силы, ее профессиональный состав и др.;

· социальная, включающая все формы морального и материального стимулирования труда, стиль управления, участие работников в про­цессе принятия решений, возможности карьеры и продвижения по службе, организационная культура и др.

В этих условиях современная организация должна строиться на следующих принципах:

ü принцип перспективной деятельности: нельзя подстраивать ор­ганизацию к способностям наличных людей, надо строить ее как инс­трумент для достижения четко обозначенной цели и подбирать людей, способных обеспечить достижение этой цели;

ü принцип единоначалия: ни один работник не должен отчитываться о своей деятельности более чем перед одним руководителем и должен получать приказы только от этого же руководителя;

ü принцип специализации управления: все регулярно повторяющие­ся действия следует твердо распределять между работниками аппара­та и не дублировать их;

ü принцип диапазона управления: на одного руководителя не должно приходиться более 6-12 подчиненных;

ü принцип вертикального ограничения иерархии: чем меньше ие­рархических ступеней, тем легче управлять организацией;

ü принцип делегирования полномочий: руководитель никогда не должен сам делать то, что может сделать его подчиненный.

Таким образом, современная организация должна будет иметь:

· небольшие организационные подразделения с небольшим числом работников, но работников с гораздо более высоким, чем прежде, квалификационным и образовательным уровнем;

· небольшое число уровней управленческой иерархии, почти пол­ное упразднение организационной пирамиды;

· бригадные (или командные) организационные структуры;

· ориентацию деятельности на обслуживание потребителя;

· гибкий, быстро меняющийся ассортимент возможностей;

· минимум запасов и гибкие производственные системы;

· более высокий уровень производства и более низкие его из­держки.

Структура социальной организации. Любая организация имеет как формальную, так и неформальную структуры. Формальная структу­ра представлена следующими разновидностями:

· должностная структура. В ней обычно указывается штат­но-должностной состав организации;

· функциональная структура. Например, руководители, специа­листы и служащие аппарата управления (Об этом уже шла речь в пер­вой главе);

· социально-демографическая структура. В ней выделяются группы по возрасту, полу, социальному положению и др.;

· профессионально-квалификационная структура. В ней обычно выделяются группы по опыту работы, по общему и специальному обра­зованию и т.п.

Знание этих структур позволяет руководителю уви­деть плюсы и минусы своей организации, выявить ее социально-пси­хологические особенности, а также те персонифицированные силы, которые способны повысить или, наоборот, снизить эффективность его деятельности.

Наряду с формальными структурами, в любой организации существуют и серьезно влияют на общее состояние дел неформальные струк­туры и группы. Они представляют собой спонтанно возникающие мик­рогруппы людей, которые регулярно вступают в неформальное взаимо­действие для достижения определенных целей.

Причины, обусловливающие возникновение неформальных групп внутри организации, можно свести к следующим трем:

· неудовлетворенность выходящих за пределы организации потреб­ностей ее членов;

· в неформальной группе больше возможностей оказать или попро­сить помощь у коллег;

· потребность быть ближе к тем, кому мы симпатизируем (амери­канские психологи выяснили, что на работе люди склонны взаимо­действовать с теми, кто рядом, на расстоянии 1-1,5 м, а не на расстоянии нескольких метров).

Основная проблема в связи с этим - цели неформальных групп не должны противоречить целям организации, а в идеале - способс­твовать достижению целей организации.

В отечественной и зарубежной литературе много внимания уде­лено взаимодействию формальных и неформальных структур в органи­зации. В результате проведенных исследований выявлен ряд законо­мерностей функционирования неформальных структур. Во-первых, от­вергнуты мнения, что возникновение неформальных микрогрупп есть показатель неэффективного управления. Возникновение микрогрупп - объективный процесс, вызванный потребностями индивида в нефор­мальном, межличностном общении, которого недостает в формальной структуре.

Во-вторых, установлено, что в неформальных структурах изна­чально наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. При соот­ветствующей диагностике и работе руководителя с микрог­руппой действие этой тенденции значительно ослабляется.

В-третьих, в любой организации имеется один или несколько неформальных лидеров, которые обладают не меньшим влиянием, чем руководитель, хотя используют при этом в основном свои личност­ные, индивидуальные качества и делают ставку на человеческие вза­имоотношения. Лидер - это член организации, не являющийся официальным руководителем, но в силу своих личных качеств, профессиональных навыков пользующийся авторитетом в организации и оказывающий существенное влияние на ее поведение и деятельность.

Наконец, в-четвертых, в организации может происходить смена лидеров в зависимости от смены деятельности, ситуаций и т.д. Выявлено несколько типов лидеров: деловой лидер (тот, кто лучше других представляет себе суть дела и имеет опыт в решении основных задач, стоящих пред группой); эмоциональный лидер (обла­дающий наибольшей притягательностью, аттракцией). Может быть так­же и ситуативный лидер (тот, кто более других спо­собен в какой-то небольшой промежуток времени повести за собой большинство организации).

Как руководитель должен относиться к неформальным структу­рам? Как управлять ими? Вот какой алгоритм деятельности рекомен­дуют специалисты психологии управления М.Х.Мескон, М.Альберт и Ф.Хедоури (1992):

· признать существование неформальной структуры и ни в коем случае не предпринимать мер к ее ликвидации и не угрожать ее су­ществованию;

· работать с нею по следующей программе: нейтрализация не всей, а идущей в разрез с целями организации деятельности; поощ­рение тех микрогрупп, которые не мешают, а способствуют целям ор­ганизации;

· знать лидеров микрогрупп, регулярно встречаться с ними, сам факт этой встречи (а не содержание разговора) делать достоя­нием гласности;

· перед тем как предпринять какие-либо действия, просчитать их возможные отрицательные воздействия на неформальные организа­ции;

· чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны нефор­мальных микрогрупп, вовлекать их в разработку и реализацию ряда решений;

· быстро выдавать точную информацию, тем самым, препятствуя распространению слухов.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.