Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-11-28 | 236 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В свое время анализ неудач множества проектов автоматизации управленческой деятельности позволил сделать вывод о том, что, хотя обработка производственно-экономической информации в форме таблиц показателей и занимает значительное время и очень важна, но она не охватывает всех сведений, необходимых для принятия правильных решений. Информация, представленная в форме технологических и управленческих графиков, схем, отчетов, писем, справок и других текстовых и графических документов, с обработкой которых были связаны наиболее существенные трудозатраты, оставалась вне рамок автоматизации. Осознание этого факта послужило толчком к формированию обобщающей концепции информационных видов деятельности, в рамках которой акцент переносился с процесса автоматизации обработки производственно-экономической информации, на информацию, как ресурс, включающий все виды и формы данных, обеспечивающих поддержку управленческих решений.
Время подтвердило правильность такого подхода. Современные автоматизированные системы организационного управления способны работать с информацией представленной в любой форме.
Следует подчеркнуть, что определить понятие информационный ресурс не менее сложно, чем понятие информация. Понятно, что и корректная постановка вопроса о количественной оценке этих ресурсов, их связи с другими экономическими категориями требует длительных усилий специалистов и ученых самых разных областей знаний [12].
Значительное разнообразие видов информационных ресурсов и технологий работы с ними вызывает серьезные проблемы в понимании и определении информационного ресурса как объекта, а это в свою очередь ведет к осложнениям при их формировании, использовании и обеспечении сохранности.
|
Анализ определений, приведенных в различных источниках, показывает, что в состав информационных ресурсов включается либо вся (любая) информация, либо ее подмножества. Для идентификации информационных ресурсов используются различные критерии, например: классы информации, виды документов, виды носителей (способы фиксации), организационные структуры, возможность обработки на различных технических средствах и другие. Мы уже приводили одно из определений информационных ресурсов, данное в законах об информации (и связанных с ними законах), трактующее это понятие в основном как совокупность документов, хранящихся в информационных системах, и отмечали ограниченность такого подхода.
Нам представляется правильной более широкая трактовка этого понятия, преложенная в [5]. Согласно этой трактовки, информационные ресурсы – это вся накопленная информация об окружающей нас действительности, которая зафиксирована на материальных носителях или в любой другой форме, обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве между различными потребителями.
В зависимости от носителей информации, информационные ресурсы предлагается разделить на пять основных классов:
1) персонал (память людей), обладающий знаниями и квалификацией в различных областях науки и техники;
2) организационные единицы — научные, производственные, управленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач;
3) документы всех видов и их собрания на любых видах носителей (в том числе на всех видах машиночитаемых носителей, используемых в вычислительной технике и технике средств связи);
4) объекты не живой и живой природы и их коллекции. К ним относятся: промышленные образцы, рецептуры и технологии, конструкционные материалы, программные продукты, технические системы (объекты), стандартные образцы (в метрологии), т.е. любые объекты, созданные в процессе производства и являющиеся овеществленным результатом научной и производственной деятельности людей, а также семенной материал, линии животных, микроорганизмы, биологические материалы и т.д.;
|
5) научный инструментарий (в том числе автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места научных работников и проектировщиков, экспертные системы и базы знаний, измерительные и испытательные комплексы и т.д.).
Отметим лишь то, что включение в состав информационных ресурсов объекта «персонал» имеет принципиальное значение, поскольку он представляет собой их важнейшую составляющую, о которой ранее часто забывали и исключали из рассмотрения. Но именно человек является генератором новых творческих идей, обеспечивающих развитие цивилизации.
Персонал это класс информационных ресурсов, включающий лиц (специалистов), которые владеют комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате профессиональной подготовки и опыта.
Без персонала, обладающего определенным уровнем знаний, навыков и умений, все остальные информационные ресурсы превращаются в «ничто». Потеря некоторых специалистов приводит к утрате знаний, восстановить которые невозможно.
Без персонала, обладающего необходимым уровнем квалификации и объединенного теми или иными организационными формами в научные и производственные коллективы и организации, невозможен процесс общественного производства и решения научно-исследовательских задач в любой проблемной области.
Более того, чтобы сохранить информацию в определенной области знаний, необходим определенный минимум персонала, владеющего специализацией в данной проблемной области. В противном случае, эти знания могут быть утеряны, даже в том случае, если они зафиксированы на материальных носителях.
Персонал — наиболее мобильный носитель информации. Через него осуществляется активный и действенный межорганизационный обмен знаниями и технологиями. Информация, зафиксированная в памяти специалиста, является уникальным информационным ресурсом и безвозвратно утрачивается одновременно с прекращением его деятельности в той или иной сфере. Передача этой информации другим лицам не всегда может быть осуществлена. В большинстве случаев этот процесс осуществляется со значительными утратами и искажениями.
|
Мы не будем подробно останавливаться на рассмотрении всех составляющих информационных ресурсов. Студенты, заинтересовавшиеся этой проблемой, могут обратиться к первоисточнику.
В заключение этого раздела коротко остановимся на рассмотрении еще одного важного понятия данной предметной области – знаниях.
Во многих случаях «знание» можно трактовать как синоним понятий «информация» и «информационный ресурс». Знание также являются отражением реального мира в сознании. Но иногда при использование термина «знание» хотят подчеркнуть, что речь идет о систематизированных, отфильтрованных, общезначимых для развития цивилизации представлений о какой-либо предметной области.
Есть и такое интересное определение «информации» через «знание»: информация это знание, включенное непосредственно в коммуникационный процесс.
Контрольные вопросы и задания по материалам главы 2
1. Опишите основные подходы к определению понятия информация.
2. Дайте определения терминов «информация» и «данные».
3. Дайте определение содержания понятия «информация» с философской точки зрения.
4. Что такое «внутренняя» и «внешняя» модели, в чем их различие?
5. Опишите общую схему реализации информационного процесса.
6. Каковы основные этапы развития научных представлений об информации?
7. Опишите сущность и содержание понятия энтропия.
8. Дайте определение и раскройте сущность двоичной единицы.
9. Каковы единицы измерения информации?
10. Что такое условная и безусловная энтропия?
11. Как оценивается количество информации в соответствии с концепцией Шеннона?
12. В чем сущность семантического подхода к оценке количества информации?
13. В чем состоит прагматический подход к оценке количества информации?
14. Раскройте понятие экономической информации?
15. Дайте определение понятий «документы», «реквизиты», «показатели».
16. Опишите основные характеристики экономической информации.
|
17. Дайте классификацию экономической информации.
18. Опишите основные системы кодирования информации.
19. Раскройте содержание и назначение классификаторов.
20. Каковы основные элементы информационных ресурсов?
* В литературе по системотехнике встречаются и другие трактовки соотношения понятий «система» и «модель». Например, «система» трактуется как восприятие свойств объекта исследования (реальности) наблюдателем, а «модель» – как формализованное (графическое, математическое, описательное или материальное) отображение этого восприятия, т.е. системы. Иными словами, в этой трактовке «система» является внутренней моделью, а «модель» – внешней моделью в принятой нами терминологии.
* Фишер Роналд Эйлмор (1890-1962) — английский статистик и генетик, один из основателей математической статистики. Он ввёл понятие «достаточной статистики», построил теорию точечных и интервальных статистических оценок, разработал методику планирования экспериментов и внес существенный вклад в создание теории статистической проверки гипотез.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!