Тема 4. Развитие Русской культуры — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 4. Развитие Русской культуры

2017-11-28 270
Тема 4. Развитие Русской культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.

Вопросы культуры более всего сложны для самостоятельной подготовки, поэтому студенты должны познакомиться со следующими комментариями, которые им, несомненно, помогут.

Культура (от лат.) - возделывание, обработка, воспитание, развитие. Культура в широком смысле слова охватывает все то, что определяет специфику человеческого существования в мире, в отличие от существования всех других живых и неживых тел: культура труда, быта, жилища, общения, поведения, культура политическая, культура правовая.

В более узком смысле термин "культура" обозначает только сферу духовной, интеллектуальной жизни людей (литература, архитектура, живопись, скульптура, музыка, театр). "Культура - это наша мыслительная и духовная жизнь" (А. И. Солженицын).

В первой половине XIX в. Россия утвердила свое положение в качестве европейской державы. Процесс европеизации глубоко затронул образованные слои русского общества. Дворянская и разночинская культуры стали развиваться в русле европейской традиции. Повторяя свойственную им смену идеологических и художественных направлений - просвещение, классицизм, романтизм, реализм, европейский рационализм и европейские художественные приемы служили для освоения собственной национальной традиции. Традиционно на развитие культуры оказывали влияние исторические события эпохи, политическая жизнь страны.

Отечественная война 1812 г. обострила чувство патриотизма, самосознание народа, что проявилось в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева. Русская литература обрела национальное и социальное звучание, стала формой осмысления исторического пути страны, духовного богатства ее народа. Со времен А. С. Пушкина литература стала оказывать наиболее сильное влияние на духовную, общественную жизнь образованной части населения России. Именно она определила XIX век как "золотой век" русской культуры.

Чувство патриотизма проявились в архитектурных образах позднего классицизма (ампира). По своей природе архитектура является искусством, которое своим образом моделирует идеи времени. Архитектура - это материализованный образ времени, поэма в камне. Не случайно, что в поисках средств выразительности зодчие обратились к наследию Древней Греции. Именно в мировоззрении древних греков классической эпохи оказалось много черт, близких и понятных просветителям начала XIX в. Здания той поры в архитектурных формах воплощали идеи единства, величия, гармонии и свободного общества граждан, идеи разума и гуманизма. И люди начала XIX века боролись за идеи гражданственности, могущества человеческого разума, достоинства человеческой личности. Таким образом, в новых исторических условиях XIX в., используя основные принципы ордерной архитектуры Древней Греции, русские зодчие создают произведения, воплощающие веру в возможность построения гармоничного и свободного общества. Здания классического стиля — это монументальные сооружения, отличающиеся стройностью элементов, четкостью, симметричностью и взаимоподчиненностью. Это воплощение архитектурного идеала равновесия социальных слоев. Человек, тем более народ, не должен рабствовать, и каждая колонна Адмиралтейства, олицетворяющая монументализированный эквивалент человека, нигде не угнетена. Она легко, вместе с другими колоннами, несет фронтон, как бы добровольно исполняя свой долг. Отдельные портики, сохраняя самостоятельность, подчиняются общему ритму, нарастающему к центру. И все объединяет вознесшийся к небу шпиль - символ разумной и единой власти. Именно так образованные люди первой трети XIX века воспринимали поздний классицизм в архитектуре, в котором воплотились мечты о разумном, свободном мире.

Итак, основные черты позднего классицизма в архитектуре - это строгая симметрия, четкость, пропорциональность, трехчастное деление здания, причем центральная часть выделена за счет колоннадного портика и треугольного фронтона (часто с колесницей Победы), высокий цоколь, ритмический ряд окон, вход в здание - всегда строго по центру.

Весь период позднего классицизма в архитектуре (1800 - 1830-е годы) можно разделить на два этапа. На первом этапе (1800 - 1815 гг.) доминировали архитекторы А. Н. Воронихин (Казанский собор, Горный институт, дом Лавалей, "Павильон роз" в Павловске и др.), А. Д. Захаров (Адмиралтейство, Стрелка Васильевского острова), Ж. Тома де Томон (Военно-морская биржа, ростральные колонны). Их архитектурные произведения отмечены общностью стилевых основ, монументальностью, огромными фасадами и объемами, необычайной образной выразительностью. Но в то же время, они индивидуальны проявлением особого подчерка каждого, что придает им поэтическую одухотворенность.

Начало второго этапа позднего классицизма в архитектуре (1815 - 1830-е годы) совпадает с победоносным завершением Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии. Триумф в освободительной войне вызвал новый патриотический подъем в творчестве зодчих. Характерными чертами этого этапа стали: 1) ансамблевость архитектурного оформления Петербурга и Москвы: создаются ансамбли Дворцовой, Казанской, Сенатской площадей в северной столице: Красной, Театральной, Манежной площадей в первопрестольной; 2)строительство новых видов общественных зданий - театров, бирж, вокзалов, манежей, казарм, учебных заведений, торговых рядов, пассажей; 3) окончательное оформление площадей, перепланировка улиц, целых районов - заканчивается оформление Петербурга - Северной Пальмиры. Ведущими архитекторами этого этапа были: Карл Росси (здание Сената и Синода, Александрийский театр, арка Главного штаба, Публичная библиотека, Михайловский дворец), В. Стасов (Нарвские Триумфальные ворота, здание казарм Павловского полка, Московские триумфальные ворота).

Итак, в Петербургском классицизме (1800 1830 гг.) проявили себя разные мастера, их объединяло то, что они трудились над одной задачей: создание величественного образа российской столицы.. Ценность архитектуры этого периода определяется не только дарованием отдельных мастеров, но и той целеустремленностью, с которой они стремились сделать красивой северную столицу и представляли ее себе как выражение в камне государственной мощи и народной славы. А. С. Пушкин любил Петербург не только за то, что он "Петра творенье", но любил его "строгий стройный вид". Петербургская архитектура первой трети XIX в. - это преимущественно официальная, парадная архитектура, в ней прямо сказывается воздействие вкусов заказчиков. Но к этому не сводится сущность петербургской архитектуры. Русские архитекторы превращали представительность, грандиозность, парадность в ясную гармонию, мудрую соразмерность, благородную простоту. И поэтому архитектура этого периода, как впрочем, и все искусство, приобрела человечный, гуманный характер.

Строительство в Москве в первой трети XIX в. велось не в столь обширных масштабах, как в Петербурге, и носило более скромный, порой интимный характер. Зато более открыто о себе давала знать связь архитектуры с исконно русскими традициями старины - древнерусской деревянной архитектурой. Московский поздний классицизм в архитектуре именуют «уютным, доверительным стилем» (А. А. Вознесенский). Выдающиеся московские зодчие восстанавливали первопрестольную от пожаров 1812 г., строили новые здания. О. И. Бове завершил ансамбль Красной площади, построив здание Новых торговых рядов; он - автор проекта Александровского сада у Кремлевской стены, один из авторов Манежа и Манежной площади, построил здания Большого и Малого театров, завершил оформление Театральной площади, построил Триумфальные арки в начале Тверской улицы. А. Г. Григорьев создал дом Лопухина, усадьбу Кузьминки. Д. И. Жилярди восстанавливал здание Московского университета, автор проектов «уютных» московских особняков, актового зала Московского университета. Е. А. Тюрин в середине XIX в. построил в Московском Университете Храм Святой Татьяны, Богоявленский собор в Елохове. Шестаков* возвел храм Большое Вознесение у Никитских ворот, где в феврале 1831 г. венчались А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова. Итак, московский классицизм более «уютный», скромный, вошел в историю архитектуры своими замечательными особняками (каменный низ, деревянный верх, окрашенный всегда желтым цветом, так хорошо гармонировавший и со снегом, и с зеленью; фронтон заменялся то балконом, то мезонином, крыльцо часто украшалось двумя, четырьмя колоннами). Такие дома строились во всей провинциальной России, в том числе и в Туле XIX века.

 

АРХИТЕКТУРА ТУЛЫ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

 

Архитектура провинциальной Тулы имеет свою особенность, которая связана с социально-экономическим развитием города, являющегося центром железоделательной отрасли промышленности, оружейного производства. Центр города составляют три улицы, идущие от Кремля, и несколько улиц, радикально пересекающих их. Здесь дворянские особняки, двухэтажные дома купцов, магазины, лавки, конторы. Центр жил кипучей жизнью зимой, на лето его обитатели уезжали в свои имения. Исстари сложилось, что мастеровые люди жили в двух слободах - Чулково и Заречье. Последняя в XIX веке стала обживаться вышедшими из оружейников купцами - не случайно основная улица Заречья называлась Миллионной (ныне ул. Октябрьская). Центральная часть Тулы - небольшая, земля — в частной собственности, поэтому новых зданий строили немного, но именно в этой части города. Чулково и Заречье застраивались деревянными домами мастерового люда и мещан.

В первой половине XIX в. строили жилые дома, здания административного назначения и церкви. Сооружений в стиле позднего классицизма в Туле немало, в этом наш город - хоть и провинциальный - от веяния эпохи не отстал. Самой ранней по времени постройкой (1820 гг.) является старинный особняк на улице Пирогова, 7. Главный фасад выходит на "красную линию" улицы. Здание имеет характерное для позднего классицизма трехчастное деление. Доминирующее значение центральной части подчеркнуто тем, что красивый портик из шести полуколонн и треугольного фронтона с полукруглым окном в центре выступил за линию застройки, а боковые крылья здания ниже на один этаж и скромно оформлены.

На улице Октябрьской (дома № 17, 43, 45, 46) находятся несколько особняков богатых, знатных оружейников, в том числе Лялиных, Гольтяковых. Эти двухэтажные дома относятся больше к позднему московскому классицизму, отличаются своей уютностью, сдержанной нарядностью. Особое впечатление производит дом по Оружейному переулку, 7. Кирпичный цокольный этаж, верх - деревянный, мезанин с полуциркульным окном в центре, над которым высится фронтом. Дом отличается простотой и лаконичностью форм, что не мешает ему быть красивым и производить приятное впечатление.

Эти сооружения провинциального позднего классицизма принято называть московским ампиром, они - безымянны.

Выдающимися памятниками зодчества позднего классицизма, ни в чем не уступающими столичным сооружениям, являются здания, построенные В.Ф. Федосеевым. Тульские краеведы В.Н. Ашурков, Р.Р. Лозинский, В.Н. Уклеин много и охотно писали об этом талантливом архитекторе - ученике и ближайшем помощнике знаменитого К. Росси.

В 1830 г. В.Ф. Федосеев приехал в Тулу, желая самостоятельно практиковать. В нашем городе им были спроектированы, построены выдающиеся произведения архитектуры позднего классицизма:

- колокольня Всехсвятской церкви (1833-1863);

- Петро-Павловская церковь (1833-1848);

- Преображенская церковь (1830-1842);

- Казанская церковь (1858) (в настоящее время не существует);

- дом купца Добрынина (1830-1842).

Подробнее остановимся на особенностях этих сооружений.

Колокольня Всехсвятской церкви построена на самом высоком месте города, имеет высоту 77 метров*, доминирует над всеми сооружениями старой Тулы (отсюда понятие доминанты). Между строительством церкви и колокольни прошло более полувека.

В.Ф. Федосееву удалось избежать разностилья. Трехярусная колокольня с убывающими вверх объемами украшена ничего не несущими колоннами нижнего яруса, с характерными портиками. Эти элементы смотрятся как борочные украшения, схожие по стилю с убранством самой церкви.

Петро-Павловская церковь - единственная в Туле ротонда, т. е. круглый в плане храм. Круг в древности считался полной гармонией. В.Н. Уклеин называет творение Федосеева вариациями на тему круга и его производных. Эта тема звучит в цилиндрическом объеме ротонды и ее светового барабана, в полусфере купола. Основной объем ротонды - массивный и высокий цилиндр, его украшают причудливой формы окна, именуемые итальянскими: крупные арки, разделенные дорическими пилястрами на три проема. Средний вдвое шире боковых и служит входом в ротонду. В верхней части арки - полуциркульное окно. На невысоком барабане - полусфера купола.

На Менделеевской улице в XIX в. находился Успенский девичий монастырь. Одну из церквей для него - Преображенский Храм - построил В.Ф. Федосеев. Здание церкви монументально величественно. Восемь трехчетвертных колонн украшает уличный и дворовый фасады здания. Они покоятся на высоком цоколе с крупными, полукруглыми окнами.

Храм двухэтажный. Высокие окна между колоннами освещают верхний храм, полукруглые окна в цоколе - нижний. Здание церкви монументально, идеально в пропорциях и могло украсить столичный город.

Дом купца Добрынина сегодня занимает ТОИНО (ул. Ленина, 56).

Знатоки архитектуры говорят, что авторство В.Ф. Федосеева несомненно, слишком много элементов купеческого дворца повторяются в архитектуре Преображенской церкви.

Высокий цоколь прорезают несколько полукруглых окон, шесть колонн антаблемента венчает ступенчатый аттик. Так выглядит здание после перестройки: к основной его части были приделаны два крыла. В конце XIX столетия в этом здании находилось коммерческое училище, в советское время - средние школы.

Казанская церковь, построенная В.Ф. Федосеевым, считалась самой богатой в Туле, здесь существовала большая библиотека и образ Казанской Божьей Матери, подаренной Туле матерью Петра I - Наталией Кирилловной Нарышкиной.

Был вклад и царя Алексея Михайловича, это еще один список с иконы Казанской Богородицы. Храм снесен в 1929 г. советской властью, поэтому его красоту, величие и монументальность сегодня можно увидеть только на открытке.

В.Ф. Федосеев представил следующие проекты:

1) комплекса зданий оружейного завода, которые были в измененном виде осуществлены архитекторами Вальпреде* и М.А. Михайловым;

2) здания Дворянского собрания (ныне Дом офицеров), 1843-1856;

3) реконструкции и постройки заново более обширного Воскресенского собора на территории ТОЗа.

Итак, творчество В.Ф. Федосеева обогатило наш город рядом значительных по своей архитектуре и градостроительному значению произведений (Уклеин, В.Н. Тула - каменная летопись / В.Н. Уклеин. - Тула, 1984. - С. 56-86).

Отметим еще одно здание классического стиля в Туле.

В 1843 году тульский архитектор Пименов** построил церковь Спаса-Преображения (в настоящее время не существует). Ее можно увидеть только на открытке начала XX в. Искусствоведы говорят, что купол этого храма тождественен куполу Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге.

В начале XIX в. в Туле были возведены здания, которые несут на себе отпечаток архитектурных стилей предшествующих эпох. Так нередко случалось в провинции - архитектурная мода запаздывала.

В 1807 г. построен храм Спаса – на - Горе в Заречье (ул. Пузакова, 1). Эта кладбищенская церковь. Еще одна кладбищенская церковь - храм Дмитрия Солунского - возведена в 1820-е годы. в Чулково. В начале XIX в. построены здания Присутственных мест (архитектор Е.В. Нежданов). Два одинаковых по типу сооружения построены друг напротив друга на перекрестке проспекта Ленина и улицы Пушкинской. В 1819-1822 гг. возведено здание Тульской духовной семинарии (ул, Староникитская, 75). На улице Пушкинской, 16 сохранилось здание мужского духовного училища, построенного в начале XIX в. Таким образом, архитекторы Тулы — известные и безымянные — в первой половине XIX в. возвели многочисленные сооружения, которые украшали город, часть их сохранились до настоящего времени.

Таков тульский провинциальный поздний классицизм в архитектуре.

С конца 1830-х годов. архитектурный процесс приобретает усложненный и многоплановый характер. Постепенно классицизм облекается в догматические каноны, тормозя развитие зодчества, вступая в противоречие с прогрессивным развитием техники и строительных материалов. Архитекторы ищут новые направления, формы выразительности. Наступило время эклектики - смешение стилей. В этот период творили выдающиеся мастера:

- О. Монферран - Исаакиевский собор в Петербурге (1818-1858);

- К.А. Тон - Большой Кремлевский дворец (1844-1851); здания Николаевского вокзала в Москве (1849) и Московского вокзала в Петербурге (1844-1851); храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883);

- А.И. Штакеншнейдер Мариинский (1839–1844) и Николаевский (1853-1861) дворцы в Петербурге.

Задания по данной теме

 

1. Обозначьте стилевые особенности русской архитектуры первой половины XIX в.; дайте определение понятия позднего классицизма, перечислите его отличительные черты; назовите имена выдающихся архитекторов и их творения.

2. Пользуясь работами В.Н. Ашуркова, Р.Р. Лозинского, В.Н. Уклеина, подготовьтесь к описанию тульской архитектуры первой половины XIX в.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.