Три стратегии сообщения новой информации — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Три стратегии сообщения новой информации

2017-11-28 207
Три стратегии сообщения новой информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


вой информации. Третьи придерживаются «золотой середины» (схема 16).

Объем новой информации, сообщаемой на уроке, оказывает существенное влияние на результативность учебы. Какие-то количественные рекомендации здесь пока дать трудно. Стратегию подачи нового материала определяет индивидуально каждый учитель.

• В процессе урока, разговора, выступления важно сообщать достаточно новой информации, чтобы слушать вас было интересно. Однако не стоит говорить слишком сложно, слушатели должны понять и усвоить то, что вы говорите. Если вы даете мало новой информации, вас не слушают потому, что почти всем это известно, и слушать скучно. Если слишком много новой информации (схема 16), то вас не слушают, поскольку не могут быстро ее усвоить.

5. «Ученик это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который важно зажечь», —говорили еще древние педагоги. Если учитель в процессе общения с учениками дает готовые правила, решения, предложения, выводы, то эффективность такого общения невелика. Человек, особенно ученик, гораздо лучше усваивает то, до чего додумывается сам.

• В процессе урока, разговора, выступления слушатели должны решать обсуждаемые проблемы вместе с вами, но на основе своего собственного опыта, дабы самостоятельно делать те выводы, к которым вы их подготовили.

 

Глава 8 ——————

6. Каждая социальная группа говорит на языке, имеющем определенную специфику, иногда весьма отличную. Язык трактористов отличается от языка олигархов, имеет свои особенности речь учителей, военных, милиционеров, заключенных и т. п. Имеет свои отличия лексика не только больших социальных групп, но и коллективов, микрогрупп и отдельных людей.

Общаясь с окружающими, человек естественно говорит с ними на том языке, который ему ближе. Однако общение станет гораздо эффективнее, если знать особенности языка и мышления той аудитории, к которой вы обращаетесь. В начальных классах учитель говорит на одном языке, в старших классах его речь звучит уже иначе. С отцами учащихся классный руководитель должен говорить иначе, чем с матерями, используя другой словарный запас.

• Если вы хотите реально повлиять на учеников или учителей, то говорить с ними нужно не на своем, а на их языке.

Учащиеся делятся на возрастные группы, каждая из которых имеет специфику и речи, и мышления. Чем лучше учитель знает эти особенности, чем активнее использует их в педагогической деятельности, тем меньше конфликтов со школьниками у него возникает.

7. Уроки на одну и ту же тему у разных учителей могут заметно отличаться. Качество преподавания учителей математики в разных школах района также различается, иногда существенно. С чем это связано? Ведь все учителя математики учат по одинаковым учебникам и программам. Однако в не меньшей степени качество преподавания определяется тем, как учитель изложит содержание учебника, какой собственный материал дает на уроке, какими примерами проиллюстрирует теоретические положения.

Наиболее ценным в работе педагога является его индивидуальный стиль, его собственные оценки и подходы к преподаванию учебной дисциплины.

В выступлении и разговоре ценится и запоминается не повторение общеизвестных сведений, а собственные оригинальные мысли.

• Результативность общения будет выше, если вы даете собственные оценки событиям, излагаете свои, а не чужие мысли, предлагаете оригинальные подходы к решению конкретных проблем.

 

— Общение и профилактика конфликтов

Отсюда правило: к важным урокам, выступлениям, разговорам необходимо готовиться заблаговременно

8. В условиях села темп жизни, конечно, спокойнее, чем в городе. Тем не менее, и на селе время сегодня ценится, и никто не любит тратить его попусту. «Всякая экономия, в конечном счете, сводится к экономии времени», — писал К. Маркс.

• Важнейшее правило общения — цените не только свое, но и чужое время.

Урок нормирован по времени. Однако он может быть или насыщенным информацией, или вялотекущим. Если педсовет спланирован продолжительностью 1 час, а перед его началом выясняется, что выносимые на обсуждение проблемы можно решить за 15 минут, то следует закончить педсовет через 15 минут. Это и учителям будет полезно, и авторитет директора повысит.

Всегда говорите кратко и по существу. Не «тяните резину». Краткость, как известно, — сестра таланта.

9. Общение между людьми или группой людей, имеет свою цель. Порой эти цели осознанные, но бывает, что они не осознаются собеседниками. Общение может иметь четыре основные цели:

• проинформировать о чем-то собеседника;

• разъяснить что-либо слушателям;

• убедить в чем-то аудиторию;

• призвать людей к конкретному действию.

Типичной ошибкой, допускаемой в общении, является

несоответствие содержания разговора или выступления его цели. Если вы хотите, чтобы ученики пришли на воскресик, то нельзя строить общение с ними только в информационном ключе. Призыв выйти на воскресник могут услышать не все школьники, если не разъяснить необходимость этого мероприятия, не убедить в важности этой акции для всех и каждого. Призыв выйти на воскресник должен быть эмоциональным — ведь только эмоции учителя вызывают ответные эмоции у учеников.

• Четко определяйте цели важных уроков, разговоров,

выступлений. Содержание общения должно максимально обеспечивать достижение цели, оно должно «работать» на цель.

10. Наверняка многие обратили внимание, что последние 10-15 лет на телевидении, да и в газетах практичес-

 

Глава 8

ки не встречаются такие понятия, как «честность», «порядочность», «правдивость», «трудолюбие». Зато широкое распространение получили словечки из воровского жаргона. Это отражает положение дел в нашем обществе. Однако Россия, как и любое государство в мире, держится не на мародерах-олигархах и продажных чиновниках, а на порядочных людях, людях труда и чести. Поэтому ученик, учитель, директор должны воспитывать в себе такие качества, как порядочность, честность, трудолюбие. Воровство, ложь и нежелание что-то делать, распространенные сейчас, не должны стать образцом поведения.

В этих условиях многое зависит от учителя, особенно сельского. Сохранить в себе и учениках порядочность, честность, трудолюбие — значит способствовать сохранению России. Сегодня хорошая работа учителя — залог возрождения страны. Важно формировать у учеников объективное, а не искаженное представление о положении дел в мире, стране, регионе, селе. Для этого необходимо научиться говорить правдиво.

Старайтесь быть максимально правдивыми. Если правду все же сказать никак нельзя, то, по крайней мере, не обманывайте — лучше уклонитесь от обсуждения.

Дети и подростки иногда не вполне понимают, но почти всегда чувствуют неправду. У порядочного, правдивого ученика, учителя, директора всегда меньше конфликтов с окружающими, чем у тех, кто данными качествами не обладает.

Еще одну опасную сторону неправды подметил великий русский писатель Н. Лесков. «Ложь вредна людям, а себе еще вреднее», — писал он.

Оптимальная манера общения

Результативность и неконфликтность общения определяется не только тем, что вы говорите, но и тем, как говорите. По мнению более 200 опрошенных учителей, манера общения влияет на эффективность диалога почти в такой

 

— Общение и профилактика конфликтов,

же степени, как и содержание. Поэтому ученику, учителю, директору важно следить за манерой общения. Рассмотрим рекомендации, полезные при общении.

1. Люди, как и государства, делятся на три категории. Одни стараются по возможности жить за счет других, получать больше, чем отдавать. Другие, наоборот, осознанно или вынужденно отдают больше, чем получают. Третьи стремятся поддерживать некоторый баланс между тем, что отдают, и тем, что получают. Общаясь с окружающими, нельзя относиться к собеседнику, классу или учительскому коллективу потребительски. Нужно не только помнить о своих проблемах и бедах, но и чувствовать чужую нужду, потребность, горе. Россия всегда была сильна коллективизмом. Это отличало ее от Запада, где естественным считается индивидуализм.

• На уроке, в разговоре, выступлении проявляйте искреннюю заинтересованность в собеседнике, его проблемах. Это способствует конструктивному общению, уменьшает вероятность конфликтов.

2. «Человек бесхитростный, но увлеченный страстью, может убедить скорее, чем красноречивый, но равнодушный»,— отмечал Ф.Ларошфуко. Равнодушный ученик, учитель, директор вряд ли быстро найдут общий язык. Поэтому говорить необходимо эмоционально, в меру, разумеется. Главной эмоцией в общении, по мнению Д. Карнеги, является убежденность. На наш взгляд, это справедливое утверждение.

• Говорить нужно убежденно. Если вы убеждены в правильности и справедливости того, что говорите, то ваша убежденность вызовет ответную убежденность.

3. Представьте ситуацию: старшеклассник заходит утром во двор школы и видит в разных углах двора две группы своих товарищей. У одних подавленные лица, опущенные плечи, поникшие головы. Они обсуждают какую-то тяжелую проблему. У других, стоящих недалеко от первой группы, — наоборот, веселое настроение. Вопрос: «К какой группе, скорее всего, подойдет старшеклассник?»

Исследования показывают, что обычный человек предпочитает общаться с веселыми, жизнерадостными людьми, чем с грустными и озабоченными. Поэтому в ходе об-

 

Глава 8

щения желательно хотя бы изредка улыбаться собеседнику. Улыбка выполняет позитивные функции.

Во-первых, улыбка показывает, что у вас в общем все в порядке.

Во-вторых, она говорит о том, что вы рады собеседнику.

В-третьих, как утверждает американский психолог У.Джеймс, даже вымученная улыбка улучшает настроение. Значит, если вы улыбнулись, то тем самым повысили себе настроение. В-четвертых, согласно закону эмоционального заражения, ваша улыбка собеседнику, классу вызывает ответные положительные эмоции.

4. На каждых выборах В.В. Жириновский набирает относительно больше голосов, чем некоторые кандидаты. За счет чего это происходит? Ведь то, что он говорит, далеко от реальности. Важно, как говорит В.В. Жириновский. А говорит он всегда напористо, энергично и частично не то, что говорят другие. Такой стиль общения оказывает внушающее воздействие на аудиторию. Это подметил и Д. Карнеги.

• Говорите и выступайте уверенно и энергично. Это усиливает ваше влияние на слушателей, заставляет верить, что вы способны выполнить то, что обещаете.

5. Любой урок, выступление, разговор обычно состоят из трех частей: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение по времени обычно в сумме занимают не более 10-15% общей длительности выступления. Однако многие из вас, обратившись к собственному опыту, согласятся с тем, что результативность общения зависит от характера вступления и заключения не на 10-15%, а гораздо больше. Отсюда рекомендация: если у вас

мало времени на подготовку к уроку, выступлению, то, прежде всего, необходимо продумать вступление и заключение. Если же достаточно времени на подготовку к уроку, то все равно вступление и заключение следует продумать более тщательно.

Основные задачи, решаемые в процессе выступления: заинтересовать слушающих, может быть даже им понравиться; оценить состояние аудитории; обозначить проблему общения, показать ее важность.

Завершая разговор целесообразно: сделать выводы, еще раз подчеркнуть главное; шуткой или другим способом

 

— Общение и профилактика конфликтов

снять напряженность, если она возникла; решить кто и в какие сроки делает, и кто за что отвечает.

• Ответственные уроки, разговоры, выступления лучше проводить тогда, когда вы находитесь в хорошей физической форме. Если же устали, не выспались, перенервничали, больны, то важные разговоры целесообразно перенести на другое время.

6. Абсолютно всю информацию об окружающем мире человек получает через пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Однако, около 80% информации о ситуации человек получает посредством зрения.

• Если вы будете воздействовать на слушающих не только словом, но и используя другие органы чувств, прежде всего зрение, а также осязание и обоняние, то результативность общения может возрасти много кратно.

У младших, да и у старших школьников словесно-логическое мышление развито заметно слабее, чем у взрослых. Поэтому, общаясь с учениками, следует использовать наглядные пособия, схемы, макеты. Все, что учащийся увидит, он поймет и запомнит гораздо лучше, чем просто на слух.

7. Образная, яркая фраза не только оживляет и украшает общение. Она делает его более результативным. Поэтому, готовясь к уроку, выступлению желательно найти, сконструировать две-три короткие, яркие характеристики-фразы. Ученик, учитель, директор должны постоянно работать над образностью, яркостью, точностью фразы. Если не хватает своего, можно воспользоваться мудрыми и афористичными фразами, принадлежащими другим. В этом нет ничего зазорного. В этом смысле может пригодиться вышедший в 2001 г. трехтомник «Великие мысли великих людей».

• 8. Во время ответственных уроков, выступлений, разговоров не следует отвлекаться, думать о постороннем. Необходимо все силы направить на то, чтобы максимально результативно организовать общение.

• 9. Последняя по списку, но первая по значимости рекомендация: только тот хорошо общается, кто пользуется авторитетом, и оказывает влияние на собеседников только тот, кто умеет хорошо слушать.

 

 

Глава 8

Как снизить

Конфликтогенность общения

Большинство конфликтов в школе начинается именно на уровне общения. Многие конфликты возникают из-за неудачно сказанного слова, обидного сравнения, несправедливой оценки. В то же время общение — основной инструмент профилактики и завершения конфликтов. Рассмотрим 10 практических рекомендаций, направленных на предупреждение конфликтов за счет компетентного общения.

1. Почти в любом рабочем коллективе по основным проблемам обычно существует несколько точек зрения: одна —директора, остальные — неправильные. Это, конечно, шутка. Но известно, что многие руководители без энтузиазма относятся к людям, имеющим другую точку зрения, да еще и отстаивающим ее. Вместе с тем, логика подсказывает, что редко бывают абсолютно совпадающие взгляды на какую-либо проблему. То, что учителя могут иметь разное мнение по одной проблеме, совершенно естественно. У них разный возраст, пол, педагогический опыт, время проживания в данном городе или селе, состояние здоровья, ситуативное настроение, информированность, своеобразное мышление, семейное положение и т. д. У них все разное! Как же могут быть их мнения одинаковыми? Директора или учителя должно насторожить, если в руководимом ими коллективе все имеют одинаковую точку зрения на то или иное событие.

• Очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, даже тогда, когда они противоположны вашему.

2. В первой главе говорилось, что, пока спорящие люди не испытывают по отношению друг к другу негативных эмоций, между ними нет конфликта. То есть ситуация может быть только предконфликтной. Отсюда — правило: всеми силами боритесь с негативными эмоциями по отношению к другим людям или хотя бы с их внешними проявлениями. Будьте доброжелательны и великодушны по отношению к ученикам и учителям. Они вам отплатят тем же.

 

 

— Общение и профилактика конфликтов —

3. Представим, что вам удалось выявить мнение всех односельчан о нынешнем главе сельской администрации. Наверняка в селе найдутся несколько человек, которые главу администрации искренне уважают. В то же время, скорее всего, есть люди, которые относятся к нему негативно. Каков же на самом деле ваш глава администрации? Действительно, у главы вашей сельской администрации есть как положительные, так и отрицательные качества.

Дело в том, что крайние оценки — «абсолютно хороший» или «абсолютно плохой» — редко соответствуют действительности. Поэтому они порой могут стать причиной конфликтной ситуации. Избегайте в общении крайних, жестких и категоричных оценок. Они часто ошибочны. Жесткость и категоричность легко провоцирует противостояние и неприятие ваших оценок партнером по общению.

4. Есть люди, которые чаще обращают внимание на недостатки окружающих и на то, что они не сделали, но вполне могли бы сделать. Другие стараются видеть в людях в первую очередь достоинства и замечать то, что им все же удалось сделать, несмотря на определенные трудности. Конечно, у второй категории людей конфликтов с окружающими гораздо меньше, чем у первой. К сожалению, большинство составляют люди первой категории.

• Общаясь с окружающими, старайтесь видеть и опираться на положительное в них. Оценивайте людей в большей степени по тому, что они сделали, а не по тому, что они не сделали. Эта рекомендация вдвойне важна для педагогов, поскольку принцип опоры на положительное в процессе обучения и воспитания школьников проверен веками.

5. Д. Карнеги настоятельно рекомендует не критиковать других людей, дабы не провоцировать конфликты. Однако можно ли жить и работать, никого не критикуя? Можно, если ты миллионер, как Д. Карнеги, и то не очень долго. В чем он прав, так это в том, что критика действительно является мощным источником конфликтов. Следующие рекомендации помогут тем, кто стремится избежать конфликтов как реакции на критику.

• Критика воспринимается более конструктивно, если компенсировать ее конфликтогенность искренней и заслуженной похвалой, предваряющей критику. У любого человека, тем более сельского жителя, всегда можно найти

 

 

 

что-то такое, за что можно, искренне похвалить. Если вы увидели и оценили в человеке положительное, то последующая критика воспринимается им менее конфликтно, чем в том случае, когда вы указываете только на недостатки.

6. Говорят, что у СП. Королева в кабинете висел плакат: «Не согласен —критикуй! Критикуешь — предлагай! Предлагаешь — действуй!» С точки зрения психологии выдающийся советский конструктор сущность критики понимал абсолютно правильно.

• Критика — не самоцель, а способ улучшения жизни и деятельности. Если критика не способствует совершенствованию людей и дела, то она не только бесполезна, но и вредна. Поэтому, критикуя, необходимо обязательно указывать на возможные пути исправления ошибок. Критиковать легко, хорошо сделать намеченное — гораздо сложнее. Лучший способ критики — самому молча исправить те ошибки, которые допустил критикуемый. Если вы не уверены, что сможете это сделать, — лучше не критиковать.

• 7. Данная рекомендация основана на материалах, рассмотренных в шестой главе. Суть ее такова: критиковать можно конкретные поступки и конкретные результаты деятельности человека, а не его личность и работу в целом. Поэтому давать негативную оценку человеку или его работе в целом — это значит почти наверняка натолкнуться на несогласие критикуемого. Следовательно, критика не достигла цели, а только спровоцировала конфликт.

• 8. Критикуя одного человека, не следует сравнивать его с другими, более лучшими. У того, кого критикуют, чаще всего возникает чувство неприятия и критика «лучшего». Тем самым вы провоцируете конфликт между теми, кого ставите в пример, и критикуемым.

Особенно важно это учитывать в школе, поскольку и ученики, и учителя довольно чувствительны к критике. Критиковать, как, кстати, и хвалить учеников, учителей, лучше не сравнивая никого персонально.

• 9. Существует два вида критики: критика других и критика самого себя. Какой же из них является основным? Конечно же самокритика. Прежде чем учить, воспитывать и критиковать других, необходимо самому стать лучше тех, кого вы наставляете. Если очевидно, что вы критично от-

 

—Общение и профилактика конфликтов ——

носитесь к себе, то и ваша критика окружающих будет восприниматься менее конфликтно. При этом важно не забывать, что самокритика, как и критика, хороша в меру.

• 10. Однако напоминаем: не только вы можете критиковать окружающих, но и они могут позволить себе удовольствие покритиковать вас. В ваших же интересах, разумеется. Как относиться к людям, которые вас критикуют?

Давно сказано: «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее друга, который их не видит». Заметим: не приятнее, а именно полезнее. От критики, как и от холодного душа, трудно получить удовольствие. Однако польза ее несомненна. Люди, которые вас критикуют, менее опасны льстецов, которые всегда хвалят. «Ухо наше для лести — широко открытая дверь, для правды же — игольное ушко», — отмечал Б. Паскаль.

В критике всегда можно найти рациональное зерно. Потому очень важно научиться использовать потенциал критики и критикующего в интересах совершенствования дела и самого себя. Для этого необходимо выработать психологическую устойчивость к критике, реагировать на нее не эмоционально, а рационально.

Психология конструктивной

Дискуссии и спора

Дискуссия и спор являются распространенным способом общения, решения проблем как в ученических, так и в учительских коллективах школ.

Дискуссия — это высказывание мнений по обсуждаемой проблеме, в процессе которой нередко рождается решение, устраивающее большинство.

Спор предполагает столкновение, борьбу мнений, стремление участников доказать преимущество именно своих взглядов. Дискуссия и спор нередко могут спровоцировать предконфликтную, а то и конфликтную ситуацию. Поэтому умение конструктивно организовать дискуссию и спор

 

 

Глава 8

является весьма полезным качеством при профилактике конфликтов в общеобразовательной школе.

Ученику, учителю, директору следует помнить 10 советов, помогающих конструктивному ходу дискуссии или спора.

1. Удивительно, но многие дискуссии и споры ведутся в ситуациях, когда спорящие не имеют ясного представления ни о предмете спора, ни о том, чего они хотят в результате добиться. «Самое трудное в споре — не столько защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление», — отмечал А. Моруа.

Поэтому, прежде чем начинать спор, нужно задать себе два вопроса и, самое главное, попытаться ответить на них. Вопрос первый: «А из-за чего, собственно, я буду вступать в спор? В чем проблема спора?» Например, начинать принципиальный спор с учительницей по поводу того, сдержит ли правительство обещание платить вовремя зарплату учителям, я бы не советовал. Вопрос второй: «Чего я хочу добиться в споре?» Если проблема спора может быть решена в принципе, но вы оцениваете свои шансы на успех как очень низкие, то и не стоит начинать спор.

Прежде чем начинать спор, нужно определить его предмет, возможность решить проблему в результате спора, вашу цель в споре и вероятность ее достижения.

2. Очень часто разные люди одними и теми же словами обозначают разные явления. Прежде чем спорить, необходимо выяснить понимание каждой из сторон сущности и содержания основных понятий, характеризующих проблему спора. Если не определиться в понятиях, то спор может продолжаться бесконечно.

3. Заметно повышает конструктивность спора и уменьшает риск возникновения конфликтов четкое определение «пунктов разногласий» с оппонентом. Пока вы спорите обо всем, вероятность выработки согласованного мнения невелика. Обычно у оппонентов бывают разные позиции не по всем и даже не по большинству аспектов проблемы, а только по некоторым из них. Важно уметь установить те моменты, по которым оппонент согласен с вами, а также определить конкретно те несколько пунктов, по которым есть разногласия.

4. Задача дискуссии — не только высказаться, но и убедить оппонента в правильности своей точки зрения. Конеч-

 

— Общение и профилактика конфликтов —

ная цель спора — произвести изменения в точке зрения оппонента. Очевидно, чем лучше вы знаете индивидуальные особенности оппонента, тем правильнее определяете стратегию спора, тем более он конструктивен и менее конфликтен. Что же важно знать об оппоненте, чтобы дискуссия стала более продуктивной? Перечислим.

Личностные качества оппонента: его порядочность, самооценку, направленность, особенности характера, темперамента и др.

Уровень профессиональной подготовки в проблемной области спора. Если директор школы спорит о плане ее работы на учебный год с начальником районного управления образования, который до этого 17 лет был директором школы, — это один спор. Если начальник работает в системе образования второй год, а до этого последовательно возглавлял в районе сахарный завод, животноводство и почту, то это совсем другой спор и по содержанию, и по форме. Хотя объект спора один и тот же.

Жизненный опыт оппонента. Спор по одной и той же проблеме с семиклассником, десятиклассником и оппонентом, которому за 30 лет, не может быть одинаковым. Разный жизненный опыт требует разной аргументации в споре.

Пол оппонента тоже сказывается на характере спора. Дискуссия с девочкой, девушкой, женщиной отличается от спора с мальчиком, юношей, мужчиной. Нужно учитывать различия в стиле мышления, эмоциональной реакции, мировосприятии в целом женщин и мужчин.

5. Когда тетерев исполняет свою песню — токует, то абсолютно ничего не слышит. Этим пользуются охотники. Они приближаются к тетереву на расстояние надежного выстрела именно во время токования. О тетереве рассказано для тех, кто в процессе дискуссии, спора, кроме себя, никого и ничего не слышит.

Чтобы убедить оппонента, необходимо, во-первых, оценить его позицию, выявить в ней не только слабые, ошибочные, но и сильные, правильные стороны. Во-вторых, желательно установить и по возможности понять мотивы его поведения. Нужно определить, почему оппонент пошел на спор и чего хочет добиться. Тогда дискуссия, спор будут идти более продуктивно и менее конфликтно.

 

Глава 8

В споре важно постоянно оценивать позицию оппонента, выслушивать его и постараться понять аргументы.

6. Спор становится конструктивным, если оппоненты четко аргументируют свою позицию. Желательно не просто показать преимущество вашей позиции, а привести в доказательство факты, примеры, другие объективные доводы. Необходимо также обращать внимание не только на основные проблемы спора, но и на их детали. Детали, частности порой могут многое определить в споре.

7. Эта рекомендация отчасти связана с предыдущей. Закономерности правильного мышления, а следовательно, и общения изучает наука логика. Поэтому, чем более полно и грамотно вы соблюдаете в споре законы логики, тем конструктивнее дискуссия. Учителю, директору важно уметь отличать факты от мнений о фактах, доказанные и проверенные практикой знания от гипотетических.

8. Чем жестче вы заявляете свою позицию в споре, чем меньшее пространство для возможного маневра оставляете оппоненту, тем больше вероятность обострения спора, возрастания его конфликтного потенциала. Свою позицию лучше излагать в виде рассуждений, подавать ее не как единственно правильную, а как один из возможных вариантов.

Желательно не выкладывать все ваши сильные аргументы сразу, а оставлять несколько ударных доводов на тот случай, если спор затянется. Одним словом, важным условием достижения успеха в споре является наличие выдержки.

9. Фундаментальный принцип конструктивного ведения спора — уважительное отношение к оппоненту. Не обладая полной информацией о том, что известно оппоненту по проблеме спора, постарайтесь несколькими вопросами-тестами выяснить это. А у американских конфликтологов Р. Фишера и У. Юри, как всегда свои рекомендации.

Во-первых, необходимо отделять проблему спора от людей. Представьте, что оппонента с его индивидуальными особенностями нет. Но ведь проблема, которую он поднял, осталась. В чем ее суть? Ответив на этот вопрос, вы усилите конструктивность спора.

Во-вторых, важно не расширят круг обсуждаемых проблем в процессе спора. Задача дискуссии — минимизиро-

 

— Общение и профилактика конфликтов

вать количество спорных моментов, хотя обычно происходит наоборот.

В-третьих, категорически не рекомендуется переносить оценку позиции оппонента на оценку его личности. Это типичная ошибка, допускаемая директором в споре с учителем, а также учителем в споре с учеником.

10. Дискуссия, спор неизбежно вызывают у оппонентов повышенное эмоциональное состояние. Без эмоций трудно убедить партнера по общению в вашей правоте. Эмоции помогают найти истину. Однако эмоций должно быть в меру.

Если оппонентам удается сохранить спокойствие в процессе спора, он развивается более продуктивно и не оказывает негативного влияния на взаимоотношения спорящих. Важно, чтобы в дискуссии, споре рациональный компонент всегда доминировал над эмоциональным. Излишние эмоции представляют собой главную опасность конструктивному развитию спора. Они же часто приводят и конфликтам. Еще Платон говорил: «Выдержка — неодолимая сила истинного убеждения».

Таким образом, общение играет важнейшую роль в жизни ученика, учителя, директора. Ошибки, допускаемые в общении, могут быть как основной причиной возникновения конфликтов в школьных коллективах, так и стимулятором обострения отношений, которое происходит по другим причинам. С другой стороны, именно общение является основным инструментом профилактики и конструктивного разрешения большинства конфликтов в общеобразовательной школе.

Грамотному общению можно научиться в любом возрасте. Рассмотренные выше рекомендации безусловно помогут ученику, учителю, директору значительно улучшить уровень общения с окружающими. Но следует подчеркнуть, что все зависит от самого человека. Главное — постоянно работать над собой.

 

Заключение

Проблема повышения качества работы общеобразовательной школы в современной России достаточно остра. Об этом свидетельствует и внимание, уделяемое Президентом, правительством, другими органами управления реформе системы образования в стране. Совершенствование деятельности школы во многом зависит от решений, принимаемых на федеральном и региональном уровнях. Однако центральным звеном, в котором решается судьба любых реформ, все же является сама школа, учительский коллектив, учитель. В условиях ограниченности ресурсов очень важно найти такие резервы улучшения работы школы, которые требовали бы минимальных финансовых затрат, не усложняли труд учителей и руководства школ. Особенно это касается сельских школ, хорошая работа которых последние годы в основном обеспечивается благодаря самоотверженному труду учителей, дальновидной политике директоров и глав сельской администрации.

Материал, изложенный в данной книге, поможет педагогическому коллективу школы решить важную проблему профилактики конфликтов во взаимоотношениях ученик -учитель-администрация. В работе представлены самые современные взгляды на сущность, виды и причины конфликтов, дан краткий обзор эволюционно-междисциплинарной теории последних. В учебно-методическом пособии раскрываются особенности и типичные причины межличностных конфликтов в школьных коллективах. Модульный социотест, подробно описанный в тексте, дает возможность своевременно выявлять все конфликты, возникающие в классных и педагогических коллективах. С его помощью можно комплексно оценивать взаимоотношения, деловые и другие качества, индивидуально-психологические особенности всех субъектов педагогического процесса в общеобразовательной школе. Создание на базе модульного социотеста системы социально-психологической диагностики положения дел в классных и учительском коллективах поможет директору и учителю повысить качество обучения и воспитания. Ученикам результаты регулярного (1-4 раза в год) тестирования дадут возможность улуч-

 

шить взаимоотношения со сверстниками, сформировать адекватную самооценку, за счет эффекта соревнования повысить качество учебы и дисциплины.

Большой практический интерес, главным образом для учителя и директора, представляют рекомендации, раскрывающие психологию неконфликтной оценки ученика или педагога. Жизнь школьного учителя сегодня полна трудностей и часто вызывает стресс. Он же способствует возникновению конфликтов не только в школе, но и в семье. Изучив материал, представленный в главе 7, педагог научится противостоять стрессовым ситуациям. Усвоив предлагаемые рекомендации, он, находясь в тех же материальных условиях, сможет более успешно управлять собой и находить правильный стиль в отношениях с окружающими и в решении непростых проблем, которых так много в современной школе.

Разумеется, в книге нет единых рецептов решения всех проблем, связанных с профилактикой конфликтов в коллективах школ. Проблем слишком много, а объем работы ограничен. Вместе с тем автор надеется, что на основе данного пособия заинтересованный учитель, директор, сможет без больших усилий научиться комплексно оценивать взаимоотношения и выявлять конфликты в коллективе учеников или учителей. Вторая большая и важная практическая проблема, которая может быть решена с помощью предлагаемого пособия, — профилактика стресса, повышение качества жизни учителя, старшеклассника за счет работы над собой, расширения границ мировосприятия. Главное — использовать полученные после прочтения этой работы знания на практике! Необходимо сразу решить, что вы можете улучшить в работе и жизни, используя полученную информацию. Ради этого собственно и написана данная книга. Совершенствование грамотнее всего начинать с себя, с изменения своего взгляда на мир, отношения к окружающим, с улучшения собственной деятельности и поведения.

Автор с благодарностью примет все отзывы, пожелания, критические замечания относительно этого учебно-методического пособия. Он особенно надеется на то, что педагоги поделятся с ним опытом практического использования тех рекомендаций, которые даны в книге.

Приложение 1

Методика оценки особенностей учеников,

их взаимоотношений в классе

МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ АНЦУПОВА

ВАРИАНТ для УЧЕНИКОВ

С целью изучения взаимоотношений просим вас оценить своих одноклассников. Оценка дается по шкале от +5 до —5 или от 0 до 10. При оценивании можно использовать любой балл, например: +7;+4;+2; 0;-1;-З и др.

1. Оцените ваше отношение к каждому ученику (ученице) вашего класса по шкале от +5 до -5, где:

+5 — отношение в высшей степени положительное; 0 — отношение нейтральное; -5 — отношение в высшей степени отрицательное; т.о. — трудно оценить.

2. Оцените, как к вам, на ваш взгляд, относится каждый ученик (ученица) вашего класса по шкале от +5 до —5, где:

+5 — отношение в высшей степени положительное; 0 — отношение нейтральное; -5 — отношение в высшей степени отрицательное; т.о. — трудно оценить.

3. Оцените качество учебы каждого ученика (ученицы) вашего класса, где:

10 — умница, блестяще разбирается в учебных предметах, обладает обширными знаниями по большинству дисциплин, лучший ученик (ученица) в классе, один из лучших в школе; 5 — качество учебы у него (нее) среднее; 0 — самый слабый ученик (ученица) из всех, кого я знаю, худший ученик в классе, один из худших в школе; т.о. — трудно оценить.

 

 

 

4. Оцените поведение в школе каждого ученика (ученицы) ваюго класса по шкале от 0 до 10, где:

10 — отлично соответствует всем требованиям к поведению ученика (ученицы) на уроках, переменах, в школе и на ее территории; 5 — поведение в школе среднее; 0 — не выполняет никаких требований, заслуживает отчисления из школы из-за плохого поведения; т.о. — трудно оценить.

5. Оцените нравственные качества каждого ученика (ученицы) вашего класса по шкале от 0 до 10, где:

10 — человек исключительно порядочный, честный, никогда не подведет, всегда готов помочь; 5 — нравственные качества не имеют ярко выраженной положительной или о<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.