Упражнения на развитие навыков чтения. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Упражнения на развитие навыков чтения.

2017-11-21 1186
Упражнения на развитие навыков чтения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗАНЯТИЕ 1-2.

Тема: Латинский алфавит. Фонетика. Правила чтения. Ударение.

N.B.

1. Запомните начертания и названия букв латинского алфавита.

2. Научитесь произносить звуки, которые обозначаются этими буквами.

3. Буква и звук – не одно и то же. Не подменяйте эти понятия.

 

Упражнения на развитие навыков чтения.

1. Найдите простые соответствия между буквами латинского алфавита и звуками русского языка. Например: Буква A,a произносится как звук [а]

_____________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте:

rete, venter, tendo, tuber, vomer, vena, antrum, femur, gutta, mater, membrum;

ulna, valva, fel;

dens, pars,dosis, basis, visus, spasmus, prisma, ossa, fossa, tussis;

jugum, major;

zona, zoster;

radix, apex, axis, dexter, fornix, plexus, index, larynx, hallux, helix, salpinx;

3. Как читаются выделенные буквы:

h ae ma, di ae ta, t ae nia, f oe tor, n ae vus;

au ris, au ditus, n eu ronum, pl eu ra;

4. Объясните чтение буквы C,c:

medicina, cytologia, cervix, cerebrum, plicae, coeruleus, arcus, canalis, caput, columna, oculus, rectum, corpus, corona;

5. Исправьте ошибки в написании:

sqama, obliqus, aqaeductus, liqidus, qercus, qintus, aqosus;

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Найдите в словах особые сочетания букв и объясните их произношение:

а) lingula, angulus, angularis;

б) lingua, sanguis, unguis, unguentum;

в) tibia, tinctura, cutis, fonticulus, acusticus;

г) articulatio, substantia, infectio, palpatio, sectio, solutio, rotatio, vitium, tertius, patiens;

д) ostium, combustio, digestio, mixtio;

 

7. Найдите в следующих словах диграфы (подчеркните их):

а) thorax, thymus, isthmus, thalamus, urethra, thenar, asthma, arthrotomia, epithelium, aether, Mentha;

б) phalanx, pharynx, apophysis, diaphragma, encephalon, sphanoidalis, saphena, topographicus, sphincter, lympha, philtrum, phrenicus;

в) brachium, choanae, chorda, concha, trochanter, trochlearis, choledochus, bronchus, nuchalis;

г) rhinalis, rhizoma, rhagas, catarrhalis, Rhamnus;

Упражнения на развитие навыков постановки ударения.

 

1. Где должно стоять ударение в двусложных словах? Прочитайте вслух:

costa, crista, massa, atlas, margo, fossa, tuba, squama, discus, sternum, auris;

2. Учитывая обозначения длительности гласных, поставьте ударение:

а) medicīna, abdōmen, cartilāgo, pylōrus, carōtis, palātum, rotātor, serōsus;

б) medĭcus, tympănum, digĭtus, affĕrens, cavĭtas, cubĭtus, humĕrus, bilĭfer, camĕra;

3. Определите длительность второго от конца слога, поставьте ударение:

а) gangraena, ozaena, diaeta, amoeba, barotrauma, Crataegus;

б) ligamentum, processus, platysma, emplastrum, malignus, rotundus, internus, labyrinthus, profundus, columna, transversus, trochanter, abductor, fenestra;

в) affixus, complexus, adnexa, Oryza, Glycyrrhiza;

г) facies, linea, species, radius, manubrium, tibia, spatium, cranium, pancreas, fascia, ganglion;

д) vertebra, cerebrum, palpebra, triquetrus;

4. Перепишите и поставьте знаки ударения:

utĕrus, urēter, trigemĭnus, levātor, abdūcens, adĭtus, hiātus, numĕrus, tonsilla, scabies, metatarsus, maxilla, internus, fovea, epidermis, decoctum, chiasma, cerebellum, lemniscus, papilla, ostium, proprius, segmentum, transversus, cochlea, vesīca, lamĭna, palatīnus, olecrănon, acromonion, reflexus, circumflexus;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Прочитайте вслух; обратите внимание на различное ударение в латинских и похожих на них русских словах:

Ampulla, tunĭca, orbĭta, sirǔpus, Sacchărum, tabuletta, spirĭtus, orgănum, acētas, skelĕton, syndrǒmum, balsămum;

 

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ:

 

1. homo sapiens человек разумный
2. os, ossa кость, кости
3. cranium череп
4. columna vertebralis позвоночный столб
5. vertebra позвонок
6. costa ребро
7. thorax грудная клетка
8. sternum грудина
9. scapula лопатка
10. clavicula ключица
11. humerus плечевая кость
12. ulna локтевая кость
13. radius лучевая кость
14. manus кисть
15. ossa manus кости кисти
16. os coxae тазовая кость
17. os ilium подвздошная кость
18. os ischii седалищная кость
19. femur бедренная кость
20. tibia большеберцовая кость
21. fibula малоберцовая кость
22. pes стопа
23. ossa pedis кости стопы
24. cerebrum головной мозг
25. oculus глаз
26. cavum nasi полость носа
27. cavum oris ротовая полость
28. lingua язык
29. cor сердце
30. larynx гортань
31. pharynx глотка
32. esophagus пищевод
33. gaster желудок
34. pancreas поджелудочная железа
35. hepar печень
36. peritoneum брюшина
37. lien селезенка
38. pulmo легкое
39. uterus матка
40. ren почка
41. vesica urinaria мочевой пузырь
42. urethra мочеиспускательный канал
43. vesica fellea желчный пузырь
44. vagina влагалище
45. duodenum 12-перстная кишка
46. appendix аппендикс
47. rectum прямая кишка
48. anus анус

 

ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

Заполните пропуски в следующих предложениях:

  1. Звук [э] в латинском языке передается гласным e и дифтонгами …
  2. Для обозначения звука [й] в начале слова или слога перед гласным употребляется i или …
  3. Звук [к] чаще всего обозначается буквой …
  4. Звук [ф] передается f или диграфом …
  5. Звук [и] в одних словах греческого происхождения передается буквой i, а в других – буквой …; в исконно латинских словах только буквой …
  6. В слове ostium сочетание ti читается как …
  7. Сочетание звуков [кв] всегда передается буквами …
  8. С как [ц] читается только перед двумя гласными звуками [..] и [..].
  9. S между гласными читается как …
  10. Сочетание ngu перед гласными читается как …
  11. Ударение в латинском языке ставится только на … и … слоге.
  12. Если предпоследний слог содержит дифтонг, то он …
  13. Слог долгий, если его гласный стоит перед …
  14. Согласные b,c,d,g,p,t, с l,r не придают слогу …
  15. Условные надстрочные знаки долготы и краткости ставятся в том случае, если гласный предпоследнего слога стоит перед …
  16. Если гласный стоит перед гласным, то он всегда …

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Прочитать. Выделить фонетические особенности и орфографические трудности:

aqua, liquor, quantum satis, Quercus, lingua, unguentum, injectio, solutio, Chamomilla, Chloroformium, Schizandra, Morphinum, Rheum, Mentha,Absinthium, Helianthus, Galanthus, Zincum;

 

2. Как читается буква l? Прочитайте и перепишите слова:

longus, alveolus, sella, lens, labialis, lemniscus, pupilla, collum, lunatus, callosus;

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Как читается буква s? Прочитайте и перепишите слова:

sinus, septum, nasus, manus, interosseus, granulosus, emissarius, cavernosus, bursa, vasa, testis, tarsus, serosus, tensor, gigantismus;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Как читаются буквы j и y? Прочитайте и перепишите слова:

projectio, conjunctiva, calyx, ependyma, tympanicus, myometrium, condylus, clysma;

__________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как читается буквы g и h? Прочитайте и перепишите слова:

gaster-hamatus, genu-hepar, ganglion-homo, margo-humerus, gutta-humidus, glottis-habenula, glomus-hiatus;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как читается буквы z и x? Прочитайте и перепишите слова:

zygomaticus, zoonosis, falx, calx, excretorius, excavatio, complexus, cortex, simplex, pollex, textus;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как читается буква c? Прочитайте и перепишите слова:

tunica, scrotum, sclera, scalenus, sacer, acromialis, princeps, pancreas, myocardium, biceps, buccinator, calcar, caninus, capillaris, capitulum, capsula, carpus, caverna, cementum, centralis, collateralis, colon, commissura, communis, compactus, cubitus, culmen, cuspis, coccyx, cornea, cribrosus, hippocampus, cysta, saccus;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Как читаются сочетания au, eu, ae, oe? Прочитайте:

fauces, pneumaticus, oesophagus, cauda, claustrum, costae, auricularis, oecologia, Foeniculum;

 

9. Как читаются сочетания qu, ngu, ti? Прочитайте:

squamosus, aqua, aequator, acquisitus, sublingualis, quadrangularis, radiatio, portio, granulatio;

 

10. Как читаются сочетания rh, th, ch, ph? Прочитайте:

trachea, thoracicus, symphysis, sphericus, labyrinthus, chylus, cochlea, diarrhoea

 

11. Напишите латинскими буквами слова, данные в русской транскрипции:

базис, оффицина, рацэмоза, эхинопанакс, сангвисорба, полигаля (греч.), купрум, оксилидинум, артэмизиа, лёбэлинум, амигдаля (греч.), капсикум, адъюванс, цинкум, оксидум, экситус, эухининум, аква, реум (греч.), тиопэнталюм, мэдикамэнтозус, ксероформиум, альнус, гиосциамус (без букв g и i), кватэронум, кратэгус (дифтонг), квантум сатис, экстракцио (без второй буквы c), цэнтауриум, клявицепс, пурпурэа, циклодолюм, иодолиполюм, бациллюс, цинхона, туркэстаникус, квартус, радикс.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Напишите слова в русской транскрипции:

tibia, cuticula, vesica, aequalis, incisio;

__________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Распределите слова по двум столбикам, в один выпишите слова, где ti произносится как [ци], в другой – как [ти]:

tibia, sectio, mixtio, combustio, vitium, actio;

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Выпишите слова, в которых s произносится звонко:

status, usus, cataplasma, consistentia, fossa, cavernosus, dosis;

______________________________________________________________________

15. Выпишите в одну колонку слова, где буква с читается как [к], в другую – как [ц]:

caverna, coepi, bacterium, cito, verruca, caementum, convallaria, colica;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Вставьте пропущенные слова, приведенные ниже:

один согласный, два согласных, гласный, краткость, предпоследний.

 

1. Практически для правильной постановки ударения нужно знать длительность … слога.

2. Если можно применить правила долготы или …, то к словарю можно не обращаться. Ведь гласный всегда долгий перед …, а также перед буквами x или z.

3. Если Вы хорошо усвоили правила краткости, то не поставите ударение на слоге, за которым следует ….

4. Знаками долготы или краткости Вы должны пользоваться только в том случае, если за гласным следует ….

 

17. Поставьте ударение (с объяснениями) в словах из §9

Например: ligamėntum – предпоследний слог долгий, т.к. гласная стоит перед двумя согласными;

18. Выучите слова.

ЗАНЯТИЕ 3.

Тема: Глагол. 4 спряжения латинских глаголов. Неопределенная форма. Образование повелительного наклонения. Понятие о сослагательном и изъявительном наклонении. Глагол fio, fieri.

 

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Определите спряжение и выделите основы следующих глаголов:

 

olēre, laborare, agitare, studēre, concidĕre, macerare, finire, vertĕre, vivĕre, sterilisare,

 

dividĕre, scire, recipĕre, docēre, palpare;

 

2. Образуйте формы повелительного наклонения ед. и мн. числа от данных глаголов, каждую форму переведите на русский язык:

dare, recipĕre, audire, miscere, sterilisare, repetĕre, signare, legĕre, scire, dividere, solvĕre, servare, infundĕre, sanare, colare;

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите наклонение глагола, лицо, число:

Signa! – Signate! -

Da! – Date! -

Sterilisa! – Sterilisate! -

Misce! – Miscete!

Recipe! – Recipite! -

Audi! - Audite! -

4. Переведите:

обозначать, хранить, выдавать, лечить, смешивать, применять, повторять, жить, оканчивать, слушать;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Укажите букву правильного варианта перевода глагола:

 

1. Смешать! a. miscere b. misce c. misceatur d. misceat 2. Пусть будет обозначен a. signa b. signare c. signatur d. signetur
  3. Пусть образуются a. fiant b. fiat c. fieri d. fit   4.Разделить! a. dividatur b. dividere c. dividit d. divide

 

 

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ:

auscultare – выслушивать audire - слушать

curare – лечить conservare - хранить

dare – давать, выдавать contundere - дробить

dividĕre – делить filtrare - фильтровать

miscere – смешивать infundĕre - наливать

palpare – ощупывать laborare - работать

recipĕre – брать linire - намазывать

signare – обозначать macerare - размачивать, настаивать

sterilisare – стерилизовать praeparare - приготовлять

sanare – лечить percolare - процеживать

vertĕre - вертеть refrigerare - охлаждать

ut fiat – чтобы получилось repetĕre - повторять

 

ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

Вставьте пропущенные слова и выражения.

  1. Глаголы делятся на … спряжения. В I спр. Основа глаголов оканчивается на …, во II – на …, в III – на …, в IV – на …
  2. При образовании формы повелительного наклонения в ед. числе надо отбросить окончание инфинитива …
  3. При образовании сослагательного наклонения основа глаголов изменяется: в I спр. …, во II спр. …, в III спр. …, в IV спр. …
  4. Вместо Простерилизуй! - … в рецепте можно употребить Простерилизовать! …
  5. Легко спутать инфинитивы глаголов II и III спряжений, если не обратить внимание на долготу или краткость предпоследнего гласного …
  6. Рецептурная формулировка «Смешай. Выдай. Обозначь».- … __________ по смыслу одинакова с формулировкой «Пусть будет смешано, выдано, обозначено». …__________________________________________________

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Переведите §18 (I.М-Ф)

 

2. Известно, что значение иностранных слов запоминается легче, если в родном языке имеются образованные (заимствованные) от них слова. Зная, например, смысл слова «экстракт», легко усвоить значение глагола extrahĕre – извлекать.

Определите, от каких латинских глаголов происходят следующие заимствованные слова в русском языке (смотри лексический минимум):

стерилизация, экстрагент, фильтр, финал, перколятор, мацерация (техническая операция), препарат, лаборатория, аудитория, рефрижератор, инфундирка, консервант, репетитор, линимент (жидкая мазь), контузия;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Переведите: (Используй §12)

Стерилизуй_____________, слушайте___________, смешивайте___________, вари__________, дели_____________, поверни___________, выдай_______, обозначь___________, храни__________, добавьте________, принимай________, возьми__________, смешай______________

4. Выучите слова.

 

ЗАНЯТИЕ 4.

Тема: Имя существительное. Пять склонений существительного. Словарная форма существительного. Первое склонение. Несогласованное определение.

N.B.

1. Роды существительных в русском и латинском языках часто не совпадают.

2. Следует запомнить окончания родительного падежа, характерные для каждого склонения существительных.

3. Словарная форма дает всю необходимую информацию о существительном, поэтому заучивать и запоминать латинские существительные необходимо только в словарной форме.

4. К основе существительного присоединяются падежные окончания косвенных падежей ед.числа и всех падежей мн. числа.

 

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Прочитайте вслух слова лексического минимума.

2. Определите склонение существительных:

ampulla, ae f; acetum, i n; amylum, i n; aqua, ae f; Belladonna, ae f; Calendula, ae f; capsula, ae f; Chamomilla, ae f; cortex, icis m; decoctum, i n; emulsum,i n; extractum, i n; folium, i n; flos, floris,m; fructus, us m; herba, ae f; infusum, i n; oleum, i n; Quercus, us f; radix, icis f; rhizoma, atis n; saccharum, i n; Salvia, ae f; sirupus, i m; succus, i m; spiritus, us m; tabuletta, ae f; tinctura, ae f; Valeriana, ae f;

3. Найдите эквивалент латинского названия к русскому слову:

1) трава a) fructus, us,m

2) лист b) rhizoma, atis,n

3) корень c) cortex, icis,m

4) кора d) radix, icis,f

5) корневище e) semen, inis,n

6) семя f) folium, i,n

7) плод g) herba, ae,f

4. Пользуясь словарем учебника, распределите данные термины по родовому признаку. Запишите их в словарной форме.

Образец:

m f n

aether, eris m solutio, onis f elixir, iris n

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

aether; alumen; apis; carbo; elixir; flos; liquor; mucilago; pars; pulvis; rhizoma; semen; solutio; Sulfur; suspensio;

 

5. Выпишите по склонениям следующие существительные:

tympanum, i n; arcus, us m; linea, ae f; scapula, ae f; diaphragma, atis n; ligamentum, i n; sulcus, i m; clavicula, ae f; femur, oris n; crus, cruris n; textus, us m;

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Зная склонение, допишите окончание gen.sing.;

Nominativus genetivus

margo margin…(III)

mandibula mandibul…(I)

tuberculum tubercul…(II)

arteria arteri…(I)

ductus duct…(IV)

cor cord…(III)

recessus recess…(IV)

ala al…(I)

nasus nas…(II)

caries cari…(V)

ramus ram…(II)

manus man…(IV)

7. Запишите следующие слова в форме Gen.sing. и Nom.pl., Gen.pl;

aqua, tabuletta,capsula, pasta, ampulla,lingua,gutta, pilula, mixtura,

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Замените в предложенных словосочетаниях имя прилагательное именем существительным, переведите их на латинский язык.

мятная вода, валериановая настойка, алтейная микстура,

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ:

ампула - ampulla, ае f капсула - capsula, ае f

аптека - officina, ае f масса - massa, ае f

банка - ollа, ае f микстура - mixtura, ае f

бумага - charta, ае f настойка - tinctura, ае f

бутылка - lagena, ае f облатка - oblata, ае f

вода - aqua, ае f паста - pasta, ае f

воск - cera, ае f пилюля - pilula, ае f

губка - spongia, ае f почка - gemma, ае f

желатин - gelatina, ае f растение - planta,,ае f

жизнь - vita, ае f таблетка - tabuletta, ае f

жир, сало - axungia, ае f ткань, марля - tela, ае f

змея - vipera, ае f ягода - bacca, ае f

известь - calcaria, ае f язык - lingua, ае f

капля - gutta, ае f

 

ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

Вставьте пропущенные слова.

  1. По словарной форме можно определить, к какому … относится данное сущ. и какого оно …
  2. Склонение определяется по окончанию … падежа, а род – по характерному окончанию в … падеже ед.числа.
  3. У большой группы имен существительных признаком среднего рода является окончание …, признаком … рода – окончание –а, признаком … рода – окончание –us.
  4. Не определив предварительно по … форме, к какому склонению относится данное существительное, его нельзя склонять, т.е. изменять по … и …
  5. Существительное, определяющее другое существительное, является … определением и ставится в … падеже.
  6. Название растений и лекарственных средств, какой бы частью речи они не передавались на русский язык, как правило, выражаются в латинском языке именем …

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

 

1. Выпишите из словаря следующие термины в словарной форме и определите склонение слов.

Adonis, alumen, Digitalis, injectio, pix, pulvis, rhizoma, semen, solutio, sulfur;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Напишите слова в родительном падеже ед.ч.

Настойка, ампула, вода, капсула, трава, микстура, таблетка, паста,

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Напишите названия лекарственных растений в родительном падеже ед.ч

Алтей, беладонна, ноготка, камфора, ромашка, ландыш, мята, шиповник, шалфей, валериана, миндаль, лимонник, терпентин

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите в русском словосочетании число и падеж имен существительных. Переведите их и запишите все словосочетания в форме Gen. sing.

 

Трава алтея, трава красавки, трава ландыша, настойка валерианы, настойка шиповника, микстура шалфея.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Выучите слова.

ЗАНЯТИЕ 5.

Тема: Краткие сведения о рецепте. Латинская часть рецепта. Важнейшие латинские предлоги: ad, per, cum, ex, pro, sub, in. Рецептурные выражения.

 

УПРАЖНЕНИЯ

1. Прочитайте и устно переведите §32 I.

2. Письменно переведите §32 II.

 

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ:

ex tempore – по мере требования pro narcosi – для наркоза

in ampullis – в ампулах pro injectionibus – для инъекций

in capsulis – в капсулах ana - поровну

in tabulettis – в таблетках bis - дважды

in vitro – в пробирке, в лабораторных условиях

in vivo – на живом организме cito - быстро

per os – перорально citissime - очень быстро

per se – в чистом виде statim - немедленно

per rectum – через прямую кишку quantum satis – сколько требуется

pro die – суточная доза, на день da tales doses numero - выдай

такие дозы числом

pro dosi – разовая доза, на один прием ad – до

 

ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

 

  1. Изменение имени существительного по падежам происходит и с помощью предлогов. Однако предлоги употребляют только с двумя падежами, именно с … и с …
  2. Когда употребляется латинский предлог, следует или не следует ориентироваться на то, какого падежа требует аналогичный предлог в русском языке?
  3. В русском языке предлог «для» требует … падежа, а в латинском языке аналогичный предлог ad употребляется с … падежом и предлог pro – с … падежом.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Выучите слова.

 

2. Переведите.

a) Da in ampullis. Da in oblatis. Solve in aqua. Infunde aquam in ollam.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

b) Выдай в таблетках. Выдай в капсулах. Выдай такие дозы числом. Сколько требуется. Разовая доза. В чистом виде. По мере требования.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАНЯТИЕ 6.

Тема: Второе склонение имен существительных. Название лекарственных веществ и препаратов. Витамины.

N.B.

Определить принадлежность латинского существительного к тому или иному роду можно только по характерным для данного рода окончаниям в им.п. ед.ч. Например: слова на –а – женского рода (costa, vertebra), слова на –um – среднего рода (ligamentum). Запомните: признак склонения существительного – окончание родительного падежа ед.ч.; признак рода – характерное окончание в им.п. ед.ч.

 

УПРАЖНЕНИЯ

1. Прочитайте вслух слова лексического минимума.

 

2. Напишите словарную форму следующих терминов.

кислота, крахмал, шарик, отвар, экстракт, лист, настой, жидкая мазь, лекарство, масло, сироп, свеча, сок, мазь, яд, сахар, вазелин.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Напишите слова в родительном падеже ед.ч.

кислота, отвар, экстракт, лист, настой, жидкая мазь, лекарство, масло, сироп, свеча, сок, мазь, сахар, вазелин.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Напишите слова в родительном падеже мн.ч.

кислота, отвар, экстракт, лист, настой, жидкая мазь, лекарство, масло, сироп, свеча, сок, мазь, сахар, вазелин.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Образуйте формы указанных падежей следующих терминов:

venenum, emplastrum, granulum, musculus, magister, puer;

Gen.sing.____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Nom.Pl._____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Gen.pl.______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Найдите эквивалент латинского названия к русскому:

а) полынь горькая 1) Strychnos

б) подсолнечник 2) Uva ursi

в) ланолин 3) Leonurus

г) пустырник 4) Absinthium

д) тысячелистник 5) Rheum

е) ревень 6) Helianthus

ж) строфант 7) Lanolinum

з) чилибуха 8) Millefolium

и) толокнянка 9) Strophanthus

 

7. Переведите, обращая внимание на число второго существительного.

oleum Amygdalarum ______________________

oleum Olivarum __________________________

oleum Persicorum ________________________

oleum Ricini _____________________________

oleum Terebinthinae ______________________

8. Переведите §44 IIIМ-Ф (с латинского).

 

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ:

М.р.

болезнь – morbus,i m палочка – bacillus,i m

глаз – oculus,i m сок – succus,i m

гриб – fungus,i m шарик – globulus,i m

Ср.р.

антибиотик - antibioticum, i n масло – butyrum,i n

аэрозоль - aerosolum, i n масло(жидкое) - oleum, i n

вакцина - vaccinum, i n металл - metallum, i n

витамин - vitaminum, i n отвар - decoctum, i n

кислота - acidum, i n пробирка, склянка - vitrum, i n

лекарственное средство - remedium, i n противоядие - antidotum, i n

крахмал - amylum, i n сыворотка - serum, i n

лекарство - medicamentum, i n экстракт - extractum, i n

линимент - linimentum, i n яд (животный)- virus, i n

лист - folium, i n яд(растительный) venenum, i n

мазь - unguentum, i n яд(органический) toxinum,i n

настой - infusum, i n сахар - saccharum, i n

свеча – suppositorium, i n

 

ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Какие существительные относятся ко 2 склонению?

2. К какому склонению относятся названия почти всех лекарственных веществ? Какого они рода?

3. Окончание, а значит, и вся форма сущ. ср. рода винительного падежа совпадают с формой … падежа.

4. В … и винительном падежах множественного числа у сущ. среднего рода окончание …

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Выучите слова.

 

2. Переведите.

Настой полыни горькой ________________________________________________

Отвар листьев толокнянки. _____________________________________________

Настой листьев шалфея. _______________________________________________

Сахарный сироп (сироп сахара). __________________________________________

Вазелиновое масло. ____________________________________________________

Скипидар. ____________________

3. Переведите §44 IIIМ-Ф (с русского).

 

4. Просклоняйте два существительного 2 склонения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Выучи названия витаминов.

Retinolum vitaminum A

Acidum folicum vitaminum B

Thiaminum vitaminum B1

Riboflavinum vitaminum B2

Pyridoxinum vitaminum B6

Cyanocobalaminum vitaminum B12

Acidum ascorbinicum vitaminum C

Calciferolum vitaminum D

Tocopherolum vitaminum E

Rutinum vitaminum P

Acidum nicotinicum vitaminum PP

ЗАНЯТИЕ 7.

Тема: Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов.

N.B.

Усвоив, что такое «частотный отрезок», вы научитесь выделять в группах терминов общий частотный отрезок с точки зрения его орфографических особенностей и писать правильно названия лекарственных средств.

 

УПРАЖНЕНИЯ

1. Запишите названия лекарственных препаратов, выделите частотные отрезки;

Aethylmorphinum _____________________________________________________

Anaesthesinum _______________________________________________________

Apomorphinum _______________________________________________________

Dicainum ____________________________________________________________

Pyromecainum ________________________________________________________

Xycainum ____________________________________________________________

Tetracyclinum _________________________________________________________

Sulfalenum ___________________________________________________________

Analginum ___________________________________________________________

Aminazinum __________________________________________________________

Norsulfazolum _________________________________________________________

Papazolum ____________________________________________________________

Sulfadimezinum ________________________________________________________

Oxycortum ____________________________________________________________

Oxytocinum ____________________________________________________________

2. Запишите по-латыни и распределите термины на 4 группы в соответствии с частотными отрезками cillin, myc(in), cycl(in), pyr.

Ампициллин, антипирин, бициллин, витациклин, дактиномицин, канамицин, левомицетин, линкомицин, метациклин, неомицин, оксацилин, окситетрациклин, олеандомицин, пирацетам, пирогенал, пиромекаин, рондомицин, синтомицин, стрептомицин, сульфапиридазин, тетрациклин, циклодол, эритромицин.

Cillin myc(in) cycl(in) pyr

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

3. Распределите термины под частотными отрезками anth, glyc, phyll, the.

 

Corglyconum, Euphyllinum, Galanthaminum, Glycerinum, Nitroglycerinum, Themisalum, Theobrominum.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Составьте из предложенных морфем целые слова:

a) Aeth(in) – yl – oestr(a)di(ol)um – _________________________________________

b) Benz(o)naphth – olum – ________________________________________________

c) Di – aethyl – stil(b)oestr – (ol)um – ________________________________________

d) Meth – yl – oestr(a) – di(ol)um – __________________________________________

e) Naphth – (y)zin – um – _________________________________________________

f) Oestr(a) – di(ol)um – ___________________________________________________

g) Phenol – phthal – (e) – inum – ___________________________________________

h) Phosph – oestr – olum – _______________________________________________

i) Phth – (al) – (a)zolum – _________________________________________________

j) Syn – oestr – (ol)um - __________________________________________________

 

Для справки: этинилэстрадиол, бензонафтол, диэтилстильбэстрол, мэтилэстрадиол, нафтизин, эстрадиол, фенолфталеин, фосфэстрол, фталазол, синэстрол.

 

5. Впишите отсутствующие частотные отрезки.

…aminalum – этаминал; … hylliptum – хлорфиллипт; Dim … olum – димэстрол; … abolinum – фенаболин; Podo …inum – подофиллин; Rifa …inum – рифамицин;

 

6. Переведите § 49 III М-Ф(с латинского устно), М-Ф (с русского письменно)

 

ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

Вставьте пропущенные слова:

Большинство названий лекарственных препаратов представляют собой … образованные слова, и имеют так называемые … названия, которые в краткой форме, удобной для пользования, содержат сведения о сырье, из которого данный препарат приготовлен, его фармакологическом воздействии на …, о принадлежности к какому-то классу веществ и т.д.

Название препаратов всегда записывают с … буквы. На русский язык тривиальные названия не переводятся, а транслитерируются без …

Словесный отрезок, имеющий определенное значение, несущий некоторую информацию о химическом составе, терапевтической эффективности или фармакологической характеристике лекарственного средства, называется …

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Выучите частотные отрезки.

 

2. Прочитайте термины, запишите, комментируя.

Furazolidonum, Bromhexinum, Aminazinum, Hydrocortisonum, Thioproperazinum, Phenylsulfathiazolum, Diazolum, Mezapamum, Naphthyzinum, Thioridazinum, Phthalazolum, Sibazonum.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Напишите названия препаратов на латинском языке; определите частотные отрезки, несущие содержание химической информации, ее значение.

Бензилпенициллин, гидрокортизон, метациклин, норсульфазол, оксилидин, сульфадимезин, сульфапиридазин, тиамин, фенобарбитал, фторокорт, феноксиметилпенициллин, этазол.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Напишите по-латыни названия лекарственных веществ.

С отрезком aeth: этакридин, этаминал, этилморфин, ______________________________________________________________________

С отрезком aesth(es): анестезин, анестезол;________________________________

С отрезком cor: кордиамин, корвалол, _____________________________________

С отрезком cycl: тетрациклин, метациклин, циклодол;________________________

С отрезком form: формалин, йодоформ, ксероформ, хлороформ;___________________________________________________________

С отрезком haem: гематоген, гемостимулин;________________________________

5. Напишите названия лекарственных средств из§49 I М-Ф в родительном падеже (как в рецепте)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЗАНЯТИЕ 8.

Тема: Имя прилагательное. Прилагательные первой группы. Согласованное определение.

N.B.

1. Прилагательное в латинском языке употребляется только с существительным, ставится после существительного и согласуется с ним в роде, числе и падеже.

2. Род прилагательных определяется по роду существительного.

3. Группа прилагательных определяется по словарной форме.

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Прочитайте внимательно. Допишите словарную форму прилагательного.

fluidus,……; albus,……; amarus,……; destillatus,……; flavus,……;niger,……..;obductus,……;siccus,……;

 

2. Определите по словарной форме, где существительное, а где прилагательное:

succus,i,m (gastricus,a,um); sirupus,i,m (concentratus,a,um;) (dilitus,a,um)

Mentha, ae,f (piperitus,a,um); aqua, ae,f (purificatus,a,um); capsula, ae,f (elasticus, a,um) (gelatinosus,a,um)

Unguentum, i,n (cinereus,a,um); decoctum, i,n (amarus,a,um); folium,i,n (purus,a,um)

2. Согласуйте прилагательные с существительными.

a) succus,i,m (gastricus,a,um); sirupus,i,m (concentratus,a,um;) sirupus,i,m (dilitus,a,um);

______________________________________________________________________

 

b) Образуйте форму женского рода прилагательных, согласуйте с существительными.

Mentha, ae,f (piperitus,a,um); aqua, ae,f (purificatus,a,um); capsula, ae,f (elasticus, a,um;) capsula, ae,f (gelatinosus,a,um);

______________________________________________________________________

 

c) Образуйте форму среднего рода прилагательных, согласуйте с существительным.

Unguentum, i,n (cinereus,a,um); decoctum, i,n (amarus,a,um); folium,i,n (purus,a,um);

______________________________________________________________________

 

3. заполните пропуски, определив правильную форму прилагательного. Образйте Gen. sing. всего термина.

aqua purificat…; __________________; tabuletta obduct…; __________________; emplastrum bactericid…; ____________________; extractum fluid…;______________; succus gastric…; _________________;

 

4. Согласуйте имя прилагательное с именем существительным. Образуйте Gen. sing. составленного термина.

sirupus,i,m dilitus,a,um _______________________________________________

succus,i,m gastricus,a,um _____________________________________________

aqua,ae,f purificatus,a,um _____________________________________________

tinctura,ae,f amarus,a,um ______________________________________________

extractum,i,n spissus,a,um_______________________________________________

infusum,i,n compositus,a,um_____________________________________


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.419 с.