Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики

2017-11-21 178
Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики

 

Кафедра «Социальный менеджмент»

 

И.Н. Пашковская

Н.И. Королева

 

Психология
и
педагогика

Учебно-методические рекомендации
по изучению курса для студентов всех специальностей

 

Санкт-Петербург


Одобрено на заседании кафедры «Социальный менеджмент», протокол №2 от 18.09.2001 г.

 

Утверждены Методическим Советом ФСТ, протокол № 1 от 11.09.2001 г.

 

Психология и педагогика. Методические указания по изучению курса. – СПб: Изд-во ИИГ «АКТиБ», 2001. – 35 с.

Учебно-методические рекомендации по изучению курса «Психология и педагогика» предназначены для студентов специальностей: 060800, 061000, 061100, 061200, 061500, 071900, 230100, 230300, 280900, 351400, 350400, 651600, 655800, 656100, 060400. 060500 - дневной и заочной форм обучения.

Учебно-методические рекомендации помогают студентам изучить основные разделы психологии и педагогики, предусмотренные обязательным курсом «Психология и педагогика» в соответствии с Российским образовательным стандартом.

Раздел «Педагогика» разработан доцентом, кандидатом педагогических наук Пашковской И.Н., раздел «Психология» разработан доцентом, кандидатом педагогических наук Королевой Н.И.

 

Составители: канд. пед. наук, доц. Пашковская И.Н.

канд. пед. наук, доц. Королева Н.И.

 

Рецензенты: канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник ИОВ РАО

Тоскина Н.А.,

канд. псих. наук, ведущий научный сотрудник ИОВ РАО

Канатов А.И.

 

ã Информационно-издательская группа «АКТиБ»

ã Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики

2001 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи курса

Изучение психологии и педагогики для будущих специалистов экономических и инженерно-технологических специальностей является необходимым компонентом их социально-гуманитарного образования. Специфика предлагаемого курса определена новыми требованиями к образованию и воспитанию личности (включение личности в общецивилизационный процесс и систему общечеловеческих ценностей).

Слушателям необходимо дать представление о роли и значении психологии и педагогики в человеческой практике, предмете и объекте каждой из этих наук, раскрыть их теоретико-методологические основы, основные категории, задачи и методы исследования.

В процессе изучения дисциплины «Психология» студенты должны овладеть базовыми категориями психологической науки, понять многообразие изучаемых ею явлений, углубить свои представления об особенностях психического мира личности.

В процессе изучения дисциплины «Педагогика» студенты должны понимать смысл и назначение педагогической теории и практики в истории человеческой культуры и деятельности, ориентироваться в основных направлениях педагогической деятельности, ее средствах и методах, овладеть основными понятиями и категориями педагогики. Осознавать закономерности процесса обучения и воспитания.

 

Курс «Психология и педагогика» составлен в соответствии с требованиями государственного стандарта Министерства высшего образования Российской Федерации. Данные материалы являются необходимыми для активного усвоения учебного курса в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы

 

 


ПСИХОЛОГИЯ

Раздел 1. Введение в психологию

Тема 2. Психика человека. Сознание

Методический комментарий:

При раскрытии данной темы необходимо обратить внимание на психику как системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, а также показать психику как субъективное «бытие-для-себя» живого организма. Очень важно раскрыть при этом взаимосвязь психических явлений с деятельностью головного мозга и нервной системы. Важно показать пространство психического мира личности как единство двух «плоскостей»: сознательного и бессознательного. Сознание следует представить как высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как социально-историческому существу, а также охарактеризовать его основные свойства. Особо следует сказать о бессознательном и его огромной роли в жизни человека, и здесь можно раскрыть концепции З. Фрейда. К.-Г. Юнга, Э. Берна, Р. Ассоджиоли.

 

Краткое содержание материала:

Понятие психики. Особенности психического отражения. Развитие психики в результате онтогенеза и филогенеза. Психика и организм. Роль нервной системы в развитии психики. Объективная и субъективная (психическая) реальность. Психические образы, состояния, явления. Связь психических явлений с деятельностью головного мозга. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные характеристики сознания (активность, интенциональность, способность к рефлексии, самонаблюдению, мотивационно-ценностный характер сознания). Структура сознания. Бессознательноеи его структура. Механизмы психологической защиты (рационализация, вытеснение, замещение, проекция, отрицание, реактивные образования, регрессия).

 

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

1. Психика человека и ее развитие. Психика и организм. Особенности психического отражения.

2. Сознание и его основные характеристики.

3. Структура сознания.

4. Бессознательное и его структура. Основные психологические защиты.

 

Литература:

1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – М., 1989.

2. Немов Р.С. Психология. – Кн.1. – М., 1998.

3. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. – М., 1998.

4. Практическая психология / Учеб. Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб., 1997.

5. Розум С.И. Психология / Учеб. пособие. – СПб., 2000.

 


Тема 4. Мышление и речь

Методический комментарий:

В данной теме следует раскрыть сущность мышления как познавательного процесса, уделить внимание методам и операциям мышления с использованием упражнений, способствующих развитию креативности (См.: Ивин А.А. Искусство правильно мыслить – М.,1986), способам развития дивергентного (творческого, вариативного мышления) с использованием модели интеллекта Гилфорда. На семинарском занятии можно провести небольшой тренинг креативности.

Тема 5. Внимание и память

Методический комментарий:

В данной теме следует раскрыть особенности внимания как психического познавательного процесса и состояния человека. Наряду с рассмотрением свойств и функций внимания можно охарактеризовать и способы развития внимания (последнее можно порекомендовать в качестве самостоятельного изучения студентами, см.: Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.,1974). Говоря о памяти, следует, прежде всего, обратить внимание на процессы памяти, охарактеризовать каждый из них, выделить формы и виды памяти.

 

Краткое содержание материала:

Внимание как психический процесс. Основные свойства внимания (устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем). Виды внимания (природное, социально обусловленное, непосредственное, опосредованное, непроизвольное, произвольное, чувственное, интеллектуальное). Функции внимания (отбор значимых воздействий и игнорирование побочных, удержание и сохранение образов определенного содержания, регуляция и контроль за протеканием деятельности). Теории внимания (Т. Рибо, А. Ухтомского, П. Гальперина).

Память. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание). Теории памяти (физическая, химическая, физиологическая, информационно-кибернетическая, ассоциативная, теория деятельности). Характеристика основных процессов памяти. Виды памяти (словесно-логическая, образная, двигательная, эмоциональная). Формы памяти (мгновенная (сенсорная), кратковременная, долговременная). Законы памяти. Приемы управления памятью (мнемоника).

 

Вопросы для обсуждения:

1. Внимание: характеристика, виды, свойства.

2. Основные функции внимания. Теории внимания.

3. Память. Основные процессы памяти. Теории памяти.

4. Виды памяти. Формы памяти.

5. Законы памяти. Приемы управления памятью.

 

Литература:

1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996.

2. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. – Т.3. –Л., 1981.

3. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., 1978.

4. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - Кн.1 – М., 1998.

5. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998.

6. Розум С.И. Психология. – СПб., 2000.

Тема 6. Личность

Методический комментарий:

При изучении данной темы следует обратить внимание на различные подходы к понятию «личность», а также на соотношение понятий «индивид», «субъект», «человек», «индивидуальность», «личность». Более подробно следует остановиться на различных теориях личности в психологии (желательно дать возможность студентам самостоятельно рассмотреть какую-либо теорию личности в форме доклада или реферата). Говоря о процессе формирования личности, следует особое внимание уделить таким понятиям, как «социализация» и «Я-концепция», а также механизмам этих процессов.

Необходимо раскрыть отношения между понятиями «личность», «темперамент», «характер» и «способности», а также показать взаимосвязь развития характера с волевыми процессами регуляции поведения.

 

Краткое содержание материала:

Определение личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность». Этапы исследования личности: различные подходы. Структура личности. Социализация личности. Механизмы и стадии социализации.

Способности, задатки, индивидуальные различия людей. Темперамент. Типы и свойства темперамента. Характер. Типология характеров (по Э. Кречмеру, Э. Фромму, У. Шелдону). Акцентуации характера (по К. Леонгарду, А.Е. Личко). Формирование характера.

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. Развитие воли.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность».

2. Этапы исследования личности. Различные подходы к личности.

3. Социализация личности: понятие, механизмы и стадии.

4. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

5. Темперамент: типы и свойства.

6. Характер. Типология характеров. Акцентуации.

7. Воля и ее основные признаки.

8. Теории воли. Волевая регуляция поведения.

 

Литература:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.

2. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. – 1991 – 1993.

3. Божович Л.И. личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

4. Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1969.

5. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 1998.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1982.

7. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990.

8. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 1. – М., 1998.

9. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998.

10. Розум С.И. Психология. – СПб., 2000.

11. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. – М., 1996.

 

Тема 7. Эмоции и мотивация

Методический комментарий:

При изучении данной темы особое внимание следует уделить раскрытию понятия «эмоции» как психических состояний, отражающих отношение человека к миру. Важно показать связь эмоций с потребностями человека. Говоря о видах эмоций, необходимо выделить такие понятия, как «настроения», «чувства», «аффекты», «страсти», «стрессы». Можно привести классификацию эмоций американского психолога К. Изарда (1.Интерес. 2.Радость. 3.Удивление. 4.Горе, страдание, депрессия. 5.Гнев. 6.Отвращение. 7.Презрение. 8.Страх. 9.Стыд и застенчивость. 10.Вина). Важно акцентировать отличия эмоций от чувств.

Следует проследить взаимосвязь эмоций и мотивации личности. Особое внимание уделить структуре мотивации, рассмотреть понятия «потребность» и «мотив», а также охарактеризовать виды потребностей.

 

Краткое содержание материала:

Определение эмоций. Структура эмоций (импрессивный компонент (субъективное переживание) и экспрессивный компонент (непроизвольные реакции организма)). Формы эмоций (эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения). Аффект. Стресс и его структура. Чувства. Функции эмоций (побуждения, подкрепления, предвосхищения, функция дифференцирующей и синтезирующей основы образа, функция мобилизации органов действия, организующая, коммуникативная функция). Классификация эмоций.

Определение мотивации. Потребность. Виды потребностей (биологические, социальные, познавательные). Мотив. Связь между эмоциями и мотивацией (эмоции сигнализируют о потребности и свидетельствуют о ценности объекта в связи с его способностью удовлетворить потребность).

 

Вопросы для обсуждения:

1. Эмоции. Структура эмоций.

2. Формы эмоций. Аффект, стресс, чувства. Отличие чувств от эмоций.

3. Функции эмоций. Классификация эмоций.

4. Структура мотивации.

5. Потребности и их виды.

6. Связь между эмоциями и мотивацией.

 

Литература:

1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М., 1996.

3. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.

4. Ильин Е.П. Мотивы человека: Теория и методы изучения. – Киев, 1998.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.

6. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн.1. – М., 1998.

7. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998.

8. Розум С.И. Психология. – СПб., 2000.

 

Вопросы к экзамену по курсу «Психология»

1. Психология как наука. Предмет и объект психологии. Явления, которые изучает психология.

2. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней.

3. Отрасли психологии. Методы психологии. Связь психологии с другими науками.

4. Психика человека и ее развитие. Психика и организм. Особенности психического отражения.

5. Объективная и субъективная (психическая) реальность.

6. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные характеристики сознания.

7. Сознание и бессознательное. Основные механизмы психологической защиты.

8. Познавательные психические процессы и особенности их протекания.

9. Ощущение как простейший психический процесс. Классификация и основные характеристики ощущений.

10. Восприятие. Свойства, виды, формы восприятия. Восприятие и представление.

11. Воображение: виды, формы, приемы и функции воображения. Связь воображения с творчеством.

12. Мышление. Формы и виды мышления. Методы и операции мышления.

13. Речь и ее функции. Речь и язык. Взаимосвязь мышления и речи.

14. Внимание как психический процесс. Основные свойства и функции внимания.

15. Память. Основные процессы памяти. Виды и формы памяти. Законы памяти.

16. Определение личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность». Структура личности. Различные подходы в исследовании личности.

17. Социализация личности. Механизмы и стадии социализации.

18. Темперамент: типы и свойства.

19. Характер. Типология характера. Акцентуации характера. Характер и волевые процессы регуляции поведения.

20. Эмоции. Структура эмоций. Виды эмоций. Эмоции и мотивация.

21. Категория деятельности в психологии. Виды деятельности. Структура деятельности.

22. Общение как вид психической деятельности. Компоненты общения. Виды общения. Цели и средства общения. Механизмы понимания и восприятия людьми друг друга в процессе общения.

23. Конфликт. Виды конфликтов. Способы профилактики и разрешения конфликтов.

24. Малая группа и ее характеристики. Виды малых групп. Структура внутригрупповых отношений. Эффективность групповой деятельности.

 


ПЕДАГОГИКА

Вопросы к экзамену по курсу «Педагогика»

 

1. Суть и назначение педагогики как науки.

2. Предмет и объект педагогики.

3. Функции и задачи педагогики.

4. Связь педагогики с другими науками.

5. Педагогика в системе наук.

6. Образование как общечеловеческая ценность.

7. Образование как социокультурный феномен.

8. Образование как педагогический процесс.

9. Понятия «воспитание» и «обучение».

10. Педагогическая технология и педагогическая задача.

11. Образовательная система России.

12. Характеристика образовательной функции обучения.

13. Характеристика воспитательной функции обучения.

14. Характеристика развивающей функции обучения.

15. Цели, задачи, тенденции и принципы гуманистического воспитания.

16. Воспитание как педагогическое явление.

17. Понятие о формах организации обучения.

18. Урок – основная форма организации обучения в современной школе.

19. Лекция, ее характеристика.

20. Методы, приемы, средства осуществления педагогического процесса.

21. Управление системой образования.

22. Семья как способ педагогического взаимодействия.

23. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.

24. Семья как социальный институт.

 


Список литературы по курсу
«Психология и педагогика»

 

Психология:

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1986.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 1969.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1995.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

5. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. – СПб., 1997.

6. Галин А.П. Личность и творчество. Психологические этюды. – Новосибирск, 1989.

7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М., 1998.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1998.

9. Годфруа Ж. Что такое психология?: В 2 т. – М., 1992.

10. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 1982.

11. История зарубежной психологии. – М., 1986.

12. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 1999.

13. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 1998.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.

15. Лук А.Н. Эмоции и личность. – М., 1982.

16. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.

17. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990.

18. Найссер У. Сознание и реальность. – М., 1981.

19. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. – Тбилиси, 1972.

20. Немов Р.С. Психология. Учебник для вузов: В 3 кн. – Кн.1 – М., 1998.

21. Общая психология. – М., 1986.

22. Петухов В.В. Психология мышления. – М., 1987.

23. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М., 1998.

24. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – СПб., 1996.

25. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. – М., 1977.

26. Розум С.И. Психология: Учебное пособие. – СПб., 2000.

27. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. – Тверь, 1998.

28. Социальная психология и этика делового общения. – М., 1995.

29. Спиркин В.А. Сознание личности. – М., 1982.

30. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. – М., 1996.

31. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984.

32. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. – М., 1991.

33. Хоффман И. Активная память. – М., 1986.

34. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1998.

35. Экспериментальные исследования волевой активности. – Рязань, 1986.

36. Юнг К.-Г. Аналитическая психология. – М., 1997.

37. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976.

 

Педагогика:

1. Авдеев А.А. Жизнедеятельность семьи: Тенденции и проблемы. – М., 1990.

2. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. педагогич. труды. – М., 1989.

3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.

4. Воспитание детей в неполной семье. – М., 1992.

5. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.

6. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992.

7. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. – М., 1991.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

9. Джуринский В.Д. История педагогики. – М., 1999.

10. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. – М., 1988.

11. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.

12. Кикнадзе В.А. Потребности. Поведение. Воспитание. – М., 1968.

13. Кон И.С. Открытие Я. – М., 1978.

14. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1988.

15. Корнилова А.Г. Педагогические основы социального воспитания. – СПб., 1992.

16. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основы современной педагогики. – Ростов-на-Дону, 1994.

17. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. – Ростов-на-Дону, 1995.

18. Кунисевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.

19. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 1996.

20. Лихачев Б.Т. Педагогика: учеб. для вузов. – М., 1998.

21. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974.

22. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.

23. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. - М., 1990.

24. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. – М., 1993.

25. Методологические проблемы развития педагогической науки. – М., 1985.

26. Перминова Л.М. Дидактика. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Курск, 1992.

27. Подласный И.П. Педагогика. – М., 1998.

28. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М., 1998.

29. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1996.

30. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – М., 1997.

31. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. в 11 т. – Т.8. – М., 1950.

32. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.

33. Якиманская И.Р. Развивающее обучение. – М., 1979.

 

 


 

 

Пашковская Ирина Николаевна

Королева Наталья Ивановна

 

Психология и педагогика

 

Учебно-методические рекомендации
по изучению курса для студентов всех специальностей

 

 

Л. Подп. к печати 29.10.2001 Формат 60´84 1/16
Физ. п.л. 2,25 Уч. изд.л. 1,15 Тираж 2400 экз.
Изд. № 001 Заказ № 0018  

 

ИИГ «АКТиБ», 193171, СПб., ул. Седова, 55/1

Лицензия ИД №05598 от 14.08.2001 г.

Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.