Опыт обыкновенного преданного — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опыт обыкновенного преданного

2017-11-28 135
Опыт обыкновенного преданного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сатсварупа дас Госвами

Препятствия на пути преданного служения

 

 

Йамуна Пресс Компани

Москва 1993


Ты написал, что твой путь усеян камнями преткно­вения, но на самом деле их нет. Я смету все эти препят­ствия, при условии что ты примешь мое руководство. Одним пинком я могу снести все камни преткновения.

Письмо Шрилы Прабхупады.

9 декабря 1972 года.

ВВЕДЕНИЕ

 

В комментариях к Первой песни "Шримад-Бхагаватам" Шрила Прабхупада говорит, что в практике преданного служения возникает много препятствий, но по милости гуру и Кришны все их можно преодолеть. Когда я впервые прочел это, меня поразило, что Шриле Прабхупаде и ведическим святым было известно, что, стараясь жить в сознании Кришны, мы будем сталкиваться со множеством проблем. Порой святые, говорящие о полном отречении от мира и о стопроцентной чистой преданности Господу, кажутся нам идеалистами. И мы недоумеваем: знают ли они, чего в действительности стоят нам такие попытки? Для меня было утешением узнать, что им хорошо известны все проблемы, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Мы тоже должны знать эти проблемы – тогда мы научимся их решать.

В наш век (Кали-югу) проблемы жизни становятся острее, чем когда бы то ни было. Как утверждает “Шримад-Бхагаватам”: “В этот желез­ный век Кали жизнъ людей коротка. Они вздорны, ленивы, введены в заблуждение, неудачливы и к тому же пребывают в постоянной тревоге” (Бхаг.1.1.10). В своём комментарии Шрила Прабхупада пишет: “Повсюду царит атмосфера противостояния”.

Безусловно, трудности в жизни создает не процесс бхакти-йоги. Наоборот, “Шримад-Бхагаватам” говорит, что бхакти-йога предназначена для решения всех проблем: “Связующий процесс преданного служения может самым непосредственным образом облегчить бес­смысленные страдания живого существа” (Бхаг., 1.7.6). Иногда преданному-неофиту кажется, что жизнь его до сознания Кришны была более упорядоченной, и он думает, что это сознание Кришны как таковое мешает его счастью. Но в действительности, источник проблем – материальная жизнь. И если кажется, что сознание Кришны ухудшает положение вещей, то это потому, что нам больше нравятся наши дурные привычки. Неубранная комната может выглядеть более спокойной и тихой, нежели во время уборки, когда пыль столбом, вы моете, и все переставлено с привычных мест. Но в конечном счете, убираясь, вы становитесь здоровей и счастливей.

Однажды преданный написал Шриле Прабхупаде: “На моём пути много препятствий”. Шрила Прабхупада ответил, что может смести все препятствия одним ударом ноги; истинная проблема была в том, что ученик не следовал указаниям духовного учителя. Это высказывание учит разрешению проблем, кажущихся непре­одолимыми. Изучая наставления Шрилы Прабхупады и делясь опы­том нашей борьбы и наших успехов, мы сможем научиться преодо­левать препятствия, возникающие на практике перед каждым преданным.

В целом, всё противодействие, которое мы встречаем, занима­ясь преданным служением, является частью покрывающей энергии Бога, называемой майя. Майя имеет две составляющие: сбрасывающую энергию (пракшспатмика) и покрывающую энергию (анаранатмика). Когда джива в самом начале злоупотребляет предоставленной ей свободой, она сбрасывается в майю. Но даже после того, как мы приступаем к преданному служению, майя продолжает испытывать нас. Майя диктует; “Не иди в этот храм сознания Кришны”. Когда мы всё же идем и занимаем себя в сознании Кришны, майя говорит: “Почему бы тебе не оставить это сознание Кришны? Оно не делает тебя счастливым”. Когда мы пытаемся думать о Кришне, опять вмеши­вается голос майи. Но для личности, развившей в себе сознание Кришны, майя препятствием больше не является. Шрила Прабху­пада пишет:

Когда человек, вдохновлённый общением с преданными, пробуждается к сознанию Кришны, он обращается за советом к уму, функции которого сводятся к мышлению, ощущению и волеизъявлению, и решает, вернуться ли ему к материальной деятельности или оставаться в духовном сознании. Ум может предложить человеку искать наслаждений (вишая-бхоги) и таким образом стать счастливым, но тому, кто развил в себе сознание Кришны, материальная деятельность не приносит счастья.

– Бхаг., 4.26.14, комм.

В этой небольшой книге я не пытался дать исчерпывающий анализ всем препятствиям, возникающим перед преданными. Я выбрал проблемы, касающиеся большинства преданных, и те, с кото­рыми борюсь сам. Я надеюсь, что лечение даст положительный эффект, если мы будем размышлять об этих проблемах, изучать наставления Прабхупады и применять предложенные средства на практи­ке.


ФИЛОСОФСКИЕ СОМНЕНИЯ

 

Веды учат, что каждое живое существо есть вечная индивиду­альная душа, и наше извечное занятие – блаженное служение Верховной Личности Бога в духовном мире. Но поскольку мы являемся ничтожно малыми душами, мы имеем склонность злоупотреблять предоставленной нам свободой, и, поступая так, мы приходим в материальный мир, где Кришна исполняет наше желание наслаждаться отдельно от Него. Это приносит нам лишь нескончаемые страдания. Как говорит Прабхупада: “Мы пытаемся эксплуатировать материальную природу, но на деле всё больше и больше запутываемся в её хитросплетениях” (Наука самосознания, стр. 218). Подчинённые диктату материальной энер­гии, мы вынуждены переселяться из тело в тело жизнь за жизнью, испытывая многочисленные страдания. Но тот, кто удачлив, встре­чает истинного духовного учителя, с его помощью вступает на путь преданного служения и так возвращается домой, к Богу.

Приняв сознание Кришны, мы читаем книги Шрилы Прабхупады, слушаем лекции его преданных и в результате получаем теоретическое пони­мание нашей философии. Это всеобъемлющая философия со множеством тонкостей. “В “Бхагавад-гите” можно найти всё, что содержится в других писаниях, а также и то, с чем читатель не встретится больше нигде” (Б.-г., 1.1, комм.). Постепенно наше теоретическое понимание перерастает в убеждённость и практическое осознание. Но даже после многолетней практики преданный может вновь, злоупотребив предоставленной ему свободой, возродить в себе бунтарский образ мыслей, который и привел душу в материальный мир. Прабхупада определяет это бунтарство как двойственность желания и ненависти. “Движимые желанием и ненавистью, невежественные люди желают сравняться с Верховным Господом и ненавидят саму мысль о том, что Кришна – это Верховная Личность Бога” (Б.-г., 7.27, комм.). Одной из форм такого неповиновения являются сомнения в истинности учения, содержащегося в богооткровенных писаниях.

Хочу привести практический пример. Когда я давал семинар по ванданам, я рассказывал о своей собственной практике молитвы. Но я признался, что иногда, когда я молюсь Кришне, приходят сомнения в том, что Кришна действительно существует и что Он действительно слышит меня. Я пытаюсь преодолеть сомнения, цитируя самому себе: “Невежественные и неверующие люди, сомневающиеся в словах богооткровен­ных писаний, не способны обрести сознание Бога. Они опускаются всё ниже и ниже. Сомне­вающаяся душа не знает счастья ни в этом мире, ни в мире ином”. А порой я цитирую: “Мечом знания разруби в своем сердце узел сомнений, порожденных невежеством. Вооружившись йогой, восстань и сражайся”. Медитация на эти стихи помогает мне избавиться от сомнений.

Один из посетивших семинар преданных сказал, что был немного шокирован, когда услышал, что тот, кто считается духовным наставником, может сомневаться в Кришне. Я вновь признался ему: к несчастью, я не выше этого. Сомнения будут приходить, пока вы не достигнете стадии освобождения. Некоторые из них не очень серьезны, другие же могут быть настолько глубокими, что серьезно затруднят наш прогресс. Нам не надо скрывать подобные факты и выдавать себя за достигших совершенства. Надо научиться устранять препятствия на своем пути.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МЕТОД

 

Одним из методов борьбы со скептицизмом является защита знанием. Кришна рекомендует это в “Бхагавад-гите”, и мы можем назвать такой метод защиты интеллектуальным. Вытащите на свет свои демонические сомнения, заставьте их заговорить с вами. Вступите с ними в диалог. Вы можете делать это в уме или в своем дневнике. Возможно, будет лучше обсудить возникшие вопросы с кем-то из преданных. Шрила Прабхупада любил затевать дискуссии во время утренних прогулок с учениками. Он просил преданных высказывать различные точки зрения (“Что они говорят?”) и учил нас вести спор с атеистами.

Я хотел бы с помощью интеллектуального или дискуссионного метода рассмотреть два варианта возможных сомнений, дав крат­кий ответ на них.

1. “Сознание Кришны представляется мне одной из многочисленных мировых религий со своей мифологией, историями о богах, а также теорией творения и загробной жизни. Не является ли ведическая точка зрения относительной? Не являются ли все эти религии выдумками чело­века?”

2. “Даже если я признаю существование божественной силы за пределами восприятия чувств и ума, то почему я должен соглашать­ся с утверждением индийских вайшнавов, что именно Шри Кришна – это Верховная Личность Бога? Значит ли это, что все другие религии ошибочны? Боюсь, что, приняв сознание Кришны, я вскоре обнаружу, что это лишь узко ограниченная сектантская практика”.

ОТВЕТ НА ПЕРВОЕ СОМНЕНИЕ

 

Похоже, что вы ставите знак равенства между мировыми религиями и мифологией, созданной человеком. Но человечес­тво с его поэтами не способно создать истинную науку о Боге. Вы думаете, что человек – это всё? Разве люди сотворили планеты и солнце, разве люди сотворили жизнь, время и смерть? Властны ли люди над этими силами? Нет, хотя раздувающиеся от гордости ученые могут и претендовать на это. Чтобы приблизиться к пони­манию религии и Бога, следует признать существование ачинтйа-шакти, или непостижимых сил, недоступных человеческому пони­манию. С незапамятных времен духовные мыслители задавались вопросами о существовании Всевышнего, и Господь являл им Себя в текстах священных писаний. Сознание Кришны относится с уважением к другим писаниям, но также учит и чему-то большему: универсальной, свободной от сектантства науке, при помощи которой можно остичь высочайшую суть всех религий. Наука эта известнакак Бхагавата-дхарма или бхакти-йога. Бхагавата-дхарма – вселенская религия; она нисходит от Господа и несёт благо всему человечеству, в каком бы уголке земли она ни появлялась. И тот, кто искренне стремится к познанию высшей истины, может удостовериться в этом сам, должным образом обратившись к науке, величие которой не сравнимо ни с чем.

ОТВЕТ НА ВТОРОЕ СОМНЕНИЕ

 

Имя Кришна означает “всепривлекающий”, и это имя Господа содержит в себе всё. Кришна описывается в “Бхагавад-гита” и “Шримад-Бхагаватам” как Верховная Личность Бога. Преданные Кришны не отрицают существования “божественной силы”, как она явлена в других религиях. Вопреки вашим опасениям, сознание Кришны не узкий сектантский процесс. К примеру, “Шримад-Бхагаватам” описывает высшую религию и лучших пред­анных следующим образом: “Высшим занятием для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансценден­тному Господу. Когда преданное служение совершается бескорыс­тно и непрерывно, оно полностью удовлетворяет душу” (Бхаг., 1.2.6). Разве такое определение религии звучит по-сектантски? Нет, оно допускает, что в какой бы из религий ни проявилась во всей полноте чистая преданность Господу, та из религий и будет лучшей.

Изучать ведическую литературу следует без предубеждений. И человек искренне ищущий, читая эти книги, непременно обретёт духовное видение.

Хотя скептики могут оспаривать такие доводы, мы сумеем им возразить. Продолжая нашу проповедь, мы находим всё лучшие аргу­менты и используем более уместные цитаты из шастр. Таким образом, постепенно, в ходе внутреннего диалога, скептик, сидящий внутри нас, может быть побежден.

Метод диалога приносит большое удовлетворение, потому что доводы Прабхупады и ачарьев авторитетны. Нет смысла позволять сомнениям овладевать нами.

Но для того, чтобы аргументировано опровергать сомнения, необходимо изучать философию. В комментариях Бхактиведанты вы найдете постоянные диалоги: излагается точка зрения оппонентов, а затем излагается точка зрения вайшнавов– доказательно и со ссылкой на шастры. Научившись отвечать скептикам на основе ведических знаний, вы сможете справиться и с собственными сомне­ниями; “более того, читатель сможет убедить и других людей признать реальность существования Бога” (Бхаг., от автора).

Что касается вопросов, выраженных в современных философс­ких терминах, то, ища ответы на них, мы можем обратиться за помощью к нашим братьям в Боге – Садапуте Прабху, Равиндре Сварупе Прабху и другим, сведущим в науке и западной философии. Слушая наших братьев в Боге, мы убедимся, что их аргументы также, в конечном счете, основаны на шастрах. Ачарьи, такие как Джива Госвами, представили классические доказательства того, что никто в материальном мире не может самостоятельно обрести совершенное знание. Всем обусловленным душам присущи четыре недостатка: (1) склонность совершать ошибки, (2) подверженность иллюзии, (З) склонность к обману, (4) ограниченность чувств. Совершенное знание должно приходить из источника, лишенного свойственных человеку недостатков, в форме шабда-брахмы, откровения Вед.

“Полевая” практика проповеди, в дополнение к образованию, помогает усилить убежденность преданного и сделать его аргументацию более действенной. Шрила Прабхупада пишет: “Все преданные, и в особенности проповедники, должны хорошо знать философию сознания Кришны, чтобы, проповедуя, не попасть в неловкое положение и не быть осмеянными” (Бхаг., 6.1.38, комм.).

ВЕРА ВЫШЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

 

Вера выше доказательств. Она не исключает процесса логичес­ких объяснений или интеллектуального диалога, но предполагает, что Абсолютная Истина в конечном счете логически недоказуема. Как говорят писания, “с помощью логики невозможно постичь непостижимое”. Логика должна привести нас к пониманию, что лишь выйдя за рамки аргументов и доказательств, можно познать источник всего сущего и природу духовной реальности.

Вера предназначена не только для людей простодушных, не способных мыслить. Те, кто выступает против религиозной веры, всё же доверяют процессу познания на основе разума, или же верят свидетельству чувственных восприятий и научным теориям. А потому пусть не смущает нас то, что мы на основе веры принимаем таинства высшего знания. Шрила Прабхупада всегда давал четкие объяснения – почему следует верить не в грешащие многочисленными недостатками умственные измышления, а в совершенное ведическое учение. Прабхупада называл это “верой в нечто возвышенное”. Таким образом, очень важно выполнять преданное служение с верой.

Тем, кто занимается преданным служением, не обладая верой, никогда не достичь Меня, о покоритель врагов. Поэтому они возвращаются в круговорот самсары, снова и снова рождаясь и умирая в материальном мире.

Комментарий: Неверующий никогда не достигнет успеха в преданном служении – таков смысл этого стиха. Обрести веру можно лишь в общении с преданными. Поистине несчастны те, кто, даже услышав от великих душ все доводы Вед, тем не менее не обретает веры в Бога. Вечно сомневающиеся и колеблющиеся, они не могут неуклонно заниматься преданным служением Господу.

– Б.-г., 9.3

Мы должны верить в послание Кришны и довольствоваться сознанием того, что не всё решается в интеллектуальных спорах.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЕРЫ

 

Могущественным доводом в защиту веры, всегда помогавшим мне, является само существование великих духовных учителей, которые в разные времена и среди разных народов проповедовали в этом мире. Господь Кришна, воплощения Вишну, Господь Будда и Иисус Христос давали свои наставления, имея одну и ту же цель.

Не следует думать, что Господь появляется только на земле Индии. Он может явиться всюду, где пожелает, и когда Ему угодно. Каждое воплощение Господа говорит людям о религии ровно столько, сколько они способны принять в соответствии с уровнем своего развития и условиями жизни. Но цель у всех аватар одна: побудить людей следовать заповедям религии и помочь им развить сознание Бога.

– Б.-г., 4.7, комм.

Кроме прямых воплощений Бога, на землю приходило множество Его безгрешных и мудрых посланников, жизнеописания которых вселяют в нас веру и мужество. “Любой разумный человек, – пишет Прабхупада, – может с полным основанием спросить: “Почему бы такие солидные ученые, как Шридхара Свами, Рупа Госвами, Санатана Госвами, Вирарагхава, Виджаядхваджа, Валлабхачарья и многие другие признанные ачарьи, стали тратить столько времени и сил, описывая Кришну в комментариях к “Шримад-Бхагаватам”, если Кришна и Рама на самом деле не сущес­твовали?”” (Бхаг. 10.2.35, комм.).

Необходимы терпенье и вера. Если мы не можем понять что-то сразу, надо подождать, пока это не станет для нас более ясным. Наша неспособность усвоить всё и сразу ещё не доказывает несовершенство философии. Понимание придет, когда мы приобретем необходимые качества.

Если нашему сознанию Кришны что-то мешает, большую помощь мы можем получить, обратившись к молитве. Поэтому, если у преданного появляются сомнения в философии, он может попросить защиты у Кришны. Прахлада Махараджа молит: “О мой Господь Нрисимхадева, будь добр, явись в наших сердцах и изгони оттуда невежество, чтобы по милости Твоей мы, изнуренные борьбой за существование в этом мире, обрели бесстрашие” (Бхаг., 5.18.8). Повторяя молитвы из шастр, с искренностью обращаясь к Кришне и Прабхупаде, мы убедимся в их реальном участии в нашей жизни, и тогда сомнения перестанут досаждать нам.

Ещё один хороший способ избавиться от сомнений – просто продолжать выполнять свои ежедневные обязанности в сознании Кришны. Поклоняясь Божествам, воспевая Харе Кришна, мы совершаем акт веры. Наша вера отражается в такой деятельности. Это и называется шраддха. Прабхупада пишет: “В “Чайтанья-чаритамрите” сказано, что вера – это полная убежденность в том, что, просто служа Верховному Господу, можно достичь высшего совершенст­ва”. Таким образом, выполнение своих обязанностей – ещё один способ избавиться от сомнений, не требующий споров и доказательств. Примите успокоительный бальзам преданного служе­ния и дайте ему возможность подействовать.

Чтобы побороть скептицизм и рассеять сомнения, можно отправиться в паломничество в святую дхаму, где вы будете слушать и воспевать больше обычного. Видя перед собой духовную землю, Божества в храмах и общаясь с преданными, вы несомненно изменитесь.

В минуты сомнений можно обращаться за помощью к стойким преданным. Когда я впервые пришел в магазинчик в доме 26 по Второй авеню, у меня было много вопросов и сомнений. В своих лекциях Прабхупада отвечал на них, но затем возникали новые. Однако я стал замечать, что сомнения исчезают от одного только вида Прабхупады, при первом же его появлении в магазинчике. Пока он шел от двери к своему подиуму, я чувствовал, что мои сомнения уходят. Таков эффект общения с чистым преданным.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

 

Как известно, лучше применить профилактические меры, чем лечить уже начавшуюся болезнь. Вот некоторые вещи, которых следует избегать.

1. Изучать научные труды по индологии и индуизму. Большинство из ученых – неверующие; они не признают того факта, что ведическая литература исходит из совершенного источ­ника. Поэтому их скептические исследования могут погубить росток вашей преданности. Когда я занимался отбором материалов для “Очерков ведической литературы”, мне помогал один брахмачари. Он просматривал обширную научную литературу по инду­изму. Спустя какое-то время он, как и авторы, стал думать, что скорее всего ведическая литература – просто мифология, написанная в недавние времена. Это вызвало серьезные осложнения. Он был вынужден прекратить исследования и восстанавливать свою духовную жизнь, воспевая и читая книги Прабхупады. Быть может, в особых случаях и необходимо читать подобную литературу, как это делают некоторые ученые ИСККОН, но при этом требуется большая осторожность. Если вам приходится читать мирскую литературу, следует уравновесить это, отводя столько же времени чтению в парампаре.

2. Не только прямые атаки майявади и атеистов приводят к зараже­нию скептицизмом. Оно может произойти, когда мы читаем светскую литературу, к примеру, журнал “Тайм”, или смотрим популярные телепрограммы. Через эти источники мы вдыхаем атмосферу без­духовности и сомнений, которой они пронизаны. Хотя в них обычно и отсутствует проповедь как таковая, в то же время подразумевается, что мы должны наслаждаться удовлетворением чувств, ибо живем лишь раз, а религия и писания не так уж и важны – скорее, это наследие былых времен.

Личностям, занятым духовной практикой, всегда рекомендовалось избегать людей мирских, а также любителей чувственных наслаждений; это пред­писание действует и сегодня.

3. Позитивный метод: укреплять дух и ум с помощью слушания и воспевания. В “Бхагавад-гите” Шрила Прабхупада пишет:

Обрести духовное знание и сознание Кришны может только человек, верящий в Кришну. Верой в Кришну называют непоколебимую уверенность в том, что, просто действуя в сознании Кришны, можно достичь высшей ступени совершенства. Чтобы развить эту веру, нужно заниматься преданным служением и повторять мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, которая очищает сердце от материальной скверны.

– Б.-г., 4.39, комм.

Однажды преданный написал Шриле Прабхупаде о своих сомнениях в том, что ведическая литература универсальна. Отвечая на письмо, Прабхупада начал с вопроса: “Разреши поинтересоваться, регулярно ли ты пов­торяешь шестнадцать кругов на четках? Если мы не будем следовать регулирую­щим принципам и ежедневно повторять без оскор­блений предписанное количество кругов, измышления нашего ума и влияние майи начнут проникать в наше сознание” (Письмо от 16 января 1970 г.).

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

 

Сомнения можно побороть, если обнажить их, вытащить на свет и вступить с ними в диалог. Кроме того, следует избегать соприкосновения с теми, кто может заразить нас скептицизмом. Но, в конечном счете, мы не сможем воспользоваться оружием высшего знания, если не получим силу от самого Господа. Другими словами, толькоСам Кришна может уничтожить все наши сомнения. “Кришна - Бог - это свет, а там, где свет, нет места тьме”. В нашем сердце должно взойти солнце Кришны. Если мы увидим Кришну, узнаем, кто Он такой, у нас не останется сомнений. “Верховный Господь сказал: “Услышь же... как, вручив себя Мне, сосредоточив на Мне свой ум и отбросив все сомнения, ты сможешь в полной мере постичь Меня, идя путем йоги ”” (Б.-г., 7.1).

Сознание Кришны – не просто какая-то интеллектуальная позиция или политическое убеждение. Это состояние чистоты и просветления, при котором невежество исчезает. В книге “Источ­ник вечного наслаждения” говорится, что явление Кришны в этом мире разбивает вдребезги всю вымышленную иконографию*· Всевышнего. Люди могут сомневаться, гадая о природе Бога, но сомнения уходят, когда Он является Сам. Точно так же, когда Кришна появляется в вашем сердце и в вашей жизни, когда счастье и трансцендентное знание начинают переполнять вас, сомнениям просто не остается места. На этой ступени вам уже не обязательно быть искусным спорщиком или логиком (хотя и это можно исполь­зовать в служении Кришне).

Кришна является в сердце лишь по Своей милости, но мы можем привлечь Его, практикуя сознание Кришны и общаясь с чистыми преданными. Чистый преданный разрушает сомнения не только своими доводами, но и божественностью, исходящей от него. Порой Прабхупада убеждал нас с помощью аргументов, а в других случаях – просто говоря: “Сознание Кришны – это так замечательно”. Исполненные веры, слова его убеждали. Как Прабхупада сказал о Господе Будде: “Он дал веру неверующим”.

*


НЕЗАКОННЫЙ СЕКС

 

Однажды человек, практикующий хатха-йогу, обратился к Шриле Прабхупаде: “Хотя я занимаюсь йогой, мне трудно контро­лировать сексуальное желание”. Прабхупада ответил: “ Вам трудно? Это трудно для каждого живого существа”. Сексуальное желание в той или иной форме будет проявляться и в целеустремленном преданном до тех пор, пока он не достигнет полного освобождения.

Иногда наших благочестивых индийских друзей шокирует, когда преданные упоминают в своих лекциях о сексе, хотя это обсуждение ведётся в парампаре. Они считают секс запретной темой, не подходящей для обсуждения даже в целях назидания. Но книги Шрилы Прабхупады содержат большой объем информации о половой жизни, и потому темы этой избегать не следует. Мы не должны читать о сексе или обсуждать его с целью испытать низменное наслаждение. Но мы должны слушать от духовного учителя об этой могущественной силе и о том, как с ней следует обращаться.

Почему сексуальное желание было создано природой и как его нужно использовать, – “Шримад-Бхагаватам” объясняет это следующим образом:

Гениталии и наслаждение, испытываемое во вре­мя зачатия ребенка, искупают тяготы обремени­тельной семейной жизни. Если бы Господь по Своей милости не снабдил детородные органы особым покрытием, позволяющим испытывать наслаждение, люди вообще перестали бы произ­водить потомство. Этот кожный покров является источником такого острого наслаждения, что оно с лихвой возмещает все тяготы семейной жизни. Это удовольствие так околдовывает человека, что ради возможности снова и снова испытывать его он не ограничивается зачатием одного ребенка, а продолжает увеличивать число своих детей, как бы тяжело ему ни было прокормить их. Однако нельзя сказать, что эта доставляющая наслажде­ние субстанция иллюзорна, ибо она возникает из трансцендентного тела Господа... Но материаль­ное осквернение придаёт этому наслаждению извращенные формы.

– Бхаг., 2.6.8, комм.

Господь Кришна в “Бхагавад-гите” говорит об использовании секса в преданном служении коротко и ясно: камо-сми – “Я есть половая жизнь, не противоречащая религиозным принципам” (Б.-г., 7.11). В комментарии Прабхупада пишет: “Половые отношения, соответствующие религиозным принципам (дхарме), предназначе­ны для рождения детей и ни для каких иных целей. Родители ответственны за то, чтобы воспитать своих детей в сознании Кришны”.

Те, кто не знаком с наукой о переселении души, не могут осознать всей опасности полового влечения – величайшей силы, удерживающей живое существо в круговороте рождения и смерти.

Такие животные, как обезьяны, только и делают, что занимаются сексом, поэтому людей, считающих секс главной радостью в жизни, можно с полным правом назвать потомками обезьян… Стоит им посмотреть в лицо друг другу, как они вспоминают о чувственных удовольствиях и их охватывает половое желание... Таким образом, они напрочь забывают о том, что жизнь коротка и что, когда она подойдет к концу, они опустятся на более низкую ступень эволюции.

– Бхаг., 5.14.31

Даже в браке незаконный секс приводит к нежелательным беременностям, за которыми следуют аборты и использование противозачаточных средств, а результатом всего этого становится отягощенная карма и страдания.

Требование Шрилы Прабхупады к своим последователям – давать при посвящении обет отказа от незаконного секса – с мирской точки зрения выглядит чрезмерно суровым. Некоторые даже говорят, что это “отрицание основной жизненной потребности”. Но этой заповеди сознания Кришны следуют писания и основатели всех истинных религий мира.

Методы буддистов, пос­ледователей Шанкары и вайшнавовпринципиально не отличаются друг от друга. Чтобы приверженцы любого из этих течений могли достичь совершен­ства – избавиться от рождения и смерти, беспо­койства и страха, – они не должны нарушать обет безбрачия. Семейным людям и тем, кто сознатель­но нарушает обет безбрачия, закрыт доступ в царство бессмертия. Брахмачари, ванапрастхи и санньяси – это те, кто не намерены рождаться вновь (апраджа), и тайные наслаждения сексом – не для них.

– Бхаг., 2.6.20, комм.

БРАХМАЧАРИ И БРАХМАЧАРИНИ

 

Также бывает сложно провести грань между обязанностью брахмачари сохранять безбрачие и необходимостью быть добрым к женщинам-преданным. Фанатичность в поведении брахмачари указывает на синдром “любви-ненависти”, когда влечение к женщинам внешне проявляет­ся как ненависть к ним. В общении с женщинами рекомендуется сдержанность в сочетании со строгостью.

Является ли падением решение брахмачари перейти в грихастха-aшрам? Ответ – нет. Нужно вдохновить преданного взять на себя такую ответственность, если этот ашрам для него больше подходит.

Но если неженатые мужчины и незамужние женщины в Движении созна­ния Кришны стремятся сохранять безбрачие, нужно поддерживать и вдохновлять их в этом решении. Однажды брахмачари написал Прабхупаде, что президент храма принуждает его жениться. Прабхупада ответил:

Я не думаю, что Хамсадута принуждает тебя жениться. Брак – уступка тем, кто не контроли­рует свои сексуальные желания, что, конечно же, не просто для юношей вашей страны – ведь у вас есть возможности для свободного общения с девушка­ми. А потому, учитывая эти обстоятельства, я разрешаю жениться каждому. И не нужно при­творства. Но если кто-то в состоянии оставаться брахмачари, то к женитьбе его принуждать не следует.

...Наших учеников – брахмачари они или домохозя­ева – мы учим постоянно быть занятыми в сознании Кришны и не преследовать при этом никаких личных интере­сов. Это самая настоящая санньяса. Итак, если каждый научится действовать подобным образом, то все мы будем оставаться санньяси при любых обстоятельст­вах.

– Письмо от 15 марта 1970 г.

Для незамужних женщин, желающих соблюдать безбрачие, источником вдохнов­ения служат стихи, произнесенные Лакшми-деви в Пятой песни “Шримад-Бхагаватам”. Она советует всем женщинам при­нять Кришну своим единственным супругом, иначе им придется выйти замуж за существо, состоящее из плоти и крови, усов и бороды, мочи и испражнений, – за человека, не способного предоставить жене высшую, полную защиту.

ЕДА И НЕЗАКОННЫЙ СЕКС

 

Существует взаимосвязь между привычками в еде и склон­ностью к половой жизни. В “Упадешамрите” говорится о постоянных требованиях, с которыми досаждают человеку его язык, желудок и гениталии, а также о необходимости обуздания этих требований. Прабхупада пишет: “Нетрудно заметить, что эти три органа чувств расположены на одной линии и что потребности тела начинаются с языка. Тот, кто укрощает язык, позволяя ему вкушать лишь прасад, контролиру­ет тем самым побуждения желудка и гениталий” (Нектар наставлений, текст 1, комм.).

В этом же комментарии Прабхупада говорит, что, даже если мы вкушаем прасад, но переедаем, если прасад слишком роскошный или готовится с желанием насладиться им, то наш язык может выйти из-под контроля. Следствием этого станет желание половой жизни.

СНЫ

 

Излишества в еде и потеря семени во время ночного сна тоже взаимосвязаны. Это происходит непреднамеренно, а потому здесь не существует каких-то конкретных профилактических мер, кроме деятельности в сознании Кришны. Но если вы уже убедились, что переедание ведет к ночным поллюциям, то следует принять меры для предотвращения этих бессознательных пол­овых актов.

Однажды брахмачари прислал Прабхупаде письмо, где упоминал среди прочего о беспокоящем его бессозна­тельном половом возбуждении. Шрила Прабхупада ответил ему таким практическим советом:

Что касается твоей проблемы, то я советую тебе перестать употреблять специи. Кроме того, нужно ежедневно опорожнять кишечник.

– Письмо от 2 сентября 1973 г.

По крайней мере, сексуальные сновидения делают нас более смиренными, давая нам понять, насколько глубоко в нашем бессознательном "я" укоренились сексуальные желания. Не стоит из-за этого впадать в депрессию или заниматься самобичеванием (еще одна уловка майи). Лучшее лекарство – полностью занять себя в сознании Кришны и с решимостью делать всё от нас зависящее, чтобы избежать незаконного секса.

ВЫСШИЙ ВКУС

 

Мы не раз слышали, что, обретя высший вкус, мы станем безразличными к сексу и он потеряет для нас свою привлекательность. В некоторых случаях Шрила Прабхупада давал конкретные советы с целью помочь нам обрести такой высший вкус, поднимающий нас над сексуальными желаниями. В 1968 году один преданный в своем письме Прабхупаде пожаловался на то, что его беспокоит г–н Вожделение. Прабхупада ответил:

Что касается твоего врага, г–на Вожделения, я согласен, что справиться с ним весьма нелегко, но мы всегда должны помнить, что Кришна сильнее любого демона, и ни г–н Вожделение, ни отец, ни дед его, и никто другой не смогут ничего сделать, если мы будем крепко держаться за Кришну.

Далее Шрила Прабхупада рекомендовал преданному жениться, но не ради удовлетворения похоти. Также он рекомендовал ему заняться поклонением Бо­жествам:

Победить вожделение нелегко. А поэтому тебе следует заняться поклонением Божествам. К своему пись­му я прилагаю описание процесса поклонения. Кришна – это Мадана-мохана. Ты говорил в своем письме – и это замечательно, – что хотел бы направить все свои желания на Кришну. Затем ты спрашиваешь: как это возможно, если ты опутан майей и видишь только материальные формы? Ты пишешь, что, если бы ты увидел абсолютную всепривлекающую Красоту, то не смог бы не привлечься Ею, и тогда мирская красота вызывала бы у тебя лишь чувство безразличия. Это как раз и есть то лекарство, которое вылечит твою болезнь. Так что ты можешь немедленно начать арчан – поклонение Божествам. Поначалу процесс может казаться сложным, но со временем ты освоишь его. Итак, помимо предложения жениться, я реко­мендую тебе немедленно приступить к поклонению Божествам... И я уверен, что эта практика и регулярное повторение мантры убьют г–на Во­жделение – можешь не сомневаться. Я всегда к твоим услугам и готов давать тебе советы о том, как улучшить поклонение Божествам, но ты можешь приступить к нему, взяв мои рекомендации на вооружение, уже сейчас.

– Письмо от 7 октября 1968 г.

СТРАСТЬ В УЕДИНЕНИИ

 

Мастурбация является разновидностью половой жизни. Это объясняется в одном из комментариев Прабхупады в “Нектаре наставлений”:

Побуждения гениталий бывают двух видов – допустимые и недопустимые, и в соответствии с этим разли­чают законные и незаконные сексуальные отношения. Достигнув зрелости, мужчина, со­гласно правилам и предписаниям шастр, может жениться и использовать свои гениталии для зачатия хороших детей. В этом случае он поступает законно и в соответствии с заповедями религии. В противном же случае мужчина начинает прибегать к различным противоестественным способам удовлетворения гениталий, не зная при этом никаких ограничений. Как утвержда­ют шастры, человек, занимающийся незаконным сексом в мыслях, планах, разговорах, удовлетво­ряющий гениталии искусственными способами или же в действительности совокупляющийся, попадает в тиски майи. Это относится не только к домохозяевам, но и к тьяги – людям, давшим обет отре­чения.

– Нектар наставлений, текст 1, комм.

Я не вижу причин, почему эта проблема должна быть широко распространена среди людей, практикующих бхакти-йогу.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.