Быть жалким или экстатичным?.. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Быть жалким или экстатичным?..

2017-11-28 231
Быть жалким или экстатичным?.. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

о

Ты нам как-то рассказывал историю об одном старике, которому было больше ста лет. Однажды в день рождения его спросили, как ему удавалось всегда оставаться счастливым. Он ответил так: «Каждое утро, просыпаясь, я встаю перед выбором: чувствовать себя счастливым или несчастным. Ия всегда выбирал первое». Почему же мы обычно предпочитаем быть несчастливыми? Почему у нас не получается сделать осознанный выбор?

Это одна из самых сложных людских проблем. Ее стоит рассмотреть со всей тщательностью. Это не голая теория, эта проблема касается именно тебя. Так ведут себя все люди: они всегда выбирают наихудший из вариантов, предпочитают предаваться тоске и печали, чувствовать себя подавленными, страдать. На то должны быть весьма веские причины. И они, конечно же, есть.

Во-первых: на поведении людей очень сильно сказывается воспитание, которое они получили в детстве. Если тебе плохо, ты несчастлив — тебе от этого прямая выгода. Всегда. А счастливый — ты всегда в проигрыше. Внимательный и сообразительный ребенок начинает понимать эту разницу с пеленок. Когда ему плохо, все испытывают к нему сочувствие; он вызывает чувство сострадания. Все стараются относиться к нему тепло и с нежностью; так он зарабатывает любовь. И что даже более значимо: когда ребенку плохо, окружающие очень к нему внимательны — он добивается внимания к себе.

А внимание — это пища для эго, очень сильный наркотик-стимулятор. Внимание заряжает тебя энергией; ты чувствуешь собственную значимость. Поэтому все так хотят, так жаждут его заполучить. Когда все на тебя смотрят, ты становишься важной персоной. А если до тебя никому нет дела, тебе кажется, что ты не существуешь, ты исчез, ты уже ничто. Когда люди интересуются тобой, когда они уделяют тебе внимание, это придает тебе сил.

Эго существует благодаря взаимоотношениям. Чем больше люди обращают на тебя внимания, тем больше раздувается твое «я». А если на тебя никто не смотрит, твое эго растворяется. Если все вокруг забудут о твоем существовании, каково придется твоему эго? Как оно сможет выжить? Как ты сможешь почувствовать, что ты «есть»? Вот отсюда и вся эта потребность в клубах, обществах, кружках. Во всем мире существуют системы клубов: Ротари-клуб, Лайонс, масонские ложи — миллионы разных клубов и обществ. Все они созданы только для того, чтобы люди, посещающие их, получали свою долю внимания, поскольку другими способами получить это внимание они не в состоянии.

Очень непросто стать президентом страны или главой какой-то крупной корпорации. Гораздо проще пробиться в президенты Лайонс-клуба, и тогда тебе обеспечено внимание некоего узкого круга людей. Ты — очень важная персона. Притом что ничего для этого не делаешь! Лайонс-клуб, Рота- ри-клуб... там вообще ничего не нужно делать, но членов этих клубов переполняет чувство собственной значимости. А президенты часто меняются: сегодня один, через год будет другой. И все получают свою долю внимания. Это такой себе общественный сговор, при котором все ощущают свою важность.

Еще в колыбели ребенок учится азам политики. Они сводятся к следующему: показывай, как тебе плохо, — и ты получишь сочувствие и свою долю внимания. Выгляди больным и изможденным — тогда ты будешь значимым. Больной ребенок становится маленьким тираном: вся семья ходит перед ним на цыпочках: каждое его слово — закон. А когда ребенок счастлив, никто его не слушает. Если он здоров, до него никому нет никакого дела. Когда у него все в порядке, никто не обращает на него внимания. С самого начала мы выбираем страдания, печаль и пессимизм, предпочитая темную сторону жизни. Это одна сторона вопроса.

А вторая заключается в том, что, когда ты счастлив, когда испытываешь радость, ощущаешь блаженство и восторг, тебе все завидуют. Зависть означает, что люди настроены против тебя, к тебе никто не питает дружеских чувств. В эту минуту все вокруг — твои враги. Поэтому ты научился не впадать в состояния столь восторженные, чтобы окружающие посмотрели на тебя не по-доброму. Ты стараешься не показывать своего счастья, сдерживаешь свой смех.

Понаблюдайте за людьми, когда они смеются. Они делают это весьма расчетливо. Редко когда услышишь хохот, гомерический смех, идущий из глубин души человека. Сначала на тебя внимательно посмотрят, подумают... а потом уже станут смеяться. И смех этот не звучит громче положенного, чтобы ты мог с ним смириться, чтобы, не дай бог, не понял его неправильно, чтобы никто этому смеху не позавидовал. Даже наши улыбки — это сплошная политика. Смех исчез, блаженство стало совершенно неведомым состоянием, а испытывать восторг и счастье стало почти невозможно, ведь это запретные чувства. Если ты страдаешь, никто не подумает, что ты сошел с ума. Но если тебе хорошо и оттого ты пустился в пляс, все решат, что ты спятил. Танец — это ненормально. Пение? Приличные люди не поют. Человек счастлив, а мы думаем, что с ним что-то не в порядке.

Так что же собой представляет наше общество? Если человек страдает, все идет как надо. Поскольку все общество живет среди бед и страданий, более или менее значительных, такой человек хорошо вписывается в окружающий пейзаж. Он — «свой», он такой же, как все. Но если кому-то довелось испытать блаженство, мы считаем, что такой человек не в себе, безумен. Он уже не один из нас. И внутри нас поднимается зависть, мы осуждаем его. Зависть заставляет нас пойти на всяческие ухищрения, лишь бы вернуть его в прежнее состояние. В то, которое мы называем «нормальным». За дело берутся психоаналитики, психиатры. Все они помогут вернуть такого человека в привычно несчастное настроение.

На Западе всем миром ведут борьбу с психоделическими препаратами. Законы, государство, правительство, юристы, суды, законодатели, священнослужители — все ополчились против них. На самом деле они выступают не против психоделиков, а против людей, испытывающих состояние блаженства. Ведь никто не борется с алкоголем или другими веществами, которые тоже являются наркотиками, но вот психоделики вызывают у всех священный гнев, ведь они могут привести к химическим изменениям в организме человека. Тогда рухнет та высокая стена, которую общество соорудило вокруг тебя, тогда спадут оковы страданий, произойдет прорыв. Ты сможешь выбраться из этого замкнутого круга, пусть даже на несколько мгновений, сможешь испытать экстаз и эйфорию.

А общество не может этого допустить. Экстаз — это величайшая революция.

Я повторяю: экстаз — это величайшая революция.

Если люди станут испытывать это чувство, обществу придется измениться, ведь оно построено на страдании. Если люди будут чувствовать себя счастливыми, их не удастся отправить на войну — во Вьетнам, Египет или Израиль. Нет. Счастливый человек лишь рассмеется и скажет: «Это просто ерунда!»

Если люди счастливы, они не станут одержимо стремиться к деньгам. Не будут тратить всю свою жизнь на то, чтобы накопить побольше. Человек, разрушающий свою жизнь, отдающий ее в обмен на какие-то мертвые дензнаки, будет казаться им сумасшедшим. Он до самой смерти копит и копит. Но в могилу деньги не заберешь. Такая жизнь — настоящее сумасшествие! Но этого нельзя понять, пока ты не испытал блаженства.

Если люди почувствуют себя счастливыми, то все общественные структуры должны будут измениться. Это общество основано на страданиях. В страдания у нас вложены огромные средства. Так мы и детей воспитываем... с рождения мы приучаем их страдать. Вот почему они тоже всегда выбирают страдание.

По утрам у каждого из нас есть выбор. И не только по утрам, в любую секунду ты можешь выбрать: страдать тебе или быть счастливым. И ты всегда выбираешь страдания, потому что это — вложение, инвестиция. Тебе лучше страдать оттого, что это вошло в привычку, стало твоей моделью поведения, ты всегда так себя вел. В искусстве страдания ты достиг невиданных высот, это стало твоим жизненным укладом. Когда твоему разуму приходится делать выбор, он немедленно склоняется к страданиям.

Кажется, что страдать легче, это дорога, ведущая вниз, а вот испытать блаженство не так то просто: это путь вверх. Человек думает, что достичь состояния экстаза, восторга — очень сложно. Но это не так. На самом деле все как раз наоборот: путь к блаженству — это легкая прогулка вниз по тропинке, а страдания — это тяжелый путь вверх. Страдания — это очень труднодостижимое состояние, но ты как-то умудряешься их испытывать. Ты достиг невозможного: ведь страдания совершенно противоестественны. Никто не хочет страдать, и все вокруг страдают.

Общество блестяще выполнило свою задачу. Система образования, культура со всеми своими институтами, родители, учителя — все они потрудились на славу. Восторженных творцов они превратили в жалких, страдающих существ. Каждый ребенок рождается с чувством блаженства внутри. Каждый ребенок — это бог, и каждый человек умирает безумцем.

Пока ты не вспомнишь, пока не восстановишь свою детскость, ты не сможешь превратиться в белое облако, о котором я пытаюсь здесь толковать. Вот в чем заключается твоя работа, весь смысл садханы — как вернуть себе детство, как его вспомнить. Если тебе удастся снова стать ребенком, твои страдания исчезнут. Я не хочу сказать, что у ребенка не бывает неприятных моментов, они, конечно же, есть, но страданий он не испытывает.

Попытайся это понять. Ребенок может загрустить, на мгновение он может почувствовать себя несчастным, очень несчастным. Но его переживание настолько тотально, что он полностью сливается со своим несчастьем, между ребенком и его чувством нет никакого разделения. Ребенка, отделенного от его несчастья, просто не существует. Ребенок не воспринимает свои ощущения как нечто отдельное, отделенное от себя самого. Ребенок и есть его несчастье, он полностью погружен в это состояние. А когда ты становишься с несчастьем единым существом, то несчастье перестает быть таковым. Если ты сливаешься с этим переживанием, то даже в нем обнаруживается своя собственная красота.

Поэтому понаблюдай за ребенком — я имею в виду, за неиспорченным ребенком. Если он злится, то вся его энергия становится злостью; внутри него ничего не остается, нет никаких сдерживаний и ограничений. Ребенок преобразился, стал воплощенной яростью; никто им не управляет и никто его не контролирует. Здесь нет ума. Ребенок -- сама ярость; он не злится, он стал своим гневом. А теперь взгляни на красоту, на цветение его ярости. Ребенок никогда не выглядит уродливым, он прекрасен даже в гневе. Просто его чувства стали глубже, в нем стало больше жизни: вот-вот начнется извержение вулкана. В таком малыше заключено столько энергии, что такое крохотное существо готово исследовать всю Вселенную. А после своей вспышки ребенок затихнет. Пережив гнев, он почувствует умиротворение. Тогда ребенок расслабится. Ты можешь подумать, что это крайне неприятно — испытывать такую ярость, но ребенок совершенно не страдает от этого — он наслаждается.

Если ты становишься единым с чем-то, то испытываешь блаженство. Когда ты себя от чего бы то ни было отделяешь — пусть это даже счастье, — ты будешь страдать.

Вот где ключ к загадке. Твоя отделенность через эго — основа всех твоих бед и страданий. Если же ты един, если паришь над всем, что приносит тебе жизнь, если переживаешь ее с такой силой и полнотой, что исчезаешь, тогда все становится твоим блаженством. У тебя есть выбор, но ты о нем даже не подозреваешь. Ты с таким постоянством выбирал худший вариант, это настолько вошло у тебя в привычку, что сейчас ты выбираешь чисто автоматически. Выбора у тебя уже не остается.

Разбуди свое внимание. Каждый раз, выбирая страдания, помни: это твой выбор. Даже простое понимание этого поможет тебе; осознание того, что «это мой собственный выбор и я несу за него ответственность, это я сам поступаю с собой таким образом, это мой поступок». Ты тотчас почувствуешь разницу. Состояние твоего сознания изменится. Тебе будет легче испытать счастье.

И как только ты поймешь, что выбор за тобой, все происходящее с тобой станет игрой. Тогда, если тебе так уж нравится страдать, страдай, но помни, что ты сам это выбрал. И не жалуйся. Никто, кроме тебя, не несет за это ответственности. Вот в чем заключается твоя драма. Если тебе так нравится мучиться, если путь страданий — для тебя, если ты хочешь всю свою жизнь заполнить бедами и невзгодами, то это твой выбор и твоя игра. Это ты играешь в нее, так играй же хорошо! Тогда не ходи и не спрашивай других, как избавиться от страданий. Это нелепо. Не ходи и не выпытывай у мастеров и гуру, как стать счастливым. Эти так называемые гуру есть на свете только потому, что ты глуп. Ты сам создал страдания, а потом приходишь и спрашиваешь, как от них избавиться. Ты и дальше будешь плодить свои беды и несчастья, ведь ты не ведаешь, что творишь.

Попытайся, прямо сейчас попробуй стать счастливым и испытать блаженство.

А я расскажу тебе об одном из глубочайших законов жизни. Наверное, ты о нем никогда не задумывался. Но, возможно, что-то слышат. На этом законе строится любое научное исследование: это закон причины и следствия. Ты создаешь причину, за ней идет следствие. Жизнь — это цепочка причин. Если посадить семечко в землю, оно прорастет. Если есть причина, то и следствие в виде дерева не замедлит появиться. Вот горит огонь, если поднести к нему руку, будет ожог. Если есть причина, то будет и следствие. Ты принимаешь яд и умираешь. Ты подсуетился, чтобы создать причину, и эффект не заставит себя ждать. Это один из основополагающих научных законов, и его суть заключается в том, что причина и следствие формируют глубинную взаимосвязь всех жизненных процессов.

Религиозность знает и второй закон, он еще глубже, чем первый. Но этот второй закон покажется тебе бессмысленным и абсурдным, если не познать его и не испытать на себе. Духовность говорит: создай следствие, а причина появится. С научной точки зрения это абсолютная чушь. Наука утверждает: если есть причина, то будет и следствие. Религиозность говорит, что обратное также верно: если ты создаешь следствия, смотри... появляется и причина.

Представь себе ситуацию, когда ты чувствуешь себя радостным и счастливым. К тебе пришел друг, позвонила любимая женщина; ситуация здесь служит причиной того, что ты чувствуешь себя счастливым. Счастье — это следствие, приход возлюбленной — причина. Религиозность говорит: будь счастлив — и любимая придет к тебе. Создай следствие, а причина подтянется. И, судя по моему личному опыту, второй закон еще более основополагающий, чем первый. Я поступал так, и это срабатывало: все начинало происходить. Просто будь счастлив — и любимая придет к тебе. Будь счастлив — и у тебя появятся друзья. Будь счастлив — и все произойдет, все случится.

Иисус говорил о том же, только другими словами: «Ищите Царство Божие, а все остальное прибудет». Но Царство Бо- жие — это результат, следствие. То есть вначале следует искать результат, иначе говоря, следствие, и причина тоже возникнет. Все так и должно быть.

Ты садишь семечко в землю, и из него вырастает дерево. Но и наоборот: если есть дерево, то на нем появятся миллионы семян. Если следствие предшествует причине, то после него опять возникает причина. Такова цепь событий. Которая замыкается в круг. Начать можно где угодно, хоть с причины, хоть со следствия. И я еще раз повторю: проще создать следствие, ведь оно полностью зависит от тебя; а причина может от тебя и не зависеть. Если я говорю, что могу быть счастлив, лишь когда рядом со мной мой друг, тогда мое счастье зависит от этого друга — пришел он ко мне или нет. Если я утверждаю, что мне не быть счастливым, пока я сказочно не разбогатею, то свое счастье я ставлю в зависимость от целого света, от экономической ситуации в мире и так далее. Обстоятельства могут сложиться по-разному, и получается, что я не могу быть счастлив.

Причина от меня не зависит, а следствие — у меня внутри. Причина — где-то там, вокруг меня, в событиях и ситуациях, она вовне. А следствие — это я. Если мне удастся создать следствие, появится и причина. Выбери для себя счастье — это будет означать, что ты выбираешь следствие, — и увидишь, что произойдет. Выбери блаженство — и увидишь, что случится. Выбери восторг и радость — и увидишь, что будет. Вся твоя жизнь немедленно изменится, и с тобой начнут происходить чудеса — ведь теперь, когда ты создал следствие, причины просто обязаны появиться.

Это будет похоже на волшебство; происходящее можно назвать волшебным законом. Первый закон — это закон научный, а второй — волшебный закон. Религиозность — это волшебство, а ты можешь быть волшебником. Вот чему я тебя учу: как стать волшебником, как узнать секреты волшебства. Попробуй. Всю свою жизнь ты пробовал совершенно иное, и не только эту жизнь, но и многие предыдущие. А теперь послушай меня. Попробуй эту волшебную формулу, эту мантру, которую я тебе сейчас дам. Создай следствие — и ты увидишь, что будет дальше. Причины немедленно окружат тебя, они воспоследуют. Не жди причин, ты уже потратил на это кучу времени. Выбери счастье — и ты будешь счастлив.

Что же тебе мешает? Почему ты не можешь сделать выбор? Почему не можешь жить по этому закону? Проблема сидит в твоей голове, в твоем собственном уме. Научное мышление приучило его мыслить совсем иначе. Ум шепчет тебе, что если, будучи несчастным, ты вдруг попытаешься стать счастливым, твое счастье будет искусственным. Если ты несчастлив, но будешь стремиться к счастью, то это будет лишь спектакль, не имеющий никакого отношения к реальности. Научное мышление говорит тебе: все твои попытки будут иллюзией, самообманом, игрой. Но это не гак. Твой ум ничего об этом не знает. Энергия жизни движется, подчиняясь своим собственным законам. Если ты способен полностью погрузиться в свои действия и поступки, они станут реальностью. Единственное условие: при этом не должно быть того, кто делает. Уходи с головой в то, что ты делаешь, и тогда различие между тобой и твоим действием исчезает. Но если же ты полон нерешительности и действуешь с опаской, то все пойдет насмарку.

Представим, что я тебе говорю: «Танцуй, пой, будь счастлив». Ты пробуешь все это выполнить, но как-то осторожно, просто чтобы увидеть, а что же из всего этого выйдет. При этом ты остаешься в стороне и продолжаешь думать про себя: «Все это притворство. Я пытаюсь, но ничего не происходит, нет естественности». Тогда, конечно же, все будет простым спектаклем, потерей времени.

Если ты хочешь попробовать, то пробуй с душой, отдаваясь этому до конца. Ничего в себе не держи, погружайся в процесс, сам стань своим спектаклем — раствори актера в игре, и ты увидишь, что случится. Тогда твой спектакль станет подлинным и ты почувствуешь, что все происходящее — естественно и спонтанно. Но это сделал не ты. Тебе вдруг станет ясно, что все это просто произоито. Но пока ты не погрузишься в происходящее целиком, не станешь тотальным, этому не дано случиться. Создай следствие, стань с ним единым целым, посмотри на это со стороны и понаблюдай за результатами.

Я могу сделать тебя королем без королевства. Тебе для этого нужно лишь одно: вести себя как король и настолько слиться с этой ролью, что пред тобой даже настоящий король мог бы показаться всего лишь актером провинциального театра. А когда энергия полностью, без остатка заполняет собой происходящее, оно становится реальностью! Энергия все делает настоящим. Если ты будешь ждать своего королевства, оно никогда не появится. Его не было даже у Наполеона и Александра Македонского, правителей огромных империй. Они так и не узнали вкус счастья, ведь второй, и самый главный, закон жизни остался для них тайной за семью печатями. Александр пытался расширить свои владения, стать еще более могущественным правителем. Вся его жизнь была растрачена на создание огромной империи, но времени, чтобы насладиться плодами своих свершений, у него уже не осталось. Он умер, не успев достроить свою империю.

Это случалось со многими людьми. Твою империю или королевство тебе никогда не достроить до конца. Мир бесконечен, и твое личное королевство обречено на незавершенность. А как ты сможешь стать абсолютным самодержцем в королевстве, которое создано лишь наполовину? У твоих владений обязательно будут границы, и как в таком случае ты собираешься быть императором? Это невозможно. Но ты можешь им стать. Просто создай следствие.

Свами Рама, один из мистиков XX столетия, отправился в Америку. Он любил называть себя Бадшах Рама — Император Рама — притом что был нищим! Ему как-то сказали: «Ведь ты обыкновенный нищий, как же ты можешь называть себя императором?» Рама на это ответил: «Не смотри на мои вещи, посмотри на меня». И он был прав, ведь если смотреть на вещи, то любого из нас можно назвать нищим, даже императора. А Рама, может, просто более нищ, вот и все. В ту

минуту, когда он произносил: «Посмотри на меня!», он был императором. Если бы ты посмотрел на него, то увидел бы императора.

Создай следствие, стань императором, будь волшебником — с этой самой секунды, ведь тебе нечего ждать. Ждать нужно, лишь если вначале должно появиться королевство. Если первой должна появиться причина, то следует подождать. Нужно ждать, тянуть, откладывать в долгий яшик. А чтобы создать следствие, ожидание ни к чему. Ты можешь стать императором в эту самую секунду.

Когда я говорю: «Будь! Просто будь императором и смотри, что случится», то появляется и твоя империя. Я знаю это по собственному опыту. Я не описываю тебе какую-то абстрактную теорию или доктрину. Будь счастлив, и на пике своего счастья ты вдруг увидишь, что весь мир счастлив вместе с тобой.

Есть одна старая поговорка: «Когда ты горюешь, ты делаешь это в одиночестве, когда смеешься, весь мир смеется вместе с тобой». Даже деревья и камни, песок и облака... если ты сможешь создать следствие, испытать радость и восторг, вся природа будет танцевать вместе с тобой. Тогда весь мир растворяется в танце, празднует свое существование. Но это зависит от тебя — сможешь ли ты создать следствие. И я говорю тебе: ты можешь это сделать. Проще ничего не бывает. Лишь кажется, что это очень сложно, ведь ты еще не пробовал. Так попробуй!

? Я понимаю, о чем ты говоришь, но мы, западные люди, держим всю информацию у себя в голове. Как можно вытащить ее оттуда? Какие методики можно для этого использовать и поможет ли мне в этом деле сила воли?

Нет, сила воли тебе не поможет. Сила воли — это вообще не сила, поскольку она зависима от эго, явления весьма мелкого и незначительного, которое не в состоянии породить большую силу. Именно когда ты «без-волен», в тебе есть сила, ведь тогда ты — одно целое с Единым.

В глубинном смысле сила воли — это разновидность бессилия. Воля придумана для того, чтобы скрыть это бессилие. Противоположности мы создаем для того, чтобы обмануть самих себя и окружающих. Если человек в глубине души считает себя глупым, он пытается всем продемонстрировать свой ум. Его ни на минуту не покидает осознание того, что он глуп, вот он и лезет из кожи вон, чтобы выглядеть умным. Некрасивые люди и те, кто таковыми себя считают, всегда стремятся выглядеть краше, даже если это красота искусственная, просто личина, маска. Слабый всегда старается выглядеть сильным. Создается противоположность; это единственный способ скрыть истину, уйти от реальности. Гитлер был слабаком; вот почему он создал вокруг себя такой ореол силы, — просто для того, чтобы скрыть правду. Действительно сильный человек своей силы не осознает. Его сила просто есть она переполняет его, но он этого даже не понимает.

Лао-цзы говорил: «Истинно добродетельный человек никогда не знает, что он добродетелен». По-настояшему нравственный человек не догадывается о своей нравственности. Но если человек знает, что он порядочный и добродетельный, то в глубинах его существа прячется безнравственность. Человек, который думает о себе, что он хороший, святой, мудрый, на самом деле — большой грешник. И ему об этом известно! И только лишь для того, чтобы скрыть истину, он создает противоположность.

Сила воли — это, по существу, не сила, но слабость. У по- настоящему сильного человека нет своей собственной воли. Его воля — это все сущее, Единое. Он плывет, подобно белому облаку, он един с существованием, он живет в согласии с ним. Твоя сила воли будет всегда создавать конфликты. Она сужает тебя, превращает тебя в остров, и тогда начинается противостояние.

Человек «без-вольный» будет и естественным образом без-умен. И помни, тебе не удастся избавиться от содержимого своей головы. Правда, голову можно отрезать. Это, пожалуй, будет проще. А вот вытряхнуть из нее все, что там накопилось, -- невозможно. Ведь даже идея о том, чтобы очистить свой ум, тоже есть часть этого самого ума. В голове царит полный беспорядок, хаос. Ты думаешь, а потом мысленно восстаешь против своего же мышления. Мысли против мышления — это то же самое мышление. Ты не выходишь за его пределы. Ты можешь осудить свои мысли, но это осуждение опять будет мыслью. Ничего не изменилось, ты бежишь по замкнутому кругу. Ты и дальше можешь продолжать этот бег, но из круга тебе не выбраться.

Так что же делать? Как выбраться из своей собственной головы? Есть одно-единственное средство: не борись с самим собой, не создавай противостояния внутри себя и не пытайся от этого избавиться, так как любая твоя попытка сделать это обречена на провал. Что же тогда можно предпринять? Просто смотри. Присутствуй и смотри. Не пытайся выйти из этого, будь внутри и наблюдай.

Если ты способен на наблюдение, в такие моменты твоя голова отсутствует. Тогда ты вдруг оказываешься вне ее. Ты не теряешь голову, ты выходишь за ее пределы. Внезапно ты воспаряешь над самим собой.

Есть одна дзэнская история. Она чрезвычайно абсурдная, как и все истории в дзэн-буддизме. Но они и должны быть такими, ведь жизнь тоже полна абсурда; а в этих историях жизнь показана как она есть.

Один мастер дзэн как-то сказал своим ученикам: «Недавно я посадил гуся в бутылку. Теперь гусь вырос, а горлышко бутылки очень маленькое, и гусь не может отгуда выбраться. Но вот в чем загвоздка: бутылка эта — очень ценная, и я не хочу ее разбивать. Если гуся не выпустить, он погибнет. Я могу разбить бутылку и гусь выйдет, но я не хочу этого делать — она дорога мне. Но и гуся мне убивать не хочется. Так что же делать?»

Вот это проблема! Гусь сидит в бутылке, а горлышко у нее очень узкое. Можно разбить бутылку, но она ценная. Можно дать гусю сдохнуть, но это тоже недопустимо, ведь гусь — это ты.

Старик-мастер все допытывал своих учеников, бил их палкой, повторяя: «Найдите способ... ведь времени совсем не осталось».

Лишь однажды он принял ответ ученика, когда тот произнес: «Гусь уже вышел!»

Ответов было множество, но мастер неизменно бил отвечавшего по спине и говорил «Нет». Одни предлагали что-то сделать с бутылкой, но мастер повторял снова и снова: «Бутылка разобьется или что-то другое сложится не так, нет, так делать нельзя». Другие отвечали: «Тогда уж пусть гусь сдохнет, если бутылка такая ценная». Из этой ситуации было только два выхода. А мастер не давал никаких подсказок.

Но перед этим учеником он поклонился, коснулся его ступней и произнес: «Ты прав, гусь уже вышел! Его никогда там и не было».

Ты уже вышел! Тебя там никогда и не было. Твое представление о том, что ты «там», — лишь твое ложное убеждение.

Поэтому и не существует проблемы в том, чтобы вытащить тебя из твоей собственной головы. Просто наблюдай. Что происходит, когда ты наблюдаешь? Просто закрой глаза и посмотри на свои мысли. Что происходит? Мысли есть, они на месте, а тебя — нет. Потому что наблюдатель всегда находится в стороне. Он всегда сидит на холмике неподалеку. Все вокруг находится в движении, а наблюдатель стоит поодаль.

Наблюдающий не может быть внутри событий, он всегда вне их. Наблюдение означает пребывание вовне. Можешь называть это состояние наблюдением, осознанностью, пониманием, как тебе будет угодно, но секрет именно в этом — наблюдай! Если ты вдруг стал слишком сильно ощущать свою голову, просто сядь поддерево и смотри, не пытайся «выйти». Кто собирается «выходить»? Там никого и не было. Все твои попытки тщетны, ведь если ты был там, внутри, то как тебе удастся выбраться оттуда? Ты можешь пытаться и дальше, и все больше будешь увязать в своих попытках, можешь даже с ума сойти, но тебе не выбраться.

Но как только в мгновение наблюдения к тебе приходит понимание того, что гы уже оказлся вовне, — переступив пределы, ты действительно «выходишь». И с этой секунды ты станешь «без-умен», ты расстанешься со своей головой. Голова принадлежит телу, а не тебе. Голова — это часть тела, она в его власти, она выполняет определенные функции. Она хорошая, просто замечательная. Бутылка эта — ценная, и если ты знаешь, как она работает, знаешь ее секреты, то ее вполне можно использовать.

Когда я с тобой разговариваю, что я делаю? Я пользуюсь бутылкой. Когда Будда читает проповеди, что он делает? Пользуется бутылкой. Эта бутылка и вправду представляет немалую ценность, и ее стоит поберечь. Но забраться в эту бутылку, попасть в ее ловушку, а потом пытаться выбраться — это совершенно неподходящий способ хранения. Тогда вся жизнь превращается в хаос.

Как только до тебя доходит, что, наблюдая, ты «выходишь», ты освобождаешься от своей головы. Тогда по Земле ты ходишь безголовым. Какое прекрасное зрелище, человек без головы! Вот что я имею в виду, когда говорю тебе: «Стань белым облаком», — состояние «обезглавленности». Ты даже представить себе не можешь, какая тишина снизойдет на тебя, когда ты избавишься от своей головы. Твоя физическая голова, конечно же, будет на месте, но исчезнет вовлеченность, одержимость. Голова — это не проблема. Это прекрасное и удивительное приспособление, самый мощный из когда-либо изобретенных компьютеров, очень сложный и эффективный механизм. Голова — это прекрасно. Ее можно использовать, и можно получать от этого удовольствие. Но откуда взялось твое представление о том, что ты сидишь в ней? Пожалуй, это просто какое-то ложное учение.

Если бы ты жил в средневековой Японии, то даже не догадывался бы об этом. Да и сейчас, если спросить японского старика: «Чем ты думаешь?», он укажет себе на живот, ведь в

Японии считалось, что именно здесь находится мыслительный центр. Поэтому, когда европейцы впервые достигли берегов Японии, они не могли поверить, что население целой страны глубоко убеждено, что мозги у них помещаются в животе, а не в голове. Это только на Западе думают, будто человек сидит в голове. В старину в Японии мышление животом на самом деле работало, но в наше время и они переходят от живота к голове. Существовали и другие представления, помещавшие мыслительные центры в разные части тела. Лао-цзы говорит, что человек мыслит подошвами ног. Поэтому в даосской йоге существуют техники по освобождению от собственных подошв, ведь мышление происходит именно там.

А как же все обстоит на самом деле? На самом деле ты — вне всего этого. Но ты можешь привязаться к любой части своего тела -- на Западе одержимы головой, на Востоке — животом.

Ты, должно быть, слышал, о Дэвиде Лоренсе[2]. Он утверждал, что человек думает органами, отвечающими за сексуальное влечение, именно там настоящий мыслительный центр, и нигде более. И все эти воззрения равноценны — они в равной мере верны и ошибочны. Здесь нечего выбирать, ведь осознание находится за пределами тела. Оно вокруг тела и вне его. Ты можешь зацепиться за любую часть своего тела и начать думать, что да, это и есть та самая главная часть. Но не нужно стараться выбраться из своего тела, ведь ты никогда в нем и не был. Гусь выбрался наружу. Уже выбрался!

Наблюдай... и, занимаясь этим, помни, что во время наблюдения нельзя выносить никаких оценок. Если ты оцениваешь, наблюдение уходит. Наблюдая, не выноси никаких суждений. Если ты это делаешь, наблюдение теряется. Наблюдая, не делай комментариев. Комментируя, ты теряешь суть. Наблюдая, просто наблюдай... течет река, течет поток сознания, мелкие мысли плывут как пузыри в потоке, а ты сидишь на берегу и смотришь. Поток несется мимо тебя. Ты не говоришь, что это хорошо, а это плохо, не говоришь, что так не должно быть, а вот так — должно. Ты ничего не говоришь — ты просто смотришь. От тебя не требуется выносить свое суждение. Ты не судья, а простой наблюдатель.

И смотри, что тогда происходит. Ты глядишь на реку и вдруг оказываешься вовне... и гусь выходит наружу. Как только ты это осознаешь, то сможешь там, вовне, и остаться. Тогда ты сможешь ходить по Земле, забыв о том, что у тебя есть голова.

Вот так можно отрубить себе голову. Всем хочется рубить чьи-то чужие головы. Но это не поможет. Ты слишком часто этим занимался. Отруби голову самому себе. Быть без головы означает пребывать в состоянии глубокой медитации.

На сегодня достаточно.

Глаза 4

Оставь свои надежды

? Ты говорил нам, что отказаться от собственного эго и стать белым облаком — это легко и просто. Еще ты говорил, что мы прожили на Земле миллионы жизней и много раз за это время были рядом с Буддами, Кришнами и Христами. Но все же от своего эго мы не отказались. Может, Ты вселяешь в нас призрачные надежды?

Все надежды призрачны. Надежда и должна быть такой. Вопрос не в том, что в тебе рождаются надежды: на что бы ты ни надеялся, все будет пустым и несбыточным. Надежда порождена фальшью твоего существования. Если ты — настоящий, надежды тебе ни к чему. Ты никогда не думаешь о будущем, о том, что должно случиться. Ты настолько настоящий, настолько подлинный, что будущее исчезает.

А когда в тебе этого нет, будущее приобретает очень важное значение, ты начинаешь жить им. Тогда твоя реальность не здесь и не сейчас, она где-то там, в твоих мечтах. Ты облекаешь их в плоть и кровь, ведь именно они и создают твою реальность. Такой, как сейчас, ты — ненастоящий. Вот почему вокруг так много грез и мечтаний. Но все надежды — это ложь, а ты — подлинный. Все мои усилия направлены на то, чтобы вернуть тебя самому себе.

Эго — это тугой клубок призрачных мечтаний. Эго — не реальность, это скопление всех твоих грез, всего нереального, всего несбыточного. Эго не может существовать в настоящем. Взгляни на него. Оно существует или в прошлом, или в будущем, и никогда здесь и сейчас. Никогда. Это невозможно. Когда ты думаешь о прошлом, это действует твое эго, твое «я». Когда думаешь о будущем, происходит то же самое. Но когда ты здесь, когда не думаешь ни о прошлом, ни о будущем, куда девается твое «я»? Ты сидишь под деревом, забыв о прошлом, не мечтая о будущем, просто пребывая здесь. Где тогда ты? Где твое «я»? Ты не сможешь ощутить его. Его нет. Эго никогда не существовало в настоящем. Прошлое ушло, будущее еще не наступило. Их нет. Прошлое исчезло, будущее не родилось. Нет ни того, ни другого. Есть лишь настоящее, а в настоящем ничего подобного эго никто и никогда не находил.

Что я имею в виду, когда говорю: оставь свое эго? Я не даю тебе надежду. Я лишаю тебя всех надежд. Но вот в чем сложность: ты живешь своими надеждами. Тебе кажется, что, если их у тебя забрать, ты умрешь. Тогда возникает вопрос: а зачем жить? Для чего? К чему влачить это жалкое существование? Кому все это нужно? С исчезновением мечты исчезает и цель. Зачем куда-то стремиться, если достигать больше нечего? Ты не можешь жить без надежды. Вот почему так тяжело отказаться от своего эго. Надежда стала синонимом слова «жизнь».

Когда у человека есть надежда, в нем больше жизненных сил, он кажется более энергичным, выглядит сильным и уверенным в себе. Но если надежда оставляет его, он будет слаб и подавлен, он замкнется в себе, не будет знать, что ему делать и куда бежать. Как только исчезает надежда, ты чувствуешь, как внутри тебя становится пусто, все теряет смысл. И тотчас ты придумываешь себе новую надежду; замена найдена. Если одна надежда оказывается напрасной, ее сразу же заменяет другая. Ведь ты не можешь жить в промежутке, не умеешь обходиться без надежд.

Хочу тебе сказать, что только это состояние «промежутка» и можно назвать жизнью.

Без надежды жизнь становится настоящей, впервые она обретает подлинность.

Так что вторая мысль, которую следует усвоить, заключается в следующем: когда я говорю, что от эго отказаться легко, я не имею в виду, что именно тебе будет легко это сделать. Я говорю, что от него легк<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.