Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики

2017-11-28 275
Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дальнейшее совершенствование двигательной сферы детей. Обуче­ние выполнению сложных двигательных программ, включающих одно­временно и последовательно организованные движения (при опреде­лении содержания работы по развитию общей моторики на логопеди­ческих занятиях логопед исходит из программных требований раздела «Физическое воспитание»).

Совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции.

Совершенствование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. Формирование кинетической основы дви­жений пальцев рук в процессе выполнения одновременно организован­ных движений, составляющих единый двигательный навык.

Совершенствование кинестетической основы артикуляторных дви­жений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков.

Совершенствование кинетической основы артикуляторных движений.

Дальнейшее развитие движений мимической мускулатуры по сло­весной инструкции.

Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа (осуществляется преимущественно в работе с детьми, страда­ющими дизартрией, с учетом локализации поражения, характера и рас­пределения нарушений мышечного тонуса).

Оборудование и материалы:

мячи, флажки, обручи, бубен, шнур, контуры-следы, изображающие ка­мешки, следы ног; кубики, мозаика, пирамидки, матрешки, настольный конструктор, внутренние и внешние трафареты, карандаши, коробочки (мисоч­ки) для раскладывания мелких игрушек, шариков, бус; шнурки и пластико­вые карточки (различной формы) с отверстиями для шнуровки; куклы и кукольная одежда с большим количеством пуговиц, кнопок, молний; ру­кавички и перчатки с изображениями мордочек животных; игрушки; зе­ркало (большое настенное и индивидуальные), кольца для игры «Серсо».

Примерный перечень игр:

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Подбрось -поймай», «По узенькой дорожке», «На одной ножке вдоль дорожки», «Ло­шадки», «Серсо», «Пчела», «Лодочка», «Ладони на столе», «Пальчики здороваются», «Человечек», «Солнечные лучи», «Пассажиры в автобусе», «Замок», «Паук», «Дружба», «Флажок», «Птички», «Двое разговарива­ют», «Ежик», «Кот», «Волк», «В гости», «Домик», «Зайцы», «Ловкие паль­цы», «Ножницы», «Колокол», «Бочонок с водой», «Пожарники», «Птич­ка летит», «Лакомка», «Пять человечков», «В гости», «Скакалка», «Спи­чечные коробки», «Курочка-петушок», «Кошки-мышки», «Кулак - коль­цо», «Часы», «Топ-хлоп» и т. п., специальные игровые комплексы артику­ляторной гимнастики (для различных фонетических групп звуков).

Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравне­ния, обобщения, классификации

Совершенствование основных компонентов мыслительной деятель­ности. Формирование логического мышления. Обучение умению рас­суждать логически на основе обогащения детского опыта и развития представлений об окружающей действительности, приводи индуктив­но-дедуктивные доказательства. Обучение планированию деятельнос­ти и контролю за ней при участии речи.

Развитие анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии. Развитие активной поисковой деятельности. Обучение самостоятельному опре­делению основания для классификации на основе существенного при­знака. Формирование конкретных, родовых, видовых понятий и об­щих представлений различной степени обобщенности. Обучение обоб­щению конкретных понятий при помощи родовых понятий; обобще­нию понятий через абстрактное родовое понятие; обобщению понятий через выделение признаков различия и сходства (например, «Назови одним словом», «Назови, какие бывают», «Разложи картинки», «Срав­ни предметы» и т. п.). Обучение мысленному установлению связей, объединению предметов, их частей или признаков (например, «Допол­ни до целого», «Сложи картинку»). Обучение установлению причин­но-следственных зависимостей.

Обучение пониманию иносказательного смысла загадок на основе жизненного опыта без использования наглядной опоры.

 

Оборудование и материалы:

конструктор, полоски из плотной бумаги красного (8 полосок) и белого цвета (16 полосок) размером 10хЗсм, счетные палочки, картин­ки с изображением природных явлений, растительного и животного мира и т. п. и предметные картинки, относящиеся к выделенным катего­риям, карточки с изображением геометрических фигур и частей, из которых они могут быть составлены, предметные картинки (по различ­ным тематическим группам), сюжетные картинки, образные игрушки, серии последовательных картинок со скрытым сюжетом, незавершен­ным действием; карточки с изображением различных орнаментов, со­держащих пробел и соответствующие карточки-вкладыши; картинки-«нелепицы», картинки с изображением четырех предметов, три из ко­торых одной родовой группы, а четвертый - другой; карточки со слова­ми (по четыре на каждой), где одно из слов не входит в общее понятие, загадки.

Примерный перечень игр:

«Заборчик», «Составь картинку», «Составь фигуру», «Последова­тельные картинки», «Исключи неподходящую картинку (слово)», «Отгадай загадки, найди отгадку», «Назови одним словом», «Назови, какие бывают...?», «Сравни», «Разложи и назови», «Что здесь долж­но быть нарисовано?», «Подбери слова (простые аналогии)», «Пута­ница» и т. п.).

Формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодей­ствия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур

Обучение восприятию, оценке ритмов (до 6-ти ритмических сигна­лов) и их воспроизведению по речевой инструкции (без опоры на зри­тельное восприятие).

Формирование понятий длинное и короткое, громкое и тихое звуча­ние с использованием музыкальных инструментов. Обучение обозна­чению различных по длительности и громкости звучаний графически­ми знаками.

Обучение восприятию, оценке неакцентированных и акцентирован­ных ритмических структур и их воспроизведению по образцу и по ре­чевой инструкции (например: /// ///; // ///; /-; -/; //-; -//; -/-/; где / (громкий удар, а) - (тихий;.;...;.. и др., где) ______(длинное звучание, а). - (короткое).

 

Оборудование и материалы:

деревянные ложки, музыкальные игрушки: погремушки, бубен, ко­локольчик, барабан, дудочка, металлофон, гусли, гитара; мяч, карточки с записанными на них условными обозначениями ритмических струк­тур, карточки с цифрами, счетные палочки.

Примерный перечень игр:

«Дятел», «Телеграфист», «Азбука Морзе», «Ритмическое эхо», «Ри­тмический диктант», «Ритмические загадки», «Музыканты», «Компо­зитор» и т. д.

Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в ра­боте с детьми, страдающими дизартрией)

Совершенствование распознавания звуков речи, направленного вос­приятия звучания речи, навыков правильно слушать и слышать рече­вой материал. Формирование четкого слухового образа звука.

Оборудование и материалы:

слоговые таблицы А. С. Штерн и Н. Б. Покровского (включающие слоги типа СГ (согласный - гласный), ГС (гласный - согласный), СГС (согласный - гласный - согласный), ССГ (согласный - согласный — гласный), СГСС (согласный - гласный - согласный - согласный).

Примерный перечень игр:

«Телефон», «Эхо», «Волшебная страна», «Повтори, как я», «Не оши­бись», «Дразнилки» и т. п.

Содержание коррекционного обучения основного этапа

Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм слово­изменения и словообразовательных моделей, различных типов синтак­сических конструкций.

Дальнейшее расширение объема и уточнение предметного, глаголь­ного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расши­рением представлений об окружающей действительности и формиро­ванием познавательной деятельности.

Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о пред­метах и явлениях окружающего мира.

Совершенствование дифференциации в импрессивной речи форм существительных ед. и мн. числа мужского, женского и среднего рода, глаголов в форме ед. и мн. числа прошедшего времени, глаголов прошедшего времени по родам, грамматических форм прилагательных, предложных конструкций. Обучение различению в импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов («Покажи, кто моет, кто моется», «Покажи, кто одевает, кто одевается» и т. п.). Обучение различению в импрессивной речи глаголов в форме настоящего, прошедшего и буду­щего времени («Покажи, где мальчик ест», «Покажи, где мальчик ел», «Покажи, где мальчик будет есть» и т. п.).

Обучение различению предлогов за - перед, за — у, под - из-за, за -из-за, около - перед, из-за - из-под (при выполнении инструкций и по картинкам). Обучение различению предлогов со значением местопо­ложения и направления действия (например, висит в шкафу - пошел в лес) с использованием графических схем предлогов.

Совершенствование навыков понимания значения менее продуктив­ных уменьшительно-ласкательных суффиксов. Формирование пони­мания значения непродуктивных суффиксов (-ник-, -ниц-, -инк-, -ин-, -ц-, -иц-, -ец-): «Покажи, где чай, где чайник?», «Покажи, где сахар, где сахарница?», «Покажи, где бусы, где бусинка?», «Покажи, где виног­рад, где виноградинка?» и т. д. Формирование понимания суффиксов со значением «очень большой» (-ищ-, -ин-: «Покажи, где нос, где носи­ще», «Покажи, где дом, где домина»). Дифференциация уменьшитель­но-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень боль­шой» («Покажи, где лапка, где лапища»).

Совершенствование понимания значения приставок: в-, вы-, при-, на- и их различения. Формирование понимания значений приставок: с-, у-, под-, от-, за-, по-, пере-, до- и их различение («Покажи, где мальчик входит в дом, а где выходит из дома?», «Покажи, где птичка улетает из клетки (подлетает к клетке, залетает в клетку, перелетает через клетку» и т. п.). Обучение пониманию логико-грамматических конструкций (сравнительных конструкций, например, Муха больше слона, слон больше мухи; инверсии, например, Колю ударил Ваня. Кто драчун?; активных конструкций, например, Ваня нарисовал Петю; пас­сивных конструкций, например, Ваню нарисовал Петя).

Совершенствование навыков понимания вопросов по сюжетной кар­тинке, вопросов по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций).

Формирование предметного, предикативного и адъективного сло­варя экспрессивной речи

Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств. Семантизация лексики (раскрытие смысловой стороны слова не только с опорой на наглядность, но и через уже усвоенные слова).

Закрепление в словаре экспрессивной речи числительных один, два, три, четыре, пять и введение в словарь числительных шесть, семь, восемь, девять, десять.

Совершенствование ономасиологического и семасиологического аспектов лексического строя экспрессивной речи.

Обучение умению подбирать слова с противоположным (например, сильный - слабый, стоять - бежать, далеко — близко и т. п.) и сходным значением (например, веселый - радостный, прыгать - скакать, грус­тно — печально и т. п.).

Обучение использованию слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса, резина и т. д.).

Обучение осмыслению образных выражений в загадках, объясне­нию смысла поговорок.

Обучение употреблению слов, обозначающих личностные характе­ристики (например, честный, честность, скромный, скромность, хит­рый, хитрость, ленивый,лень и т. п.).

Обучение пониманию и употреблению многозначных слов (напри­мер, ножка стула - ножка гриба, ушко ребенка-ушко иголки, песчаная коса — длинная коса девочки и т. д.).

Совершенствование навыка осознанного употребления слов и сло­восочетаний в соответствии с контекстом высказывания.

Формирование грамматических стереотипов словоизменения и сло­вообразования в экспрессивной речи

Совершенствование навыков употребления форм ед. и мн. числа су­ществительных мужского, женского и среднего рода в им. падеже и кос­венных падежах (без предлога и с предлогом). Закрепление правильного употребления в экспрессивной речи несклоняемых существительных.

Совершенствование навыков употребления глаголов в форме изъя­вительного наклонения ед. и мн. числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени, глаголов совершенного и несо­вершенного вида. Обучение правильному употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов (моет -моется, одевает - одевается, причесывает - причесывается и т. п.).

Совершенствование навыков согласования прилагательных с суще­ствительными мужского, женского и среднего рода ед. и мн. числа в именительном и косвенных падежах. Совершенствование навыков упо­требления словосочетаний, включающих количественное числитель­ное (два и пять) и существительное.

Совершенствование навыков различения в экспрессивной речи пред­логов: за - перед, за - у, под - из-под, за - из-за, около - перед, из-за - из-под и предлогов со значением местоположения и направления действия.

Обучение правильному употреблению существительных, образован­ных с помощью непродуктивных суффиксов (-ниц-, -инк-, -ник-, -ин-, -ц-, -иц-, -ец). Совершенствование навыка дифференциации в экспрес­сивной речи существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой».

Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-, с-, у-, под-, от-, за-, по-, пре-, до-).

Совершенствование навыков употребления притяжательных при­лагательных, образованных с помощью суффиксов -ин-, -ий- (без чере­дования) и относительных прилагательных с суффиксами: -ов-, -ев-, -н-, -ан-, -енн-. Обучение правильному употреблению притяжательных при­лагательных с суффиксом -ий- (с чередованием, например, волк - вол­чий, заяц - заячий, медведь - медвежий и т. п.). Обучение употреблению качественных прилагательных, образованных с помощью суффиксов: -ив-, -чив-, -лив-, -оват-, -еньк- (например, красивый, улыбчивый, дож­дливый, хитроватый, беленький и т. п.).

Обучение употреблению сравнительной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи суффиксов -ее-(-ей-), -е-: белее (белей), выше) и аналитическим способом (при помощи слов бо­лее или менее: более чистый, менее чистый).

Обучение употреблению превосходной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи суффиксов - ейш-, -айш-: высочайший, умнейший) и аналитическим способом (при помощи слов самый, наиболее: самый высокий, наиболее высокий).

Обучение подбору однокоренных слов (например, зима - зимний, зимовье, перезимовать, зимующие, зимушка и т. п.).

Обучение образованию сложных слов (снегопад, мясорубка, черно­глазый, остроумный и т. п.).

Совершенствование навыка самостоятельного употребления грам­матических форм словоизменения и словообразовательных моделей.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.