Каковы особенности развития психологии в недрах арабской средневековой философии? — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Каковы особенности развития психологии в недрах арабской средневековой философии?

2017-11-28 542
Каковы особенности развития психологии в недрах арабской средневековой философии? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На изучение вопросов познания в средневековой науке сущест­венный отпечаток наложили работы не только античных ученых, но и арабских психологов, которые стали проникать в Европу в XII—XIII вв., получая все большее распространение. Также на­ряду с изучением проблем души и познания, составляющих предмет европейской науки, средневековая психология занима­лась и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изуче­ние взаимосвязи психических и соматических болезней, прово­дившееся известным арабским психологом и врачом Ибн Синой, известным в Европе как Авиценна.

Авиценна был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим раз­витием организма и его психологическими особенностями в раз­личные возрастные периоды, его работы заложили основы со­временной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрес­сов и их влияние на состояние психики. При этом важное значение им придавалось развитию теории воспитания. По мнению Авиценны, взрослые, вызывая у детей те или иные аф­фекты, изменяющие течение физиологических процессов, формируют их натуру.

Физиологическая психология Авиценны включала предполо­жения о возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, завися­щую от поведения других людей. Авиценна разрабатывал идею о том, что психическое и физиологическое связаны не только благодаря зависимости психики от телесных состояний, но и во многом ее способностью влиять на эти телесные состояния по­средством психических травм и деятельности воображения. Та­ким образом, утверждаемая Авиценной связь между телом и ду­шой, а в современном понимании души — психикой, указывает па зачатки возникновения современной науки психосоматики.

Особый интерес арабские натуралисты и математики прояв­ляли к органу зрения. Среди исследований в этой области выде­ляются открытия Ибн аль-Хайсама (XI в.), в латинской транс­крипции Альгазена. В каждом зрительном акте он различал, с од­ной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой — присоединяющуюся к этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливаются сходство и раз­личие видимых объектов.

Альгазен изучил такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т. д., и указывал, что для

полного восприятия объектов необходимо движение глаз. Про­анализировав зависимость зрительного восприятия от его дли­тельности, он обнаружил, что при кратковременном предъявле­нии могут быть правильно восприняты лишь знакомые объекты. На основе этого наблюдения он сделал вывод о том, что условием возникновения зрительного образа служат не только непосред­ственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняю­щиеся в нервной системе следы прежних впечатлений.

Как развивалась психология в эпоху Возрождения (Ренессанса)?

В переходный этап развития науки, связанный с изменениями в общественном строе и переходе от феодальной культуры к буржуазной, ученые эпохи Возрождения считали главной зада­чей возрождение античных ценностей, очищение античной кар­тины мира от «средневековых варваров». Признаком нового идей­ного климата стало восстановление античных памятников культу­ры в их подлинном виде, хотя их восприятие, разумеется, было; созвучно новому образу жизни, главными чертами которого стало возникновение мануфактурного производства, усложнение и со­вершенствование орудий труда, великие географические откры­тия, возвышение бюргерства (среднего слоя горожан), отстаивав­шего свои права в ожесточенной политической борьбе. Все эти процессы изменили положение человека в мире и обществе, а следовательно, и его представления о мире и самом себе.

Новые философы вновь обращаются к Аристотелю, который, теперь из гонимого церковными служителями еретика превращается в символ свободомыслия. Однако понимание философии Аристотеля и его основных законов мироздания было неоднозначным у разных мыслителей эпохи Возрождения. Так, сильные различия наблюдались в понимании главнейшего для психологии того времени трактата Аристотеля «О душе». Спорящие разделились на две группы, называющие себя аверроистами и александристами. Коренное различие касалось вопроса о бессмертии души — главного вопроса в церковном вероучении. Если первая группа (аверроисты) разделяли разум (ум) и душу и считали разум, как высшую часть души, бессмертным, то александристы настаивал! на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, чтс все способности души начисто исчезают вместе с телом.

Одним из наиболее известнейших мыслителей периода Воз­рождения принято считать Леонардо да Винчи (1452—1519), ита­льянца по происхождению, который считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности и преобразовывать природу своим творчеством, а высшей ценностью яв­ляется не божественный разум, а сила и продукт творца. Его мысли и идеи вызревали, что называется, «в поле», т. е. родились в практике, в художественных мастерских.

Наряду с Италией, по праву считающейся колыбелью эпохи возрождения, и в других странах возникали новые гуманисти­ческие взгляды на индивидуальную психическую жизнь. Напри­мер, в Испании появились направленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике.

Испанский врач Хуан Луис Вивес (1492—1540) в книге «О душе и жизни» утверждал, что главным и единственно верным спосо­бом познания природы человека является наблюдение и опыт. Также он утверждал, что на природу ребенка можно влиять, если правильно его воспитывать.

Другой врач Хуан Уарте (ок. 1530-1592) в своей книге «Иссле­дование способностей к наукам» впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.

В целом этап развития психологии в эпоху Возрождения мож­но охарактеризовать, с одной стороны, как возвращение к тради­циям и ценностям античной философии и психологии с их ант­ропоцентризмом и определением души как главного предмета изучения, но с другой стороны, с возникновением принципиаль­но новых, неизвестных античным философам и мыслителям особенностей понимания человеческой природы, как, напри­мер, примат творчества и творца над всеми остальными элемен­тами мироздания.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.