Психология в оперативно-розыскной деятельности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Психология в оперативно-розыскной деятельности

2017-11-27 415
Психология в оперативно-розыскной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основными задачами данного вида деятель­ности считаются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступ­лений, а также выявление и установление лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дозна­ния, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск пропавших без вести;

добывание информации о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Учитывая, что оперативно-розыскная деятельность (ОРД), основывающаяся на конституционных принципах законности, уважении прав и свобод человека и гражданина, может осуществляться конспиратив­но, на основе гласных и негласных методов и средств, которые на­целены на преодоление сопротивления преступных групп и разрушение их преступных замыслов, то учет и применение здесь психологичес­кой науки крайне важно при реализации большинства из 14 регламен­тированных Федеральным законом видов оперативно-розыскных мероп­риятий:

1) опроса граждан;

2) наведения справок;

3) сбора образцов для сравнительного исследования;

4) проверочной закупки;

5) исследования предметов и документов;

6) наблюдения;

7) отождествления личности;

8) обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9) контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообще­ний;

10) прослушивания телефонных разговоров;

11) снятия информации с технических каналов связи;

12) оперативного внедрения;

13) контролируемой поставки;

14) оперативного эксперимента.

Из приведенного перечня мероприятий видно, что, например, органы дознания должны использовать весьма специфичные в психоло­гическом плане техники личного сыска, оперативного внедрения, контроля и противоборства, чтобы упреждать противоправную дея­тельность преступников.

В психологической структуре профессиональной деятельности оперативных работников ведущую роль играют познавательно-поиско­вая и коммуникативная подструктуры.

Наибольший интерес для юридического психолога представляет коммуникативная подструктура ОРД, в ней важную роль играет, преж­де всего, компетентность в вопросах тактики установления психоло­гического контакта и развития доверительных отношений с различны­ми объектами их заинтересованности. Из-за того, что им часто при­ходится вести конспиративное общение, то уже само установление психологического контакта с объектами заинтересованности протека­ет по специфическим психологическим закономерностям и при значи­тельной инициирующей активности оперативного сотрудника. Так, для успешного заведения знакомства оперативные работники обычно сос­тавляют тщательный план, в котором отражают личностные особеннос­ти объекта их интереса, детально продумывают предлог для знакомства, особенности речевого, неречевого и ролевого поведения. При этом именно последнее накладывает заметный отпечаток на все осо­бенности конспиративного общения.

Для установления оперативного контакта с объектом заинтере­сованности оперативный работник может избрать один из двух видов ролевого поведения: а) конспиративно-ролевое или б) профессио­нально-ролевое. Первое базируется на маскировке оперработником своей принадлежности к правоохранительным органам, а поэтому предлагается розыгрывание роли определенного типа человека – представителя конкретной социальной общности, профессии, статуса и т.д. Естественно, что в данном случае требуется знание субкуль­турных особенностей определенной социальной группы (например, конкретного типа преступных сообществ), убедительная демонстрация через речь и невербальные проявления (жесты, позы и различные формы экспрессии) сложившихся субкультурных стереотипов. В случае же профессионально-ролевого поведения оперативный работник не маскирует свою принадлежность к правоохранительным органам, а лишь в ролевом аспекте акцентирует желательные для успешного про­фессионально-ролевого общения психологические качества и заинте­ресованность в общении, которые могут в последующем позволить “психологически переиграть” преступников.

Оперативные работники, учитывая психологическую суть контекс­та взаимодействия с объектами заинтересованности, которая состоит в достижении взаимопонимания и снятии психологических барьеров при общении, всегда одновременно нацелены и на получение профес­сионального результата - значимой информации или совершения ка­ких-либо действий, важных для успешного решения оперативно-слу­жебных задач.

Психологические барьеры, затрудняющие установление контакта могут носить мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный и во­левой характер. В качестве мотивационных барьеров могут высту­пать: нежелание гражданина в данный момент вести с оперработником откровенный разговор, наличие предубежденного отношения к право­охранительным органам, боязнь мести со стороны преступного эле­мента и др.

Интеллектуальные барьеры могут быть вызваны ошибками невер­ного восприятия оперработником и гражданином друг друга, особен­ностями их мышления, речи, в целом противоположностью личностных стилей, различиями в уровне образования, осведомленности в тех или иных вопросах и т.д.

Эмоциональные барьеры могут быть обусловлены как отрицатель­ными (астеническими) переживаниями и чувствами, которые испытыва­ет оперработник к данному лицу, с которым необходимо установить контакт, так и эмоциональными состояниями объекта заинтересован­ности (подавленность, раздражительность, невыдержанность, агрес­сивность и пр.).

Волевые барьеры могут иметь место, когда, например, оперра­ботник форсирует подчинение гражданина своей воле или гражданин не может заставить себя отказаться от установки либо от данного кому-либо обещания не вступать в контакт с сотрудниками правоох­ранительных органов.

Преодоление указанных психологических барьеров в общении достигается за счет особой “психологической настройки” (“подс­тройки”) оперработника к личностным особенностям людей, с которы­ми он вступает в контакт, применения определенных психотехничес­ких приемов и создания условий, оптимизирующих динамику професси­онального общения.

Стремясь установить психологический контакт с объектом заинтересованности даже при неблагоприятных обстоятельствах, оперработники всегда пытаются, прежде всего, снять мотивационные барьеры и вызвать у партнеров по общению личный интерес к взаимодейс­твию. В этой связи реализуются психотехнические приемы: “первич­ного накопления согласия”, “эмоционального включения собеседника в общение”, “демонстрации аттракции” (то есть, привлекательности для другого) и т.д.

В профессиональном общении задачей оперработников является не только обеспечение взаимной заинтересованности, но и установ­ление доверительных взаимоотношений с партнером по взаимодейс­твию. С позиции социальной психологии, доверительные отношения - это специфический способ социально-психологического обособления в некоторую общность “мы”, где осуществляется откровенный обмен значимыми для общающихся мыслями, которые раскрывают их глубин­ные, интимные стороны личности, так как существует уверенность партнеров в друг друге как в надежных и добросовестных людях.

С точки зрения юридических психологов, возникновение в оперативной работе доверительных отношений с объектом заинтересован­ности – это относительно устойчивое состояние взаимоотношений сотрудника с гражданином, который доверяет ему конфиденциальную информацию для решения оперативно-служебных задач.При этом конфи­денциальная информация - это те сведения, которые до определенно­го времени не подлежат огласке.

Основные факторы, которые влияют на успешность установления доверительных отношений в ОРД, являются:

1) личность оперработника (его общительность, умение изучать психологию собеседника и пользоваться этими данными, умение раз­говорить человека, поддерживать диалогическое общение и т.д.);

2) психологические особенности человека, с которым оперра­ботник поддерживает взаимосвязь и строит отношения;

3) условия, в которых протекает профессиональное общение;

4) содержание оперативно-служебных задач, которые оператив­ником решаются в общении с конкретным человеком в течение дли­тельного времени.

В практике общения, реализуемого в целях ОРД, информацию часто получают путем ее выведывания у лиц, которые имеют крими­нальную направленность личности. В большинстве таких случаев ус­пех напрямую зависит не только от умения устанавливать с объектом заинтересованности психологический контакт, но и осуществлять на них целенаправленные воздействия, в том числе как на сознатель­ную, так и бессознательную сферу психики.

Существует два основных пути получения профессионально зна­чимой информации:

а) словесно-репродуктивный – это побуждение объекта заинтересованности к непроизвольной вербальной репродукции (непроизвольным высказываниям) фактов, представляющих интерес для сотруд­ников правоохранительных органов;

б) моторно-репродуктивный - это побуждение объекта заинтересованности к непроизвольным невербальным реакциям и экспрессивным проявлениям, содержащим соответствующую информацию.

Для реализации каждого из указанных подходов психологи реко­мендуют целый арсенал конкретных приемов, с помощью которых осу­ществляется получение профессионально значимой информации. Для вызывания словесно-репродуктивных высказываний можно применять:

1) демонстрации конкретных примеров, “оживляющих” в памяти заинтересованного для нас лица соответствующие образы и побуждающих его к непроизвольным высказываниям;

2) смежную тему разговора;

3) вызывать чувство особой значимости собственной личности объекта заинтересованности;

4) обращение к чувству собственного достоинства;

5) демонстрацию проявления равнодушия;

6) эскалацию эмоционального стресса;

7) постановку неожиданных вопросов;

8) неточное или ложное заявление;

9) сообщения “якобы” важных сведений;

Показ осведомленности и др.

К приемам, с помощью которых реализуется моторно-репродук­тивный способ получения информации, можно отнести следующие:

1) демонстрация конкретных предметов, связанных с преступной деятельностью субъекта;

2) создание кратковременных психологически острых жизненных ситуаций;

3) использование приемов психотехник из нейролингвистическо­го программирования и других психокоррекционных методов немедицинского характера.

Указанные выше психологические подходы и приемы могут успеш­но использоваться не только в процессе выведывания оперработника­ми информации, но и в ходе предупреждения и пресечения преступной деятельности, при проведении дознания и предварительного рассле­дования (при работе в составе оперативно-следственной группы).

При проведении оперработниками дознания часто используются различные методы воздействия на преступников. Основными среди них на практике являются убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование задач. Каждый из указанных методов реализуется на основе специфических приемов воздействия, эффективность примене­ния которых предопределяется действием ряда признаков:

1) воздействие должно осуществляться всегда с учетом конк­ретных особенностей личности и общих закономерностей функциониро­вания психики;

2) процесс воздействия, его элементы, обратная реакция лица, на которое воздействуют, должен заранее планироваться и прогнози­роваться по всей структуре воздействия на данную личность;

3) положительное восприятие воздействия обязательно должно стимулироваться и способствовать проявлению психической активнос­ти лица, на которое оно направлено;

4) воздействие во всех случаях должно строго ограничиваться процессуальными правомочиями (то есть, ни в коем случае не должны нарушаться права лица, на которое оказывается воздействие);

5) при воздействии обязательно учитываются те внешние усло­вия и динамика их развития, в которых оно осуществляется;

6) воздействие должно осуществляться с учетом совокупности конкретных фактов, обстоятельств, которые служат базой для воз­никновения определенной направленности мыслительных и иных про­цессов у лица, на которое оказывается воздействие;

7) воздействие всегда должно быть комбинированным, реализо­вываться с учетом возможного регулирования, изменения, возбужде­ния определенного состояния лица, на которое оно оказывается.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.