Сущность менеджмента. Управление производством. Цели и задачи управления Принципы менеджмента. Законы и исследовательские методы менеджмента. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Сущность менеджмента. Управление производством. Цели и задачи управления Принципы менеджмента. Законы и исследовательские методы менеджмента.

2017-11-27 281
Сущность менеджмента. Управление производством. Цели и задачи управления Принципы менеджмента. Законы и исследовательские методы менеджмента. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В ПОМОЩЬ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы менеджмента»

Сущность менеджмента. Управление производством. Цели и задачи управления Принципы менеджмента. Законы и исследовательские методы менеджмента.

Сущность управления заключается в воздействии на систему с целью перевода ее в новое состояние или поддержание в заданном режиме.

Управление производством - это воздействие на процесс труда в соответствии с объективными законами развития общества.

Предмет управления - это совокупность общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе управления.

Объект управления - это отдельные лица или коллективы работников, а также экономические, технологические, трудовые и другие процессы.

Существует несколько определений понятия менеджмента:

- менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей;

- менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации;

- менеджмент - это вид профессиональной деятельности людей, занимающихся организацией и координацией процесса достижения целей, применяемых и реализуемых с использованием научных подходов, принципов, методов, концепций маркетинга и человеческого фактора;

- менеджмент - это способ управления производством, предусматривающий эффективную организацию труда, постоянное повышение его производительности.

Итак, менеджмент - это:

- управление совместной деятельностью людей;

- разновидность социального управления;

- разновидность экономического управления;

- профессиональная деятельность по управлению людьми;

- наука, практика и искусство управления.

Цель управления - это достижение конечных результатов, к которым стремятся организации, их подразделения и сотрудники.

Принципы менеджмента - это основные законы, правила и нормы поведения, которыми руководствуются органы и работники управления в процессе своей деятельности. Выделяют следующие принципы управления:

- всеобщие. Они действуют в любых социальных системах, независимо от специфики (иерархичность, системность, дискретность, необходимое разнообразие между объектом и субъектом управления, управление по целям);

- общие. Они характеризуют построение и функционирование организации (оптимальное сочетание централизации и децентрализации, единоначалие и коллегиальность, единство распорядительности, сочетание линейного, функционального и целевого управления, преемственность, единство интересов);

- специальные. Они характеризуют отдельные элементы и их взаимосвязи в системе управления (целеполагание, разделение и кооперации управленческого труда, кадровая работа, проектирование организационных структур управления, определение стратегии предприятия, выбор методов управления, разработка управленческих решений).

Законы менеджмента, как и законы любой отрасли знаний, отражают общие, устойчивые, существенные и необходимые связи между определенной совокупностью явлений. Законы организации - это отражение общих, существенных и необходимых связей, имеющих место в организации. Здесь выделяют следующие законы:

- синергии - потенциал организации как целого больше суммы потенциалов ее элементов;

- дополнения - внутриорганизационные процессы и функции дополняются противоположно направленными (например, дифференциация и интерпретарация);

- пропорциональности - при любых изменениях в организации между всеми элементами и организацией в целом должна сохраняться пропорциональность;

- самосохранения - любая организация и ее элементы стремятся сохранить себя как целое путем недопущения потрясений и конфликтов.

Специальные исследовательские методы менеджмента разделяют на системные, комплексные, структурные, ситуационные, интеграционные, экономико-математические, социологические, а также сюда относят наблюдение, моделирование, эксперимент.

Социальные группы

В практической работе руководителю (менеджеру) приходится вступать и общение не только с отдельными лицами, но и с группами людей, объединенными общими целями. Здесь взаимодействие происходит по модели «руководитель-коллектив». Такое общение имеет свои особенности, определяемые закономерностями образования и функционирования социальных групп. Психологи называют социальными группами совокупность людей, связанных общей целью, благодаря достижению которой могут быть удовлетворены индивидуальные потребности ее членов.

По количеству членов социальные группы разделяют на «большие» и «малые». Большими называют такие группы, у которых число членов столь велико, что общение между ними носит периодический характер со слабой степенью контактности, без возникновения тесных эмоциональных связей. Малыми называют группы, состоящие из небольшого числа членов, имеющие личные контакты между собой и достаточно тесное эмоциональное общение. Считается, что группа, имеющая более 60 членов, будет большой, менее 30 - малой. Группа с числом членов от 30 до 60 может быть как большой, так и малой, в зависимости от рода деятельности.

Важнейшим классификационным признаком группы является способ ее образования. По этому признаку группы делятся на формальные и неформальные.

Формальные группы образуются' путем вынесения формального акта вышестоящей организацией. Неформальные группы возникают стихийно на основе тех или иных интересов. Социально-психологической основой группового действия является общность интересов, общность целей и единство действий.

Для руководителя (менеджера) в первую очередь требуются знания закономерностей образования и функционирования малых формальных и неформальных групп. Именно эти группы оказывают наибольшее влияние на производственную деятельность коллектива.

Формальные группы

-. Формальные группы организовываются сознательно для выполнения производственного процесса и достижения определенной цели. Любой производственный коллектив состоит из множества формальных групп. В большинстве случаев при организации формальных групп преследуются производственные цели. Поэтому в первую очередь берутся во внимание такие факторы, как профессия, образование, стаж работы по специальности, уровень квалификации и т.п. Социально-психологические стороны членов группы отступают на задний план. Между тем успешная деятельность формальных групп во многом определяется психологическими особенностями членов группы и состоянием Отношений между ними. Руководителю формальной группы чаще всего приходится иметь дело с уже сформированным коллективом. Поэтому его задача - улучшить взаимоотношения между членами группы. Решение такой задачи зависит от ряда факторов, главными из которых являются следующие.

1. Численность группы. Большое число членов группы не способствует установлению тесных психологических контактов между ними. В таких группах контакты устанавливаются стихийно. Контроль и регулирование контактов и вообще взаимоотношений со стороны руководителя группы затруднен. Группы с большим количеством людей эффективны только там, где выполняется однообразная работа, не требующая установления сложных взаимосвязей между членами группы. С другой стороны слишком малое число членов в группах порождает многочисленность самих групп, что затрудняет координацию их действий и увеличивает затраты и трудоемкость управления системой. Наиболее эффективны формальные группы с оптимальным числом членов. Это такие группы, у которых число членов находится на пределе управляемости, т.е. оно достаточно велико, но связи между членами группы контролируются одним руководителем. Из практики управления формальными группами установлено, что одним руководителем свободно контролируются связи в группе, имеющей не более 7-9 членов. В настоящее время такое число находит объяснение у психологов особенностями нашей памяти, в частности, тем фактором, что в кратковременной памяти имеется только семь ячеек для запоминания информации на короткое время.

С увеличением числа членов группы резко возрастает количество горизонтальных связей между ними. Рассматривая последовательно увеличение числа связей с возрастанием числа членов группы на единицу, можно вывести следующую формулу: N = n(n-1)/2, где N - число связей между членами группы; n - число членов в группе.

2. Правила, регулирующие взаимоотношения членов группы. При создании формальной группы должны быть достаточно подробно и четко сформулированы и введены в действие правила регулирующие взаимоотношения членов группы. Эти правила определяются организационно-распорядительными методами управления.

3. Поведение руководителя по отношению к подчиненным является одним из важнейших факторов улучшения деятельности формальных групп. Это поведение в социальной психологии определяется стилем работы руководителя.

Органы государственного управления АПК. Система и функции государственного управления АПК. Функциональные и отраслевые органы государственного управления. Структуры, осуществляющие государственный надзор и контроль.

Система организации государственного управления АПК включает:

- законодательство, регулирующее общественные отношения между участниками АПК;

- органы государственного регулирования и управления, реализующие ряд функций и осуществляющие управленческое воздействие на агропромышленный комплекс.

На республиканском уровне государство реализует следующие функции по регулированию и управлению АПК:

- нормотворческие. Они направлены на формирование аграрного и других отраслей права;

- разрешительные. Это предоставление организациям АПК свободы хозяйственного управления, связанного с выбором организационно-правовой формы, передачей акций в доверительное управление, самостоятельным распоряжением произведенной продукцией, созданием бюджетных и внебюджетных фондов, субсидированием, финансовым и ресурсным обеспечением целевых программ, лицензированием, квотированием и т д.;

- контрольно-запретительные. Это контроль за реализацией общей стратегии аграрной политики, надзор в области ветеринарии, химизации и защиты растений, использования земель, экологии, охраны труда, налогообложения, статистики и т.д.;

- аналитические. Они предполагают отслеживание тенденций, анализ состояния экономики отрасли, подготовку аналитических докладов и т.д.;

- информационные. Они основаны на мониторинге статистической, правовой, рыночной и иной информации;

- организационные. Они реализуются через формирование и совершенствование организационной структуры и системы государственного управления;

- регулирующие. Они основаны на контроле и регулировании межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных отношений (ценовые, налоговые, кредитные, таможенные механизмы);

- кадровые. Они направлены на создание сети центров обучения, подбор руководителей государственных предприятий и организаций, аттестацию работников органов управления АПК;

- научного обеспечения АПК. Они реализуются путем организации и финансирования фундаментальных и наиболее важных прикладных исследований;

- прямое управление объектами собственности. Оно осуществляется путем назначения руководителей, доведения производственных заданий, финансирования программ, контроля за хозяйственной и финансовой деятельностью;

- участие в управлении акционерными обществами с контрольным или иным пакетом акций государства. Это обеспечивается через институт представительства в органах управления акционерных обществ.

К функциональным органам государственного управления относятся Министерства и их комитеты, Государственные комитеты Республики Беларусь, которые осуществляют управленческое воздействие в рамках реализации одной или нескольких функций государства. Особое, главенствующее место среди функциональных органов государственного управления занимает Министерство экономики. Его основные цели и задачи:

- разработка общей стратегии и главных направлений социально-экономических преобразований в республике в целях создания высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики;

- создание экономической среды, способствующей экономическому росту;

- подготовка государственных экономических программ, а также социально-экономических прогнозов по республике в целом, по секторам экономики, отраслям и регионам;

- координация работы министерств и иных центральных органов управления по вопросам внутренней и внешней экономической политики;

- анализ текущей экономической ситуации и корректировка государственных экономических программ;

- координация деятельности в области бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, ценовой и социальной политики.

Немаловажное место по степени значимости для АПК, ввиду того, что земля выступает в качестве основного средства производства в аграрной сфере, занимает Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь, Его основные задачи:

- проведение государственной политики в области земельных отношений;

- ведение земельного кадастра и осуществление мониторинга земель. Основным республиканским отраслевым органом государственного управления для АПК является Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Целью его функционирования является:

- проведение государственной аграрной политики;

- осуществление управления в АПК;

- координация деятельности в АПК других республиканских органов;

- координация сельского хозяйства с перерабатывающими и обслуживающими отраслями;

- изучение рынка сельскохозяйственной продукции и средств производства;

- инициация законотворчества и правовое обеспечение функционирования сельскохозяйственного производства, перерабатывающих и обслуживающих отраслей;

- развитие научно-технического прогресса;

- мероприятия по проведению единой политики государства в области семеноводства, сортоиспытания, племенного дела, мелиорации и химизации;

- контроль за качеством продукции;

- экспертиза проектов на строительство, мелиорацию, внешнеэкономическая деятельность;

- содействие проведению экономической реформы.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия возглавляет министр, который назначается Президентом Республики Беларусь. При министре в качестве совещательного органа действует коллегия, решения которой проводятся в жизнь посредством приказов министра. Первый заместитель министра курирует вопросы работы экономики и координирует работу научного совета министерства. Министр имеет также шесть заместителей, непосредственно возглавляющих основные структурные подразделения Министерства - главные управления («главки», департаменты): экономики, внешнеэкономической деятельности, по производству продукции растениеводства, по производству продукции животноводства, продовольствия, инвестиций и организации строительства, технического прогресса, аграрного образования, науки и кадров. В составе Минсельхозпрода действует Комитет по хлебопродуктам.

Министерство имеет в своем функциональном подчинении комитеты сельского хозяйства и продовольствия, действующие при областных исполкомах, и управления сельского хозяйства и продовольствия в составе райисполкомов.

Вторым по значению отраслевым органом государственного управления в АПК выступает Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгосгшщепром», подчиненный Совету Министров Республики Беларусь. С целью обеспечения научного, информационного, маркетингового сопровождения пищевой отрасли, разработки и внедрения новых видов продукции, обеспечения более эффективного решения стратегических вопросов развития пищевой промышленности, повышения ее вклада в обеспечение продовольственной безопасности республики концерн передан в ведение Совета Министров. Основными структурными подразделениями концерна «Белгоспищепром» являются главные управления экономики, внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, маркетинга и торговли, материальных ресурсов и сырья, технического развития, инвестиций и капитального строительства, науки, образования, стандартизации и кадров, производственно-технологическое управление. Его региональными органами выступают областные объединения концерна.

Специальным отраслевым органом государственного управления в АПК является также Белорусский государственный концерн по строительству и эксплуатации мелиоративных и водохозяйственных систем «Белме-лиоводхоз». Его основные задачи - обеспечение сохранности мелиорированных земель, повышение их эффективности.

К органам государственного регулирования и управления относятся также структуры, осуществляющие надзор и контроль:

- Комитет по государственному контролю в семеноводстве,

- Республиканская государственная станция защиты растений,

- Государственные хлебные инспекции,

- Государственные инспекции по карантину растений;

- Республиканская нормативно-исследовательская станция по труду;

- Ветеринарный центр, республиканские ветеринарная и спецветери-нарная лаборатории;

- Республиканская инспекция котлонадзора.

Соответствующие организации, осуществляющие надзор и контроль, представлены на уровне регионов.

В ПОМОЩЬ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы менеджмента»

Сущность менеджмента. Управление производством. Цели и задачи управления Принципы менеджмента. Законы и исследовательские методы менеджмента.

Сущность управления заключается в воздействии на систему с целью перевода ее в новое состояние или поддержание в заданном режиме.

Управление производством - это воздействие на процесс труда в соответствии с объективными законами развития общества.

Предмет управления - это совокупность общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе управления.

Объект управления - это отдельные лица или коллективы работников, а также экономические, технологические, трудовые и другие процессы.

Существует несколько определений понятия менеджмента:

- менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей;

- менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации;

- менеджмент - это вид профессиональной деятельности людей, занимающихся организацией и координацией процесса достижения целей, применяемых и реализуемых с использованием научных подходов, принципов, методов, концепций маркетинга и человеческого фактора;

- менеджмент - это способ управления производством, предусматривающий эффективную организацию труда, постоянное повышение его производительности.

Итак, менеджмент - это:

- управление совместной деятельностью людей;

- разновидность социального управления;

- разновидность экономического управления;

- профессиональная деятельность по управлению людьми;

- наука, практика и искусство управления.

Цель управления - это достижение конечных результатов, к которым стремятся организации, их подразделения и сотрудники.

Принципы менеджмента - это основные законы, правила и нормы поведения, которыми руководствуются органы и работники управления в процессе своей деятельности. Выделяют следующие принципы управления:

- всеобщие. Они действуют в любых социальных системах, независимо от специфики (иерархичность, системность, дискретность, необходимое разнообразие между объектом и субъектом управления, управление по целям);

- общие. Они характеризуют построение и функционирование организации (оптимальное сочетание централизации и децентрализации, единоначалие и коллегиальность, единство распорядительности, сочетание линейного, функционального и целевого управления, преемственность, единство интересов);

- специальные. Они характеризуют отдельные элементы и их взаимосвязи в системе управления (целеполагание, разделение и кооперации управленческого труда, кадровая работа, проектирование организационных структур управления, определение стратегии предприятия, выбор методов управления, разработка управленческих решений).

Законы менеджмента, как и законы любой отрасли знаний, отражают общие, устойчивые, существенные и необходимые связи между определенной совокупностью явлений. Законы организации - это отражение общих, существенных и необходимых связей, имеющих место в организации. Здесь выделяют следующие законы:

- синергии - потенциал организации как целого больше суммы потенциалов ее элементов;

- дополнения - внутриорганизационные процессы и функции дополняются противоположно направленными (например, дифференциация и интерпретарация);

- пропорциональности - при любых изменениях в организации между всеми элементами и организацией в целом должна сохраняться пропорциональность;

- самосохранения - любая организация и ее элементы стремятся сохранить себя как целое путем недопущения потрясений и конфликтов.

Специальные исследовательские методы менеджмента разделяют на системные, комплексные, структурные, ситуационные, интеграционные, экономико-математические, социологические, а также сюда относят наблюдение, моделирование, эксперимент.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.