Вопрос 22. Модели мотивации. Мотиваторы. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Вопрос 22. Модели мотивации. Мотиваторы.

2017-11-27 212
Вопрос 22. Модели мотивации. Мотиваторы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сложились две модели мотивации: структурная и динамическая. Согласно структурному подходу – мотивация совокупность факторов и мотивов. Мотивация складывается из потребностей, целей, уровня притязаний, идеалов, условий деятельности, мировоззрения, направленности личности. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения.

Согласно динамическому подходу мотивация рассматривается как процесс регуляции деятельности с помощью мотива, как механизм реализации моти­вов. Мотивация появляется вслед за имеющимся мотивом, когда возникла ситуация, позволяющая его реализовать.

В этих двух подходах мотивация вторична и производна от мотивов. А откуда берутся мотивы, остается не ясно. Мотивы и мотивация в этих подхода часто рассматриваются как синонимы.

Этим двум подходам Ильин Е.П. противопоставляет взгляд, согласно которому мотивация есть динамический процесс формирования мотива. Автор развивает представление о мотиваторах, как мотивационных детерминантах. Это психологические факторы, участвующие в мотивационном процессе и обусловливающие принятие человеком решения. Они при объясне­нии основания действия и поступка становятся аргументами принятого решения. Можно выделить следующие группы мотиваторов:

— нравственный контроль (наличие нравственных принципов),

— внешняя ситуация,

— собственные возможности (знания, умения, качества),

— собственное состояние в данный момент,

— условия достижения цели (затраты усилий и времени),

— последствия своего действия, поступка.

Выделение мотиваторов имеет принципиальное значение. Ведь именно их мно­гие авторы называют мотивами. Отсюда у А. Н. Леонтьева появляются «знаемые» и «реально действующие» мотивы. Первые связаны с пониманием причин необходи­мости совершения того или иного поступка, проявления активности. Но эти причи­ны не приводят к конкретному поступку или действию, не обладают побудительной силой. В процессе мотивации (при выборе цели и способов ее достижения) многие мотива­торы остаются только «знаемыми», «понимаемыми», а «реально действующими» становятся только те, которые приобретают наибольшую значимость для человека и приводят к формированию побуждения. Сформированный же мотив всегда дей­ствен, потому что включает в себя побуждение к достижению цели «здесь и сей­час».

В формировании мотивов значительная роль принадлежит внешним мотиваторам. В психологии признается, что мотив должен построить сам субъект, а в процессе воспитания формируются не мотивы, а мотиваторы. Внешние мотиваторы оказывают психологическое влияние на мотивационный процесс и опосредствуют формирование мотивов, т.е. определяют их не прямо, а косвенно. Внешние мотиваторы, усваиваясь ребенком, превращаются во внутренние, такие как интересы и склонности, нравственные принципы, установки и самооценка. Они то и участвуют в формировании мотива того или иного поступка человека.

Внешние мотиваторы: просьбы, требования, советы, внуше­ния, намеки. Эти воздействия приобретают форму информирования, инструктирования, сти­мулирования и запрета (интердикции).

 

Вопрос 23. Перфекционизм и прокрастинация.

 

Перфекционизм (от лат. перфектус - совершенное). Это склонность или стремление следовать завышенным стандартам деятельности и выдвигать к собственной личности чрезмерно высокие требования. Такое качество личности порождает конкурентные отношения, приводит к социальной изоляции и дефициту поддержки. (Песенка о девушке из высшего общества, которой не избежать одиночества). Перфекционизм может стать причиной постоянного напряжения, негативных эмоциональных состояний и суицидальных намерений у субъектов (в частности, студентов).

У перфекционистов наблюдаются две стратегии поведения: сверхмобилизация и прокрастинация. Первая стратегия вполне адаптивная и эффективная модель поведения, которая позволяет рано или поздно достичь желаемого совершенства. Вторая модель – дезадаптивная, дисфункциональная, ведущая к возникновению состояния хронического стресса.

Буквально слово прокрастинация означает «на завтра» (лат. crastinus – завтра; pro – на). В психологической литературе под этим термином подразумевают сознательное откладывание субъектом намеченных действий, несмотря на то, что это повлечет за собой определенные проблемы.

Прокрастинация – один из наиболее существенных факторов, порождающих трудности в обучении. Более половины учащихся школ и студентов ВУЗов считают себя прокрастинаторами. Большинство из них отмечают, что самостоятельно не могут изжить этот недостаток и нуждаются в помощи по его преодолению.

Признается, что прокрастинация является защитной реакцией на различного рода страхи: страх неудачи, страх оценки, страх потери самостоятельности и контроля над ситуацией, страх перед успехом. Для перфекционистов, в частности, характерен страх, выполнить работу недостаточно идеально. Прокрастинация является выражением эмоциональной реакции на планируемые или необходимые дела.

В зависимости от характера этих эмоций, прокрастинация делится на два фундаментальных типа: «расслабленная», когда человек тратит время на другие, более приятные занятия и развлечения, и «напряженная», связанная с общей перегрузкой, потерей ощущения времени, неудовлетворенностью собственными достижениями, неясными жизненными целями, нерешительностью и неуверенностью в себе.

Страх неудачи является, возможно, наиболее распространенной причиной прокрастинации «напряженного» типа. Это и опасение, что не справишься с заданием из-за нехватки необходимых знаний (таланта, везения...), и боязнь продемонстрировать свою некомпетентность. Именно перфекционистские установки усиливают переживание страха неудачи.

Но стремление к совершенству в разумных пределах ведет к аккуратности, организованности, исполнительности. Страх успеха у прокрастинаторов проявляется в том, что студент начинает учиться в неполную силу из-за опасения, что его будут больше нагружать, предъявлять более высокие требования, как-то выделять. Что ему не хочется из чувства конформизма и солидарности с менее способными однокурсниками.

Но общей чертой «откладывателей», является депрессивный настрой и страх перед будущим или боязнь не справиться с поставленной зaдaчeй. Народная мудрость гласит, что тот, кто рано встает, тому бог пoдaeт. Человеку, который пренебрегает сим правилом, грозит, с точки зрения психологии личности, постоянное чувство недовольства, которое постепенно перейдет в депрессию, если, конечно, начало той или иной нужной деятельности отодвигается на недели или даже мecяцы.

Практика показывает, что мужчины чаще женщин демонстрируют такой тип пoвeдeния. Кроме того, люди с аналитическим складом ума в меньшей степени склонны к откладыванию на завтра важных дeл. Большую роль также играет пpивычкa. Если выработалось ответственное отношение, то человеку будет проще пересиливать лень и инерционные силы бeздeйcтвия.

Психологи советуют научиться разрабатывать стратегии личных дocтижeний. Например, составлять планы и учиться их пpидepживaтьcя. Назначать сроки, придумывать поощрения и накaзaния. Чем реалистичнее поставлена задача, тем больше шансов ее дocтичь.

Большую цель проще разбить на несколько маленьких, и достигать ее небольшими шагами. Японская поговорка гласит - что растет медленно, растет хоpoшo. Еще важно уметь избавляться от раздражающих факторов, например, выключать телефон, в том числе и мобильный, а также удалить с компьютера все игрушки, если простаивают важные дeлa.

Прокрастинация прежде всего присуща молодым, это болезнь молодости: “От сессии до сессии живут студенты весело”. Общий фон – чего париться, вся жизнь впереди! В студенческие времена делать все в последний момент всегда было абсолютно естественно. Мысли о том, что подобное поведение требует коррекции, за все время учебы в институте, как правило, не посещают ни одного студента. Но склонность все откладывать, войдя в привычку в студенческие годы, переходит вместе с ее хозяином во “взрослую жизнь”.

Надо всегда иметь в виду, что всем истинным прокрастинаторам свойственны тревожность, депрессивное состояние, низкая самооценка. Они очень импульсивны. Исследования показывают, что прокрастинаторы чаще испытывают стресс, в результате чего они чаще страдают от бессонницы, простудных заболеваний и проблем с желудком. Кроме того, они чаще курят и пьют.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.