Вопрос 1. Понятие личности в философии, общей и дифференциальной психологии. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Вопрос 1. Понятие личности в философии, общей и дифференциальной психологии.

2017-11-27 237
Вопрос 1. Понятие личности в философии, общей и дифференциальной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 2. Человек как субъект, индивид, личность и индивидуальность.

Личность – социальный субъект

 

индивидуальность человек индивид – природный субъект

(субъектная, индивидная,

личностная)

 

субъект жизни

Субъект – человек, познающий и действующий. Активное начало в противоположность объекту как пассивному полюсу в этой паре понятий. Субъект – это человек как носитель и обладатель определенных функций и качеств. Любой живой организм является субъектом собственной жизни. Труп не является субъектом.

Человек, будучи субъектом жизни, проявляет себя с двух сторон:

как природный субъект, т.е. индивид и как социальный субъект, т.е. личность. Человек как субъект, индивид и личность обладает соответствующей индивидуальностью (субъектной, индивидной и личностной).

Обратимся к источникам. В отечественной литературе подчеркивается несовпадение понятий «индивид» и «личность». Оно обосновано в книге А.Н.Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность». В определении индивида в качестве родового он использует понятие «субъект». Жизненные процессы есть проявление жизни материального субъекта.

Индивид – продукт биологической эволюции, прежде всего генотипическое образование.

Согласно А.Н. Леонтьеву важно различать особенности человека как индивида и его особенности как личности. «Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни». С. 175.

Но личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. И личность нельзя понимать как фенотип генотипа индивида. Она не вызревает из генотипа под влиянием социальной среды. Личность создается общественными отношениями. Она возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и задатками. Личностью он становится в той мере, в какой выступает как субъект общественных отношений. Становление личности – это становление личностных смыслов.

Человек, как индивид осуществляет деятельность в естественных, природных условиях, ориентируется в них на основе соответствующих психологических репрезентаций: потребностей, образов представлений.

Человек как личность осуществляет поведение и общение в социальной среде. Опирается он при этом на культурные ценности, нормы и личностные смыслы.

Развитие личности (социального субъекта) – нетождественно развитию индивида (природного субъекта). В развитии личности выделяется два скачка.

Первое рождение личности происходит, когда возникает подчинение органических мотивов социальным мотивам (феномен горькой конфеты).

Второе – когда субъект выстраивает новую иерархию мотивов на основе осознанного выбора.

Иерархия мотивов – ключевое понятие, которое использует А.Н.Леонтьев для раскрытия психологической сущности личности

Учениками А.Н.Леонтьева В.В.Столиным и В.В.Петуховым была предложена триадическая схема субъекта деятельности:

- природный субъект – это природный индивид,

- социальный субъект – это социальный индивид,

- культурный (я бы сказал - духовный) субъект – это личность.

С этой точки зрения личность – это человек, живущий в широком контексте культуры и общечеловеческих ценностей, обладающий совестью и честью, убеждениями и идеалами, чувством долга и ответственности.

У В.А. Иванникова такая триада субъектов:

- человек как субъект природных отношений – природный индивид,

- человека как субъект общественных отношений – социальный индивид,

- человек как субъект личных отношений – личность. (В.п. 2014, № 3?)

Различия личных и общественных отношений автор не комментирует. История с пощечиной. Учительница заявила, что она извиняется как учительница, но не как взрослый человек, женщина. Мужская дилемма: жить с этой женщиной-наказание, а не жить – преступление.

Существующие определения личности, чаще всего, ни под какую из выделенных точек зрения не подходят. Мягко говоря, они некорректны. А точнее – это просто эклектический набор слов, наспех склеенных в предложение. Типичный образец эклектики. (Беспринципного сочетания несовместимых, противоречивых, противоположных взглядов)

В одном новом учебнике дается такое определение. «Итак, под личностью мы будем понимать социального индивида, субъекта общественных отношений, деятельности и общения». Термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а термином «личность» - сущность социальную. (Там же). (Сонин Валерий Абрамович и Реан Артур Александрович. Глава 14. Понятие личности. Теории личности / Общая психология и психология личности. Учебник для вузов /Под ред. А.А. Реана. С-Пб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2009. С. 377.) Какое нам дело, что будут эти авторы понимать под личностью? А что делать студентам, как отвечать преподавателю, когда тот назойливо требует дать определение личности. А его то и нет. Когда их много - это не наука не научное знание, а мнения, представления, граничащие с заблуждениями и предрассудками.

 

Эго-защита

Психологическая защита (эго-защита) - одна из функций психики, форма неосознаваемой регуляции психических состояний человека.

Защитные механизмы относятся к неосознаваемым компонентам большинства психических процессов: мышлению, памяти, воображению, вниманию, эмоциям, мотивации, общению.

Почти вся психика задействуется для защиты личности своего субъекта, человека. Коротко она называется Я – защита (Эго – это я)

В частности психологическая защита работает на сохранение самооценки личности, ее достоинства, самоуважения. Они могут пошатнуться под влиянием фрустрации (переживания неудачи), психологической травмы, стресса, горя.

Приведем некоторые примеры эго-защит.

Мышление создает рационализацию – это подбор аргументов, оправдывающих и примиряющих личность с травмирующей его ситуацией.

Память делает возможным механизм вытеснения, когда забывается неприемлемое и постыдное для личности желание или пережитое унижение. (Примеры с мужем умершей сестры и дракой двух женщин на работе).

Память также обеспечивает механизм подавления, когда забываются предметы и обстоятельства, когда-то вызвавшие страх.

Воображение, обладая функцией замещения, обеспечивает одноименную эго-защиту (замещение, или просто, фантазия) – построение сцен мести в своем воображении. Замещение возможно также в форме реальной эмоциональной реакции (агрессии). Но по отношению к постороннему объекту, а не к тому, который вызвал агрессию.

Внимание вызывает такую защиту, как отрицание. Когда блокируется, не допускается в сознание опасная для личности информация.

Мотивация позволяет осуществлять сублимацию – пробуждение сильного интереса к творческим и общественно-полезные видам деятельности.

В общении широко наблюдается механизм проекции – это приписывание другим неприемлемых для личности чувств, мыслей, желаний, поступков. Проекция блокирует чувство вины. «Не я плохой, а окружающий мир плохой».

 

 

Копинг-поведение.

Копинг-поведение – это совладающие поведение, синоним - психологическое преодоление.

Копинг-поведение индивидуальный способ совладания человека с трудной жизненной ситуацией, вызывающей эмоциональный стресс.

В структуре копинга выделяются когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии. Они интегрируются в индивидуально своеобразные стили копинга.

Копинг зависит от субъективной значимости затруднительной ситуации, личностных и средовых ресурсов, которыми располагает человек для ее преодоления.

Эффективность копинга оценивается по состоянию человека, его самочувствию, субъективному благополучию, снижению тревожности, раздражительности, психосоматической симптоматики, депрессивных показателей. Ослабление чувства уязвимости к стрессам, стабилизация состояния, изменяется отношение к проблеме.

Понятие «копинга» тесно связано с понятием психологическая защита.

Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на активную и продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях.

В случае неэффективного копинга включаются защитные механизмы пассивной адаптации. Они являются полиативными, (полумерами), дающее временное облегчение или его иллюзию.

Копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессов, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем.

2. Копинг как личностная черта, предрасположенность отвечать на стрессовые ситуации определенным способом. А.Биллингс и Р.Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией.

1. Копинг, нацеленный на когнитивную оценку ситуации. Стратегии: «ведущее вниз сравнение», «ведущее вверх сравнение».

2. Копинг, нацеленный на проблему, - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса.

3. Копинг, нацеленный на эмоции, - преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие.

4. Копинг нацеленный на избегание

Модель стилей совладающего поведения

 

Субъективно

разрешимая ситуация

 

Смерть близкого Финансовые затруднения

3 фактор «уход в аффект» 1 фактор «Решение»

Смирение, горевание

 

Объективно

неразрешимая Объективно разрешимая

 

 

Столкновение с криминалом Болезнь близкого

4 фактор «Уход» 2 фактор «Социальный»

 

 

Субъективно

неразрешимая

ситуация

 

 

Вопрос 16. Теории эмоций.

В психологии установлено, что эмоциональная память человека прочно удерживает следы от каждого пережитого аффекта. Особо прочными следами отличаются аффекты, вызванные преступлениями. (Федор Михайлович Достоевский).

Как оказывается, у некоторых субъектов недобрая память от преступлений фашизма слабее недоброй памяти от преступлений сталинского режима. Никто не мерил интенсивность тех и других следов в памяти поколений.

Аффективные следы в эмоциональной памяти достаточно легко оживляются по закону ассоциаций. Впервые ассоциативный метод для этих целей использовал З.Фрейд. Но Фрейд не был следователем, и его пациенты не стремились что-либо сознательно скрывать. Хотя, как знать. Но у пациентов срабатывали бессознательные механизмы психологической защиты, и психоаналитику эти барьеры нужно было устранить.

Преступник в отличие от пациента прежде всего стремится уйти от ответственности. Он сознательно запутывает следствие и отводит от себя подозрения.

Сильный аффект имеет одну очень существенную особенность. Он вызывает феномен эмоционального переключения. Все предметы, которые имеют какое-либо отношение к ситуации преступления, приобретают ярко выраженную аффективную модально-специфическую окраску. Это вещи преступника, орудия преступления, детали местности и т.п. Предъявление какого-любого из этих предметов вызывает у преступника вторичный аффект, возникающий по ассоциации. У человека, не причастного к преступлению, следов аффекта быть не может.

Отдельные детали, связанные с преступлением, известны только участникам преступления. Эти детали и используются для оживления эффекта, его активизации. Этот принцип положен в основу всех приемов отделения причастных к преступлению лиц, от тех, кто к нему не имеет отношения.

Первичный аффект усиливает ситуация привлечения к ответственности, допроса. На вопросы о совершенном преступлении скрывающий его виновный не может правильно ответить. Они для него являются опасными.

Само желание и стремление скрыть аффект и тщательное оберегание «опасных мест» как раз и «бередит» лишний источник аффекта и оживляет его следы.

(Ложь мужа, вернувшегося с курорта, и школьника, разбившего окно).

Диагностировать аффект объективными методами возможно в силу того, что управлять непроизвольными физиологическими коррелятами пережитых аффектов люди не могут. Индикаторам ложных ответов служат отношение периода вдоха и выдоха, повышение кровяного давления, изменение сопротивления кожи (КГР).

Яркими показателями аффективной реакции являются нарушения в неосознаваемых механизмах сознательных действий. К ним относятся двигательные автоматизмы и ассоциативные ответы на словесные стимулы.

Исследования К.Юнга, Э.Крепелина, М.Вертхаймера показали, что эмоции резко нарушают течение ассоциативных процессов. Происходит замедление реакции на слова. Ответные слова часто отклоняются от стандартных значений. Аффект дезорганизует моторную сферу, нарушается координация движений, их произвольная регуляция (руки не слушаются).

По этой проблеме в конце 20-ых годов исследования проводил молодой А.Р.Лурия. Он разработал методику диагностики следов аффекта, которая получила название «методика сопряженных моторных реакций».

Методика включает три действия.

1.Испытуемому предъявляются специально подобранные слова, на которые необходимо реагировать «свободными словесными ассоциациями». Слова были двух сортов: нейтральные и провоцирующие аффективную реакцию, т.е. напоминающие об аффектогенном событии.

2.Испытуемый должен одновременно со словесной реакцией нажать пальцем правой руки на пневматический датчик.

3.Региструруется тремор левой руки тоже с помощью пневматического датчика. Показатели аффективного комплекса:

1) характер ответных словесных реакций,

2) латентный период между словом-раздражителем и словом-ответом,

3) латентный период между нажимом правой и левой руки,

4) латентный период между нажимами рук и словесной реакцией,

5) интенсивность нажимов.

 

Вопрос 1. Понятие личности в философии, общей и дифференциальной психологии.

 

Слово «личность» происходит от латинского «persona» - маска, личина.

Философия в лице К. Маркса утверждает, что человек как личность есть продукт общественных отношений. Классик подчеркивал, что сущность человека не «…есть абстракт присущий отдельному индивиду», а в своей действительности она заключается в «совокупности всех общественных отношений». (Соч. Т.3, с. 3). Маркс также отмечал: действительное богатство человека (личности) состоит в богатстве его действительных отношений.

Таким образом, философия в лице К. Маркса акцентирует аспект социального формирования личности.

Понятие «отношение» является ключевым для многих определений личности. Только в психологии речь идет о межличностных отношениях, которые разворачиваются в общении и совместной деятельности. Именно роль общения и совместной деятельности в формировании личности фиксируются в психологических ее определениях.

На основе отношения к другим людям у человека формируется отношения к себе, как важнейший компонент самосознания личности. По Марксу, человек Петр, относясь к человеку Павлу как человеку, начинает и к себе относится как человеку. Это означает, что самоотношение как внутренняя психическая характеристика личности находит внешнюю детерминацию в отношении человека к другим людям. Вспомним Л.С. Выготского, который утверждал, что внутренние психологические новообразования (вся личность целиком вместо с ее самосознанием, самоотношением и другими многочисленными структурами, которым несть числа) возникают в процессе интериоризации из внешних коллективно распределенных форм активности человека (т.е. общения и совместной деятельности).

Но уже развитая, ставшая личность начинает оказывать вторичные функциональные, регулирующие влияния на поведение человека, отношение к другим и на функционирование всех структур психики индивида. Получается, что личность как психическая структура (в узком смысле) регулирует поведение человека, ею обладающего и по праву именуемого личностью.

В общей психологии личность рассматривается в узком психологическом смысле, как высшая интегрирующая инстанция, начало или ядро в психике человека. Инстанцию надо понимать как ступень, звено в системе психической регуляции внутренней и внешней деятельности и поведения. Инстанция – это метафора. В переводе на психологический язык личность узком смысле - особое новообразование в психике человека или иначе особое сверхчувственное психологическое качество (по А.Г. Асмолову). Вроде шишечки или бугорка в мозгу или в психике.

Главной детерминантой личности выступают общественные отношения (по Марксу). Но формируется и обнаруживается личность в поведении и деятельности (по С.Л. Р.). Но с очень важной оговоркой. Не в любом поведении, а только в свободном и ответственном поведении, т.е. в поступках. В так называемом субъектном поведении, когда человека самоопределяется в пространстве культурных норм и ценностей. Попросту, когда сам решает, как жить, кому служить, или не служить вообще и т.п. Как у А.С. Грибоедова Чадский говорил: «Служить бы рад, да прислуживаться – тошно». Функция личности как психологического новообразования (по А.Н. Леонтьеву) выстраивать иерархию мотивов собственной деятельности субъекта, отдавая предпочтение социальным мотивам перед органическими.

По Г. Олпорту личность - это динамическая организация психофизиологических систем, которая формирует характерные для данного человека паттерны поведения, мышления и эмоций. У американского классика заявлена более широкая функция личности. (Паттерн – изображение, структура, строение, картинка, совокупность устойчивых признаков предмета, позволяющих отличать его от других предметов, аналог «понятию» для восприятия).

Гордон Олпорт, американский психолог (1897-1967), анализируя работы своих коллег в 1937 году, насчитал 50 определений личности. Пишут, что 50-ым было его собственное. Для всех определений общими являются три признака:

1. Уникальность личности.

2. Многообразие характеристик, которыми она обладает.

3. Их относительная устойчивость, неизменяемость во времени.

Выделенные Олпортом признаки относятся к понятию личности в широком психологическом смысле. Личность – это особая организация устойчивых психологических свойств (черт) человека, определяющих его отношение к миру и самому себе (т.е. личные отношения, как бы это ни звучало тавтологично). И именно, в таком смысле личность включает темперамент, характер и способности. Так она рассматривается в дифференциальной психологии. Об этом в теме «Структура личности».

Некоторые авторы утверждают, что, сколько в мире психологов, столько и определений личности.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.