Тема 3. Методы прогнозирования социально – экономических процессов. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 3. Методы прогнозирования социально – экономических процессов.

2017-11-27 270
Тема 3. Методы прогнозирования социально – экономических процессов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО –ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Учебная программа для специальности:

1 – 26 02 02 «МЕНЕДЖМЕНТ»

Факультет международных экономических отношений и менеджмента

 

Кафедра экономики и менеджмента

Курс 2 Зачет 4 семестр

Семестр 4 Форма получения высшего

образования - заочная

Лекций 10

Практические занятия \семинарские 4

Всего аудиторных часов по

дисциплине 14

Всего часов по дисциплине – 34.25

Составила Т.Г. Пискунова, к.э.н, доцент

 

 

2012 г.

программа «Прогнозирование и планирование социально-экономических процессов» составлена на основе базовой программы «Прогнозирование и планирование социально-экономических процессов»,регистрационный номер УД-172-12/баз, утвержденной 04.10.2012г.

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве типовой программы на заседании кафедры экономики и менеджмента

 

30.08..2012г., протокол № 1

Заведующий кафедрой

______________ Г.В.Подгорный

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет МИТСО»

 

 

2012г., протокол №

Председатель

______________ С..Н. Князев


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Становление рыночных отношений в Республике Беларусь требует от студентов профессиональных знаний в области теории и методологии планирования и прогнозирования социально-экономических процессов; получение целостного, систематического представления об организационных и прикладных основах управления посредствам планирования и прогнозирования, умения использовать полученные знания на практике.

Целью курса является формирование у студентов теоретических и практических навыков решения конкретных задач в области прогнозирования и планирования экономического и социального развития страны.

Основные задачи:

- творческое осмысление полученных знаний об особенностях функционирования национальной экономики, объективной необходимости и возможности прогнозирования и планирования социально-экономических процессов;

- формирование необходимой теоретико-методологической базы в области планирования и прогнозирования социально-экономических процессов;

- овладение методами системного анализа в управленческих ситуациях на макро-, мезо- и микроуровне регулирования экономикой;

В результате освоения курса «Планирование и прогнозирование социально-экономических процессов» слушатель должен знать:

- ключевые понятия и основные положения планирования и прогнозирования социально-экономических процессов;

- систему государственных регуляторов управления, планирования и прогнозирования;

- формы планирования и прогнозирования;

-объекты и субъекты функционирования экономики, институциональное устройство экономического механизма;

- основные цели и задачи обеспечения планомерности развития экономики на всех уровнях управления;

- приоритетные направления социально-экономического развития республики на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.

В результате изучения курса студент должен уметь;

- провести расчеты по некоторым методикам(по расчету ВВП и инфляции);

- прогнозировать развитие производственных отраслей,производственной инфраструктуры, непроизводственной сферы, регионов, природных ресурсов и окружающей среды;

- организовывать разработку и реализацию инновационной политики предприятия на длительную перспективу.

Методы и средства изучения дисциплины. Овладеть новыми знаниями и навыками в области планирования и прогнозирования студентам помогут методы и средства, рекомендуемые в данной учебной (базовой) программе. К ним относятся: лекционный материал, самостоятельная работа студентов над отдельными разделами и темами учебного материала, практические и семинарские занятия.

К основным средствам относятся:контрольные вопросы и задания, ситуации, тесты, примеры, и задачи в области планирования и прогнозирования социально-экономических процессов.

Структура учебной (базовой) программы построена с учетом необходимой логической последовательности изложения материала по прогнозированию социально-экономических процессов.

Весь материал рассмотрен с точки зрения комплексного, системного подхода, взаимосвязи и взаимозависимости процессов прогнозирования.

Дисциплину «Прогнозирование и планирование» рекомендуется изучать на втором курсе в ходе лекций и практических (семинарских) занятий, а также в процессе самостоятельной работы студентов.

Данная дисциплина органически связана с дисциплинами «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Экономико-математические методы и модели» и др. Она дает возможность студентам, обучающимся по специальности «Менеджмент», получить теоретические и практические навыки решения конкретных задач прогнозирования и планирования социально-экономических процессов в малых, средних и крупных предприятиях.

Лекций-8 часов, практических (семинарских)-10. Форма контроля знаний зачет.


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

  № темы       Тема занятий     Количество часов
Лекции   Практические/семинарские  
  Тема 1   Планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования        
  Тема 2   Методологические основы планирования и прогнозирования        
  Тема 3   Методы прогнозирования социально-экономических процессов        
  Тема 4   Методы планирования социально- экономических процессов        
  Тема 5   Планирование и прогнозирование экономического роста и структуры национальной экономики          
  Тема 6   Планирование и прогнозирование отраслей реального сектора экономики      
  Тема 7   Прогнозирование и регулирование инфляции и цен      
  Тема 8   Планирование и прогнозирование финансов      
  Тема 9   Планирование и прогнозирование занятости и трудовых ресурсов      
  Тема 10   Планирование и прогнозирование уровня жизни и социального развития      
  Тема 11   Планирование, прогнозирование и регулирование внешнеэкономических связей      
  Тема 12   Планирование и прогнозирование инвестиций      
  Итого          
             

 


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования.

Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования. Программирование в системе государственного регулирования экономики. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь.

 

Тема 2. Методологические основы планирования и прогнозирования.

Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования. Основные методологические принципы планирования. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования. Экономический анализ, его содержание и место в системе планирования и прогнозирования.

 

Тема 5. Планирование и прогнозирование экономического роста и структуры национальной экономики.

Понятие и типы экономического роста. Макроэкономические показатели и система национальных счетов. Цели макроэкономической политики, планирование и прогнозирование макроэкономических показателей. Планирование и прогнозирование межотраслевых связей и пропорций. Оценка и прогнозирование эффективности экономики.

 

Тема 6. Планирование и прогнозирование отраслей реального сектора экономики.

Планирование и прогнозирование промышленности и АПК. Планирование и прогнозирование НТП и инвестиций. Планирование развития инфраструктуры. Планирование развития предпринимательства.

 

Тема 8. Планирование и прогнозирование финансов.

Понятие финансовой системы экономики. Сводный баланс финансовых ресурсов. Прогнозирование и планирование налогов и бюджета. Прогнозирование и планирование денежно-кредитной сферы.

 

Тема 9. Планирование и прогнозирование занятости и трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Занятость и безработица. Прогнозирование трудовых ресурсов. Планирование и регулирование занятости.

Тема 10. Планирование и прогнозирование уровня жизни и социального развития.

Социальная политика государства: сущность и основные направления. Показатели, характеризующие качество жизни населения. Социальные нормы и нормативы. Планирование и прогнозирование развития социальной инфраструктуры.

 

Тема 11. Планирование, прогнозирование и регулирование внешнеэкономических связей.

Внешнеэкономические связи, платежный баланс. Прогнозирование внешнеэкономических связей. Внешнеэкономическая и валютная политика.

Тема 12. Планирование и прогнозирование инвестиций.

Понятие инвестиций и инвестиционная политика. Прогнозирование и планирование инвестиций. Прогнозирование и планирование инвестиций. Инвестиционная политика.

 

 

 

 

  № темы       Тема занятий     Количество часов
Лекции   Семинарс- кие практи- ческие
  Тема 1   Планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования      
  Тема 2   Методологические основы планирования и прогнозирования      
  Тема 3   Методы прогнозирования социально-экономических процессов      
  Тема 4   Методы планирования социально- экономических процессов      
  Тема 5   Планирование и прогнозирование экономи- ческого роста и структуры национальной экономики        
  Тема 6   Планирование и прогнозирование отраслей реального сектора экономики      
  Тема 7   Прогнозирование и регулирование инфляции и цен      
  Тема 8   Планирование и прогнозирование финансов      
  Тема 9   Планирование и прогнозирование занятости и трудовых ресурсов      
  Тема 10   Планирование и прогнозирование уровня жизни и социального развития      
  Тема 11   Планирование, прогнозирование и регулиро- вание внешнеэкономических связей      
  Тема 12   Планирование и прогнозирование инвести- ций      
  Итого        
                       


 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ (ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

Номер раздела, темы, занятия Название раздела, темы, занятия, перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятия Литература Формы контроля знаний
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа студентов
               
  Сущность и предмет теории прогнозирования и планирования. 1. Роль и место прогнозирования и планирования в системе государственного регулирования экономики. 2. Сущность прогнозирования 3. Сущность планирования. 4. Формы планирования, их развитие и применение.   -   Компьютерная презентация №1 [1]-[3], [6], [10  
  Методология прогнозирования и планирования 1. Понятие методологии прогнозирования и планирования. 2. Методологические принципы прогнозирования и планирования. 3. Система прогнозов и планов. 4. Прогнозирование и планирование на макро-и микроуровне Организация прогнозирования и планирования. 5. Система органов прогнозирования и планирования, их задачи и функции. 6. Порядок разработки государственных планов-прогнозов экономического и социального развития.   -     [1], [6], [13]  
  Прогнозирование и государственное регулирование цен и инфляции. 1. Сущность и виды цен. 2. Методы прогнозирования цен. 3. Инфляция, ее виды и измерение. 4. Методы прогнозирования инфляции. 5. Управление инфляционными процессами.           [1]-[3], [6], [8]  
  Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости населения. 1. Трудовые ресурсы, их состав и воспроизводство. 2. Прогнозирование трудовых ресурсов и их использования. 3. Планирование занятости. 4. Сводный баланс трудовых ресурсов.            
  Прогнозирование и планирование социального развития и уровня жизни народа. 1. Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения. 2. Социальные нормативы. Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата. 3. Прогнозирование и регулирование оплаты труда. 4. Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика разработки.       Раздаточный материал по проведения практических занятий [1], [7], [17] Рефераты студентов, решение задач
  Прогнозирование и планирование инвестиций, научно-технического прогресса и инновационной деятельности. 1. Инвестиции, их содержание и состав. 2. Инвестиционная политика. 3. НТП и инновационная политика. 4. Методы прогнозирования и планирования НТП и инновационной деятельности. -     Раздаточный материал по проведения практических занятий [1], [5], [6] Рефераты студентов, решение задач
  Прогнозирование и планирование развития производственных отраслей. 1. Значение промышленности. Промышленные комплексы. 2. Прогнозирование и планирование объема и структуры промышленного производства. 3. Агропромышленный комплекс, его состав и особенности. Аграрная политика. 4. Прогнозирование и планирование развития АПК. 5. Строительный комплекс. Прогнозирование и планирование развития строительного комплекса.   -       [1]-[3], [16] Рефераты студентов, решение задач
  итого            

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Планирование и прогнозирование экономики: учеб. пособие / под общ. ред. В. И. Борисевича, Г. А. Кандауровой. -Мн.: ИП «Эко- перспектива», 2008.

2. Борисевич, В. И., Кандаурова, Г. А. [и др.]. Планирование и про­гнозирование экономики: учеб.-практ. пособие. — Мн.: БГЭУ, 2010.

3. Герасенко, В. П. Планирование и регулирование экономики: учеб.-практ. пособие. - Мн.: Новое знание 2007.

4. Никитенко, П. Г. [и др.]. Прогнозирование научно-техничес­кого развития в Беларуси: учеб.-метод. пособие. - Мн.: БИП-2006.

5. Комплексный прогноз научно-технического прогресса Рес­публики Беларусь на 2001-2020 гг.: в 5 т. Т. 1: Анализ мировых тен­денций научно-технического развития / Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь; Институт экономики НАН Беларуси. - Мн.: Право и экономика, 2000

6. Герасенко В. П. Прогнозирование и планирование экономики. Практикум Мн ООО: Новое знание 2011, 192 с.

7. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. - М.: ИНФА-М, 2004, 260 с.

 

Дополнительная:

8. Ясинский, Ю. М., Тихонов, А. О. Основы теории экономичес­кого развития: пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007.

9. Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики: учеб. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007.

10. Новикова, И. В., Ясинский, Ю. М, Тихонов, А О. [и др.]. Мак­роэкономика: учеб. пособие. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006.

11. Новикова, И. В., Ясинский, Ю. М., Тихонов, А. О. [и др.]. Мик­роэкономика: учеб. пособие. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006.

12. Новикова, И. В., Ясинский, Ю. М., Тихонов, А. О. [и др.]. Эко­номическая теория: учеб. пособие: в 2-х ч. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006.

13. Асанович, В. Я. Математические модули экономики. - Мн.: БГЭУ, 2002.

14. Никитенко, П. Г. Инновационная деятельность и устойчи­вое развитие. Теория и методология. - Мн.: БИП-С, 2004.

15. Никитенко, П. Г. Проблемы и перспективы развития научно-инновационного комплекса Республики Беларусь: сб. науч. ст. - Мн.: Бел ИСА, 2010.

16. Государственная программа возрождения села на 2008-2010 гг.

17. Программа развития регионов, малых и средних городов и городских поселений Республики Беларусь на 2007-2010 гг.

18. Национальная стратегия устойчивого социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь на период до 2010 г. - Мн.: Белорусский дом печати, 2005.

19. Программа социально-экономического развития Республи­ки Беларусь на период на 2006-2010 гт.

П ротокол согласования учебной программы

Название дисциплины, с которой требуется согласо­вание Название ка­федры Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине Решение, принятое кафедрой, разрабатывающей учебную про­грамму (с указанием даты и номера протокола при наличии предложений об измнении)
1.Основы менеджмента Экономики и менеджмента Согласована Протокол №
2.Основы лидерства Экономики и менеджмента Согласована Протокол №
3.Управление персоналом Гуманитарных дисциплин Согласована Протокол №

по изучаемой учебной дисциплине с другими дисциплинами специальности

 

 


2.4 Теоретический раздел

 

Конспект лекций

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Лекция 1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК

Лекция 2. МЕТОДОЛОГИИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Основные понятия: методология; методы планирования и прогнозирования; принцип социальной направленности; принцип непрерывности; принцип приоритетности; принцип пропорциональности и сбалансированности; исторический подход; генетический подход; нормативный подход; принцип системности; показатель; критерий

 

2.1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования. Под методологией планирования и про­гнозирования понимают систему подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логику планирования и прогнозирования. Методо­логия базируется на экономической теории, изучающей закономер­ности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, развивается и совершенству­ется по мере развития самой экономической теории, а также в про­цессе практики формирования прогнозов.

Важнейшим составным элементом методологии планирования и прогнозирования являются методологические принципы — исходные положения, основополагающие правила формирования и обосно­вания планов и прогнозов. Они обеспечивают целенаправленность, целостность, структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов. К основным методологическим принципам прогнозирования от­носятся: принцип системности и принцип комплексного подхода, прин­цип адекватности, принцип вариантности и принцип непрерывности.

Методы планирования и прогнозирования — это способы, приемы, с помощью которых разрабатывают и обосновывают планы и прогнозы.

Показатели планов и прогнозов представляют собой количественное выражение плановых и прогнозных решений.

Методика является совокупностью рабочих методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей. Она носит частный характер, подчинена методологии планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть.

Важнейшим элементом методологии государственного планирования и прогнозирования является логика. Логика планирования и прогнозирования есть упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов. Главная идея логики - определение исходного пункта, от кото­рого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов. К основным составляющим логики относят: формирование системы целей планирования и прогнозирования; анализ исходного уровня, т. е. состояния прогнозируемого и плани­руемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития; изучение потребностей общества, их объем и структуру в плановом и прогнозном периодах; определение имеющихся ресурсов общества, которые могут быть созданы в пла­новом либо прогнозном периоде; согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых или прогнозных решений.

Важно подчеркнуть, что если планирование (директивное, ин­дикативное, стратегическое) отражает конкретное решение в отно­шении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятностную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его развития либо служит основой для принятия планового решения.

 

2.2. Основные методологические принципы планирования.

В условиях белорусской модели социально-экономического развития основополагающим принципом государственного планирования является принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей. Он предполагает, что планирование и прогнозиро­вание развития экономики должны исходить из интересов человека и об­щества. Удовлетворение потребностей народа определяет народнохо­зяйственные планы и прогнозы. Экономика не должна и не может раз­виваться вне интересов личного и общественного потребления.

Принцип социальной направленности и приоритета обществен­ных потребностей должен дополняться принципом социальной справедливости, который реализуется через систему социальных гарантий и выравнивание неоправданных различий в доходах насе­ления и предприятий.

Важнейшим принципом планирования является принцип повышения эффективности общественного производства, требующий, чтобы все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими затратами, т. е. с максимальной экономией живого и овеще­ствленного труда в производстве единицы продукции работ и услуг.

Он реализуется через всевозможные формы и направления ресур­сосбережения и проявляется через систему показателей эффектив­ности: рост производительности труда, снижение материалоемкос­ти производства и повышение рентабельности.

Важнейшим методологическим принципом планирования макро­экономического развития страны является принцип пропорциональ­ности и сбалансированности. Рынок, непосредственно зависимый от производства и его решающего значения в удовлетворении общественных потребностей, формирует мощный экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования; стимулирует производство той продукции, которая удовлетворяет запасы потребителей. Однако формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающие интересам всего общества, должно государство через систему планирования.

Сбалансированное экономическое развитие должно обеспечивать соответствие в уровнях развития отдельных сфер, отраслей, террито­риальных подразделений общественного производства, с одной сто­роны, и удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей общества - с другой. Принцип пропорциональности и сбалансированности направлен на поддержание материально-вещественных и стоимостных пропорций и проявляется через общеэконо­мические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции.

Важнейший принцип планирования - принцип приоритетности. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов и, во- вторых, необходимостью решения важнейших общегосударственных задач. Это предопределяет размещение задач в иерархической после­довательности: по степени важности и по времени реализации.

Принцип непрерывности планирования обеспечивает согласо­вание краткосрочных и перспективных целей и задач социально-эко­номического развития страны, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Реализуется этот принцип через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых и про­гнозных документов.

 

2.3. Основополагающие подходы и принципы прогнозирова­ния. В числе основных методологических подходов в прогнозиро­вании выделяются следующие.

Исторический подход заключается в рассмотрении каждого явления и процесса во взаимосвязи его исторических форм. В про­цессе прогнозирования следует исходить из того, что современное состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее - закономерный результат его развития в прошлом и настоящем.

Комплексный подход предполагает рассмотрение объекта ис­следования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. Например, исследуя экономический объект, мы рассматриваем его во взаимосвязи с демографическими, научно-техническими, социальными, экологическими и другими процессами. В комплексном подходе выделяют генетический (исследовательский) и нормативный (целевой) подходы.

При генетическом (исследовательском) подходе, исходя из существующего положения вещей и выявленных тенденций разви­тия, прогнозируют возможные результаты; становятся ясными последствия, к которым приведет тот или иной вариант развития. Генетический подход позволяет отразить устойчивые тенденции, присущие объекту прогнозирования и придающих его развитию инерционный характер. Любое предвидимое явление или процесс имеет истоки в настоящем и в прошлом, свое происхождение, генезис. И бу­дущее, как бы оно не было отлично от прошлого и настоящего, всегда с ними связано, оно формируется из уже известных элементов, хотя и в иных соотношениях, в системе новых связей.

У нормативного (целевого) подхода другая природа: он отра­жает возможность управления прогнозируемыми процессами исходя из целей социально-экономического развития. Цель развития подается нормативно, т. е. в виде определенного нормативного состояния, и исследуются способы ее достижения.

Основополагающим принципом прогнозирования является принцип системности. Он заключается в том, что экономика рассматривается как система, и каждый объект, входящий в нее, или составная часть взаимосвязаны с другими. Кроме того, сама эконо­мическая система (например, национальная экономика), с одной стороны, может состоять из подсистем более низкого уровня, с другой - входить в систему более высокого уровня.

В прикладном аспекте системный подход предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого отдельного относительно самостоя­тельного объекта и одновременно позволяли бы построить целост­ную картину возможного развития народного хозяйства.

Принцип адекватности предполагает, что методы и модели разработки прогнозов рассчитаны, и первую очередь, на выявление и количественное измерение устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Адекватность означает максимальное приближение теоретической модели к устойчивым тенденциям развития, учет вероят­ностного, стохастического характера реальных процессов и оценку вероятности реализации выявленных тенденций. При использовании принципа адекватности методы и модели прогнозирования дол­жны быть проверены на способность имитировать уже сложившие­ся процессы и явления, т. е. они должны быть не только инструментом предвидения, но и инструментом познания.

При переходе от имитации процессов и тенденций к предви­дению их развития необходимо определение возможных путей их развития, т. е. построение альтернативных вариантов развития прогнозируемого объекта.

Принцип альтернативности прогнозирования связан с возмож­ностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по раз­ным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношени­ях, т. е. он исходит из предположения о возможности качественно раз­личных вариантов развития прогнозируемого объекта. Главное при ис­пользовании этого принципа - отделить варианты развития осуществимые от неосуществимых при сложившихся и предвидимых условиях.

Принцип целенаправленности придает активный характер прогнозированию: прогноз не сводится к предвидению, а включает цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных государственных действий. Этот принцип сопряжен с нормативным подходом и вытекает из него.

2.4. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании. Показатель - это качественно-количественное представление объекта: социально-экономического процесса, явления. Качественная сторона показателя отражает сущность и принадлежность объекта по месту и времени, а количественная - придает объекту количественную определенность.

Показатели, дающие наиболее важную в определенном отношении характеристику состояния объекта, называются критериями. Например, критерий эффективности производительности труда отражает меру экономического эффекта, полученного при затратах живого труда. В качестве критерия эффективности могут выступать максимум прибыли, минимум трудовых затрат и др. Критерий оптимальности - это показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки возможных решений (альтернативных вариантов) и выбора наилучшего из них.

В зависимости от содержания и направления использования всю совокупность показателей, применяемых в планировании и прогно­зировании, можно сгруппировать следующим образом: натуральные и стоимостные; количественные и качественные; абсолютные и от­носительные; утверждаемые и расчетные; индикативные и справоч­ные; синтетические и индивидуальные.

Натуральные показатели характеризуют материально-веществен­ную сторону производства, потребительские свойства продукции (услуги), ее качество. Иногда используются условно-натуральные показатели. Они устанавливаются путем приведения многообразных видов продукции к единому измерителю через переводные коэффициенты. Например, все виды топлива можно представить в условном исчислении на основе теплотворной способности каждого вида.

Стоимостные показатели выражают совокупные результаты (непроизводственного процесса в денежном исчислении: производство валового внутреннего продукта, доходы и расходы предприятий, объемы реализованной продукции, амортизация основных средств и т. д.

Количественные показатели характеризуют непосредственно количественные результаты производства или развития отраслей социальной инфраструктуры. Качественные показатели характеризуют качественную сторону экономического явления, процесса, эффективность производства, качество работы или полезность продукции.

Абсолютные и относительные показатели отличаются характером их представления. Абсолютные показатели представляют количественные параметры объекта: объем производства продукции, услуг, число дошкольных учреждений, количество учащихся и т. д. Относительные показатели представляют объект в относительных величинах (в процентах роста или прироста объема производства, в удельном весе).

Утверждаемые показатели устанавливаются вышестоящими органами и доводятся до нижестоящих. Расчетные показатели используются для дополнительной характеристики объекта (процесса, явления), а также для обоснования утверждаемых показателей; их характер - вспомогательный.

Индикативные показатели выступают в качестве индикаторов (основных параметров), характеризующих социально-экономические процессы и явления, и используются при формировании индикативных планов, программ. Справочные (информационные) - это различного рода аналитические показатели, которые не являются предметом планирования или прогнозирования.

В зависимости от степени охвата экономических процессов показатели подразделяются на интегральные, синтетические и частные. Интегральные и синтетические отражают сложные явления. Они характеризуют результат взаимодействия многих экономических, научно-технических и других факторов, обобщают результаты производства или распределения. Синтетические в отличие от интегральных рассчитываются на основе других показателей. Частные показатели выражают отдельные, конкретные эконо­мические или социальные явления.

 

2.5. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования. Важнейшей предпосылкой получения достоверного и качественного планового и прогнозного документа является наличие соответствующей информационной базы. Под информационной базой понимается совокупность сведений, данных, фактов, знаний относительно исследуемого объекта. Она отражает состояние и определяет направления его изменения и развития и должна соответствовать целям и задачам прогнозирования и планирования.

Основным видом используемой в планировании и прогнозировании информации выступает экономическая информация. Она представляет собой совокупность различных сведений экономического характера, на основе которых осуществляется анализ, раз­рабатываются плановые и прогнозные документы, отражающие развитие народного хозяйства в целом и его отдельных звеньев.

Экономическая информация должна отвечать принципам, вы­текающим из методологии планирования и прогнозирования: сравнение величин, агрегирование и дезагрегирование единиц информации, установление информационных отношений между ними, она должна быть достоверной, полной, но без избыточной информации, и своевременной. Носителями экономической инфо


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.