Тема 8. Рефлексия в профессиональной деятельности. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 8. Рефлексия в профессиональной деятельности.

2017-11-27 246
Тема 8. Рефлексия в профессиональной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психологическая го­тов­ность к изменениям характера

Своей профессиональной деятельности

 

 

Профессиональная деятельность составляет одну из важнейших характеристик человека. Начиная с определенного возраста большинство людей оказываются включенными в ту или иную профессиональную деятельность, значительная же часть юности уходит на подготовку к ней.

Ключевой проблемой акмеологии выступает развитие и реализация творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности. Здесь профессионализм выступает главным условием субъектной реализации индивида. От этого зависит успех профессиональной карьеры и жизненного благополучия.

Рефлексия специалиста как его внутренняя психическая деятельность направлена на самопознание и осмысление им своего духовного мира, собственных действий и состояний, роли и места в труде. Она заметно способствует продуктивному развитию творческого потенциала и задействованию его в процессе повседневной деятельности.

Главным результатом рефлексии является овладение специалистом инновационно-акмеологической культурой.

По структуре - это взаимообусловленность и сопряженность потенциального и деятельностно-поведенческого компонентов человека.

По содержанию - это духовно-нравственное совершенство, профессиональная компетентность, психолого-педагогическая подготовленность, служебный менталитет.

Выделяют следующие основные функции инновационно-акмеологической культуры:

- познавательно-гносеологическая;

- «экологическая»;

- регулятивная;

- инвариантная;

- интегративная.

Инновационно-акмеологическая культура не может быть продуктивно материализована без работы специалиста над собой. Культура не самостоятельная социальная сфера, а сквозная характеристика всего уклада профессиональной деятельности как части социальной системы, и в любом его измерении существует специфический культурный аспект; сущность культуры проявляется прежде всего в деятельности, в совокупном труде, а лишь затем в совокупности достижений и ценностей; основное предназначение акмеологической культуры – человекотворчество, где человек предстает как абсолютный объективный и субъективный предмет этой культуры.

 

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 8

(учебной конференции)

1. Раскройте основное содержание профессиональной компетентности специалиста.

2. Какое содержание несет в себе понятие «профессиональное мастерство» и каковы основные пути его формирования?

3. Охарактеризуйте основное содержание мотивации достижения в профессиональной деятельности, основные способы и средства ее развития.

Литература

1. Карпова, Ю. А. Введение в социологию инноватики: учебное пособие / Ю. А Карпова. – СПб.: Питер, 2004.

2. Психология и педагогика: учебное пособие/под ред. К. А. Абуль­хановой и др. – М.: Совершенство, 1998.

3. Тутушкина, М. К. Современная практическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. К. Тутушкина, Е. А. Соловьева, О. Б. Годлиник и др.; Под ред. М. К. Тутушкиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

 

План семинарского занятия.

1.Итоговая учебная конференция в режиме полилога «Модель современного специалиста: разработка и защита индивидуальных программ саморазвития».

Первый этап – подготовительный. Он включает в себя знакомство студентов с темой конференции и выбор каждым студентом формы своей программы, включающей четыре компонента:

1. Систематизация полученных знаний.

2. Рефлексивный анализ своего продвижения в осознании профессиональной компетентности специалиста.

3. Обобщение своего опыта в становлении профессиональной компетентности.

4. Выбор перспектив саморазвития профессиональной компетентности.

Программа не должна носить формальный характер, каждый студент ищет свою форму ее воплощения: сочинение – эссе, матрица, проект, открытый «портфель», научная статья. Объем выполняемой работы ограничен 3 – 5 листами формата А4, рекомендуется сделать компьютерный набор.

Второй этап – организация работы секций учебной конференции.

Преподаватель приглашает всех руководителей секций занять стол президиума и объявляет о начале и целях учебной конференции. Каждый лидер представляет своего коллегу-соседа за столом президиума, подчеркивая его творческие и профессиональные качества. Затем каждый студент-руководитель секции приглашает свою группу в отведенное место, где продолжается работа.

Работа каждой секции организуется ее руководителем – студентом, который выполняет следующие функции:

- Предоставляет каждому докладчику право выступить с сообщением, в котором он в устной публичной форме изложения раскрывает результаты своей самостоятельной работы - представляет содержание своей программы;

- Следит за регламентом (4 – 5 минут);

- Ведет протокол работы секции;

- Организует обсуждение каждого выступления в режиме дискуссии: каждый задает один вопрос докладчику и дает ему письменный методический совет об улучшении содержания и формы выступления. Каждый докладчик собирает все советы на свой рефлексивный лист (приклеивает их);

- Проводит рейтинговую оценку всех докладов и на ее основании по итогам работы секции выбирает лучший доклад для пленарного заседания конференции.

Все студенты секции работают на создание ситуации успеха своему представителю на пленарном заседании: оформляют афишу на доске, готовят дидактический материал, участвуют в корректировке содержания, соотносят доклад с регламентом пленарного заседания.

Третий этап – организация работы пленарного заседания конференции.

1. Под руководством преподавателя за 1 минуту оформляется доска, на которой афишируются титульные листы всех докладов.

2. Каждый лидер секции представляет своего докладчика.

3. Каждый докладчик выступает со своим сообщением в течение 6 минут (4 доклада по 6 минут = 24 минуты).

4. Все студенты заполняют свои рефлексивные листы по ходу пленарного заседания. Они включают три раздела: что нового я узнал? Чему я научился? Какие возможности конференции использовал?

2.Анализ групповой и индивидуальной работы.

Все программы студентов собираются в общий объемный «портфель» (папку с файлами), в котором каждый файл – это творческий портрет автора. Составляется перечень всех файлов – лист «содержания» и перечень всех авторов – студентов, написавших свои перспективы саморазвития профессиональной компетентности.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.