Диагностическая методика к занятию № 8. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Диагностическая методика к занятию № 8.

2017-11-27 175
Диагностическая методика к занятию № 8. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определение форм поведения человека в конфликтных ситуациях (тест К. Томаса).

Цель методики: Научиться определять особенности поведения личности в конфликтных ситуациях, получить навыки использования этих умений в практике.

Основные понятия.

В основу данного теста, автором которого является К.Томас, положена модель управления конфликтами, связанная со вниманием человека к интересам других людей. В нашей стране тест адаптирован Н.В.Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К.Томас делал акцент на изменение отношения к традиционному подходу к конфликтам. На ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов». Целью разрешения конфликтов было некое идеальное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако, в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследование конфликтов. Оно было вызвано, по мнению Томаса, двумя обстоятельствами: осознанием тщетности бесконфликтного существования, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с разрешение конфликтов на управление ими. Внимание должно быть сконцентрировано на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерные для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом, возможно, стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях Томас предлагает двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям Томас выделяет пять способов регулирование конфликтов.

Различают следующие способы поведения в конфликтных ситуациях:

Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека.

Конкуренция – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку.

Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.

Избегание – отсутствие стремления к кооперации, к достижению собственных целей.

Сотрудничество – совместное участие в общем деле на основе полного удовлетворения интересов обоих сторон.

 

Суждения в различных сочетаниях сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых обследуемому предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

 

Инструкция.

Внимательно прочитайте каждую пару суждений (А и Б) и выберите из них наиболее типичное, записав его в бланк ответов.

 

Опросник:

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4.А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем – то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь найти компромиссное решение.

11. А. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить отношения.

12.А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызывать споры..

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне на встречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано, по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне на встречу.

19. А. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

 

Обработка результатов тестирования.

Используя «ключ» теста подсчитать количество суждений, сделанных обследуемым, применительно к каждому варианту поведения человека в конфликтной ситуации.

Количество суждений, набранных по каждой шкале, дает представление об имеющихся у обследуемого тенденциях по поведению в конфликтных ситуациях.

Сделайте вывод о достоинствах и недостатках характера, исходя из выраженной формы поведения в конфликтной ситуации.

Ключ.

1. Соперничество – 3А,6Б,8А,9Б,10А,13Б,14Б,16Б,17А,22Б,25А,28А.

2.Сотрудничество – 2Б,5А,8Б,11А,14А,19А,20А,21Б,23А,26Б,28Б,30Б.

3.Компромисс – 2А,4А,7Б,10Б,12Б,13А,18Б,20Б,22А,24Б,26А,29А.

4.Избегание – 1А,5Б,6А,7А,9А,12А,15Б,17Б,19Б,23Б,27А,29Б.

5.Приспособление 1Б,3Б,4Б,11Б,15А,16А,18А,21А,24А,25Б,27Б,30А.

Задание:

* Исследовать особенности поведения человека в конфликтных ситуациях.

* Проанализировать полученные результаты, и с их помощью составить прогноз поведения личности в конфликтных ситуациях.

* При необходимости, предложить способы коррекции неконструктивного поведения человека в ситуации конфликта.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.