Вопрос 1, 2. Предмет, задачи, классические понятия психологии развития. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Вопрос 1, 2. Предмет, задачи, классические понятия психологии развития.

2017-11-27 324
Вопрос 1, 2. Предмет, задачи, классические понятия психологии развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 1, 2. Предмет, задачи, классические понятия психологии развития.

Психология развития – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Курс психологии развития возник в результате накопления общей психологии целого ряда специальных факторов, которые потребовали серьёзной интерпретации и вылились в самостоятельную науку или отрасли психологии.

Объект изучения – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный здоровый человек.

Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится их объяснить, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний (Г.Крайг).

В центре внимания различные формы психической организации типичные для отдельных периодов жизненного пути человека (Баттерворд, Харрис).

Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостного псих. развития на всём пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверх задача – изучение изменяющегося развивающегося индивида в изменяющемся мире.

Предмет – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного периода к другому в общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи:

1. теоретические;

2. практические.

Сапогова Е.Е. выделяет следующие задачи психологии развития:

1. описание развития предполагает представление феноменологии процессов развития во всей полноте (с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний);

2. объяснить развитие – выявить причины, факторы и условия, повлёкшие за собой наступившие изменения в поведении и переживании;

3. прогноз – предсказание развития исходя из установленных причин. Носит гипотический характер (гипотеза, предложение);

4. коррекция – управление процессом развития через изменение возможных причин. Возможности теоретически не ограниченны.

Классические понятия психологии развития:

Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствовании той или иной психической функции.

Созревание – процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума (НС, мышечной системы, мозга, эндокринных желез). О созревании говорят тогда, когда прошлый опыт научения упражнения (экзогенные факторы – внешние) не оказывают влияния на характер происходящих изменений (эндогенные факторы – внутренние).

Признаки созревания:

1. Аналогичность возникновения и протекания;

2. Возникновение в строго определённом возрасте;

3. Нагоняемость;

4. Необратимость.

Запечатление – процесс непосредственного, неконтролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, требований, способов поведения в результате кратковременного, реже продолжительного воздействия конкретного образа.

Дифференциация – деление клетки для того, чтобы образовать единый организм, процесс интеграции это в биологическом смысле.

Научение категория, обозначающая множество процессов, ведущих к изменениям поведения (обретение знаний, запоминания, усвоение установок и т.д.). Источник этих изменений – внешняя среда.

Социализация процесс и результат присвоения ребёнком социального опыта (ценностей, норм и правил поведения) по мере его психического, интеллектуального и личностного развития.

Социализация – процесс приобретения культурных норм, правил (неосознан

 

Вопрос 10. Проблема периодизации психического развития.

Периодизация психического развития -рассмотрение психического развития человека как процесса перехода с одного периода на другой. Периоды отличаются спецификой ситуации развития, воздействующими факторами, характером решаемых человеком задач.

Выготский различал три группы периодизаций такого типа: по внешнему критерию, по одному внутреннему признаку и по нескольким внутренним признакам детского развития.

1) Периодизации детского развития по внешнему критерию

Периодизация Заззо.

В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой со­ставляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже - стадия высшего или университетского образования.

2) Периодизации детского развития по внутреннему критерию

В этой группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у Блонского, развитие детской сексуальности у Фрейда, развитие морального сознания у Колберга.

Периодизация Блонского. Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению признак - появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (от рождения до 8 месяцев), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

Периодизация Фрейда. Фрейд считал главным двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, по Фрейду, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации.

Стадии развития детской сексуальности определяются, по Фрейду, смещением эрогенных зон - тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.

Оральная стадия (до 1 года). Анальная стадия (1-3 года). Фаллическая стадия (3-5 лет) Латентная стадия (5-12 лет). Генитальная стадия (12-18 лет)

3) Периодизации детского развития по совокупности внутренних критериев

В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизации Эриксона, Выготского и Эльконина. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Периодизация Эриксона.

Стадии развития личности. Эриксон выделил несколько стадий развития личности.

1-я стадия соответствует младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру. 2-я стадия соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость, возрастает чувство самостоятельности. 3-я стадия совпадает с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, быстро учится всему, приобретает новые обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. 4-я стадия Младший школьный возраст - предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия, связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Период начального школьного обучения - это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий. 5-я стадия Старший подростковый возраст и ранняя юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, завершение этого этапа жизненного пути приводит к формированию идентичности. Объединяются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе.


Вопрос 11. Возрастные кризисы психического развития.

1) Кризис новорожденности (0-2 месяца) Признак кризиса – потеря в весе впервые дни после рождения.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима: - полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого, - ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма, она становится психической жизнью. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления.

2) Кризис 1 года. Кризисные явления: всплеск самостоятельности; появление аффективных реакций в общении. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь (Выготский) «автономная». Характерные черты: •многозначность; •ситуативность. Познавательное и эмоциональное развитие основывается на потребности в общении со взрослыми центральном новообразовании данного возрастного периода.

3) Кризис 3 лет выражается в разрушении, пересмотре старой системы социальных отношений, кризисе выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Кризис 3 лет традиционно связывают с «семизвездьем симптомов», проявляющихся в отношениях со взрослыми: протест-бунт, обесценивание, негативизм, строптивость, упрямство, своеволие, деспотизм. К трем годам появляются:личностные действия и сознание «Я сам» – центральное новообразование этого периода;

•возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка; •поведение начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую погружен ребенок, но и отношениями с другими людьми; •хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «Я» ребенка.

4) Кризис 7 лет - период рождения социального «Я» ребенка. •Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. •Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника. •Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. •Происходит обобщение переживаний. •Возникает внутренняя жизнь ребенка. •Изменяется структура поведения: появляется смысловая ориентировочная основа поступка. Кризис семи лет – период рождения социального «Я» ребенка.

5) Пубертатный кризис. Подростковый возраст (11/12–16 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. • В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. •Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. •Подросток еще бисексуален. • В подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. • Формируется новый образ физического «Я». •На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания

6) Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. Молодой человек оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

7) Кризис середины жизни: •убывание физических сил и привлекательности; •осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования; •«социализация», принятие других людей как личностей, как потенциальных друзей.

В период кризиса • происходит переоценка прошлого и неудовлетворенность настоящим; •появляются новые возможности последовать за личными мечтами и выбрать новое направление приложению собственных усилий.


Развитие внимания (6-8 лет)

Внимание мл.школьников слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. На протяжении мл.школьного возраста идет интенсивное развитие всех свойств внимания.

Развитие восприятия

Восприятие также характеризуется непроизвольностью. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета, а к тщательному и длительному рассматриванию, наблюдению первоклассники часто неспособны.

Развитие памяти

Память тоже характеризуется непроизвольностью. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. В младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Первоначально школьники пользуются самыми простыми способами – длительным рассматриванием материала, многократным повторением материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами. Самоконтроль за результатами запоминания осуществляется на уровне узнавания. Можно отметить также, что младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже - словесный. В целом и произвольная, и непроизвольная память претерпевают существенные качественные изменения, и к III классу память становится более продуктивной.

Развитие мышления

Мышление как бы объединяет все познавательные процессы, обеспечивает их развитие, способствует их участию на каждом этапе мыслительного акта. Задачи на внимание, запоминание, воспроизведение - это по существу преобразованные интеллектуальные задачи, решаемые средствами мышления. Мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, В начальной школе большое внимание уделяется формированию научных понятий. Выделяют предметные понятия (знания общих и существенных признаков и свойств предметов - птицы, животные, фрукты, мебель и т.п.) и понятия отношений (знания, отражающие связи и отношения объективных вещей и явлений - величина, эволюция и т.п.).

Развитие воображения

Воображение в своем развитии проходит две стадии. На первой воссоздаваемые образы приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны - это воссоздающее (репродуктивное) воображение. Вторая стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов - это продуктивное воображение. В I классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии. Характерной особенностью воображения младшего школьника является его опора на конкретные предметы. Так, в игре дети используют игрушки, домашние вещи и т. д. Точно так же при чтении и рассказывании ребенок опирается на картинку, на конкретный образ.

6. Развитие речи Речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника, и овладение речью идет на уроках родного языка по линии ее звуко-ритмической, интонационной стороны; по линии овладения грамматическим строем и лексикой, увеличения словаря и осознания собственных речевых процессов. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. В младшем школьном возрасте происходит активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому строить и свою устную речь.


В период ранней взрослости:

- строится собственный образ жизни;

- происходит усвоение профессиональных ролей;

- происходит включение во все виды социальной активности;

- в систему субъективных свойств личности включаются жизненные планы человека, его мотивы и цели деятельности.

Внутренней основой возрастной динамики жизненных планов являются изменения в системе субъективных ценностей личности, которые складываются в результате усвоения, интериоризации общественных ценностей и собственной социальной активности.

Согласно Эриксону, важнейшая задача, встающая перед человеком в юности и ранней взрослости – установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и трудовой деятельности. Формирование идентичности непрекращающийся процесс. Взрослые должны структурировать и переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности по мере того, как меняется их внутренний и внешний мир.

Три системы развития взрослого человека предполагают динамические взаимодействия между тремя «Я»: как индивидуума, как члена семьи и как работника. Эти взаимодействия осуществляются в более широком контексте общества и культуры. Эриксон считал, что каким бы ни был источник приобретения идентичности, главным событием взрослости является достижение генеративности. Он толкует генеративность как попытку увековечить себя путем внесения долговременного и значимого вклада в окружающий мир путем профессиональной деятельности, художественного творчества или воспитания детей.

Задачи ранней взрослости:

• выбор супруга (и);

• подготовка к супружеской жизни;

• создание семьи;

• воспитание детей;

• ведение домашнего хозяйства;

• начало профессиональной деятельности;

• принятие гражданской ответственности;

• нахождение конгениальной социальной группы.

 


Вопрос 1, 2. Предмет, задачи, классические понятия психологии развития.

Психология развития – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Курс психологии развития возник в результате накопления общей психологии целого ряда специальных факторов, которые потребовали серьёзной интерпретации и вылились в самостоятельную науку или отрасли психологии.

Объект изучения – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный здоровый человек.

Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится их объяснить, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний (Г.Крайг).

В центре внимания различные формы психической организации типичные для отдельных периодов жизненного пути человека (Баттерворд, Харрис).

Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостного псих. развития на всём пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверх задача – изучение изменяющегося развивающегося индивида в изменяющемся мире.

Предмет – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного периода к другому в общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи:

1. теоретические;

2. практические.

Сапогова Е.Е. выделяет следующие задачи психологии развития:

1. описание развития предполагает представление феноменологии процессов развития во всей полноте (с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний);

2. объяснить развитие – выявить причины, факторы и условия, повлёкшие за собой наступившие изменения в поведении и переживании;

3. прогноз – предсказание развития исходя из установленных причин. Носит гипотический характер (гипотеза, предложение);

4. коррекция – управление процессом развития через изменение возможных причин. Возможности теоретически не ограниченны.

Классические понятия психологии развития:

Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствовании той или иной психической функции.

Созревание – процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума (НС, мышечной системы, мозга, эндокринных желез). О созревании говорят тогда, когда прошлый опыт научения упражнения (экзогенные факторы – внешние) не оказывают влияния на характер происходящих изменений (эндогенные факторы – внутренние).

Признаки созревания:

1. Аналогичность возникновения и протекания;

2. Возникновение в строго определённом возрасте;

3. Нагоняемость;

4. Необратимость.

Запечатление – процесс непосредственного, неконтролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, требований, способов поведения в результате кратковременного, реже продолжительного воздействия конкретного образа.

Дифференциация – деление клетки для того, чтобы образовать единый организм, процесс интеграции это в биологическом смысле.

Научение категория, обозначающая множество процессов, ведущих к изменениям поведения (обретение знаний, запоминания, усвоение установок и т.д.). Источник этих изменений – внешняя среда.

Социализация процесс и результат присвоения ребёнком социального опыта (ценностей, норм и правил поведения) по мере его психического, интеллектуального и личностного развития.

Социализация – процесс приобретения культурных норм, правил (неосознан

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.