Темперамент, виды темперамента. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Темперамент, виды темперамента.

2017-11-27 136
Темперамент, виды темперамента. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Темперамент-совокупность индивидуальных особенностей, характеризующие динамическую и эмоциональную стороны поведения и действия человека. Древнейшее описание темпераментов принадлежит "отцу" медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если преобладает кровь ("сангвис" по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи.Если преобладает желчь ("холе"), то человек будет холериком – желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь ("флегма"), то темперамент флегматичный – спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь ("мелана-холе"), то получается меланхолик – несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.

Академик И. П. Павлов показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

1. "безудержный" (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) – соответствует темпераменту холерика);

2. "живой" (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника);

3. "спокойный" (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика);

4. "слабый" (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика).

В начале 20вв. возникла конституционная теория темперамента (Шелтон, Крипер). Связывает темперамент с конституцией, т.е. с телосложением человека. Выделили 3 типа людей:
1.эндоморфный (пухлые)

2.мезоморфный (отлеты)

3.эктоморфный (хрупкие)

Характер.

Характер-индивидуальные сочетания наиболее устойчивых приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении и его отношения:

1)к себе (самокритичность, скромность, самовлюбленность)

2)к др. людям (эгоизм-альтруизм, правдивость-лживость)

3)к делу (лень-трудолюбие, ответственность-недобросовестность)

4)к собственности (щедрость-жадность, аккуратность-неряшливость).

Отдельные св-ва хар-ра образуют целостную организацию-это структура хар-ра. Состоит из 2х групп черт хар-ра(устойчивая форма поведения в типичных ситуациях):

1.индивидуально своеобразные способы осуществления отношения к окр. действительности и проявлении направленности личности.

2.эмоциональные, волевые, интеллектуальные.

Способности.

Способности - индивидуальные психические особенности личности, к-е проявляются в деятельности и яв-ся условием его успешного выполнения. Способность тесно связана с сознанием, умением и навыками, обеспечивая их быстрые приобретения, закрепление, применение. Природная основа формирования способности яв-ся задатки – врожденные, анатомо-физиологические особенности нервной системы мозга, органа чувств.Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

a. общие (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.) и специальные успехи человека в отдельных видах деятельности и общения (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

b. теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям.

c. учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)- талантом;

d. способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Воля, эмоции.

Воля – сознательное регулирование человека своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Волевые действия бывают простые и сложные.
этапы сложного волевого действия:

1) осознание цели и стремление достичь ее.

2) осознание ряда возможностей достижения цели.

3) выявление мотивов утверждающих или отрицающих эти возможности.

4) борьба мотивов и выбор.

5) принятие одной из возможности.

6) осущ-е принятого решения.

7) преодоление внешних препятствий и трудностей самого дела до тех пор, пока цель не будет достигнута.

Эмоции – форма выражения чувств(переживание человеком своего отношения ко всему тому, что его окружает).

По влиянию на деят-ть: стенические(активные) и астенические(понижающие активность). По формам протекания:

Настроение (слабо выраженное эмоциональное проявление, отличающееся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов их вызывающих).

Аффекты (переживание большой силы с коротким периодом протекания хар-ся значительным изменением в сознании, нарушением волевого контроля).

Страсть (сильное, глубокое, длительное и устойчивое переживание с ярко выраженной направленностью на достижение цели).

По сложности и содержанию:

Простые (низшие) – голод.

Сложные (высшие) – морально-политические, любовь. Недоумение, значительность, ясность мысли.

Эстетические – возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением значительных потребностей.

 

Ощущения.

Ощущение - элементарный психич. процесс, представляющий собой субъективное отображение живым существом простейших свойств окружающего мира виде психических

явлений. Органы чувств – анализаторы – с рождения человека приспособленыдля восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физич., химич., механич. и др. воздействий). Отделыанализатора: периферический (проводниковый(корковый. Периферич.-

рецепторный, воспринимающий раздражители; проводниковый – передающий,центр.отдел анализатора, переводит возбуждение в нервные клетки;корковый – центральный, мозговой, здесь происходит переработка нервных

импульсов, поступающих из периферического отдела. Виды ощущений: 1) внешние: зрительные, слуховые; кожные (прикосновение, давление,боль, температура), вкусовые, обонятельные. 2) внутренние (сигналы из внутр. органов).

3) контактные и дистантные. Обоняние – вид чувствительности, порождающийспецифическое ощущение запаха. Осязание – кожная чувствительность. Кинестетические ощущения – неосознаваемые ощущения, связанные с рецепторамив мышцах и работающие при сокращении или растяжении. Эти ощущенияобеспечивают управление движениями, оценку направления и скорости движения,

величину расстояния. Св-ва ощущений:

1) Качество (отличие одних от других)

2) Интенсивность (сила раздражителя)

3) Продолжительность

4) Наличие порога ощущ. между силой раздражителя и интенсивностью вызываемого им ощущения.

Выделяют 2 порога чувствительности: 1) верхний – максимальная величина раздражителя, который способен адекватно воспринимать анализатор; 2) нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва

заметное ощущение.

Восприятие.

Восприятие – целостное отражение явлений и предметов при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие субъективно, одну и ту же информацию люди воспринимают по разному, в зависимости от своих интересов, потребностей, состояния и т.д. Апперцепция - зависимость восприятия под содержанием психической жизни человека и особенностью его личности. Свойство восприятия:

1) Целостность (внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе).

2) Предметность (объект воспринимается как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело).

3) Обобщенность (отнесение каждого образа к некоторому классу).

4) Константность (постоянство восприятия образа).

5) Осмысленность (связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления).

6) Избирательность (выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия).

7) Структурность (восприятие не яв-ся простой суммой ощущений). Виды восприятия:

1. Предметов и явлений

2. Человека с человеком

3. Времени

4. Движений

5. Пространства

6. Вида деятельности

Существует нарушенное восприятие. Иллюзия – ошибочное восприятие реальных вещей или явлений. Галлюцинации – восприятие образов, реально не существующих объектов.

Память.

Память – процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения человеком своего опыта. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение. Виды памяти: тип запоминания (образная, двигательная, словесно-логическая, эмоциональная), участие волевого процесса (произвольная и не произвольная), степень осмысленности (механ-я и логич-я).

Уровни памяти: мгновенная(0,5-1 с), кратковременная(5-7мин), долговременная, оперативная, промежуточная (несколько часов). Мнемоника:1.образов-е смысловых фраз из начальных букв.2.ритмизация.3.созвучные слова.

 

Мышление.

Мышление – наиболее обобщенное и осредненная форма психического отражения, установление связи и отношения между объектами, их закономерность развития. Виды мышления:

1) наглядно-действенное – непосредственное восприятие предмета и реальное приобретение ситуации в процессе действия с предметами.

2) Наглядно-образное – опир-ся на представление и образы и приобретение ситуации лишь в плане образа.

3) Словестно-логическое – логические операции.

4) Теоретическое м. – познание законов и правил.

5) Практическое – подготовка физического приобретения действительности.

6) Интуитивное – аналитическое, реалистическое, репродуктивное и прорепродуктивное.

Процессы мышления: 1) Анализ – выделение в

объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей или отношений. 2) Синтез –мысленный переход от частей к целому. 3) Обобщение –объединение предметов по признакам. 4) Сравнение –установление сходства и различия м-у объектами. 5) Абстрагирование – мысленное выделение существенных св-в предметов и отвлечение от несущ-х. Формы мыш-я: 1) Понятие – мысль, выраженная в слове. 2) Суждение – основная форма результата мыслит.процесса; бывают истинными и ложными. 3) Умозаключения – процесс логич.вывода из суждений и понятий.

Формы умозаключений: индукция (вывод от частного к общему), дедукция (от общего к частному), аналогия (от частного к частному).

Воображение, внимание.

Воображение - психический процесс отражения будущего, создание нового образа представления или идеи на основе прошлого опыта. Виды воображения: 1) активное и пассивное; 2)произвольные (мечты и грезы); 3)непроизвольные (гипнотическое состояние и сон). Мечта –форма воображения, обращенная к сфере будущего, не предполагает немедленного достижения. Эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать. Воссоздание воображения основано на конструкции новых образов, представлений в соответствии со стимуляцией извне. Антицитирующее воображение основано на представлении будущих событий и предвидение результатов действия. Творческое воображение представляет создание новых образов или идей, представляющих ценность для других людей или общества в целом. В творческ.воображ. исп-ся интеллектуальные операции – диссоциация (операция, в ходе которой разрабатывается чувственно данный опыт и его элементы способны образовать новые сочетания) и ассоциация (создание целостного образа из элементов образа). К формам синтеза, результирующих в процессе воображ. относ-ся: аглюдинация, гиперболизация (увеличение или уменьшение предмета, изменение отдельных частей), схематизация (отдельные представления сливаются, различия смешиваются, черты сходства выступают четко), типизация, заострение (выделение отдельных признаков).

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на объекте, повышение уровня сенсорной, интеллектуальной, двигательной активности субъекта. Функции: 1)отбор значимых воздействий, игнорирование несущественных. 2)сохранение в сознании необходимых образов до завершения деятельности. 3)контроль за протеканием деят-ти. Виды: 1)непроизвольные – сосредоточение сознания из-за особенности объекта. 2)произвольные –сознательное регулирование сосредоточения на объекте. 3)после произвольное – когда произвольное внимание сохраняется,а усилий для сохранения не надо. Св-ва: 1.концентрированность – степень сосредоточенности сознания на объекте.

2.интенсивность – опред-т эффективность восприятия, памяти, мышленияи ясность сознания в целом.

3.устойчивость-способность длительное время сохранять состояние внимания на объекте, не отвлекаясь и не ослабляя внимания.

4.объем – кол-во однородных объектов, нах-ся в фокусе вним-я.

5.переключ.вним-я – переход от одного к др. виду деят-ти.

6.распередение-способность сосредоточить вним-е на нескольких объектах сразу.

ОБЩЕНИЕ,ЯЗЫК И РЕЧЬ


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.