История предмета психологии. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История предмета психологии.

2017-11-27 219
История предмета психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История предмета психологии.

Психология – наука о закономерностях, фактах, механизмах психической жизни человека и животных. Термин был введен Х.Вольфом в 17-18 в. При своем возникновении психология изучала сознание с помощью метода интроспекции – специально организованного самонаблюдения за собственными психическими процессами. Результаты этого наблюдения представлены психологическими терминами. Бихейвиоризм возник в Америке в начале 20-го века. В основе бихейвиоризма лежало наблюдение исключительно за видимыми процессами. Предметом бихейвиоризма считается поведение. Необихейвиоризм был дополнен еще и изучением связи между воздействием и реакцией. То есть изучение реакций организма на стимулы внешней среды. Психоанализ - психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века Зигмундом Фрейдом. Предмет психоанализа - бессознательное. Гуманистическая психология- направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Гештальтпсихология – (в нач. войны) рассм. Предметом психологии целостные, неделимые структуры – гештальты.
Работы Флуранса, Клода Бернара, а позже Фритче и Гитцига позволили значительно уточнить знания о функциях мозга. Фритче и Гитциг открыли чувствующие и двигательные зоны в коре мозга. Брока открыл моторные центры речи. Вернике открыл чувствующие центры речи. Таким образом, на протяжении 19 в. мозг из непонятной массы превращался в орган, регулирующий психическую деятельность. В 19 в. был научно решен и важнейший для естествознания вопрос о происхождении человека. Ч. Дарвин доказал естественное происхождение человека из животного мира. Психическая жизнь выступала как результат эволюции. Эту мысль развивал и Спенсер. Так, во второй пол. 19 в. в медицине, физиологии и биологии – науках, на основе которых могла сформироваться научная психология, - был накоплен большой запас знаний о природе человека как биологического индивида. Вебер провел экспериментальное исследование кожной чувствительности и подошел к установлению одной из центральных закономерностей ощущений – порогу различения. Г. Гельмгольц измерил скорость проведения нервного импульса в нервной системе. Это открытие показало, что нервные процессы, а следовательно, и связанные с ними психические явления развернуты во времени и в пространстве мозга. В 1879 г. в Лейпциге В. Вундт организовал лабораторию экспериментальной психологии, в которой были подвергнуты исследованию ощущения и восприятия, скорость реакции, позже ассоциации и чувства. При этом испытуемыми выступали сами психологи – самонаблюдение. Дети, животные, психические больные оставались вне сферы изучения.

Свойства сознания

Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер.

Свойства сознания человека:

Активность -Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир.

Избирательный характер -Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями. Обобщенность и отвлеченность -Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями. Целостность -Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения). Константность -Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности. Динамичность -Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности. Искаженность -Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности). Индивидуальный характер -Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр. Способность к рефлексии -Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди.

 

10. Структура сознания.
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Сознание - способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека.

11. Состояния сознания: сенсорной изоляции, одиночества, групповой изоляции.
Сенсорная изоляция - содержание организма в условиях исключения из его окружающей среды максимально большого количества раздражителей. Различают 3 разновидности условий изоляции: 1) абсолютное сведение на нет поступления раздражений (сенсорный голод); 2) устранение раздражителей, несущих информацию, но без уменьшения силы энергетического воздействия, падающего на рецепторы; 3) сведение сенсорного окружения к ряду простых монотонных и повторяющихся раздражителей.
Одиночество - социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединённость) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации.Чувство одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень межличностных контактов. В крайнем случае одиночество может привести к депрессии. В свою очередь, одиночество может быть обусловлено глубокими патологическими изменениями в психике индивида (аутизм).
Существует ряд психологических факторов, которые способствуют одиночеству. Например, это может быть низкая самооценка, которая приводит к избеганию контактов с другими людьми из-за страха подвергнуться критике, что, в свою очередь, создаёт порочный круг — в результате отсутствия контактов самооценка ещё больше падает. Слабые навыки общения также способствуют возникновению одиночества. Люди с плохо развитыми навыками межличностного общения, низкой социализацией из-за страха потерпеть неудачу в отношениях или попасть в психологическую зависимость также нередко стремятся к одиночеству, особенно если у них уже есть неудачный опыт общения с другими людьми. Одиночество как состояние нередко выражается в музыке, кино, литературе и поэзии.Однако, во всех без исключения случаях, главную роль играет лишь восприятие одиночества самим человеком. Объективно же, одиночество имеет громадное преимущество перед всеми иными формами существования личности. Прежде всего это полное отсутствие стрессов. А уже отсюда начинается более полноценный способ жизни - повышение внимания, успеваемость во всех делах и прочее. Таким образом, человек со здоровыми психикой и рассудком, в свободном одиночестве практически перерождается в лучшую (по деловым качествам) сторону. Групповая изоляция - вынужденное длительное пребывание групп Людей в условиях ограниченного пространства, скудости сенсорных раздражителей и постоянного общения с одними и теми же людьми. В условиях Г. и. люди находятся во время космических полетов, подводного плавания, на гидрометеорологических станциях, маяках и т. п. С течением времени в условиях Г. и. во взаимоотношениях людей на этапе неустойчивой психической деятельности начинает проявляться эмоциональная напряженность, могут возникать конфликты, которые в ряде случаев имеют опасность закончиться трагически. Г. и. может привести к нарушению общения, что не позволяет адекватно воспринимать партнера по общению, оценивать события, затормаживать импульсивные действия. Типичной для Г. и. особенностью по сравнению с другими формами измененных условий существования являются комплексность психических состояний, их единство, трудность отделения одного симптома от другого. Для предотвращения отрицательных последствий Г. и. используются меры специальной профилактики, осуществляется тщательный психологический отбор.

Понятие внимания и его виды

Внимание- это психический процесс при котором происходит сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение.Вниманиевкл.в практическую деятельность и в познавательные процессы чел.Для возникновения внимания необходимо выделить объект,сосредоточится на нем и отвлечься от посторонних раздражителей.

Виды внимания:непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное) – сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.Является наиболее простым видом внимания, оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Его вызывает новизна раздражителя, начало и прекращение действия раздражителя. Произвольное внимание – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. Этот вид внимания тесно связан с волей человека. Важно психическое состояние человека, обстановка рабочего места, словесное напоминание самому себе о целях деятельности. Также существует ещё один вид внимания, который называется послепроизвольным- носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат.

Внешненаправленное внимание включено в перцептивную деятельность человека и регулирование предметной деятельности. Внутренне внимание связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира. Объектами внутреннего внимания являются чувства, воспоминания, мысли.
Коллективное, групповое, индивидуальное внимание. Коллективное внимание – сосредоточение всех учеников на одном предмете. Групповое внимание – сосредоточение внимания группами в условиях работы в коллективе. Индивидуальное внимание – сосредоточение внимания на своем задании.

 

13.Свойства внимания
Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чём-либо определённом.К основным свойствам внимания относятся устой­чивость, концентрация, распределение, переключение, объем внимания. Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточи­ваться на одном и том же объекте. Под концентраци­ей внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности вни­мания. Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Переключение означает созна­тельное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Под объемом внимания понимает­ся количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью од­новременно.(4-6 объекта у взрослого)..

 

Структура личности

1. Когнитивная сфера - все то, что выполняет у человека функцию рационального познания: память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия - в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями...).
2. Аффективная сфера -. В первую очередь это все, что связано с мотивационно-потребностной сферой, процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, мотивы и потребности, впечатления и переживания.
3. Мировосприятие - общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским.

4. Направленность личности - это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности - способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.
5. Опыт - отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни, его привычки и автоматизмы.
6. Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека - это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей - множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков.
7. Характер, или психотип - совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся.
8. Темперамент - энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек - реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.
9. Рисунок тела. Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций.
В зависимости от типа и уровня развития личности в человеке может быть разный набор элементов психологической структуры и разное отношение между ними. Чем менее развита личность, тем больше гены определяют тело, тело определяют душу, а душа определяет ум. Чем более личность развивается, тем более ум вразумляет душу.

25.ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.

Побуждать человека могут как материальные, так и идеальные мотивы. Человеком могут двигать материальные интересы, помыслы и страсти, а в конечном итоге – внешние причины, обстоятельства жизни, экономические, моральные и политические отношения.

В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других – личными потребностями и интересами, а в третьих – поступает определенным образом на основе чувств. Вместе с тем у каждого взрослого человека есть нечто ведущее, что определяет основную направленность личности. Одни видят смысл жизни в производственной или научной деятельности, другие – в области искусства, а третьи – в общественной деятельности. Конечно, каждый при этом может исходить или из глубоко осознанного и прочувствованного долга – служить людям там, где он осознает наибольшую общественную пользу от своего труда, или из индивидуалистических побуждений, корысти и славы, карьеристских соображений.

Отсюда следует, что при анализе поведения и деятельности следует не только определить основные стремления, но и выяснить морально-психологические устои личности, которые определяют ее жизненную позицию, ее отношение к различным сторонам действительности.

От мотивов как осознанных побуждений следует отличать так называемые влечения, когда личность действует под влиянием внутренних побуждений или внешних стимулов, которые не осознаны, т. е. не взвешена их личная и общественная значимость, не учтены последствия действий, вытекающих из данных побуждений.

В качестве мотивов выступают различные побуждения: осознанные потребности и интересы человека, его определенные морально-политические установки и идеалы как компоненты мировоззрения и убеждений, чувства и помыслы.

 

Характеристика видов памяти

Виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по харак­теру психической активности ( двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую) 2) по характе­ру целей деятельности (непроизвольную и произвольную) 3)по продолжи­тельности закрепления и сохранения материала( кратковременная, долговременная и оперативная )

1.Образная память - это память на образы. В этой связи в образной памяти выделяют: зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную(запах духов).

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание).

Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок).

Словесно-логическая, или семантическая, память -это память на мысли и слова.

2. Непроизвольное запоминаниенепреднамеренное запечатление воздействий без специальной цели их запомнить.

Произвольное запоминание – форма запоминания, характеризующаяся наличием определенной цели – запомнить, и специальных средств для ее осуществления.

3. Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением.

Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности.

 

История предмета психологии.

Психология – наука о закономерностях, фактах, механизмах психической жизни человека и животных. Термин был введен Х.Вольфом в 17-18 в. При своем возникновении психология изучала сознание с помощью метода интроспекции – специально организованного самонаблюдения за собственными психическими процессами. Результаты этого наблюдения представлены психологическими терминами. Бихейвиоризм возник в Америке в начале 20-го века. В основе бихейвиоризма лежало наблюдение исключительно за видимыми процессами. Предметом бихейвиоризма считается поведение. Необихейвиоризм был дополнен еще и изучением связи между воздействием и реакцией. То есть изучение реакций организма на стимулы внешней среды. Психоанализ - психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века Зигмундом Фрейдом. Предмет психоанализа - бессознательное. Гуманистическая психология- направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Гештальтпсихология – (в нач. войны) рассм. Предметом психологии целостные, неделимые структуры – гештальты.
Работы Флуранса, Клода Бернара, а позже Фритче и Гитцига позволили значительно уточнить знания о функциях мозга. Фритче и Гитциг открыли чувствующие и двигательные зоны в коре мозга. Брока открыл моторные центры речи. Вернике открыл чувствующие центры речи. Таким образом, на протяжении 19 в. мозг из непонятной массы превращался в орган, регулирующий психическую деятельность. В 19 в. был научно решен и важнейший для естествознания вопрос о происхождении человека. Ч. Дарвин доказал естественное происхождение человека из животного мира. Психическая жизнь выступала как результат эволюции. Эту мысль развивал и Спенсер. Так, во второй пол. 19 в. в медицине, физиологии и биологии – науках, на основе которых могла сформироваться научная психология, - был накоплен большой запас знаний о природе человека как биологического индивида. Вебер провел экспериментальное исследование кожной чувствительности и подошел к установлению одной из центральных закономерностей ощущений – порогу различения. Г. Гельмгольц измерил скорость проведения нервного импульса в нервной системе. Это открытие показало, что нервные процессы, а следовательно, и связанные с ними психические явления развернуты во времени и в пространстве мозга. В 1879 г. в Лейпциге В. Вундт организовал лабораторию экспериментальной психологии, в которой были подвергнуты исследованию ощущения и восприятия, скорость реакции, позже ассоциации и чувства. При этом испытуемыми выступали сами психологи – самонаблюдение. Дети, животные, психические больные оставались вне сферы изучения.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.