Развитие мышления в онтогенезе (теория Жана Пиаже) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Развитие мышления в онтогенезе (теория Жана Пиаже)

2017-11-27 1799
Развитие мышления в онтогенезе (теория Жана Пиаже) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно теории Пиаже, в развитии интеллекта человека можно выделить четыре главных периода: сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет), дооперационная стадия (от 2 до 7 лет), стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) и стадия формальных операций (от 11 до 15 лет).

Сенсомоторный интеллект - стадия развития интеллекта (от рождения до двух лет), которая разворачивается к периоду интенсивного изучения языка. На этой стадии достигается координация восприятия и моторики, ребенок взаимодействует с объектами, их перцептивными и моторными сигналами, однако не со знаками, символами, которые представляют объект.

Доопераций не мышление - стадия развития интеллекта ребенка от двух до семи лет, характеризуется формированием символической функции, которая обеспечивает различение обозначаемого и определения и является основой развития представлений. На этой стадии развития ребенок ориентируется только на перцептивные соотношения. Детское мышление на этой стадии отмечается эгоцентризмом.

Стадия конкретных операций - форма мышления, осуществляется на основе логических операций, в которых используются внешние наглядные данные. Эта стадия развития свойственна детям в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. На этой стадии формируется понятийное отражение среды, ребенок овладевает простые операции классификации, формируются понятия числа, времени, движения и тому подобное. На этой стадии операции мышления еще не вполне развиты, они не формализованы, зависящие от конкретного содержания, в различных предметных областях развиваются неравномерно, не объединенные в целостную систему.

Стадия формальных операций - стадия развития интеллекта, характерная для ребенка в возрасте от 11-12 до 14-15 лет. Это система, надстроена над конкретными операциями. Овладев формальные операции, ребенок может строить собственные гипотетико-дедуктивные выводы, основанные на самостоятельном выдвижении гипотез и проверке их последствий. Гипотетическое и абстрактное мышление позволяет выходить в гипотетические миры, исследовать и устанавливать существенные закономерности.

Развитие операционного мышления, по теории Пиаже, знаменует завершение интеллектуального развития, однако не все люди достигают стадии формальных операций. Это свойственно только высокоразвитым в интеллектуальном плане индивидам.

Единство речи и мышления обусловлено значением слова: отсутствие значения не может выразить мысль и не образует речь. Слово не табличка, навешенная на данный реальный объект. Оно обобщает большую «семью» аналогичных объектов и этим самым включено в мыслительные акты. Мысль возникает в неразрывной связи со словом. Человек мыслит словами даже в тех случаях, когда мыслительная деятельность «запускается» образом объекта.

Связь речи и мышления как центральный вопрос психологии вызвал к жизни ряд научных позиций. Их краткое содержание можно выразить следующим образом:

- мышление - это речь с выключенным звуком, т.е. между ними нет четкой границы ввиду того, что они тождественны;

- мышление и речь есть столь различные психические процессы, что их впору рассматривать исключительно раздельно;

- мышление и речь образуют психическое единство, проявляющееся в их пересечении на семантическом понимании элементов действительности (и речь, и мышление требуют понимания того, на что они направлены в данный момент; без этого речь не в состоянии описать действительность, а мышлению не под силу производить соответствующие операции). Отечественная психология придерживается последней позиции, но и внутри данной позиции имеются различные взгляды.

 

40. Развитие речи у ребенка. Нарушения речевой функции.

 

Речевой онтогенез включает четыре периода:

- дословесный;

- осмысленного овладения речью;

- «освобожденной» речи;

- обучения языку.

Дословесный период (примерно до года). Этот период Ж. Пиаже назвал периодом сенсомоторных реакций. Основные вехи речевых возможностей ребенка здесь таковы: голосовые реакции новорожденных (первый крик, хныканье, частый плач); зачатки лепета и бессознательных улыбок, еще не несущих в себе функций речи; дословесное «младенческое пение» с различной внешней эмоциональной окраской двигательная поисковая реакция на вопросы типа «где мама?» (конец первого года жизни); - первые слова, мало похожие на слова взрослых и направленные к ним;

подражание звукам, произносимым взрослыми, и быстрое накопление словарного запаса (до полусотни слов к 12-14 мес.). \

 

Период осмысленного овладения речью (1-3 года). Ключевые моменты данного периода: - «нянечкины слова», или слова-предложения, близкие к лепету звукокомплексы, сходные у детей всех народов планеты, похожие на однословные предложения («ам-ам», «бай-бай», «ку-ку»), но связанные исключительно с действиями ребенка; - двух-трехсловные предложения «телеграфного стиля» («котя ушел какать», «дай еще»); - овладение правильным произношением большинства звуков языка.

Период «освобожденной речи» (3 года - 6 лет). Главная особенность этого периода заключается в том, что ребенок перестает увязывать свои слова только лишь со своими действиями и манипуляциями с предметами. Он может отвлечься от конкретной текущей ситуации.

Период обучения языку (школьные годы). Целенаправленное и систематическое изучение родного языка в школе обеспечивает овладение ребенком широкого круга понятий, обогащает его словарный запас. Речь становится инструментом социального взаимодействия в повседневной жизни.

 

Нарушения речевых функций могут касаться актов произношения речи, искажений ее смысловых компонентов, а также полной или частичной потери речи. Дефекты произношения слов проявляются в заикании (носящем порой тяжелые формы) и в неправильном озвучивании отдельных звуков и их сочетаний. Обычно подобные дефекты могут быть устранены полностью или частично через совместные усилия логопеда, психолога и самого пациента. Искажения смысловых компонентов речи порождаются, как правило, физическими мозговыми травмами, затрагивающими речевые зоны. Явление полной или частичной потери речи носит название афазии.

Виды афазии:

- сенсорная, связанная с нарушением фонематического слуха, вызывающим полное непонимание устной и письменной речи;

- моторная, вызывающая трудности произношения слои из-за повреждения артикулярного аппарата и отсутствия способности перехода от одних звуков к другим;

- амнестическая, порождающая трудности с произношением названий окружающих предметов и вызванная изменениями в объеме памяти на слова и восприятии объектов;

- синтаксическая, при которой отсутствует способность соединения слов в единые фразы;

- общая, включающая многие из перечисленных выше.

Причинами нарушения речевых функций могут стать наследственные факторы. Как правило, такие нарушения проявляются в существенной задержке развития речи у ребенка.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.