Движущие силы психического развития ребенка — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Движущие силы психического развития ребенка

2017-11-27 355
Движущие силы психического развития ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После 40 – х годов многие задают вопрос: «Что такое созревание?»

Созревание – очень сложный процесс. Человеческий ребенокпоявляется на свет чрезвычайно беспомощным. Он обладает лишь теми прирожденными механизмами, которые создают возможность для поддержания его жизни ухаживающим за ним взрослым.

Головной мозг в основном формируется к середине беременности (например, на 6-7 месяце внутриутробного развития состоит из шести слоев, типичных для коры полушария взрослого человека). К моменту рождения он имеет в основном все характерные для мозга взрослого человека борозды и извилины. Морфологически его мозг сходен с мозгом взрослого человека, функционально же – развит слабо и находится в процессе интенсивного формирования. Функциональное развитие связано с развитием нервных клеток.

Мозг человека: макроуровень – борозды, извилины;

микроуровень – строение клеток, слоев.

У новорожденных макроуровень мозга приблизительно равен взрослому,

микроуровень 2/3 взрослого. Нарастание происходит до 20 – 25 лет.

Микроскопический анализ: При рождении ребенок получает весь тот набор нервных клеток, который есть у взрослого.

После рождения наблюдается закономерный, относительно более интенсивный рост белого вещества мозга по сравнению с серым. Это связано с увеличением массы межнейронных связей, проводящих путей мозга, а также за счет образования новых отростков нервных клеток и их удлинения и за счет миэлинизации. Почти на протяжении всего детства происходит нарастание массы мозга. Вес мозга новорожденного варьирует от 372 до 392 г, к 8-9 м увеличивается почти вдвое. К 3 –м годам вес равен – 1100 г. Затем прирост идет замедленными темпами и к 9 –10 годам достигает 1300 г.

1. Растут и оформляются нервные клетки, их внутриклеточное строение. Идет распределение нейронов.

2. Кора больших полушарий – субстрат всех физиологических процессов. Процесс движения нервных клеток из стволов в большие полушария. Миграция нейронов в соответствующие отделы коры.

3. Разрастание связи. У нейронов есть отростки (дендриты и аксоны), осуществляющие связь. При рождении их нет, они образуются в процессе развития (например, новорожденный – двигается всем телом).

4. Миэлинизация. Миэлин – оболочка, обволакивающая аксон. Она с большой скоростью осуществляет передачу нервных импульсов. Импульс – особая электрическая активность волокна.

Таким образом, ¾ массы человеческого мозга дорастает прижизненно, кора оформляться внутриутробно не может. Корковый отдел мозга – субстрат мышления. Но созревание само по себе не возможно.

Что происходит в процессе созревания? Например, канадский ученый Хэбб проводил серию опытов с крысами, которые были одного помета:

1 гр. – игрушки, 1 раз в день тренировали на прохождение лабиринта

2 гр. - не тренировали

Строение мозга очень различалось. У 1 группы – были зарегистрированы тонкие нейрохимические импульсы (произошли изменения). Произошло приобретение, то есть формирование навыка, установление специфических связей между командным и исполнительным зонами. Основой процесса обучения является рост новых нейросвязей, миэнилизация проводящих путей, то есть совершенствования проводящих путей.

Что понимается под биологическим и социальным факторами

Развития в настоящее время?

Биологический фактор включает в себя, прежде всего наследственность. В настоящее время нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологии считают, что наследуются, по крайней мере, два момента – темперамент и задатки. Но развитие способностей зависит не только от задатков. Их развитие происходит в деятельности. Поэтому очень важна активност ь ребенка, и в связи с этим многие психологи считают активность третьим фактором психического развития.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка (Например, болезнь матери, лекарства которые она принимала, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения). Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения.

Второй факторсреда. Природная и социальная. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. На Крайнем Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет развиваться несколько иначе, чем житель промышленного города в центре Европы. Социальная среда влияет непосредственно.

Социальная среда – понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, идеология, уровень развития науки и искусства, религия. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения.

Социальную среду также составляет и ближайшее социальное окружение – микросреда - непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: семья, воспитатели детского сада, учителя школы и т.п. С возрастом социальное окружение расширяется – сверстники, старшие школьники, некоторые социальные группы – через средства массовой информации, организацию митингов и т.п. Влияют тонкие средовые условия. Близнецы личностно разные.

Контекстуальный подход к понятию «среда»; в среде выделяют 4 контекста:

- семейный контекст;

- социальный (классовая принадлежность);

- культурный;

- исторический (разные поколения).

Ребенок не может развиваться вне социальной среды – не может стать полноценной личностью.

Примеры. Случаи с «одичавшими» детьми, которых воспитывали звери.

Психологические особенности детей, растущих в аномальных условиях – плохо развита речь.

Госпитализм. Период войн. Среди детей была высокая смертность, даже если за ними ухаживали, а те, которые выживали, представляли жалкие существа. Синдром госпитализма: агрессивная реакция на взрослого, то есть отсутствие положительных эмоций при встрече со взрослыми, дети долго не ходили (до 1,5 – 3 лет).

«Волчонок уже волк, Ребенок – кандидат в человека» (Перон). Человек строит свои отношения заново, благодаря культуре.

ИСТОРИЯ ДЕТСТВА

Раннее и дошкольное детство

Главным и ведущим фактором развития личности «взрослый» - центр всякой психологической ситуации для ребенка/по Выготскому\. «Санкции» взрослых – важнейшие регуляторы и стимулы нравственного развития, а потребность в общении – одна из движущих сил развития в этот период. На границе новорожденности и младенческого периода ведущее место занимает потребность во внешних впечатлениях. Впоследствии она преобразуется в познавательную потребность. На этой основе на протяжении указанных возрастов возрастает познавательная активность ребенка.

Социальная ситуация развития сохраняет основные черты на протяжении раннего и дошкольного возрастов: от ребенка не требуется деятельность, выражающаяся в обязательном продукте как ее результате.

Ведущей формой деятельности и поведения является игра.

К концу дошкольного возраста возникает ряд «новообразований» /Л.С.Выготский/: опосредованная мотивация, внутренние этические инстанции, зарождается самооценка.

Младший школьный возраст

Возникает новая социальная ситуация развития: ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью. К концу дошкольного периода у детей появляется настойчивое стремление стать школьником, в котором воплощаются ведущие потребности: познавательная, выражающаяся в желании учиться, и потребность в общении, принимающая форму желания выполнять общественно значимую деятельность. Обогащение знаниями развивает познавательную потребность. Учебные интересы из ситуативных становятся устойчивыми. Потребность в общении из потребности в общении со взрослыми преобразуется в потребность в общении со сверстниками и становится фактором, изменяющим социальную ситуацию развития.

Главными новообразованиями, возникающими в младшем школьном возрасте, являются следующие: развитие познавательного отношения к действительности, определяющее переход к более сложным формам мышления; формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющие ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями / опосредованные целью потребности /, нравственными требованиями и чувствами; возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования характера; развитие общественной направленности младшего школьника, т.е. обращенность к коллективу сверстников, заставляет детей искать свое место в коллективе и усваивать те нравственные требования, которые они к нему предъявляют.

Движущие силы психического развития ребенка

 

Центральной проблемой детской психологии является проблема движущих сил психического развития ребенка. Что заставляет ребенка переходить от одного психического возраста к другому?

Относительно движущих сил психического развития существует несколько теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. Их можно объединить в два большие направления: биологизаторское и социологизаторское.

К биологизаторскому направлению относится – теория преформизма. Теория Априоризма (наличие идей, данных от бога, еще до жизни).

Сущность этой теории состоит в том, что развитие понимается как изначально предопределенное наследственными задатками, заключенными в зиготе. Развитие рассматривается как постепенное развертывание этих свойств. Смена периодов развития, порядок появления тех или иных психических процессов и свойств, уровень, которого они достигают в ходе развития, - все это наследственно предопределено. Теория преформизма сводит все психическое развитие к росту, к количественному изменению уже имеющихся свойств и тем самым отрицает развитие как появление новых качеств. Р а з в и т и е естьс о з р е в а н и е.

Не разводилось соматическое развитие и психическое. Как наследуются физические свойства, так и психика человека. Благодаря созреванию у ребенка формируются новый уровень способностей и может воспринимать новое воздействие.

Френсис Гальтон «Наследственный гений». Одаренность определяется степенью родства.

В рамках биологизаторского направления возникла Теориярекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. В месячном зародыше уже можно узнать представителя типа позвоночных – он имеет крупную голову, жабры и хвост; в 2 месяца начинает приобретать человеческий вид, на его ластообразных конечностях начинают намечаться пальцы, укорачивается хвост; к концу 4 месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица.

Э. Геккелем в 19 веке был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (историческое развитие). Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. Штерн, один из сторонников теории рекапитуляции, так описывает развитие ребенка:

- ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии низшего млекопитающего;

- во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны;

- затем – начальных ступеней человеческого состояния;

- развития первобытных народов;

- начиная с поступления в школу, усваивает человеческую культуру - сначала в духе античного мира;

- в подростковом возрасте христианскую культуру;

- лишь в зрелом возрасте поднимается до уровня культуры Нового времени.

Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка – его притягивает пещера так же, как его далекого предка, просыпается ночью в страхе – значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах.

Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки– в идеях английского философа 17 века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с чистой душой, как белая восковая доска (tabularasa), - то есть появляется на свет свободным от какой-либо предрасположенности. Теория «Чистой доски». Под влиянием внешних условий в нем постепенно возникают все психические качества, свойственные человеку. На эту доску наносятся следы, ассоциации, привычки, умения и т.п. То есть воспитатель может написать все, что угодно. Особую силу эта теория приобрела в период расцвета бехивеоризма. Уотсон: «В поведении человека нет ничего прирожденного». Необходимо формировать комплекс привычек. Сторонники этой концепции, так же как и теории преформизма, представляли ребенка как совершенно пассивное существо, подвергающееся воздействиям окружающей среды и не могущее выйти за ее пределы.

Очевидно, что оба подхода – и биологизаторский и социологизаторский страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Теория конвергенции двух фактов (создатель немецкий психологВ. Штерн). Согласно этой теориипроцесс психического развития определяется взаимодействием наследственности и среды. Развитие - это и созревание и обучение. При этом наследственности отводится определяющая роль, а среде – лишь роль условий, реализующих наследственно предопределенные особенности психики. Штерн: «Наследственность дает основу для тех или иных психических свойств. Однако без средовых условий они проявляться не смогут». А где же сам ребенок? Где его активность? Теория конвергенции широко распространена и в настоящее время.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.