Типология конфликтов и методы их разрешения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типология конфликтов и методы их разрешения

2017-11-27 784
Типология конфликтов и методы их разрешения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конфликты можно классифицировать на внешние и внутренние.

Внешние порождаются столкновением двух и более сторон (хозяйственных систем) в процессе реализации решения. Внутренние - возникают между отдельными элементами (подразделениями, личностями) внутри хозяйственной системы.

По причинам конфликтные ситуации различают:

· конфликт целей, в котором участвующие стороны видят по-разному желаемое состояние или результат деятельности в будущем;

· конфликт познания – участники конфликта имеют несовместимые (альтернативные) взгляды, идеи по решаемой проблеме;

· чувственный конфликт, в котором у участников конфликта различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей;

· конфликт оценки вклада, порождаемый различной оценкой значимости собственного вклада в успех или неудачу дела со стороны его участников;

· " конфликт оценки загрузки" (частный случай конфликта оценки вклада) связан с различным отношением участников конфликта к степени интенсивности труда, сложности выполняемых работ;

· конфликт оценки значимости порождается различной оценкой конфликтующих сторон степени их влияния на результаты и эффективность функционирования хозяйственной системы. Эти конфликты связаны с уровнями власти конфликтующих сторон, их причиной является стремление каждой из конфликтующих сторон увеличить причитающуюся ей долю доходов.

По числу участвующих в конфликте людей выделяют:

· межличностный конфликт, в который вступают два и более индивида;

· внутригрупповой конфликт – проявляется в столкновении между частями и всеми членами группы;

· межгрупповой конфликт – столкновение двух и более групп в организации;

· внутриорганизационный конфликт проявляется в противостояниях и столкновениях, возникающих в результате несоответствия организационной структуры используемым технологиям и распределению власти.

Различают несколько разновидностей внутриорганизационных конфликтов (рис. 3.3), которые в реальной жизни часто развиваются одновременно.

Для снижения интенсивности и разрешения конфликтов могут быть использованы методы, связанные [13]:

· с усилением административного давления на конфликтующих со стороны высшего руководства (давление власти);

· с изменением порядка расходования или перераспределением ресурсов;

· с изменением в технологиях производства или декомпозиции технологий и их распределение между структурными подразделениями;

· с изменением структуры организации с последующим перераспределением функций (в том числе объединением или разделением подразделений на части);

· с введением специального интеграционного звена: общий руководитель, куратор и т.п.;

· с проведением переговоров и заключением договоров между участниками конфликта;

· с ранжированием выполняемых работ по тяжести, условиям для выравнивания нагрузки среди исполнителей управленческого решения;

· с использованием социально - этического менеджмента для исключения недопустимых воздействий одной из сторон (часто в условиях правового вакуума);

 

 
 


 

 

Рис. 3.3. Классификация внутриорганизационных конфликтов

 

· с применением общеизвестных приемов разрешения межличностных конфликтов (уход из конфликта; разрешение силой; стиль сотрудничества, стиль, побуждающий войти в положение противоборствующей стороны; стиль компромисса).

 

 

Игровые методы для моделирования

Конфликтных ситуаций

 

Конфликтные ситуации, в которых сталкиваются интересы двух и более сторон, изучаются с помощью теории игр, которая позволяет математически обосновать рекомендации по рациональному образу действий (поведения) противоборствующих сторон.

Игра как модель конфликтной ситуации отличается от нее четко сформулированными правилами, включающими:

- возможные варианты поведения сторон;

- объем информации о поведении противоборствующих сторон;

- прогнозируемые результаты конфликта (игры) в зависимости от действий (ходов) сторон.

При этом полагается, что интересы участников конфликта могут быть оценены количественно. Это означает, что применение игровых методов ограничено в случае латентных конфликтов.

Игры подразделяются на парные, когда сталкиваются интересы двух сторон, и множественные, когда участников конфликта несколько. Наиболее изученными являются парные игры, которые можно рассматривать как частный случай множественной игры.

Если в результате игры одна из сторон выигрывает столько, сколько проигрывает другая, то такие игры называют играми с нулевой суммой (сумма выигрыша равна нулю).

Ходом в теории игр называют выбор одного из возможных по правилам варианта действий и его осуществление. Ходы бывают личные и случайные.

Личный ход осуществляется по выбору игрока, а случайный – на основании действия механизма случайного выбора. Теория игр исследует конфликтные ситуации, в которых поведение выбирается только самими участниками, то есть игра содержит только личные ходы.

Для разрешения конфликтных ситуаций в теории игр рассматриваются правила построения оптимальных стратегий игроков.

Стратегией называется совокупность правил, по которым осуществляется выбор варианта действий в любой возможной ситуации, то есть стратегия определена, если выбраны личные ходы для любой ситуации.

Оптимальной является стратегия, обеспечивающая максимально возможный средний выигрыш при максимальном повторении игры (т.е. условий конфликтной ситуации).

В зависимости от количества возможных стратегий игры делятся на конечные и бесконечные.

Наиболее простой и более изученной является парная игра с нулевой суммой и конечным числом стратегий. С ее помощью можно описать большинство конфликтных ситуаций, возникающих в практике менеджмента.

Рассмотрим методы решения парных игр. Предположим, что в конфликте участвуют две стороны (игрока) А и В. Сторона А может выбрать m стратегий (i =1… m), а сторона В – n стратегий (j =1…n). Если сторона А выбрала i -ю стратегию, а сторона В – j -ую, то выбор игроками стратегий однозначно определяет исход игры - aij, выигрыш (положительный или отрицательный) стороны А. Значения aij для любой пары стратегий составляют платежную матрицу игры || aij || (табл. 3.5).

 

Таблица 3.5

Платежная матрица игры

В А В1 В2 Вj Вn αi
А1 a11 a12 a1j a1n α1
А2 a21 a22 a2j a2n α2
Аi ai1 ai2 aij ain αi
Am am1 am2 amj amn αm
bi b1 b2 bj bn  

 

Строки матрицы соответствуют стратегиям игрока А, а столбцы – стратегиям игрока В. Элемент матрицы aij имеет конкретный экономический смысл: он показывает выигрыш игрока А, если он избрал стратегию Аi, а игрок В – стратегию Вj.

Проанализируем последовательность стратегии игрока А (строки). При выборе стратегии необходимо учитывать, что игрок В ответит стратегией, при которой выигрыш А минимален:

. (3.12)

Числа αi (минимумы по строкам) указываются обычно рядом с матрицей (см. табл. 3.5) в виде добавочно столбца. Таким образом, выбор игроком стратегии Аi обеспечивает выигрыш αi. Естественно, что игрок А будет стремиться выбрать такую стратегию, чтобы его выигрыш был максимален

(3.13)

или

. (3.14)

Величина α называется нижней ценой игры (максимальной). Она показывает минимально гарантированный выигрыш игрока А. Стратегия Аi, обеспечивающая выигрыш α, называется максиминной.

Аналогичные рассуждения можно провести и за игрока В, стремящегося минимизировать выигрыш игрока А. Поэтому, просмотрев все столбцы, в каждом из них выделяют максимальное значение выигрыша aij

 

(3.15)

 

Значения bj пишутся внизу матрицы в виде дополнительной строки.

Игрок В выбирает такую стратегию bj, при которой значение bj минимизируется

 

. (3.16)

 

Величина b называется верхней ценой игры или минимаксом. Стратегия bj, дающая выигрыш b,называется минимаксной. Придерживаясь этой стратегии, игрок В не проиграет больше величины b.

Нижнюю и верхнюю цены игры определяют исходя из принципа разумности игроков. Такой принцип выбора стратегий называют минимаксной.

Если нижняя и верхняя цены равны, т.е.

 

, (3.17)

 

то такую игру называют игрой с седловой точкой, а величину - чистой ценой игры.

Решение парной игры заключается в выборе стратегии поведения каждого игрока.

Наиболее просто находится решение для игры, имеющей седловую точку. Седловой точке соответствуют оптимальные (соответственно максиминная и минимаксная) стратегии каждого игрока. При этом если один из игроков придерживается своей оптимальной стратегии, то другому также невыгодно отклоняться от своей оптимальной стратегии. В этом случае выигрыш постоянен и равен чистой цене игры .

Так как чистая цена игры соответствует максимуму, то любое отклонение игрока А от стратегии, дающей этот выигрыш, приведет только к его уменьшению. Аналогичные распределения справедливы и для игрока В. Таким образом, в играх с седловой точкой оптимальные стратегии обладают устойчивостью, то есть каждому игроку выгодно применять какую-либо одну чистую стратегию, определяемую принципом минимакса.

Однако в реальных ситуациях на практике гораздо чаще встречаются игры, верхняя и нижняя цены которых неравны.

Если в этом случае применять одну чистую стратегию по принципу минимакса, то выигрыш игрока А не будет превышать L, а выигрыш игрока В - b. При этом выигрыш каждого игрока может быть увеличен, если применять не одну, а несколько стратегий. Такие стратегии называются смешанными и заключаются в случайном чередовании чистых стратегий.

Смешанная стратегия игрока А – SA определяется набором вероятностей р1, р2 …рi …pm использования чистых стратегий Аi (i =1,2… m), причем .

Аналогично для игрока В смешанная стратегия SВ определяется набором вероятностей q1, q2 …qj…qn использования чистых стратегий , причем .

Цена игры при применении смешанных стратегий находится в пределах между нижней и верхней ценами игры α < <b.

Применение игроком А своей оптимальной стратегии SA* обеспечивает ему при любой стратегии противника j выигрыш не меньше , то есть

 

. (3.18)

 

Аналогично для игрока В использование оптимальной стратегии SВ* обеспечивает ему при любой стратегии противника Аi проигрыш не больше

 

. (3.19)

 

Соотношения (3.18) и (3.19) используются для решения игры. Для получения результатов матричной игры ее сводят к задаче линейного программирования.

Перед решением анализируют матрицу, исключая дублирующие и невыгодные стратегии.


(3.20)

 

Цена игры , если элементы платежной матрицы неотрицательны, всегда положительное число. Если же в матрице содержатся отрицательные элементы (например, убытки), то ее следует преобразовать, прибавляя по всем элементам определенное положительное число.

Систему ограничений можно преобразовать, разделив все члены неравенств на и обозначив .

Получаем:

 
 


(3.21)

 

Из условия , получим

 

(3.22)

 

Оптимальная стратегия SA* должна максимизировать и, следовательно, минимизировать 1/ .

Таким образом, задача определения выбора вероятностей рi, составляющих оптимальную стратегию SA*, сводится к минимизации линейной формы (3.20) при ограничениях (3.21).

Решив задачу линейного программирования и найдя величины хi и 1/ , определяем значение рi = xi.

Аналогичные рассуждения можно провести за игрока В, исходя из условия минимизации проигрыша при соблюдении условий (3.8). Разделив систему неравенств (3.21) на и заменив qj на , получаем задачу линейного программирования:

 

(3.23)

 

. (3.33)

 

Задача максимизации линейной формы (3.23) является двойственной по отношению к задаче, определяемой условиями (3.10) и (3.33).

Таким образом, задача отыскания решения матричной игры сводится к решению пары симметричных двойственных задач линейного программирования. Решение прямой задачи дает оптимальную стратегию игрока А (SA*), а двойственной – оптимальную стратегию игрока В (SВ*). Сведение игры к задаче линейного программирования позволяет получить точное ее решение. Однако часто для разрешения конфликтов вполне достаточно иметь приближенное решение, обеспечивающее выигрыш игры, близкой к цене. Поэтому для вычислений при большом размере матриц можно воспользоваться различными приближенными методами (итерационными, физическими смесями стратегий и т.д.).

На промышленных предприятиях элементы теории игр могут быть использованы в различных экономических ситуациях: при создании рациональных запасов сырья, материалов, полуфабрикатов; при выборе ассортимента продукции; в вопросах качества производимых товаров. В частности, в первом случае противоборствующими выступают две тенденции: увеличение запасов, в том числе и страховых, гарантирует бесперебойную работу производства, а также сокращение запасов, обеспечивающих минимум затрат на их хранение (релевантных издержек). В сельском хозяйстве теория игр может применяться в решении экономических задач, в которых оппозиционной стороной выступает природа и когда вероятность наступления тех или иных событий неизвестна или многовариантна (частный случай "игр с природой").

 



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.