Глава 2 заболевания и спортивные травмы — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глава 2 заболевания и спортивные травмы

2017-11-27 309
Глава 2 заболевания и спортивные травмы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ БОЛОТОВ

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА

ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА

В КИОКУСИНКАЙ

Учебно-методическое пособие

 

 

Рекомендовано методическим советом УралГУФК

 

 

Челябинск

Уральская Академия

УДК 796.853.264 (045.8) ББК 75.715.8я73 Б 79 Рекомендовано к изданию методическим советом УралГУФК Протокол № 4 от 18.01.2012 г

 

Рецензенты:

Заведующий кафедрой физического воспитания ЮУрГУ, профессор, д.п.н., Виктор Степанович Быков

Проректор по инновационным технологиям УралГУФК, доцент, к.п.н., Михаил Владимирович Габов

 

 

Болотов, В. М.

Профилактика травматизма при подготовке спортивного резерва в киокусинкай: учебно-методическое пособие / В.М. Болотов. – Челябинск: Уральская Академия, 2012. – 32 с.

 

В учебно-методическом пособии рассмотрены актуальные проблемы травматизма в киокусинкай, его медико-биологическое обеспечение, причины, профилактика и наиболее часто встречающиеся у единоборцев патологические состояния, заболевания и травмы. Подробно представлены мероприятия неотложной доврачебной помощи.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, тренеров-преподавателей, работающих с начинающими единоборцами, слушателей системы повышения квалификации.

 

УДК 796.853.264 (045.8)

ББК 75.715.8я73

 

 

© УралГУФК, 2012

© В.М. Болотов, 2012

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………  
ГЛАВА 1 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КИОКУСИНКАЙ    
1.1 Причина возникновения и профилактика травматизма ….......  
1.2 Правила поведения и требования безопасности на занятиях с начинающими единоборцами …………………………………………….    
ГЛАВА 2 ЗАБОЛЕВАНИЯ И СПОРТИВНЫЕ ТРАВМЫ В КИОКУСИНКАЙ 2.1 Острые травмы опорно-двигательного аппарата и первая помощь при их получении ………………………………………………... 2.2 Переутомление, перетренированность и гипогликемия ……... 2.3 Мази, гели, спортивные кремы и растирки ……………………   ГЛАВА 3 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В КИОКУСИНКАЙ      
3.1 Личная и общественная гигиена при занятиях киокусинкай …   ГЛАВА 4 НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 4.1 Самоконтроль юных спортсменов занимающихся киокусинкай  
4.2 Диагностика и оценка функционального состояния юных спортсменов …………………………………………………………..    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………...  
ПРИЛОЖЕНИЕ А …………………………………………………    

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению функционального состояния и физической подготовленности детей, начинающих систематически заниматься спортом. Поэтому подготовка юных спортсменов требует наиболее пристального внимания. В настоящее время рост спортивного мастерства обеспечивается, в первую очередь, за счет постоянного увеличения значений основных параметров тренировочных и соревновательных нагрузок, выполнение которых часто превышает адаптационные возможности организма человека. Эта проблема приобретает особую остроту на начальных этапах многолетней спортивной подготовки, когда адаптационные резервы организма детей и подростков интенсивно расходуются как на естественный рост и развитие, так и на энергетическое и пластическое обеспечение выполнения задаваемых нагрузок (Батуева А.Э., 2007; Болотов В.М., 2011).

Возникает противоречие между возрастающими требованиями к подготовленности юных спортсменов и ограниченными адаптационными возможностями их организма. Это противоречие усиливается в условиях ухудшения физического и психического состояния детей и подростков, ранней специализации и интенсификации тренировочного процесса, активного использования допингов и других средств стимуляции работоспособности.

В последние десятилетия восточные единоборства приобрели широкое распространение в России. Киокусинкай стал одним из популярных видов спорта. Киокусинкай – это контактный, силовой, динамичный стиль ведения поединка с его строгой системой физического, психологического и духовно-нравственного воспитания. Адаптированные и проверенные методики позволяют заниматься и детям, и подросткам. Однако следует отметить, что во многих спортивных клубах, спортивных секциях тренеры, не учитывая основополагающие специфические принципы постепенного повышения нагрузок (оптимизация соотношения объема и интенсивности нагрузки) пытаются форсировать этапы подготовки, т.е. «натаскивать» детей на спортивный результат. Такой путь, действительно, может за короткое время привести к значительным результатам. Однако опорно-двигательный аппарат не всегда успевает подготовиться к повышенным требованиям для достижения высоких целей за короткий срок (Еганов А.В., 2006; 2008; Рекомендации по обеспечению безопасности и профилактике травматизма при занятиях физической культурой и спортом, 1993; Царик А.В., 2003).

В связи с этим проблема травматизма является наиболее актуальной и острой во всех видах спорта, особенно в киокусинкай.

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ

ПО КИОКУСИНКАЙ

 

1.1 Причина возникновения и профилактика травматизма

 

Возникновение повреждений при занятиях спортом, противоречит оздоровительным задачам системы российского физического воспитания. Хотя, как правило, эти травмы и не опасны для жизни, они отражаются на общей и спортивной работоспособности спортсмена, выводя его на длительный период из строя и нередко требуя много времени для восстановления утраченной работоспособности. Наблюдаются случаи развития хронических процессов в результате ранее полученного повреждения. Вследствие повторных травм они обостряются и выводят спортсмена из строя на весьма длительный срок. Большие физические нагрузки, применяемые иногда при занятиях спортом, особенно в условиях напряженных тренировок и соревнований, требуют хорошо налаженной системы восстановления поврежденной области и организма в целом (Болотов В.М., 2011; Дембо А. Г., 1984; 1988; Тихвинского С.Б., Хрущева С.В., 1991).

Причины возникновения травматизма могут быть обусловлены организационными недостатками, методическими и индивидуальными особенностями спортсменов. Наиболее типичными ошибками тренеров и спортсменов, приводящими к травмам, являются:

– неблагоприятные санитарно-гигиенические условия;

– неправильная организация занятий;

– недостаточная технико-тактическая подготовленность;

– недочеты и ошибки в методике проведения занятий (недостаточно эффективная разминка, нерациональное чередование нагрузок, сверхвысокая интенсивность работы, отсутствие восстановительных средств);

– уровень материально-технического обеспечения;

– нарушение правил врачебного контроля;

– качество судейства;

– уровень подготовки тренера-преподавателя.

Целенаправленная работа по устранению этих ошибок способна свести спортивный травматизм к минимуму.

Хорошо продуманный и точно спланированный учебно-тренировочный процесс заранее исключает многие опасные ситуации и тем самым обеспечивается высокая степень безопасности на занятиях.

Профилактика спортивного травматизма есть комплекс организационно-методических мероприятий, направленных на постоянное совершенствование материально-технического обеспечения, улучшение условий проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований, постоянное повышение квалификации тренерско-педагогического состава, неукоснительное соблюдение правил врачебного контроля, соблюдение принципов постепенности, цикличности и непрерывности подготовки спортсменов, обеспечивающих планомерное повышение уровня его физической и технико-тактической подготовленности, морально-волевых качеств и укрепления здоровья (Башкиров В.Ф., 1987, с. 7). Решение проблемы предупреждения травматизма в киокусинкай заключается в совершенствовании техники и методики тренировки.

Профилактика спортивных травм и обеспечение безопасности на занятиях осуществляется с помощью (Платонов В.Н., 2005, с. 700):

– правильной организации занятий;

– соблюдения правил техники безопасности;

– контроля над функциональным состоянием организма (нельзя выполнять физические упражнения без предварительной общей и специальной разминки, допускать резкое снижение работоспособности и интенсивное развитие утомления и перетренированности, что ведет к нарушению координации);

– правильного выбора физических упражнений (нельзя использовать для развития физических качеств технически плохо освоенные упражнения);

– контроля над правильным выполнением упражнений;

– применения защитного снаряжения;

– использования только исправного инвентаря и оборудования;

– занятия физическими упражнениями только в специально предназначенных для этого местах;

– собранности, внимательности и осмотрительности во время занятий.

Профилактика спортивного травматизма требует, прежде всего, детального изучения причин и обстоятельств, вызвавших травму.

Важным моментом предупреждения травм являются правильные действия при резком ухудшении самочувствия (болевые ощущения, утомление, потеря контроля над ситуацией, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма, возможные перерывы в занятиях) (Болотов В.М., 2010; Еганов А.В., 2006; 2008; Царик А.В., 2003).

 

 

1.2 Правила поведения и требования безопасности на занятиях с начинающими единоборцами

 

1 Занятия по киокусинкай должны проходить строго по расписанию.

2 Тренер до начала занятий должен проверить готовность спортивного зала состояние освещения, целостность выключателей, пол зала на отсутствие щелей, чистоту, сухость, состояние стен зала на отсутствие выступов, закрытие приборов отопления сеткамиили щитами, состояние вентиляции, наличие необходимого спортивного инвентаря и медицинской аптечки (приложение А, с. 29).

3 Занимающиеся должны быть в спортивной форме (доги), и однотипной обуви (кеды, спортивные тапочки).

4 На одежде отсутствуют застежки, металлические предметы, которые могут привести к травмам (кулоны, сережки, кольца и другие предметы).

5 Занятия должен проводить тренер, имеющий высшее образование и опыт по проведению подобных занятий.

6 Ученики входят в зал в присутствии тренера.

7 Необходим инструктаж спортсменов по технике безопасности, правилам игры, порядку выполнения упражнений.

8 Нельзя выполнять физические упражнения без предварительной разминки.

9 Во время соревнований занимающиеся должны подчиняться установленным правилам, не нарушать их.

10 На занятиях выполняются только те приемы (удары), которые разрешены.

11 Во время занятий не должно быть посторонних лиц, а также предметов, которые могут стать причиной травмы.

12 Спарринги обязательно должны проходить в присутствии тренера, пары должны подбираться с учетом схожести технико-тактической подготовки и весовой категории.

13 С целью предупреждения травматизма и сохранения здоровья спортсменов необходимо использовать протектор на пах, нагрудник, шлем, закрывающий подбородок и большую часть лица, протекторы на кисти рук, голени и стопы.

14 Занятия заканчиваются организованно по команде тренера-преподавателя.

15 По окончании занятий ученики убирают за собой спортивный инвентарь и оборудование.

В киокусинкай требуется исключительная дисциплина и строгое выполнение требований тренера.

 

 

В КИОКУСИНКАЙ

 

2.1 Острые травмы опорно-двигательного аппарата и первая помощь при их получении

Тренировочные и соревновательные нагрузки современного спорта не только приводят к высочайшему уровню функциональных возможностей спортсменов, но и являются фактором повышенного риска в отношении заболеваний и травм, которые надолго исключают спортсменов из тренировочного процесса. После завершения лечения нередко требуется длительный реабилитационный период. Все это существенно снижает спортивный результат. Повторяющиеся травмы очень часто сокращают сроки спортивной карьеры (Дембо А. Г., 1988; Тихвинского С.Б., Хрущева С.В., 1991; Макарова Г.А., Локтев С.А., 2006).

Результаты лечения спортивных травм во многом зависят от качества оказания первой доврачебной помощи, поэтому знание основных правил и методов оказания доврачебной помощи для спортсменов и тренеров крайне необходимо (Болотов В.М., 2010; Донской Д.Д., 1961; Табарчук А.Д., 1999).

На занятиях по киокусинкай наиболее часто спортсмены получают такие травмы, как ссадины, ушибы, растяжения и разрывы связочно-суставного аппарата, сухожилий и мышц, подвывихи и вывихи суставов, переломы хрящей и костей, сотрясение головного мозга, обмороки, травматические кровотечения.

Самым первым мероприятием неотложной помощи при ушибах, растяжениях, надрывах и разрывах мягких тканей является охлаждение травмированных тканей. Для этого применяют хлорэтил, которым орошают кожу в месте травмы с расстояния 40-50 см. Используют его до побеления кожи. Более эффективным является охлаждение места повреждения льдом. Охлаждение вызывает спазм поврежденных кровеносных сосудов и способствует остановке кровотечения. Кроме того, оно уменьшает боль, отеки и препятствует развитию травматического воспаления. Охлаждение с помощью льда нужно проводить в течение 15-20 минут. Охлаждающие процедуры в случае легких травм проводят в течение первых 24-48 часов. В более тяжелых случаях их продолжают до 5-7 дней. Лед прикладывается к месту травмы на 10-30 минут. Время охлаждения зависит от вида повреждения и его глубины. Охлаждающие процедуры можно повторять 5-6 раз в день, чередуя их с аппликацией фастум-геля или троксевазина. Для прекращения кровотечения и уменьшения отека необходимо наложить на травмированные ткани давящую повязку, то есть необходимо создать умеренное постоянное давление.

Поврежденные конечности необходимо держать в приподнятом положении, чтобы предотвратить скопление крови и лимфы, которое вызывает отек и воспаление. Травмированные ткани должны находиться в состоянии полного покоя в течение первых 24-72 часов (в зависимости от тяжести повреждения).

Таким образом, охлаждение, давящая повязка, приподнятое положение и покой являются основными компонентами неотложной помощи и лечения большинства спортивных повреждений.

В течение первых 24-48 часов нельзя проводить согревающие процедуры: горячий душ, ванны, разогревающие мази, массаж. Все это может увеличить отек и кровотечение в области повреждения (Табарчук А.Д., 1999, с. 50-52).

Вывих – смещение суставных концов костей, обычно сопровождающееся разрывом суставной капсулы. Чаще всего происходит в шаровидных и благовидных суставах (плечевой и голеностопный). Симптомы: резкая боль, изменение формы и припухлость сустава, неестественное положение конечности, ограничение (а иногда и полная невозможность) выполнения активных и пассивных движений. В этом случае необходимо обеспечить покой поврежденной конечности, обеспечить ей удобное положение, с помощью шины зафиксировать ее в таком положении, какого «требует» поврежденный сустав. Без специальных знаний и навыков вправлять вывих нельзя (Табарчук А.Д., 1999, с. 50).

Перелом костей и хрящей – частичное или полное нарушение целостности кости, вызванное быстродействующей силой. При переломах обычно происходят разрывы мышц, сухожилий, нервов, сосудов, т.е. травмируются не только кости, но и окружающие их ткани. В зависимости от того, повреждена кожа в месте перелома или нет, переломы делятся на открытые и закрытые. Если неясно, какое повреждение у пострадавшего (перелом, трещина или ушиб), первую помощь оказывают также, как при переломе.

При закрытых переломах необходимо ограничить движение в области перелома при помощи шины, чтобы ликвидировать движение в выше и нижележащих суставах, и после этого отправить пострадавшего в больницу (Табарчук А.Д., 1999, с. 51).

Сотрясение головного мозга чаще всего встречается у представителей единоборств. Оно может привести к потере сознания продолжительностью от нескольких секунд до нескольких суток. Но нередко потеря сознания при сотрясении мозга не наблюдается. Пострадавший обычно жалуется на головокружение, тошноту, тяжесть в голове, головную боль, общую слабость, потемнение в глазах и звон в ушах. В тяжелых случаях бывает рвота, отмечается нарушение речи, судороги, нерегулярное дыхание.

Необходимо вызвать скорую помощь. Пострадавшего укладывают и наблюдают за его состоянием. По необходимости проводят искусственную вентиляцию легких. В случае даже самого легкого сотрясения мозга спортсмена необходимо доставить в больницу.

Нельзя снимать защитное снаряжение с головы спортсмена, пока не будет исключено повреждение позвоночника. Нельзя приводить пострадавшего в сознание с помощью нашатырного спирта, так как сильный запах может заставить его отдернуть голову.

Допуск к тренировкам даже при легком сотрясении разрешается не ранее, чем через 4-5 недель после выписки из стационара, а участие в соревнованиях – через полтора месяца при полном клиническом выздоровлении. При сотрясении мозга средней степени после стационарного лечения тренировки начинают не ранее чем через два месяца при полном выздоровлении. При тяжелой степени сотрясения вопрос о продолжении тренировок можно решать не ранее трех месячного срока выписки из стационара (Табарчук А.Д., 1999, с. 53-54).

Травматические кровотечения возникают в связи с повреждением слизистой оболочки носовых входов и полости рта. Кровотечения бывают артериальными, венозными, капиллярными, паренхиматозными (из печени, почек), смешанными. При артериальном кровотечении кровь истекает пульсирующей струей. Цвет ее алый. При венозном кровотечении кровь более темная. Капиллярное кровотечение характерно для кожно-мышечных травм, ссадин. Кровь истекает медленно. Такое кровотечение может самостоятельно прекратиться. Травмированный обычно бледен, безучастен к окружающему, вял, покрыт холодным потом. Жалобы на потемнение в глазах, головокружение, тошноту, сухость во рту. Пульс учащен, артериальное давление понижено. Первым неотложным мероприятием является временная остановка наружного кровотечения (Болотов В.М., 2010; Дембо А. Г., 1984; Табарчук А.Д., 1999).

При носовом кровотечении спортсмена необходимо усадить и немного запрокинуть его голову. В носовые ходы вводят тампоны, смоченные 3% раствором перекиси водорода, после чего крылья носа прижимают к перегородке. На переносицу кладут лед, снег или марлю, смоченную в холодной воде. При интенсивном кровотечении пострадавшего транспортируют в отоларингологическое отделение.

Остановка кровотечени я. Механические способы: наложение давящей повязки, поднятие конечности или максимальное сгибание ее в суставе, пальцевое прижатие артерии к кости, наложение резинового жгута или закрутки.

Давящей повязкой останавливают небольшое венозное или капиллярное кровотечение. При артериальном кровотечении артерию прижимают к прилегающей кости в определенных точках. После приостановки кровотечения при повреждении мелких артерий следует наложить давящую повязку, а при значительном кровотечении на конечностях – жгут или закрутку. Если под руками нет жгута или закрутки, можно максимально согнуть конечность в суставе, положив предварительно в сгиб сустава мягкий валик из одежды. Жгут предварительно растягивают и накладывают с такой силой, чтобы остановить кровотечение (Болотов В.М., 2010; Дембо А. Г., 1984; Макарова Г.А., Локтев С.А., 2006; Табарчук А.Д., 1999).

Обморок – это наиболее частая и самая легкая форма острой сосудистой недостаточности, которая проявляется кратковременной потерей сознания вследствие острого малокровия головного мозга рефлекторного или психического происхождения (Табарчук А.Д., 1999, с. 35).

Причиной обморока у спортсменов могут быть сильные эмоции, мощные удары в голову (сотрясение мозга), переутомление, боль от травмы, инфекционное заболевание, заболевание сердца, внутреннее кровотечение. Клиническая картина обморока проявляется общей слабостью, головокружением, тошнотой, потемнением в глазах, иногда рвотой, звоном в ушах, кратковременной потерей сознания. Кожа лица и губы бледнеют, холодеют конечности, выступает холодный пот. Пульс редкий, артериальное давление снижено, зрачки сужены и не реагируют на свет. Обморок может быть кратковременным, но может продолжаться до 15-20 минут (Болотов В.М., 2010; Макарова Г.А., Локтев С.А., 2006; Табарчук А.Д., 1999).

Необходимо уложить человека так, чтобы ноги были немного приподняты. Это улучшит приток крови к головному мозгу. Область груди и шеи освободить от стесняющей одежды или расстегнуть ее. Обеспечить приток свежего воздуха. Побрызгать на лицо холодной водой или обтереть влажным полотенцем, похлопать по щекам, растереть руками тело и конечности.

В настоящее время большим успехом в период тренировок и соревнований по различным видам единоборств пользуется специфический японский метод катсу – возвращение пострадавшего в сознание из обморочного состояния. Приемы катсу используют с целью возбуждения нервных центров, координирующих деятельность сердца и системы дыхания в случае рефлекторного торможения центра сердечной деятельности и дыхательного центра.

Кин-катсу – катсу от удара в пах. Удар в пах часто вызывает шок от болевого воздействия. В большинстве случаев боль можно заметно уменьшить с помощью подскоков и приземления на выпрямленные ноги, на пятки. В случае более сильного удара применяют два основных варианта кин-катсу:

1 Посадить пострадавшего на пол, выпрямить ноги в коленях, встать у него за спиной, подпирая его спину своими коленями. Взять пострадавшего под мышки и, двигаясь назад, приподнимать и опускать его на пол с высоты 15-20 см.

2 Второй вариант кин-катсу применяют в случае, если первый способ дал недостаточный результат (пострадавший остается бледным, испытывает сильную боль). Необходимо положить пострадавшего на пол. Стоя справа от него, левой рукой поднять его правую ногу, выпрямив её в коленном суставе. Положить правую ногу пострадавшего на свое левое бедро, стопа вашей левой ноги должна быть под правой ягодицей пострадавшего. Правым кулаком несколько раз сильно ударить посередине свода подошвы пострадавшего. Результатом данного метода будет уменьшение бледности и болевых ощущений пострадавшего (Макарова Г.А., Локтев С.А., 2006, с. 262).

Если два этих способа оказались недостаточно эффективными, необходимо выполнить сасои-катсу.

Сасои-катсу. При выполнении этого приема пострадавшего необходимо посадить, предварительно сняв с него пояс. Расположиться следует справа от него, чтобы спина пострадавшего опиралась на левое колено человека, оказывающего помощь. Правая рука пострадавшего обхватывала вашу шею, а ваша левая рука поддерживала пострадавшего под левой подмышкой. Ваша правая нога опирается на колено, несколько отставленное вперед для большей устойчивости. Своей правой ладонью выполняете втирающе-массирующие движения от нижнего края грудины вниз к левой части живота. При каждом движении, «соскальзывая» с нижнего края грудины, ваша рука нажимает на диафрагму. Ритм движений – 18 в одну минуту. При повторении процедуры в постоянном ритме наступает возбуждение дыхательного центра.

Также можно применить сеи-катсу при всех видах ударов.

Сеи-катсу. Пострадавший находится в положении «сидя», приставив к его позвоночнику в области между 6-м и 7-м грудными позвонками свое правое колено. Свои ладони кладут на грудь пострадавшего. Выполняют нажим коленом вперед с одновременным нажимом руками назад наружу. Движения выполняют ритмично с частотой 18 движений в минуту до полного приведения пострадавшего в чувство.

В случае длительного удушения, глубокого нокаута, рекомендовано применять со-катсу. Пострадавшего необходимо осторожно положить на спину, выпрямив ему руки вдоль тела и согнув ноги в коленных суставах. Опуститься над пострадавшим, сев на колени в области бедер, положить обе свои ладони (пальцы выпрямлены) на живот пострадавшему так, чтобы оба больших пальца ладоней были расположены на области пупка пострадавшего. Затем обеими ладонями выполнять сильные нажимы на живот пострадавшего вверх к диафрагме в ритме дыхания с частотой 18 раз в минуту до приведения пострадавшего в чувство (Макарова Г.А., Локтев С.А., 2006, с. 264).

При возникновении вышеописанных ситуаций необходимо вызвать врача и проводить все необходимые восстановительные мероприятия до его прихода.

 

 

Юных спортсменов

 

Эффективность процесса подготовки юных спортсменов в современных условиях во многом обусловлена правильной оценкой функционального состояния органов и систем человека, обеспечивающих жизнедеятельность организма как единого целого. Это позволяет осуществлять обратные связи между тренером и юными спортсменами и на этой основе повышать уровень функционального состояния и физической подготовленности юных единоборцев.

Сущность функциональной диагностики на различных этапах многолетней подготовки заключается в определении функциональных способностей органов и систем юных спортсменов на основе объективной их оценки. Эта цель реализуется путем решения многообразных частных задач, связанных с оценкой состояния единоборцев, уровня их подготовленности, выполнения планов подготовки, успешного освоения ими двигательных действий, направленных на эффективное обучение технике киокусинкай (Болотов В.М., 2010; Дембо А. Г., 1988; Тихвинский С.Б., Хрущев С.В., 1991; Макарова Г.А., Локтев С.А., 2006; Донской Д.Д., 1961).

Естественно, что функцио­нальное состояние органов и систем определяет влия­ние физических упражнений на организм и существен­но помогает в дозировании физической нагрузки, ее индивидуализации и оптимальности. Собственно говоря, оба эти понятия – индивидуализация и оптимальность – фактически являются синонимами.

Правильное решение этой ответственной задачи имеет огромное значение как в начале занятий спортом, так и при систематических наблюдениях во время тренировок и соревнований. На основании этих исследований выявляется как положительное влияние занятий физическими упражнениями, так и ранние нарушения, позволяющие предупреждать возможное развитие предпатологических изменений и патологических состояний, могущих возникнуть при нерациональной или чрезмер­ной физической нагрузке. Кроме того, функциональное исследование помогает тренеру объективно оценивать си­стему тренировочного процесса, вносить в него корректи­вы, индивидуализировать степень нагрузки, т.е. оптими­зировать тренировочный процесс.

Функциональная диагностика исследует функциональ­ную полноценность различных органов и систем че­ловека и изучает механизмы, включающиеся в работу при воздействии какого-либо обязательно четко дозирован­ного фактора. Эти механизмы определяют возможности усиления функции исследуемого органа или системы за счет как своих физиологических резервов, так и включе­ния функции других органов и систем. Наконец, зада­чей функциональной диагностики является выявление на­рушений функции исследуемых органов и систем организ­ма и исследование путей компенсации этих нарушений.

Функциональными методами исследования называют группу специальных методов которые применяются для оценки и характеристики функционального состояния организма. Использование этих методов в различных сочетаниях лежит в основе функциональной реакции на какое-либо дозированное воздействие.

Функциональные пробы – это один из объективных методов, с помощью которого можно определить состояние тренированности занимающегося.

Для того чтобы определить уровень функционального состояния (функциональную способность органов или организма в целом), используются различные функциональные пробы. Они должны соответствовать определенным требованиям, а именно, быть однотипными, стандартными и дозируемыми.

Несколько обособленно стоят функциональные пробы, определяющие физическую работоспособность. Физическая работоспособность является показателем функции нескольких систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, систем крови, нервной системы.

В настоящее время для массового обследования юных спортсменов, занимающихся киокусинкай, используют доступные «щадящие» методы, при использовании которых применяемая дозированная нагрузка не может принести какого-либо вреда здоровью занимающихся (Болотов В.М., 2010; Дембо А. Г., 1988).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для рационального управления подготовкой спортивного резерва в киокусинкай и для реализации возможностей спортивно-педагогического направления профилактики травматизма на различных этапах многолетней подготовки необходимо создать условия, при которых на первый план выдвигаются конкретные цели и соответствующие их достижению процессы. В этом случае упорядочиваются этапы подготовки спортивного резерва, а эффективность профилактической работы спортсменов и тренеров находится в прямой зависимости от знания факторов риска, способных привести к травматизму.

В учебно-методическом пособии освещены общие организационные вопросы, стоя­щие сегодня перед детско-юношеским спортом, даются кон­кретные рекомендации по профилактике травматизма, диагностике, оценке эффектив­ности тренировочных средств в киокусинкай. Ставится вопрос о роли тренера-преподавателя в управлении тренировоч­ным процессом и соответствующих знаниях в области спортивной медицины и травматологии.

Весьма полезны сведения о негативных последст­виях нерационально построенных спортивных тренировок, пред­ставлены наиболее часто встречающиеся повреждения, даются современные представления, кли­ника, диагностика, лечение и средства спортив­ной реабилитации.

Не меньший интерес представляет раздел, посвященный переутомлению, перетренированности и гипогликемии в процес­се интенсивных тренировочных нагрузок. Знакомство с этими патологическими состояниями может быть полезно не только для тренера-преподавателя, но и для любого спортсмена.

Несомненная актуальность профилактики спортивного травматизма в киокусинкай требует, прежде всего, детального изучения причин травм и обстоятельств, их вызывающих. Данное учебно-методическое пособие привлечет внимание не только тренеров-преподавателей по единоборствам, но и специалистов по другим видам спорта.

Автор примет любые замечания и предложения, которые будут внимательно рассмотрены и учтены.

 

БОЛОТОВ ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПРИ ПОДГОТОВКЕ

ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ БОЛОТОВ

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА

ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА

В КИОКУСИНКАЙ

Учебно-методическое пособие

 

 

Рекомендовано методическим советом УралГУФК

 

 

Челябинск

Уральская Академия

УДК 796.853.264 (045.8) ББК 75.715.8я73 Б 79 Рекомендовано к изданию методическим советом УралГУФК Протокол № 4 от 18.01.2012 г

 

Рецензенты:

Заведующий кафедрой физического воспитания ЮУрГУ, профессор, д.п.н., Виктор Степанович Быков

Проректор по инновационным технологиям УралГУФК, доцент, к.п.н., Михаил Владимирович Габов

 

 

Болотов, В. М.

Профилактика травматизма при подготовке спортивного резерва в киокусинкай: учебно-методическое пособие / В.М. Болотов. – Челябинск: Уральская Академия, 2012. – 32 с.

 

В учебно-методическом пособии рассмотрены актуальные проблемы травматизма в киокусинкай, его медико-биологическое обеспечение, причины, профилактика и наиболее часто встречающиеся у единоборцев патологические состояния, заболевания и травмы. Подробно представлены мероприятия неотложной доврачебной помощи.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, тренеров-преподавателей, работающих с начинающими единоборцами, слушателей системы повышения квалификации.

 

УДК 796.853.264 (045.8)

ББК 75.715.8я73

 

 

© УралГУФК, 2012

© В.М. Болотов, 2012

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………  
ГЛАВА 1 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КИОКУСИНКАЙ    
1.1 Причина возникновения и профилактика травматизма ….......  
1.2 Правила поведения и требования безопасности на занятиях с начинающими единоборцами …………………………………………….    
ГЛАВА 2 ЗАБОЛЕВАНИЯ И СПОРТИВНЫЕ ТРАВМЫ В КИОКУСИНКАЙ 2.1 Острые травмы опорно-двигательного аппарата и первая помощь при их получении ………………………………………………... 2.2 Переутомление, перетренированность и гипогликемия ……... 2.3 Мази, гели, спортивные кремы и растирки ……………………   ГЛАВА 3 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В КИОКУСИНКАЙ      
3.1 Личная и общественная гигиена при занятиях киокусинкай …   ГЛАВА 4 НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 4.1 Самоконтроль юных спортсменов занимающихся киокусинкай  
4.2 Диагностика и оценка функционального состояния юных спортсменов …………………………………………………………..    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………...  
ПРИЛОЖЕНИЕ А …………………………………………………    

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению функционального состояния и физической подготовленности детей, начинающих систематически заниматься спортом. Поэтому подготовка юных спортсменов требует наиболее пристального внимания. В настоящее время рост спортивного мастерства обеспечивается, в первую очередь, за счет постоянного увеличения значений основных параметров тренировочных и соревновательных нагрузок, выполнение которых часто превышает адаптационные возможности организма человека. Эта проблема приобретает особую остроту на начальных этапах многолетней спортивной подготовки, когда адаптационные резервы организма детей и подростков интенсивно расходуются как на естественный рост и развитие, так и на энергетическое и пластическое обеспечение выполнения задаваемых нагрузок (Батуева А.Э., 2007; Болотов В.М., 2011).

Возникает противоречие между возрастающими требованиями к подготовленности юных спортсменов и ограниченными адаптационными возможностями их организма. Это противоречие усиливается в условиях ухудшения физического и психического состояния детей и подростков, ранней специализации и интенсификации тренировочного процесса, активного использования допингов и других средств стимуляции работоспособности.

В последние десятилетия восточные единоборства приобрели широкое распространение в России. Киокусинкай стал одним из популярных видов спорта. Киокусинкай – это контактный, силовой, динамичный стиль ведения поединка с его строгой системой физического, <


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.