Вопрос 2. Психология как наука. Отрасли современной психологии. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Вопрос 2. Психология как наука. Отрасли современной психологии.

2017-11-21 324
Вопрос 2. Психология как наука. Отрасли современной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Путь развития психологической науки был более трудным, чем развитие других наук, например физики или химии. Понять причины этого различия нетрудно. Ведь, как хорошо известно, объекты физики, химии, других естественных наук, так или иначе видимы, осязаемы, материальны. Психология же имеет дело с субстанцией, которая, хотя и постоянно обнаруживает себя, тем не менее выступает как особая реальность высшего уровня и отличается от материальной реальности своей невидимостью, неосязаемостью, невещественностью.

Именно это различие, порождая трудности фиксации психологических явлений, и затрудняло с самого начала развитие психологического знания, его превращение в самостоятельную науку, поскольку сам объект его долгое время представлялся неуловимым, таинственным.

История психологического знания насчитывает более 2000 лет, на протяжении которых она развивалась главным образом в рамках философии и естествознания.

Начало превращения психологии в самостоятельную науку связывают с именем немецкого ученого Христиана Вольфа (1679-1754), опубликовавшего книги «Рациональная психология (1732), и «Экспериментальная психология» (1734), в которых он использовал термин «психология».

Однако лишь с начала XX в. психология окончательно выделилась в самостоятельную науку. Па рубеже XX-XXI вв. существенно возросло значение психологии в связи со все большей ее включенностью в различные виды практической деятельности. Возникли такие ее отрасли, как педагогическая, юридическая, военная, управленческая, спортивная психология и т.д. Вместе с тем своеобразие объекта психологической науки породило в ее составе большое число науч- пых школ и теорий, дополняющих друг друга и нередко противоречащих друг другу.

Смысл самого слова «психология» становится понятным, если учесть, что оно состоит из двух греческих терминов: «psyche» — душа, происходящего от имени греческой богини Психеи, и «logos» -слово, понятие, учение, наука.

Именно эта идея выражена в наиболее распространенном сегодня определении психологической науки:

Психология, есть наука, объектом которой являются закономерности психики как особой, высшей формы жизнедеятельности человека и животных.

Сама же психика сегодня понимается не как нечто таинственное и необъяснимое, а как возникшая в результате длительного процесса самоорганизации природы высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения на основе информации об этом мире.

На уровне человека, выражающего высшую ступень процесса организации, упорядоченности бытия, психика приобретает качественно новый характер в силу того, что биологическая природа человека преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает обширный внутренний план жизнедеятельности — сознание, а человек становится личностью.

Однако и сегодня следует учитывать, что в течение многих веков психика обозначалась термином «душа», которая представлялась как бесплотная сущность, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, сохранившимся до наших дней, зависит не столько от процессов самоорганизации природного бытия, не столько от живого тела, сколько от внеземных, сверхприродных начал, от недоступных нашему понимианию потусторонних сил. Именно такое представление о сущности психического лежит в основе всех современных мировых религий, в том числе и христианства, а также поддерживается и некоторыми направлениями философии и современной психологической науки.

Но так или иначе основу современной психологии составляют исторически сложившиеся представления о соответствии психического и материального миров, сосуществовании внутреннего и внешнего, душевного и телесного, субъективного и объективного бытия.

Однако между этими зримыми, материальными проявлениями и самими психическими явлениями всегда остается дистанция, иногда огромного размера. Недаром некоторые знатоки человеческой психики утверждают, что язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли.

Из указанных особенностей сферы психического вытекает и еще одна, с которой постоянно сталкивались исследователи, - невозможность точной фиксации, физической или химической регистрации психических процессов, происходящих в нервной системе, особенно в мозге, невозможность объективного определения возникающих внутри нас мыслей и чувств. Именно поэтому предпринимавшиеся неоднократно попытки создания так называемого «детектора лжи» или хронографа оказывались неудачными, поскольку неизменно обнаруживалось. что в процессе их экспериментального использования эти приборы фиксируют лишь физиологические процессы (изменения пульса, температуры тела, давления и т.п.), с которыми связаны психические явления, но не сами эти психические явления.

И наконец, еще одна сложность познания психической реальности возникает в связи с невозможностью использования для ее изучения всего комплекса наших познавательных способностей, поскольку психические явления нельзя ни увидеть, ни обонять, ни осязать: их можно воспринять лишь опосредованно, умозрительно, с помощью нашей способности к отвлеченному мышлению, поскольку только эта наша уникальная способность и дает возможность увидеть невидимое.

Все эти особенности психической реальности делали задачу ее исследования особо сложной и привели к тому, что путь развития психологии оказался весьма длительным и противоречивым. Этот путь включал в себя ряд этапов, каждый из которых порождал свою особую форму психологического знания.

Изучение истории психологии, конечно, не может сводиться к простому перечислению тех или иных собственно психологических проблем, идей и представлений. Для того чтобы разобраться в них. нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.

Особенно важно уяснить, что психология как учение о душе человека всегда обусловлена антропологией, учением о человеке в его целостности. Исследования, гипотезы, выводы психологии, какими бы отвлеченными и частными они ни казались, подразумевают определенное понимание сущности человека, ориентируются на тот или иной его образ.

В свою очередь, учение о человеке вписывается в общую картину мира, формируемую на основе синтеза знаний, мировоззренческих установок той или иной исторической эпохи. Поэтому история становления и развития психологических знаний представляет собой, хотя и сложный, противоречивый, но вполне логичный процесс, связанный с изменением понимания сущности человека и формированием на этой основе новых объяснений его психики.

 

Основные отрасли психологии

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей, вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются.

Общая психология — это раздел познакомит с основными теоретическими принципами и методами используемыми в психологии, а так же с психическими особенностями, процессами, состояниями свойственными личности.

Социальная психология — занимается изучением поведения отдельного человека, так и группы в целом, с целью выявления психологических закономерностей и явлений в процессе общения и взаимодействий друг с другом. В своих исследованиях использует научные методы психологии и социологии.

Возрастная психология — этот раздел психологии, который занимается изучением этапов психологического развития личности, на протяжении всего онтогенеза. При изучении возрастных периодов, во внимание принимаются социальные, биологические и психологические факторы.

Педагогическая психология — психологическая отрасль, которая занимается изучением психологических закономерностей, свойственных при обучении либо воспитании личности. На этой основе ведется разработка методов обучения и воспитания, способствующих эффективному развитию личности.

Психология труда — раздел психологии, который ставит перед собой задачу изучить психологические особенности организации трудовой деятельности и ее совершенствования с целью получения эффективных результатов.

Клиническая психология — отрасль психологии, которая иногда именуется как медицинская психология. Имеет близкие отношения с психиатрией. Этот раздел занимается изучением психических явлений, которые так или иначе имеют связь с заболеваниями. Клиническая психология, это один из разделов, который реально помогает нуждающимся в психологической помощи людям. Поскольку в рамках ее предмета, разрабатываются методики по диагностике психического здоровья, а так же способы коррекции в случае выявленных отклонений.

Дифференциальная психология — отрасль психологии, которая изучает психологические различия свойственные различным представителям социальных, классовых, этническим и другим группам. В результате выявленные особенности, систематизируются и количественно оцениваются для каждой группы отдельно.

Психофизиология — отрасль психологии, которая занимается исследованием нейрофизиологических механизмов психических процессов. Проще говоря, психофизиология ищет физиологические причины, в психической деятельности человека.

Когнитивная психология — раздел психологии, который занимается изучением интеллектуальных особенностей присущих каждому человеку. На его основе, разрабатываются методики по тренировке памяти, логического мышления, воображения, творческой деятельности, различных способностей и навыков.

Биопсихология — психологическая наука, которая занимается изучением биологических процессов, которые происходят в организме, а так же их влиянием на психику человека. Основываясь на знаниях этой науки, появляются различные стимулирующие психотропные средства.

Сравнительная психология — отрасль психологии, которая занимается изучением поведения животных. Таким образом происходит сравнение психологии животных и человека, что помогает лучше понять мотивы и причины поступков человека.

Кросс-культурная психология — отрасль психологии, которая направлена на изучение культурных особенностей присущих каждому народу. Основная цель данного раздела выделение особенностей развития личности в зависимости от принадлежности к той или иной культуре.

Экспериментальная психология — отрасль психологии, которая является основой для всех видов научно психических исследований. С ее помощью проводятся психологические исследования во всех отраслях психологии.

Судебная психология — раздел психологии в задачи которого входит изучение психологических проблем связанных с судопроизводством. Основываясь на знаниях этого раздела, судебные психологи определяют степень аффекта, вменяемость, жесткость обращения, моральные принципы и другое, что позволяет судье объективно оценить психологическую ситуации и вынести соответствующий приговор.

Психология здоровья — занимается изучением биологических, социальных, психологических факторов с целью определения их влияния на здоровье человека. С ее помощью разрабатываются методики способные влиять на здоровье положительным образом.

Психология личности — раздел психологии, который изучает личность в целом и ее совокупности. Главной целью является создание подробной картины личности, а так же ее взаимосвязей с миром, жизнью, обществом в процессе ее развития.

Психология отношений — раздел психологии, главная цель которого изучение отношений возникающих между различными социальными группами. Большинство тем этой отрасли посвящено отношениям возникающим между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, руководителями и подчиненными.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.