Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-11-27 | 357 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Большинство исследователей считают предметом учения социальный опыт. При этом они опираются на то, что в учении учащийся работает с объектами и знаниями о них, задаваемыми в обучении. Однако, как считает И. И. Ильясов, «предметом этой работы является опыт убъекта, преобразуемый в учении по линии дополнения его новыми маниями и умениями, и переструктурирования за счет включения преобразуемых новых знаний и умений в системы прежнего опыта».
При усвоении нового материала учащийся сопоставляет его с усвоенным ранее, связывает с ним, перестраивает. Знания, даваемые в обучении, помогают ему выстроить новые знания и действия в своем опыте и изменить прежний опыт, и эти знания являются средством его изменения. Поскольку учение есть изменение субъекта деятельности, то деятельность учения может быть определена как деятельность по самоизменению, саморазвитию, и в качестве предмета может рассматриваться опыт самих учащихся, который преобразуется в учении путем присвоения элементов социального опыта. «Усвоенный фрагмент социального опыта и изменение за счет этого прежнего опыта учащегося и составляют продукт деятельности учащегося». Таким образом, автор убедителен в своей позиции по отношению к статусу учебного опыта, определяя его как предмет и в то же время как продукт деятельности учения.
«Основным является прямой продукт этой деятельности — умение учиться; побочным продуктом... находящимся на нижележащем уровне, являются предметно-сцецифические знания и умения, на материале которых формировалось умение учиться; побочным продуктом самого низкого уровня является "деловой" результат этих предметно-специфических умений». Обратимся к определению понятия «опыт». «Опыт — основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний, умений и навыков. Выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений». Чтобы усвоить знания, необходимо осуществить определенную деятельность, т.е. присвоить их. Присвоение — процесс акктивный, избирательный, личностно значимый и в этом плане субъективный. Как и любой процесс, он осуществляется по объективным законам человеческой деятельности, в которой выделяются мотивы, цели, реализующие потребность человека, а также средства деятельности.
|
Средствами деятельности учения являются приемы учебной работы, которые делятся на три группы: приемы первого типа, непосредственно входящие в содержание усваиваемых знаний, умений, навыков и действующие в виде правил (правила чтения чертежа); приемы второго типа, обеспечивающие не столько усвоение знаний в их предметном удержании, сколько организацию процесса усвоения (приемы целеполагания, планирования, контроля, коррекции, оценки, т.е. приемы самоуправления учением); приемы третьего типа, обеспечивающие восприятие учебного материала, наблюдение, запоминание, решение задач, создание образов, т.е. все то, что составляет содержание умственной (внутренней) активности человека (умственные операции, познавательные операции).
Овладение приемами учебной работы служит основой, на которой у школьников формируются учебные умения и навыки. В задаваемом приеме учебной работы раскрывается процесс ее осуществления в виде определенного норматива, т.е. показывается, как эта учебная работа может быть выполнена. Но в реальном процессе усвоения приема происходит его трансформация (искажение или обогащение новым содержанием), т.е. «субъектное преобразование». Сложный механизм превращения «заданного приема в устойчивое личностное образование фиксируется в способе учебной работы».
|
Следовательно, способ учебной работы — это результат субъектной трансформации приема, заданного для усвоения. А поэтому один и тот же прием может выполняться разными способами в зависимости от соответствующего личного опыта учащегося. Вот почему, испытывая на себе влияние одних и тех же учебных программ, методов обучения, каждый обучающийся учится по-своему, достигая при единообразных условиях обучения далеко не одинаковые результаты. Другими словами, личный опыт учения у каждого школьника индивидуален. Для получения успешных результатов обучения преподаватель должен знать (уметь выявить, оценить), какими способами учебной работы владеет учащийся, и сам учащийся должен уметь отдавать себе отчет о способах своего учения. Вне этого организовать самостоятельную работу учащегося невозможно. Преподаватель должен уметь планировать систему знаний (учебную информацию), подлежащую усвоению учащимся; систему операций, с помощью которых учащийся усвоит эти знания; предусмотреть обучение школьников приемам самоуправления учением и создать условия, в которых учащийся сумеет проявить в усвоении свойственный ему уровень активности и самостоятельности.
Итак, учебный опыт школьника есть предмет деятельности учения. Предметом деятельности преподавателя должно стать желание школьника учиться. Поэтому основным содержанием управленческой деятельности преподавателя является организация деятельности учения школьников, а вместе с этим — развитие их учебного опыта.
Учебный опыт школьника есть, с другой стороны, продукт деятельности его учения. Продукт деятельности учения каждого школьника специфичен и глубоко индивидуализирован. Поэтому при организации учения школьника преподаватель должен ориентироваться сам и ориентировать учащегося на формирование разнообразных способов учебной работы. Преподаватель и учащийся должны уметь отслеживать содержание и результаты своей деятельности, в которой следует опираться на педагогический мониторинг и педагогическую рефлексию.
Задача индивидуально-ориентированного подхода к учению школьника должна состоять в помощи обучаемому найти наиболее рациональные для него приемы и способы работы за счет активизации его интереса.
Средствами рефлексии являются самонаблюдение, самоанализ, контроль, самооценка, самокоррекция, самоотчет, планирование перспектив и их оценка, идентификация себя с другими как средство познания и самопознания, а также организация переживания и сопереживания, стимулирование деятельности, задавание вопросов, в том числе и к себе и ответы на них.
Вышесказанное означает, что рефлексия есть внутренний механизм самоуправления деятельностью, в том числе и учебной.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!