Способы и средства управления развитием воспитательной системы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Способы и средства управления развитием воспитательной системы

2017-11-27 302
Способы и средства управления развитием воспитательной системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Таким образом, управление развитием ВС как целостной системы происходит по двум путям - извне и изнутри. Управление извне осуществляется органами народного образова­ния. Цель такого управления — создание условий, благоприятных для возникновения, развития и совершенствования ВС образовательного уч­реждения.

В связи с тем, что управление призвано обеспечить взаимодействие, можно говорить о том, что оно должно обеспечить извне взаимодей­ствие педагогов с теоретическими основами создания и развития ВС, а также с соответствующим передовым педагогическим опытом прошло­го и настоящего времени. Какие способы и средства организации та­кого взаимодействия (способы управления) возможны?

Практика показывает, что таковыми могут быть: введение изучения теории ВС в учебные планы и программы курсов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; создание проблемных курсов для педагогов; проведение научно-практических конференций; обмен опытом с коллегами своего региона, других регионов; соответствующая подготовка управленческих кадров школ; организация изучения соответствующего опыта в других странах; создание консультационной психолого-педагогической службы для работников школ из числа научно-педагогических кадров вузов.

Данный перечень способов управления, безусловно, открытый. Творческий подход к делу будет способствовать поиску оптимальных способов управления ВС. Перечисленные и иные способы и средства управления ВС требуют ряда условий, а именно: поддержки первых достижений школ на пути создания ВС, а также создания доброжелательного отношения к опыту школы по становлению и развитию ВС.

Поддержка первых достижений может быть осуществлена путем: проявления интереса органов народного образования к деятельности педагогических коллективов по созданию ВС; изучения опыта деятельности педагогического коллектива; привлечения заинтересованных лиц к изучению опыта с целью формирования позиции общественного принятия новой идеи; морального поощрения и материального вознаграждения за успешные и эффективные результаты деятельности.

Для создания доброжелательного отношения к опыту становления и развития ВС рекомендуем обратиться к такому феномену, как имидж. Имидж понимается как непосредственно или преднамеренно создаваемое впечатление о личности или социальной структуре.

Имидж чаще всего заканчивается на такой первоначальной опера­ции, как представление, и находится на низших этажах нашей психики — в подсознании или обыденном сознании. В качестве конкретной психологической продукции имидж выступает как социальная установка, как ценностный стереотип, как зовущая мечта. Создание привлекательного в глазах других людей образа ВС школы; формирование в педагогических коллективах, у родителей учащихся, общественности установки на принятие ВС как социально-педагогической ценности; формирова­ние потребности в стремлении к творчеству в педагогической деятельности и высоким нравственным идеалам — все это составляет имидж органов народного образования и является важными функциями.

Содержание управления изнутри представляет собой организацию совместной деятельности и общения детей, а также регулирование возникающими отношениями в детской среде. Средствами внутреннего управления развитием ВС являются включение всех учащихся в коллек­тивные творческие дела; создание воспитывающих ситуаций; гуманизация отношений между детьми, детьми и взрослыми; регулирование познавательного, эмоционально-мотивационного и поведенческого ком­понентов деятельности школьников.

Средствами управления развитием ВС могут быть и структурные компоненты школы. Это классные ученические коллективы, кружки, спортивные секции, трудовые объединения, а также учебные кабинеты, музеи, мастерские при условии превращения их в творческие центры для все­го школьного коллектива. Условиями такого управления развитием ВС являются: оптимальное соотношение традиций и новаций в организа­ции школьной жизни; опора на кадры педагогов выпускников этой же школы; использование творческого потенциала педагогов и учащихся.

Исследователи теории ВС считают, что управление ВС связано с созданием в школьной среде различных зон, поведение человека в ко­торой обусловлено ее спецификой. Это зоны повышенного внимания (малыши); особой ответственности (учащиеся, чье поведение и деятель­ность требуют коррекции); упорядоченного поведения (когда нужно выполнять общепринятые правила поведения); свободной деятельности и нерегламентированного поведения (зоны хаоса). По своей сути это модели наиболее распространенных социальных ситуаций. Создание их важно для выполнения детьми и подростками различных социальных ролей в условиях принятия и самостоятельной выработки норм поведе­ния и деятельности. (Но здесь должен действовать педагогический за­кон: любые элементы формализма неприемлемы.)

Моделирование социальных (социально-педагогических) ситуаций должно быть ориентировано на вовлечение в них подростков в качестве субъектов, творцов. Важным фактором является выработка у них уме­ний и способности «конструктивной» рефлексии.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.