Проведения занятий по профилактике плоскостопия и нарушения осанки для детей среднего дошкольного возраста — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Проведения занятий по профилактике плоскостопия и нарушения осанки для детей среднего дошкольного возраста

2017-11-27 464
Проведения занятий по профилактике плоскостопия и нарушения осанки для детей среднего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА

дополнительной образовательной услуги

Проведения занятий по профилактике плоскостопия и нарушения осанки для детей среднего дошкольного возраста

 

 

 

Составитель: Задорожняя Т.В.

воспитатель первой квалификационной категории

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ  
Паспорт Программы  
1. Пояснительная записка  
1.1. Цели и задачи  
1.2. Планируемые результаты  
1.3. Объем образовательной нагрузки  
2. Содержание Программы  
3. Организационно-педагогические условия  
3.1. Учебный план  
3.2. Расписание занятий  
3.3. Календарно-учебный график  
3.4. Програмно-методическое обеспечение  
3.5. Материально-техническое обеспечение  
4. Мониторинг  
   
Список литературы  
   
Приложение  
   

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование дополнительной услуги Программа проведения занятий по профилактике плоскостопия и нарушения осанки для детей среднего дошкольного возраста.
Основание для разработки Программы -Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 «Об утверждении «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013г.; - ФГОС ДО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155); - Разработана на основе парциальной программы В.Т.Кудрявцевой, Б.Б.Егорова «Программа оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками» -Адаптированная образовательная программа дошкольного образования.
Заказчик Программы МАДОУ ДС №46 «Кот в сапогах», родители (законные представители) воспитанников
Разработчик Программы Задорожняя Т.В., воспитатель первой квалификационной категории.
Целевая группа Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Цель Программы Актуализация знаний и умений детей по формированию правильной осанки.
Задачи Программы 1.Изучить и выявить проблемы в представлениях детей о правильной осанке. 2.Дать детям понятие «правильной осанки», способах ее сохранения и укрепления за счет развития системы мышечного корсета. 3.Вырабатывать навыки осознанного отношения к сохранению правильной осанки, профилактики плоскостопия.
Ожидаемые результаты Реализация программы предполагает получение следующих результатов: - Повышение уровня физического здоровья детей среднего дошкольного возраста; - Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия; - Скоординированность действий педагога, медицинского работника ДОУ в физкультурно-оздоровительной работе с детьми; - Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
Координация и контроль реализации Программы Осуществляется администрацией МАДОУ ДС №46 и родительской общественностью. Отслеживание результативности предусмотрено в различных формах: - фотоотчеты, выпуск газет; - анкетирование родителей; - ежегодный мониторинг в соответствии с мониторингом МАДОУ; - аналитическая справка; - слайдовые презентации.
Механизм реализации Программы Администрация ДОУ: · анализирует ход выполнения мероприятий по реализации программы; · вносит предложения по ее корректировке; · осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы.
Краткая характеристика Программы Программа представляет собой систему работы, которая направлена на профилактику плоскостопия и нарушения осанки; укрепления здоровья у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Н. М. Амосов:

«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…»

Здоровье детей – будущее страны!

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Основная направленность программы «Шаги здоровья» - сохранение и укрепление здоровья детей.

Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, научным центром здоровья детей, академией медицинских наук, показывают, что состояние здоровья детей России за последнее время резко ухудшилось, а число здоровых дошкольников составляет всего около 10%. Поэтому сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.

На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно:

- наследственность;

- неблагоприятная экологическая обстановка;

- электронно-лучевое и «метало - звук», облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка);

- образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).

Отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению оказывают не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка.

Наблюдая за детьми на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, мы обратили внимание на то, что у некоторых детей неправильная осанка, быстро наступает усталость стоп, дети часто и долго болеют, что является развитию сколиоза и плоскостопия, нарушению функций организма. Это подтверждается врачебными диагнозами, которые фиксируются в медицинских картах детей.

На такие мелочи родители не всегда обращают внимание, им кажется, что ребенок еще слишком мал, чтобы у него была красивая осанка и правильная стопа, крепкое здоровье. Именно сейчас, когда ребенок активно растет, а нога и позвоночник испытывают нагрузки, начинается их нарушение. Сколиоз и плоскостопие у детей обнаруживается еще до школы.

Проблема неправильного процесса формирования осанки и стопы, заболевания детьми ОРВИ, существует и нашем детском саду. Чтобы определить эти нарушения, необходим осмотр ребенка.

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением) и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.

Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществляться систематически.

В процессе профилактики плоскостопия у детей необходимо:

- следить за их осанкой;

- обращать внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо;

- не разводили широко носки ног при ходьбе.

Мышечно-связочный аппарат ног укрепляют:

- ежедневная гимнастика и занятия спортом;

- ходьба босиком в теплое время года по неровной почве.

Цели и задачи

Понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушения осанки, укрепление здоровья у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, мы разработали программу физкультурно-оздоровительной направленности.

Данная программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Целью Программы: актуализация знаний и умений детей по формированию правильной осанки.

Задачи программы:

1.Изучить и выявить проблемы в представлениях детей о правильной осанке.

2.Дать детям понятие «правильной осанки», способах ее сохранения и укрепления за счет развития системы мышечного корсета.

3.Вырабатывать навыки осознанного отношения к сохранению правильной осанки, профилактики плоскостопия.

Планируемые результаты

1.Увеличится доля детей, вовлеченных в профилактические мероприятия по формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия.

2.Повысится уровень физических качеств: сила, гибкость, подвижность в суставах, ловкость.

3. Сформируется потребность в здоровом образе жизни.

Итоги реализации Программы:

фотоотчеты, анкетирование родителей, информация для родителей на стендах, в папках-передвижках, консультации.

1.3. Объем образовательной нагрузки

 

Программа рассчитана на 1 год обучения (с сентября по май месяц) детей среднего дошкольного возраста.

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут.

Количество детей в группе – 20 человек.

 

Содержание программы

Учебная неделя № ОД Тема Структура занятия Методические приемы
1 неделя сентября диагностические задания
    «Что такое правильная осанка» (обучающее) 1.Дать представление о правильной осанке 2. Игра «Угадай, где правильно» 3. П/И «Веселые елочки» Рассматривание картинки. Объяснение, показ, индивидуальная помощь.
    «Льдинки, ветер и мороз» 1. Дать представление о том, что такое плоскостопие 2.ОРУ 3.Игра«Делим тортик»   Показ, объяснение, помощь взрослого, напоминание, поощрение.
    «Береги свое здоровье» 1. Развитие умения сохранять правильную осанку во время ходьбы 2. Комплекс гимнастики «Утята» 3. П/И «Веселые елочки» 4. Упражнение регулирующий мышечный тонус «Дерево» Рассматривание картинки. Объяснение, показ, индивидуальная помощь.
    «Путешествие в страну Спорта и Здоровья» 1. Разминка «веселые шаги» 2. ОРУ (с гимнастической палкой) 3. П/И «Теремок» 4. Релаксация «Ветер»   Показ, объяснение, помощь взрослого, напоминание, поощрение.
    «Почему мы двигаемся?» (познавательное) Дать понятие об опорно-двигательной системе. 1. Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки 2. Комплекс с гимнастической палкой 3. П/И «Кукушка» 4. Релаксация «Лес» Рассматривание картинки. Объяснение, показ, индивидуальная помощь.
    «Веселые матрешки» 1. Ходьба с выполнением упражнений для осанки и стоп 2. Комплекс «матрешки» 3. Упражнение «Подтяни живот» 4. П/И «Поймай мяч ногой» Показ педагога, вопросы, выполнение заданий, помощь воспитателя.
    «По ниточке» 1. Упражнения с выполнением задания для стоп и осанки 2. П/И «Кукушка» 3. Познакомить с образной композицией с элементами танца «По ниточке» 4. Упражнение на вытягивание живота «Дельфин»   Объяснение, помощь воспитателя, показ, напоминание.
    «Ловкие зверята» 1. Комплекс корригирующей гимнастики 2. Самомассаж 3. П/И «Обезьянки» 4. Упражнение «В лесу» Показ педагога, вопросы, выполнение заданий, помощь воспитателя.
    «Зарядка для хвоста» 1. Комплекс корригирующей гимнастики 2. Познакомить с ритмическим танцем «Зарядка для хвоста» 3. Упражнение «Подтяни живот» 4. Релаксация «Море»   Объяснение, помощь воспитателя, показ, напоминание.
    «Вот так ножки» 1. Разминка в виде самомассажа (плечевых суставов, спины, коленных суставов, ступней) 2. Комплекс статистических упражнений 3. Расслабление в позе полного отдыха, лежа на спине. Показ педагога, вопросы, выполнение заданий, помощь воспитателя.
    «Ребята и зверята» 1. Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки. 2. Ритмический танец «Зарядка для хвоста» 3. Гимнастический комплекс с элементами корригирующей гимнастики. 4. Релаксация под звучание музыки   Объяснение, помощь воспитателя, показ, напоминание.
    «Пойдем в поход» 1. Упражнение «Встань правильно» 2. Игровое упражнение «Найди правильный след» 3. П/И «Птицы и дождь» 4. Игра «Ровным кругом» Показ педагога, вопросы, выполнение заданий, помощь воспитателя.
    «Веселые танцоры» 1. П/И «Найди себе место» 2. Упражнение «Бег по кругу» 3. Ритмический танец «Зимушка-зима» 4. Релаксация «Снег»   Объяснение, помощь воспитателя, показ, напоминание.
    Сюжетное занятие «На птичьем дворе» 1. Разминка «Сорока» 2. Комплекс корригирующих упражнений №3 3. Релаксация «На поляне» Показ педагога, вопросы, выполнение заданий, помощь воспитателя.
    «На птичьем дворе» 1. Дыхательная гимнастика «Птички». 2. Пальчиковая гимнастика «Сидит сорока». 3. Динамическое упражнение «Птенец». 4. Самомассаж «Чистим клювик». 5. Игра «Кот и воробей». Объяснение, помощь воспитателя, показ, напоминание.
    «Ровная спинка» 1. Ходьба с выполнением упражнений для осанки и стоп. 2. Комплекс «матрешки» 3. Упражнение «Подтяни живот» 4. П/И «Поймай мяч ногой» Показ педагога, вопросы, выполнение заданий, помощь воспитателя.
    «Дышим правильно» 1.Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. 2.Комплекс упражнений №4 3.Релаксация Объяснение, помощь воспитателя, показ, напоминание, поощрение..
    «В гостях у сказочных героев» 1.Построение в шеренгу. Встать в круг "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. 2. Упражнение Пляска". И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. 3.ОРУ без предмета 4.Релаксация «Отдыхаем»   Показ педагога, вопросы, выполнение заданий, помощь воспитателя.
    «В стране здоровья» 1. П/И «Найди себе место» 2. Упражнение «Ходьба и бег по кругу» 3. П/И «Попляши и покружись -самым ловким окажись» 4. Релаксация «Спинка отдыхает   Объяснение, помощь воспитателя, показ, напоминание.
    «Закрепление правильной осанки» 1. Построение в круг. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. 2. ОРУ (и. п. лежа, сидя, стоя) у гимнастической стенке. 3. Упражнение в висе. 4. Игра «Ходим в шляпах» Показ педагога, вопросы, выполнение заданий, помощь воспитателя.
    «Игрушки» 1. Разминка «веселые шаги» 2. ОРУ (с гимнастической палкой) 3. П/И «Теремок» 4. Релаксация «Ветер»   Объяснение, помощь воспитателя, показ, напоминание.
    «Продолжаем танцевать» 1. Ритмический танец «Аэробика» 2. Упражнение лежа на спине «Пляска». И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П 3. Упражнение «Делим тортик» 4. П/И «Попляши, покружись, самым ловким окажись» Показ педагога, вопросы, выполнение заданий, помощь воспитателя.
    «Любопытная мартышка» 1. Разновидности ходьбы и бега. (с высоким подниманием колена) 2. Упражнение «Ровная спина» 3. Упражнения «Здоровые ножки» 4. Самомассаж 5. Релаксация «Отдыхаем»   Объяснение, помощь воспитателя, показ, напоминание.
    «Палочка-выручалочка» 1. Разминка «веселые шаги» 2. ОРУ (с гимнастической палкой) 3. Упражнение «Не урони палочку» 4. Релаксация «Отдохнем» Показ педагога, вопросы, выполнение заданий, помощь воспитателя.
    «Движение и здоровье» 1.Ходьба перекатом с пятки на носок, руки на поясе (30–60 с). Ходьба «гусиным шагом».Бег в среднем темпе. 2.Комплекс упражнений № 9 3. Игровое упражнение «Лодочка» 3.Релаксация   Объяснение, помощь воспитателя, показ, напоминание.
    «Делаем дружно!» 1.Ходьба на наружных краях стоп. Легкий бег на носочках. Ходьба на наружных краях стоп. Ходьба на внутренних краях стоп. 2.Комплекс упражнений №9. 3.Релаксация. Показ педагога, вопросы, выполнение заданий, помощь воспитателя.
    «Помоги другу» 1.Ходьба на наружных краях стоп. Легкий бег на носочках. Ходьба на наружных краях стоп. Ходьба на внутренних краях стоп. 2.Комплекс упражнений №8. 3.Релаксация «Отдохнем»   Объяснение, помощь воспитателя, показ, напоминание.
    «Веселые мячики» 1.Ходьба на наружных краях стоп (в среднем темпе). Легкий бег на носочках. Ходьба на наружных краях стоп. 2.Комплекс упражнений с мячом. 3.Релаксация «Покатай мяч ногой» Показ педагога, вопросы, выполнение заданий, помощь воспитателя.
    «Вот какие ловкие» 1.Построение, ходьба обычным шагом, с выполнением заданий для стоп ног. 2.Комплекс упражнений №11 3. Игровое упражнение «Зайцы в огороде»   Объяснение, помощь воспитателя, показ, напоминание.
    «Спортивная карусель» 1.Ходьба перекатом с пятки на носок, руки на поясе. Бег в среднем темпе. 2.Упражнение «Танец утят». 3.ОРУ с кубиками. 4. Релаксация «Спокойный сон» Показ педагога, вопросы, выполнение заданий, помощь воспитателя.
    Веселые ребята» 1.Ходьба на наружных краях стоп (в среднем темпе). Легкий бег на носочках. Ходьба на наружных краях стоп. Ходьба на внутренних краях стоп. 2.Комплекс упражнений с гимн. палкой. 3.Релаксация «Покатай мяч ногой»   Объяснение, помощь воспитателя, показ, напоминание.
    «Путешествие в страну Спорта и Здоровья» 1. Разминка «веселые шаги» 2. ОРУ (с обручем) 3. Игровое упражнение «Колобок» 4. Релаксация «Ветер» Показ педагога, вопросы, выполнение заданий, помощь воспитателя.
      1. Упражнение «Бег и ходьба по кругу» 2. ОРУ (и.п. лежа, сидя, стоя) у гимнастической стенке. 3. Упражнение в висе. Объяснение, помощь воспитателя, показ, напоминание.
    «В гостях у морского царя Нептуна» 1. Упражнение «Море» 2. Игра «Отлив-прилив» 3. Упражнение «Собери камушки» 4. Игра «Спрыгни в море» 5. Игра «море волнуется» Показ педагога, вопросы, выполнение заданий, помощь воспитателя.
    «Цветочная страна» 1. Ходьба с заданиями. 2. Дыхательное упражнение «Подыши одной ноздрей» 3. Ритмическая гимнастика на фитбол-мячах 4. Упражнение «Колючая трава» 5. Упражнения с обручами 6. Релаксация «Поливаем цветочки» Рассматривание картинки. Объяснение, показ, индивидуальная помощь. Музыкальное сопровождение.
    «Цветочная страна» 1. Ходьба с заданиями. 2. Дыхательное упражнение «Подыши одной ноздрей» 3. Ритмическая гимнастика на фитбол-мячах 4. Упражнение «Колючая трава» 5. Упражнения с обручами 6. Релаксация «Поливаем цветочки» Рассматривание картинки. Объяснение, показ, индивидуальная помощь. Музыкальное сопровождение.
           

Календарный учебный график

Тема сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Упражнение «Веселые елочки» (осанка)                  
Упражнение «Делим тортик» (плоскостопие)                  
Комплекс гимнастики «Утята»                  
Упражнения на релаксацию                  
Комплекс упражнений «Матрешки»                  
Ритмический танец «Зарядка для хвоста»                  
Итого                  

Мониторинг

Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

1. Педагогическая диагностика проводится два раза в год: на 1-2 неделе сентября; 3-4 неделе апреля.

2. Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками И. Д. Ловейко, Г.И.Турнера (г. Санкт-Петербург), О.С.Байловой и К.Ф.Зенкевич и оцениваются по трехбалльной шкале.

 

Задание №1

Цель: выявить статистическую мышечную выносливость

Инструкция: «Лечь на спину. Приподнять голову вверх и посмотреть на носочки. Зафиксировать данную позу на 2-3 секунды».

Оценка:

3 балла - ребенок спокойно лежит на спине, приподнимает голову и глядит на носочки, может зафиксировать на некоторое время данное положение тела;

2 балла – ребенок с трудом удерживает голову, положение тела не фиксирует;

1 балл – ребенок не может поднять головы, приподнимает ноги во время инструкции.

Задание №2

Цель: выявить статистическую мышечную выносливость спины

Инструкция: «Лечь на живот. Руки вытянуть вперед, ноги вместе. Слегка приподнять одновременно и руки и ноги от пола. Зафиксировать данное положение на 2-4 секунды».

Оценка:

3 балла - ребенок спокойно лежит на животе и приподнимая руки вверх, фиксирует положение тела прогнувшись в спине.

2 балла – ребенок приподнимает либо руки, либо ноги от пола. Слегка прогибается в спине.

1 балл - ребенок не может приподнять руки, ноги. Не делает прогиб в спине.

Задание№3

Цель: определить степень подвижности позвоночника.

Инструкция: «Встать на скамейку. Ноги поставить на ширине плеч. Наклониться вперед и не сгибая колен дотронуться до края скамьи».

Оценка:

3 балла- ребенок, стоя на скамейке, параллельно ставит ноги и наклоняясь вперед, не сгибает колени.

2 балла- ребенок спокойно стоит на скамье, наклоняется вперед, колени слегка сгибает, но не может дотронуться до края скамьи.

1 балл- ребенок наклоняется вперед, сгибает колени и слегка приседает. Спина неровная.

Задание №4

Цель: выявление плоскостопия у детей посещающих ДОУ тест проводится при помощи плантографа, с медицинским работником.

Инструкция: «Ребенок становится обеими ногами на середину рамки (на бумагу, при этом на бумаге остаются отпечатки стопы – плантограмма).

Оценивает специалист. Педагог заносит данные исследования в таблицу.

3 балла – плоскостопие отсутствует.

2 балла- есть плоскостопие.

1 балл- грубо выраженное плоскостопие.

Определяют 3 степени плоскостопия у детей:

1) Наиболее ранней степенью заболевания считается несостоятельность связочного аппарата. Форма свода стопы пока не изменена, но ребенок не может долго ходить, страдает от боли и усталости. После кратковременного отдыха боли проходят, а вот походка становится менее пластичной, ножки к вечеру могут отекать. Первые степени плоскостопия проявляются как чувство усталости после физических нагрузок, если надавить на стопу, ребенок испытывает дискомфорт. Родители слышат жалобы на усталость при ходьбе, отеки стоп.

2) 2 степень плоскостопия называется комбинированной, исчезают своды стопы, она получается распластанной. Сильные постоянные боли в стопах и ноге до коленного сустава, затруднена ходьба.

3) Предыдущие степени плоскостопия легче вылечиваются, если обратиться вовремя, чем 3 степень. Иногда больные приходят к ортопеду именно на этом этапе. Постоянно болят голени и стопы, появляются отеки коленных суставов и боль в пояснице. В нормальной обуви ребенок передвигаться уже не может, требуется ортопедическая коррекция.

 

Список литературы

1. Халемского Г.А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушение осанки/ под общей редакцией, М.:Изд-во НЦ ЭНАС,2001.

2. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1983.

3. Алямовская В. Г. Технология разработки базовой и профильной оздоровительной программы. // Дошкольное образование, 2005.

4.. Ашмарин Б.А Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / // Пособие для студентов, аспирантов, преподавателей институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1980.

5. Кузнецова Ю. Е., Саулина М. Н., Антонов Т. Ф Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. - М., АРКТИ, 2001.

6. Беззубцева Г. В., Ермошина А. М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 4-5 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. - М., Издательство ГНОМиД, 2003.

7. Богина Т. Л Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.. - М., АРКТИ, 2002.

8. Ноткина Н. А.. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / Сост. - СПб.: Образование, 1993.

11. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. - М.: Просвещение, 2003.

12. Егоров Б. А. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми // Дошкольное воспитание № 12 / 2001.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Основная часть занятия.

И.п: лежа на животе, голова, туловище и ноги располагаются на одной прямой линии. Руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев.

· Поднять голову, задержаться в этом положении (на 2-10 счетов) вернуться в исходное положение.

· Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышки», задержаться в этом положении на счет вернуться в и.п.

· Поднять голову и плечевой пояс, руки в стороны, задержаться в этом положении на счет.

· Наклоны к прямым ногам (дыхание произвольное);

· Самовытяжение: - И.п.: ребенок лежит на спине, руки вдоль тела, голова, туловище, ноги — на одной прямой линии. - И.п.: ребенок лежит на спине, голова, туловище, ноги на одной прямой линии, руки вытянуты вверх. Прижать подбородок к груди (не поднимая головы), носки подтянуть на себя. Прижать подбородок к груди, носки на себя. Потянуться.

Игра малой подвижности «Солнечные ванны для гусеницы» - дети ложатся в один ряд на спину так, чтобы кисти каждого последующего ребенка держали голеностопы предыдущего. У первого ребенка руки подняты вверх. По первому сигналу инструктора дети одновременно перекатываются в правую сторону на живот. Второй сигнал — дети перекатываются на спину и живот. Третий сигнал — на спину, живот, спину. Все то же в левую сторону.

При повторном проведении игры можно выполнять перекаты в каждую сторону на несколько счетов. На сколько позволяют размеры зала.

Заключительная часть. Медленный бег. Дыхательное упражнение «Губы трубочкой»- а) полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы; б) губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа; в)сделать глотательное движение (как бы глотаем воздух); г) пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно 4-6 раз.

Принять правильную осанку у стены.

Основная часть занятия.

а) ходьба, затем бег (удерживая правильное положение туловища).

б) дети шагают на месте, свободно размахивая руками.

в) остановка с проверкой осанки (на сигнал)

г) ходьба с различными положениями рук:

· дети ходят руки на поясе, остановка, руки вниз, проверка осанки;

· дети ходят, руки в «крылышки», руки вниз, проверка осанки;

· дети ходят, руки в стороны, остановка руки вниз, проверка осанки;

· дети ходят, руки вперед, остановка руки вниз, проверка осанки;

· дети ходят, руки вверх, остановка руки вниз, проверка осанки;

· дети ходят, меняя положение рук, руки на поясе, в «крылышки», «в стороны», «вверх», «за головой», остановка проверка осанки.

Бег в среднем темпе. Ходьба на носочках, на пяточках.

Игровое упражнение «Качалочка».Цель: для мышц спины, ног, гибкости. На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спинке. Давайте попробуем и мы также покачаться. Лягте на спину, прижмите колени к груди и обхватите колени руками. Покачайтесь на спине вперед и назад. Когда устанете - отдохните. Повторить 3 раза.

Игровое упражнение «Ракета». Цель: для мышц рук, спины, живота, ног, координации. Сейчас мы будет готовить ракету к полету. Лежа на спине, плавно поднимаем ноги вверх. Упираясь руками в поясницу, поднимаем нижнюю часть туловища. Ноги тянуть вверх, выпрямляя их. Ракета готова к старту. Три, два, один - пуск! Отпускаем - ложимся на спину и отдыхаем перед следующим запуском. Повторить 3 раза.

Заключительная часть. Медленный бег. Расслабление под музыку. Принять правильную осанку у стены.

Подготовительная часть.

- Принять правильную осанку стоя у стены: лопатки, ягодицы, пятки должны соприкасаться со стеной;

- принять правильную осанку, отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя положение;

-принять правильную осанку у стенки, сделать два шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.

Ходьба на наружных краях стоп (в среднем темпе, до 2–3 мин).Легкий бег на носочках (1–1,5 мин).

Общеразвивающие упражнеия.

1. Лечь на коврик на спину. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить проверить прямое положение, которое было принято в положении лежа;

2. Лежа на полу в правильном положении, прижать поясничную область тела к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положение лежа;

3. И.п. - лежа на животе, подбородком на тыльной поверхности кистей, подложенных друг на друга. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удерживать принятое положение по команде инструктора.

4. То же упражнение, но кисти рук переводить к плечам или за голову.

5. И.п. - то же. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (как при плавание «брасс»).

6. Упражнение «каток» - ребенок катает вперед - назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной ногой, а затем другой.

7. Упражнение «мельница» - ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в разных направлениях.

8. Упражнение «окно» - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

Основная часть.

· Ходьба по рейке гимнастической лестницы, положенной на пол (6–8 раз).

· Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости (1–2 мин).

· Ходьба приставным шагом по рейке гимнастической скамейки прямо и боком.

Игровое упражнение «Стойкий оловянный солдатик». Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатку. Хотите стать такими же стойкими и сильными, как оловянный солдатик? Для этого встаньте на колени, руки плотно прижмите к туловищу. Дует сильный ветер. Наклонитесь назад, как можно ниже, держите спину прямо, а потом выпрямитесь. Повторить 3 раза. А теперь можно сесть на пятки и отдохнуть. Молодцы.

Игровое упражнение «Ах, ладошки, вы ладошки!» - хотите быть стройными и иметь красивую осанку? Тогда встаньте прямо и, заведя руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти ее так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти приподнять спину выпрямить, плечи отвести назад. Удерживаем позу и повторяем: «Ах, ладошки, вы ладошки! За спиной мы спрячем вас! Это нужно для осанки, это точно! Без прикрас!». Медленно опустите руки вниз, встряхните кистями рук и спокойно вздохните.

Заключительная часть занятия. Медленный бег. Расслабление под музыку. Поверка осанки.

Основная часть занятия.

Упражнения.

1. «Растягивание пружины». Согнуть руки перед грудью, сжав пальцы в кулак и подняв локотки в стороны; имитируя растягивание пружины, энергично отводить плечи назад, сводя локотки.

2. «Зайчик». Низко приседать на всей ступне, сгибая руки к плечам, ладонями вперед, прижимая локти к туловищу и сводя лопатки.

3. «Лыжник». Приседать на всей ступне, наклоняясь вперед и отводя руки назад, подражая движениям лыжника при отталкивании палками.

Подвижные игры.

1. Кто больше поднимет предметов, зажав их пальцами ног (1-1,5 мин).

2. Кто быстрее пальцами ног соберет коврик в складки (по 4-5 раз).

3. «Великаны и гномы» – ходьба на четвереньках (2-3 раза).

4. Ходьба и бег на носочках.

Заключительная часть занятия. Легкий бег на носках (до 1 мин)., ходьба на носках с высоким подниманием бедра (в среднем темпе, до 1-1,5 мин). Дыхательные упражнения.

Основная часть занятия.

Игровое упражнение «Малютка».И. п. – лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги плотно прижаты друг к другу. Ребенку предлагается представить себя малышом грудничкового возраста, изобразить его настроение и движения: подъем ног, согнутых в коленях, подтягивание стоп к лицу, непроизвольные движения руками и ногами в воздухе, гуление, поднятие головы (не отрывая плеч от пола), повороты ее в стороны, проявление эмоций радости, импровизация плача со звуком «уа-уа», имитация движения губ, сосущих соску.

Игровое упражнение «Жучок на спине». И. п. – лежа на спине, руки и ноги в свободном положении. Представим, как с ветки на землю упал жучок, но упал неудачно. Оказался на спинке и пытается перевернуться на животик, чтобы уползти.

Изображение барахтанья лапками в разные стороны. Раскачивание на спинке с боку на бок (боковая качалочка). Попытка рывком перевернуться на бок, а затем встать на локти и колени. Во время барахтанья не помогать головой и плечами, раскачиваться туловищем.

В конце игры ребенка можно спросить: «Какая часть тела поддается раскачиванию легко, а какая остается неподвижной?», «Какой ты жучок?», «Что у тебя есть (лапки, крылышки, панцирь)?» «Каково твое настроение?».

Подвижная игра «Запрещённое движение». В этой игре следует быть очень внимательным: нужно выполнять все показанные воспитателем или ребёнком упражнения за исключением запрещённого.

Подвижная игра «Великаны и гномы». Ходьба в колонне по одному. На сигнал педагога «Великаны!» дети идут на носочках, подняв руки вверх, затем следует обычная ходьба. На следующий сигнал «Гномы!» – ходьба в полуприсяде, и так в чередовании.

Заключительная часть занятия. Ходьба «Лисички», «Кабанчики», «Мишки».

«Лисички» – мягкая крадущаяся ходьба на носочках.

«Кабанчики» – тяжелая ходьба на пятках.

«Мишки» – неуклюжая ходьба на внешней стороне ступни, с поджатыми внутрь пальцами – по ребристой наклонной доске (мишки лезут


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.