Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речевого развития — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речевого развития

2017-11-27 746
Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речевого развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Биологические и социальные факторы, обеспечивающие нормальное речевое развитие. К биологическим относится сохранность центрального и переферического речевого аппарата, а к социальным факторам можно отнести: наличие потребности в общении, правильный стиль семейного воспитания, отсутствие длительной психотравмирующей ситуации.
Закономерности психофизиологического и речевого онтогенеза в норме. Между биологическими и социальными факторами риска прослеживается тесное взаимодействие.
Биологические факторы риска развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, действующие на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы, перенесенные после рождения, семейная отягощенность речевыми нарушениями.
К биологическим факторам риска речевых нарушений генетического характера относится, в частности нарушение формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшества).
К биологическим факторам риска речевых нарушений относится также и семейная отягощенность патологией речи. Известно, что наследственная предрасположенность к возникновению того или иного патологического состояния не является фатальной. Как правило речевые нарушения не возникают на фоне полного здоровья. В тех случаях, когда наряду с наследственной отягощенностью речевой патологией (например, заиканием) у детей диагностируются нарушения деятельности центральной нервной системы, необходим специализированный медицинский и логопедический патронаж, учитывающий данные психофизического и речевого развития ребенка. Социально-психологические факторы риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей, в особенности вопросы психической депривации детей. Депривация — недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную деприваци и (И. Лангмейер, 3. Матейчик, 1984). Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.
Отделение от матери в раннем возрасте, характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфальтильность, импульсивность, эмоциональная холодность); неприятие со стороны матери (отца); неполная семья; конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т. д.); воспитание в двух домах; резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания; неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, гипоопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей). После 2,5 лет и старше приобретают значение такого рода воздействия, как наказание дома и особенно в детском учреждении, нежелание посещать ясли или группу, испуг при встрече с малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных персонажей и пр.
По мере роста и развития ребенка круг психотравмирующих ситуаций значительно расширяется за счет возрастающего значения влияний внешней среды. Это конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми, чрезмерные наказания, запугивания, переживание ситуация испуга (внезапное появление устрашающего животного, просмотр «страшного» фильма, «страшная» сказка), рождение другого ребенка при отсутствии готовности занять позицию старшего и пр.

Речевые нарушения влияет на ход психического развития (слабость, истощаемость, замедленность психических процессов) и формирование личности в целом (замкнутость, нерешительность, слабая волевая активность, неуверенность в себе).
Специфические закономерности психического развития при нарушениях речи. Развитие речи тесно связано с высшими психическими процессами: Если психические (познавательные) процессы развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. Познавательные процессы являются психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка. Исследователи занимавшиеся изучением познавательного развития детей с речевой патологией: Л.С. Цветкова, Т.М. Пирцхалайшвили, Е. М. Мастюкова, Н.А. Чевелева, Г.С. Сергеева - исследовали разные периоды восприятия; Г. С. Гуменная - изучала особенности памяти; О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Фотекова - исследовали внимание; И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.А. Зайцева, В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин, О.Н. Усанова - изучали своеобразие различных форм мышления; В.П. Глухов – исследовал воображение. Исследования показали, что «у многих детей с речевыми нарушениями при сохранном интеллекте имеются выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание всех психических процессов». (Е.М. Мастюкова) Внимание Внимание – это главное условие осуществления познавательных процессов. Оно, не являясь самостоятельным процессом, составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется рядом особенностей: Неустойчивостью; Низким уровнем произвольного внимания;Трудностями в планировании своих действий. Восприятие Восприятие – ощущения, обобщенные с понятиями и простейшая форма психического отражения объективного мира в виде целостного образа. У дети данной категории наблюдается нарушение взаимодействия между речеслуховым и речедвигательным анализаторами, что ведёт к: Недостаточному овладению звуковым составом слова; Ограниченному накоплению словарного запаса;Нарушению формирования грамматического строя речи;Трудностям в овладении письмом и чтением. Память Память – это форма психического отражения, развивающаяся на основе генетической и физиологической памяти, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного. У детей с нарушением речи заметно снижена: Слуховая память и продуктивность запоминания; Смысловая и механическая память, недостаточна сформирован процесс смыслового запоминания. Воображение Воображение – это форма опосредованного, обобщенного познания, создание на основе уже имевшихся восприятия и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий. Специфические особенности воображения у детей данной категории: снижение мотивации в деятельности; снижение познавательных интересов; бедный запас общих сведений об окружающем мире; отсутствие целенаправленности в деятельности; сложность в создании воображаемой ситуации; недостаточную точность предметных образов – представлений; непрочность связей между зрительной и вербальной сферами. Мышление С.Л. Рубинштейн отмечал, что «между речью и мышлением существует не тождество и не разрыв, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь……» Дошкольники с нарушением речи характеризуются относительно развитым наглядно-действенным мышлением, но отставанием в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления. Можно выделить ряд особенностей: Дети с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением;Затрудняются в классификации и выделении лишнего предмета;Затрудняются в умозаключении по аналогии;Испытывают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений. У детей с нарушением речи на процесс мышления влияют: Нарушения самоорганизации (недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов, трудности в установлении причинно-следственных связей); Нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сфер (психофизическая расторможенность или заторможенность и отсутствие устойчивого интереса к заданию). Нарушение эмоционально-волевой сферы: пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, снижение работоспособности, выраженная реакция на неуспех.Селиверстов выделяет степень фиксированности на своем дефекте: нулевая степень; умеренная степень (неприятные переживания), выраженная (фиксированы на своем дефекте).

Диагностика отклонений в психофизическом развитии для предупреждения речевой патологии. Одним из фундаментальных методологических принципов, которым следует наука о человеке, является принцип анализа психофизиологических функций в их развитии и становлении. Именно исследование процесса формирования психики, и речи в частности, и различных психофизиологических функций позволяет не только констатировать наличный, актуальный уровень развития ребенка, но и проследить закономерности становления психологических и психофизиологических новообразований, постепенного усложнения и обогащения его психики на различных этапах онтогенеза или, наоборот, в случае патологии рассмотреть механизмы и закономерности нарушения развития как качественно нового процесса (Выготский Л. С, 1983). Однако до настоящего времени не решены проблемы психофизиологических стандартов развития ребенка, что затрудняет оценку его здоровья и определение его адаптивных возможностей. Известно, что психофизиологическое развитие человека в онтогенезе имеет определенные закономерности; базирующиеся на природных данных (врожденные биологические, в том числе генетические) и социальных влияний (особенности семьи, обучения и пр.).Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия.Большое значение в разработке проблемы профилактики речевых расстройств имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей. Эти знания имеют непосредственное отношение к гигиене речевого развития, являющегося важнейшим показателем нервно-психического здоровья ребенка. Задачи ее в основном сводятся к изучению возрастных этапов речевого онтогенеза и выявлению условий (включая внешнюю среду и социальные условия), положительно или отрицательно влияющих на речевое развитие. Разрабатываются рекомендации и нормативы по психофизиологическим условиям воспитания детей, научно обосновываются стимулы психического развития ребенка и возможности их применения, организуется массовая пропаганда психологических и педагогических знаний среди населения.На 1-м году жизни, помимо профилактических осмотров педиатра, ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, окулистом, ортопедом, оториноларингологом, в возрасте 2 лет — стоматологом, в 3-5 лет — теми же специалистами и логопедом.Такие углубленные осмотры позволяют выявить не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе. Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Специализированное педагогическое обследование помогает выявить возможные нарушения речи и начать работу по их профилактике.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.