Понятие прибыли, ее виды и роль в эффективности функционирования организации — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Понятие прибыли, ее виды и роль в эффективности функционирования организации

2017-11-27 288
Понятие прибыли, ее виды и роль в эффективности функционирования организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реферат

 

Курсовая работа содержит 44 страницы, 8 таблиц, 3 рисунка, 31 использованный источник, 2 приложения

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, ВЫРУЧКА ОТ ПРОДАЖИ, ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОДАЖ, СЕБЕСТОИМОСТЬ, МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПРОДАЖ

Объектом исследования является процесс финансового планирования прибыли в ОАО «Саранский завод «Резинотехника».

Цель работы – исследование и формирование теоретико - методологических положений планирования и прогнозирования прибыли на предприятиях как основы для построения экономической модели эффективности использования результатов хозяйственной деятельности.

В процессе работы раскрыты понятие прибыли, ее виды и роль в эффективности функционирования организации; исследованы принципы, методы и функции планирования и прогнозирования прибыли предприятия; проведен анализ формирования и распределения прибыли предприятия; дана оценкаметодики планирования прибыли; предложены направления оптимизации процесса составления плана прибыли предприятия; составлен прогноз получения прибыли предприятием.

Область применения - формирование и реализация финансового планирования в ОАО «Саранский завод «Резинотехника».

Эффективность – принятие обоснованных стратегических решений в области финансового планирования на предприятии.

 

 

Содержание

 

Введение 5

1 Теоретические основы планирования и прогнозирования прибыли 7

1.1 Понятие прибыли, ее виды и роль в эффективности функционирования организации 7

1.2 Принципы, методы и функции планирования и прогнозирования прибыли предприятия 12

2 Анализ планирования и прогнозирования прибыли (на примере ОАО Саранский завод «Резинотехника») 20

2.1 Анализ формирования и распределения прибыли предприятия 20

2.2 Оценка методики планирования прибыли 25

3 Совершенствование планирования прибыли в современных условиях 31

3.1 Оптимизация процесса составления плана прибыли предприятия 31

3.2 Внедрения новых методов планирования и прогнозирования прибыли предприятия 34

3.3 Составление прогноза получения прибыли предприятием 37

Заключение 39

Список использованных источников 42

Приложения

 

 

Введение

 

Актуальность планирования и прогнозирования прибыли в современных предприятиях очевидна в современных условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с тем, что современный рынок предъявляет высокие требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих в нем процессов создает новые предпосылки для более серьезного применения планирования. В современной экономике предприятия не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, доходы и поступления, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Планирование и прогнозирование прибыли предприятия направлено на: максимизацию величины прибыли в соответствии с ресурсным потенциалом предприятия и условиями рынка; обеспечение оптимального соотношения между величиной формируемой прибыли и уровнем риска; выполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами, собственниками предприятия, государственными организациями; получение собственных финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии развития предприятия; обеспечение роста рыночной стоимости предприятия, бизнеса; стимулирование персонала и решение других задач. Величина плановой прибыли должна быть экономически обоснованной, достаточной для своевременного выполнения в полном объеме всех обязательств предприятия, а также обеспечивать его постоянное развитие.

Значительный вклад в разработку научных и практических проблем планирования прибыли предприятий внесли такие отечественные ученые, как Балабанов И.Т., Ковалев А.В., Стоянова Е.С., Сайфулин Р.С. Научные результаты исследований различных аспектов планирования представлены в трудах зарубежных ученых, таких, как Каплан Р., Хан Д., Поукок М.А. Однако в современных условиях подходы к планированию результатов хозяйственной деятельности остаются недостаточно разработанными. В этой связи возникает необходимость совершенствования планирования на предприятиях, на основе использования современного математического аппарата, и, в частности, разработки, экономико - математической модели определения конечных результатов хозяйственной деятельности предприятий в условии нестабильной экономической среды, что определило выбор цели и задач, а также основных направлений исследования.

Целью курсовой работы является исследование и формирование теоретико - методологических положений планирования и прогнозирования прибыли на предприятиях как основы для построения экономической модели эффективности использования результатов хозяйственной деятельности.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:

- раскрыть понятие прибыли, ее виды и роль в эффективности функционирования организации;

- исследовать принципы, методы и функции планирования и прогнозирования прибыли предприятия;

- провести анализ формирования и распределения прибыли предприятия;

- дать оценку методики планирования прибыли;

- предложить направления оптимизации процесса составления плана прибыли предприятия;

- составить прогноз получения прибыли предприятием.

Объектом исследования является ОАО Саранский завод «Резинотехника»

Предметом исследования выступает теория и практика планирования конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Методической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по теории и методологии планирования, экономике, финансовому менеджменту.

 

 

1 Теоретические основы планирования и прогнозирования прибыли

Заключение

 

Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.

Планирование прибыли предполагает разработку прогнозов по величине прибыли и направлениям ее использования, текущее и оперативное планирование, формирование, распределение и использование прибыли предприятия. Процесс прогнозирования прибыли заключается в разработке политики управления прибылью предприятия на ряд предстоящих лет, которая определяет систему долгосрочных целей формирования и распределения прибыли в соответствии со стратегией развития предприятия.

Текущее планирование предполагает разработку конкретных планов, основанных на целевых показателях предприятия, планируемых объемах производственной, инвестиционной и финансовой деятельности, разработанной системе норм и нормативов затрат отдельных видов ресурсов, действующих налоговых ставках, результатах анализа прибыли за предшествующий период. Основным видом текущего плана прибыли является план доходов и расходов предприятия. Оперативное планирование формирования и использования прибыли заключается в разработке системы бюджетов (бюджетировании). Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий расходы и поступления средств в процессе осуществления конкретных направлений хозяйственной деятельности.

В анализируемом периоде наибольший удельный вес в выручке занимают себестоимость реализуемых услуг 86,2%. Следует отметить, в 2011 г. произошло существенное изменение показателей формирующих прибыль от продажи.

Заметное влияние на изменение прибыли оказывают цены на проданную потребителям резинотехническую продукцию. Результаты года в отрасли частично обусловлены восстановлением спроса со стороны реального сектора экономики, а также, в немалой степени, ростом спроса на резинотехническую продукцию в начале 2011 года и в III квартале 2010 года.

Также из таблицы видно, что сумма выручки увеличилась за отчетный период на 773011 тыс.руб., в процентном соотношение увеличение составило 54,7 соответственно. Данное увеличение вызвано главным образом увеличением себестоимости реализуемых товары в 2011 году.

Но следует отметить увеличение прибыли от продаж на 32243 тыс.руб. в 2010 году и на 61645 тыс.руб. в 2011 г. по отношению к 2009 году. Относительное отклонение соответственно составило 99,0% по сравнению с 2009.

Необходимо подчеркнуть, что при прямом методе плановая прибыль определяется как общая сумма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе выявляются факторы как положительно, так и отрицательно влияющие на прибыль. Прежде всего значительно снижает плановую прибыль повышение себестоимости, что можно объяснить ростом цен на потребляемые товарно-материальные ценности, повышением оплаты труда в связи с увеличением минимального размера оплаты труда. Прибыль несколько увеличивается в связи с изменением ассортимента производимой продукции в сторону повышения удельного веса наиболее рентабельной продукции. Значительный рост прибыли планируется из-за предполагаемого увеличения цен на реализуемую продукцию, что обусловлено инфляционными процессами. Поэтому, несмотря на возрастание прибыли вследствие роста цен нельзя рассматривать этот фактор как положительный.

При планировании прибыли от продаж мы применим такой метод составления прогноза как экстраполяция - это перенос существующей в организации ситуации на будущий (планируемый) период с учетом некоторых коэффициентов. Данный метод больше подходит для стабильных организаций и на достаточно короткий период.

Обоснованность прогнозирования прибыли имеет существенное значение для формирования доходов бюджетной системы, прежде всего для региональных и местных бюджетов, куда поступает большая часть налога на прибыль. На величину прибыли воздействует множество разнонаправленных факторов, что затрудняет прогнозирование прибыли на основе наблюдения за ее динамикой в прошлые периоды.

Приведенные выше примеры максимизации прибыли путем изменения доли переменных и постоянных затрат открывают возможность предприятиям планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат. Ориентировочные расчеты прибыли важны не только для самих предприятий и организаций, производящих и реализующих продукцию (услуги), но и для акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью данного предпринимателя, участвующих своими средствами в формировании его уставного капитала. Мы считаем, планирование оптимального размера прибыли в современных экономических условиях является важнейшим фактором успешной деятельности предприятий и организаций.

 

Реферат

 

Курсовая работа содержит 44 страницы, 8 таблиц, 3 рисунка, 31 использованный источник, 2 приложения

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, ВЫРУЧКА ОТ ПРОДАЖИ, ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОДАЖ, СЕБЕСТОИМОСТЬ, МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПРОДАЖ

Объектом исследования является процесс финансового планирования прибыли в ОАО «Саранский завод «Резинотехника».

Цель работы – исследование и формирование теоретико - методологических положений планирования и прогнозирования прибыли на предприятиях как основы для построения экономической модели эффективности использования результатов хозяйственной деятельности.

В процессе работы раскрыты понятие прибыли, ее виды и роль в эффективности функционирования организации; исследованы принципы, методы и функции планирования и прогнозирования прибыли предприятия; проведен анализ формирования и распределения прибыли предприятия; дана оценкаметодики планирования прибыли; предложены направления оптимизации процесса составления плана прибыли предприятия; составлен прогноз получения прибыли предприятием.

Область применения - формирование и реализация финансового планирования в ОАО «Саранский завод «Резинотехника».

Эффективность – принятие обоснованных стратегических решений в области финансового планирования на предприятии.

 

 

Содержание

 

Введение 5

1 Теоретические основы планирования и прогнозирования прибыли 7

1.1 Понятие прибыли, ее виды и роль в эффективности функционирования организации 7

1.2 Принципы, методы и функции планирования и прогнозирования прибыли предприятия 12

2 Анализ планирования и прогнозирования прибыли (на примере ОАО Саранский завод «Резинотехника») 20

2.1 Анализ формирования и распределения прибыли предприятия 20

2.2 Оценка методики планирования прибыли 25

3 Совершенствование планирования прибыли в современных условиях 31

3.1 Оптимизация процесса составления плана прибыли предприятия 31

3.2 Внедрения новых методов планирования и прогнозирования прибыли предприятия 34

3.3 Составление прогноза получения прибыли предприятием 37

Заключение 39

Список использованных источников 42

Приложения

 

 

Введение

 

Актуальность планирования и прогнозирования прибыли в современных предприятиях очевидна в современных условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с тем, что современный рынок предъявляет высокие требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих в нем процессов создает новые предпосылки для более серьезного применения планирования. В современной экономике предприятия не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, доходы и поступления, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Планирование и прогнозирование прибыли предприятия направлено на: максимизацию величины прибыли в соответствии с ресурсным потенциалом предприятия и условиями рынка; обеспечение оптимального соотношения между величиной формируемой прибыли и уровнем риска; выполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами, собственниками предприятия, государственными организациями; получение собственных финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии развития предприятия; обеспечение роста рыночной стоимости предприятия, бизнеса; стимулирование персонала и решение других задач. Величина плановой прибыли должна быть экономически обоснованной, достаточной для своевременного выполнения в полном объеме всех обязательств предприятия, а также обеспечивать его постоянное развитие.

Значительный вклад в разработку научных и практических проблем планирования прибыли предприятий внесли такие отечественные ученые, как Балабанов И.Т., Ковалев А.В., Стоянова Е.С., Сайфулин Р.С. Научные результаты исследований различных аспектов планирования представлены в трудах зарубежных ученых, таких, как Каплан Р., Хан Д., Поукок М.А. Однако в современных условиях подходы к планированию результатов хозяйственной деятельности остаются недостаточно разработанными. В этой связи возникает необходимость совершенствования планирования на предприятиях, на основе использования современного математического аппарата, и, в частности, разработки, экономико - математической модели определения конечных результатов хозяйственной деятельности предприятий в условии нестабильной экономической среды, что определило выбор цели и задач, а также основных направлений исследования.

Целью курсовой работы является исследование и формирование теоретико - методологических положений планирования и прогнозирования прибыли на предприятиях как основы для построения экономической модели эффективности использования результатов хозяйственной деятельности.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:

- раскрыть понятие прибыли, ее виды и роль в эффективности функционирования организации;

- исследовать принципы, методы и функции планирования и прогнозирования прибыли предприятия;

- провести анализ формирования и распределения прибыли предприятия;

- дать оценку методики планирования прибыли;

- предложить направления оптимизации процесса составления плана прибыли предприятия;

- составить прогноз получения прибыли предприятием.

Объектом исследования является ОАО Саранский завод «Резинотехника»

Предметом исследования выступает теория и практика планирования конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Методической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по теории и методологии планирования, экономике, финансовому менеджменту.

 

 

1 Теоретические основы планирования и прогнозирования прибыли

Понятие прибыли, ее виды и роль в эффективности функционирования организации

 

На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции.

Предприятие получает прибыль [27, c. 17]:

- если выручка превышает себестоимость;

- если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует;

- если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Прибыль - основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода. Валовой доход предприятия - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, включающий в себяоплату труда и прибыль.

Прибыль является основным оценочным показателем хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Прибыльвсегда определяется в стоимостной форме.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие производства в условиях конкуренции.

Прибыль - одна из важнейших экономических категорий рыночной экономики, может быть, самой важной, так как прибыль является целью предпринимательской деятельности, ее смыслом. Предпринимательство, в результате которого будут покрываться только затраты, неэкономично и практически неестественно.

Главный источникпроисхождения прибыли - это предпринимательская деятельность, а точнее, сущность этой деятельности, смысл которой - получение прибыли.

Стимулирующая сущность прибыли носит двойственный характер [17, c. 67]:

- в одних случаях прибыль - действительный стимул для предпринимательской деятельности; в социально-ориентированной рыночной экономике каждый получает заработанные деньги: предприниматель - прибыль, работники - заработную плату;

- в других случаях сущность прибыли - это действительно ее эксплуататорская сущность, связанная с возможностью предпринимателя присваивать результаты чужого труда на основе частной собственности на средства производства, на капитал. Величина прибыли в определенных случаях обратно пропорциональна уровню заработной платы. Поэтому если собственник предприятия увеличивает прибыль за счет уменьшения заработной платы работников, то эта часть прибыли будет иметь эксплуататорскую сущность.

Безусловно, уравниловки в доходах быть не должно, точно гак же, как и беспредела, поскольку это противоречит принципам рыночной экономики, страдает уровень доходов собственников- предпринимателей в одних случаях, а в других - заработная плата работников меньше возможного и необходимого уровня.

Роль прибыли в деятельности государства и всех секторов экономики, в том числе и реального, огромна.

Прибыль - показатель эффективности, финансовый результат любой предпринимательской деятельности, главный показатель оценки деятельности предприятий на базе показателей рентабельности, в виде отношения прибыли к выручке, себестоимости, активам или собственным средствам. Применяется и другая база.

Прибыль - главный источник собственных средств любого предприятия как для текущей деятельности (чистые активы), так и для развития производства (инвестиции) и других собственных нужд.

Прибыль - основной источник решения проблемы увеличения рыночной стоимости имущества предприятия. Эта цель требует постоянного роста собственных средств предприятия [8, c. 194].

Прибыль - главный источник спасения предприятия от банкротства. Здесь также срабатывает взаимосвязь «прибыль - собственные средства», при этом основное в этой связи - ее постоянство в достаточных размерах.

Прибыль - важнейший источник обеспечения общегосударственных потребностей, так как налог на прибыль является одним из базовых налогов налоговой системы страны. В результате за счет прибыли обеспечивается:

- полнота доходов бюджетной системы;

- развитие социальных потребностей всего населения, т.е. медицины, образования, науки, детских учреждений и др.;

- финансирование обороны страны.

Чем больше прибыль предприятий и организаций страны, тем крепче национальная денежная единица - рубль. Это означает стабилизацию макроэкономических показателей и, как результат. - снижение уровня инфляции, рост материального благосостояния населения.

Существует три основных источника получения прибыли. Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно метающуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга.

Величина прибыли в данном случае зависит [9, c. 46]:

- во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

- во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);

- в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);

- в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;

Третий источник вытекает из инновационной деятельности предприятия, его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н, а также уточнениями 2003 г. введена бухгалтерская отчетность организаций, предприятий, в том числе форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В этой форме представлены различные виды прибыли, используемые в настоящее время (табл. 13.1). Новый вариант формы вводится с 2011 г. приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 2 июля 2010 г. № 66н [15, c. 84].

Первый вид прибыли - этоваловая прибыль. Она определяется как разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг. Прибыль от продаж определяется с учетом коммерческих расходов (расходов по сбыту) и управленческих расходов (общепроизводственных и общехозяйственных расходов), если управленческие расходы признаны организацией в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Балансовая прибыль, которую должно определять предприятие, рассчитывается следующим образом: к прибыли от продаж прибавляются (вычитаются) сальдо прочих доходов и расходов. Дапее определяется налогооблагаемая прибыль, или прибыль (убыток) до налогообложения, при расчете которой должна быть учтена (в соответствии с налоговым учетом):

- прибыль, но которой уплачен налог;

- прибыль, по которой предприятие имеет льготы;

- прибыль, по которой налог уплачивается в особом порядке;

- прибыль, увеличивающая налогооблагаемую базу за счет превышения нормируемых расходов (на рекламу, подготовку кадров, процентов за кредит, амортизации, представительских и др.).

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль), т.е. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, получается при вычете из прибыли до налогообложения налога на прибыль и используется на следующие цели:

- развитие производства:

- выплату дивидендов и других доходов учредителям и собственникам;

- отчисления в фонд потребления;

- уплату штрафных санкций за экологические нарушения, несвоевременные платежи в бюджет, завышение цен, сокрытие объектов налогообложения.

Таким образом, прибыль - это важнейший качественный показатель эффективности деятельности организации, характеризующий рациональность использования средств производства, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

 

1.2 Принципы, методы и функции планирования и прогнозирования прибыли предприятия

 

Планирование прибыли - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективном использовании в соответствии с целями и задачами развития предприятия.

Основные принципы планирования прибыли [3,c. 186]:

1) принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом выделяют цели:

- хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;

- производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия;

- научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;

- социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия;

- экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.

2) принцип системности. Он означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия;

3) принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов;

4) принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования;

5) принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием;

6) принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия.

Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.

Планирование прибыли предполагает разработку прогнозов по величине прибыли и направлениям ее использования, текущее и оперативное планирование, формирование, распределение и использование прибыли предприятия. Процесс прогнозирования прибыли заключается в разработке политики управления прибылью предприятия на ряд предстоящих лет, которая определяет систему долгосрочных целей формирования и распределения прибыли в соответствии со стратегией развития предприятия [5, c. 137].

Текущее планирование предполагает разработку конкретных планов, основанных на целевых показателях предприятия, планируемых объемах производственной, инвестиционной и финансовой деятельности, разработанной системе норм и нормативов затрат отдельных видов ресурсов, действующих налоговых ставках, результатах анализа прибыли за предшествующий период. Основным видом текущего плана прибыли является план доходов и расходов предприятия. Оперативное планирование формирования и использования прибыли заключается в разработке системы бюджетов (бюджетировании). Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий расходы и поступления средств в процессе осуществления конкретных направлений хозяйственной деятельности.

На практике применяются различные методы планирования прибыли. Наиболее распространенным является метод прямого счета.

При прямом счете планируемая прибыль на продукцию, подлежащую реализации в предстоящем периоде, определяется как разница между доходами и расходами по всем направлениям деятельности предприятия. При использовании данного метода необходимо учитывать прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового периода. Этот метод расчета наиболее эффективен при выпуске небольшого ассортимента продукции.

Метод прямого счета используется при обосновании создания нового или расширения действующего предприятия либо при осуществлении какого-либо проекта. Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли (т.е. определения прибыли по каждой ассортиментной группе).

Достоинством метода прямого счета является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период.

Для составления плана прибыли используются и другие методы, например анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности, нормативный метод, метод экстраполяции, а также другие аналитические методы.

Анализ лимита рентабельности позволяет оценить взаимосвязь плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала. Обычно строится система графиков, показывающих эту зависимость. Расчеты производятся по следующим формулам [17, c. 67]:

Минимальный оборот = 1 — (% постоянных расходов / 100) (1)

или

Минимальный оборот = 1 — (Переменные расходы / Плановый оборот капитала) (2)

Важное значение имеет разрыв, существующий между минимальным оборотом, необходимым для покрытия расходов, и запланированным оборотом. Именно эта разность характеризует степень свободы предприятия в планировании оборота капитала.

Прогноз рентабельности вложенного капитала основан на анализе соотношений следующих величин:

Оборотные средства + Капитальные вложения = вложенный капитал;

Коэффициент оборачиваемости капитала = Оборотные средства / Вложенный капитал

Коэффициент прибыли = Оборот капитала / Себестоимость

Коэффициент рентабельности капитала = Прибыль / Оборот капитала

(3)

Анализ перекрытия ликвидности основан на соотношении издержек предприятия, являющихся денежными расходами, и амортизацией. В этом случае определяется минимальная величина оборота капитала, необходимая для сохранения ликвидности предприятия (рисунок 1.1):

Рисунок 1.1 - Определение точки ликвидности

Нормативный метод планирования прибыли основывается на расчетах плановой прибыли с помощью нормативов. В качестве таких нормативов обычно используется норма прибыли на:

- собственный капитал;

- активы предприятия;

- единицу реализуемой продукции;

- инвестируемый капитал.

Сложность данного метода заключается в разработке соответствующих нормативов, их обосновании и количественном исчислении. Метод экстраполяции предполагает анализ динамики за ряд лет, выявление тенденции развития и прогнозирование прибыли на плановый период. Этот метод можно использовать на стадии технико-экономического обоснования проекта, а также при планировании на краткосрочный период.

Аналитический метод планирования прибыли основан на построении многофакторных моделей. Он учитывает влияние различных факторов на результаты деятельности предприятия.

Анализ взаимосвязи «затраты, объем реализации, прибыль». Определяется точка безубыточности реализации продукции в плановом периоде:

(4)

- ОРтб - объем реализованной продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности в плановом периоде;

- ПостР - планируемая величина постоянных расходов, %;

- ПУчд - планируемый уровень прибыли в общем доходе от реализации продукции, %;

- ПУпр - планируемый уровень переменных затрат в общем объеме реализации продукции, %.

Затем определяется плановая величина прибыли:

(5)

- ПП - плановая сумма прибыли от продаж;

- ОРп - плановый объем реализации;

- ОРт6- объем реализации в точке безубыточности;

- ПУчд - планируемый уровень прибыли в общем доходе от реализации продукции, %;

- ПУпр - планируемый уровень переменных затрат в общем объеме реализации продукции, %.

Плановая сумма маржинальной прибыли равна:

(6)

или

(7)

гдеМП - маржинальная прибыль.

Чистая прибыль определяется:

(8)

- ЧП - чистая прибыль;

- Снп- средняя ставка налоговых платежей за счет прибыли.

Данный метод позволяет провести многовариантные расчеты прибыли в зависимости от изменений в объеме реализации продукции в натуральном выражении, планируемых ценах, в затратах. В результате можно рассмотреть разные варианты деятельности предприятия — от крайне пессимистического до крайне оптимистического. Данный метод позволяет использовать возможности имитационного моделирования [27, c. 17].

Целевой метод формирования прибыли позволяет провести увязку плановых показателей со стратегическими целями управления прибылью в предстоящем периоде. Основой метода является предварительное определение потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет прибыли. Расчет ведется по каждому элементу потребности. Суммарная потребность в финансовых ресурсах, формируемых за счет чистой прибыли, представляет собой целевую ее сумму. На основе целевой суммы чистой прибыли определяется целевая величина прибыли от продаж и маржинальная прибыль:

(9)

Полученные показатели рассматриваются как важнейшие целевые ориентиры развития деятельности предприятия, служат базовыми элементами для расчета других плановых показателей.

Прогнозирование прибыли хозяйственной организации относится к наиболее сложным и недостаточно изученным проблемам финансового планирования.

Обоснованность прогнозирования прибыли имеет существенное значение для формирования доходов бюджетной системы, прежде всего для региональных и местных бюджетов, куда поступает большая часть налога на прибыль.

На величину прибыли воздействует множество разнонаправленных факторов, что затрудняет про


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.