Изучение методов и форм санитарной пропаганды здорового образа жизни. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Изучение методов и форм санитарной пропаганды здорового образа жизни.

2017-11-27 1593
Изучение методов и форм санитарной пропаганды здорового образа жизни. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профилактика - составная часть медицины. Социально-профилактическое направление в деле охраны и укрепления здоровья населения включает в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия. Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей социально-экономической и медицинской задачей государства.

Выделяют индивидуальную и общественную профилактику. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии у человека рассматривают 3 вида профилактики.

Первичная профилактика - это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды и др.).

К первичной профилактике относят социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и др. Профилактическая деятельность обязательна для всех медицинских работников. Не случайно поликлиники, больницы, диспансеры, родильные дома называются лечебно-профилактическими учреждениями.

Вторичная профилактика - это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Ряд специалистов предлагают термин «третичная профилактика» как комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности личности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем) реабилитацию.

Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определенных социально-экономических условиях. Медицинская (медико-социальная) активность включает: наличие гигиенических навыков, выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении образа жизни и окружающей среды, умение оказывать первую доврачебную помощь себе и родственникам, использовать средства народной, традиционной медицины и др.

Повышение уровня медицинской активности и грамотности населения — важнейшая задача участкового врача-терапевта и педиатра (особенно семейного врача). Важной составной частью медико-социальной активности является установка на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Принцип профилактики наиболее полно отражает гуманистическое содержание и социальное предназначение медицинской деятельности. Вопросы профилактики неразрывно связаны с формированием здорового образа жизни, который нужно рассматривать как залог сохранения и укрепления здоровья населения. В понятие «здоровый образ жизни» входит преодоление факторов риска для здоровья, развитие трудовой, социальной, интеллектуальной, физической и медицинской активности направленной на сохранение и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни подразумевает, прежде всего, деятельность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности конкретной социально-экономической, политической и экологической среды в интересах физиологического и психологического здоровья населения. Обусловленность образа жизни объективными обстоятельствами исключает свободу выбора человеком тех или иных способов жизнедеятельности. В силу этого в здоровый образ жизни человека определяется, с одной стороны, системой здравоохранения, отражающей все стороны образа жизни, а с другой стороны - индивидуальными психологическими мотивами и установками.

Профессор Зборовский Э.И. считает, что в основе неправильного гигиенического поведения населения наряду с причинами связанными с психологией, традициями, культурой часто лежат:

1. диспропорция между высокими диагностическими возможностями и относительно низкой эффективностью лечения;

2. доступность медицинской помощи, ее бесплатность, уверенность в возможности излечения многих заболеваний;

3. значительный разрыв между новизной и привлекательностью новых методов лечения и лечения с простотой и обыденностью методов профилактики;

4. трудности, усилия и потеря личного времен, отказ от удовольствий, привычного образа жизни;

5. недоверие к новым лекарственным препаратам и часто сменяемым схемам лечения, увлечение народными методами;

6. неправильное толкование медицинской информации и др.

Санитарное просвещение - это раздел здравоохранения, содержанием которого является гигиеническое обучение и воспитание населения.

Повышение уровня санитарной культуры населения, проведение мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, должны основываться на следующих принципах:

1. научность (пропаганда тех сведений и положений, которые, которые являются научным знанием, прочно установленным и утвержденным в науке);

2. правдивость и объективность;

3. дифференцированность и целенаправленность;

4. массовость;

5. систематичность и последовательность;

6. комплексность (то есть пропаганда здорового образа жизни должна вестись не только медиками, но и психологами, социологами и т.п.);

7. связь с жизнью общества, профильность.

Важнейшими направлениями воспитания санитарно-гигиенических навыков, пропаганды санитарно-гигиенических медицинских знаний, формирования здорового образа жизни можно считать следующие:

1. Пропаганда факторов, способствующих сохранению здоровья: гигиена труда, рациональное питание, гигиена отдыха, оптимальный двигательный режим, физкультура и спорт. Гигиена супружеских отношений, закаливание, личная гигиена, медико-социальная активность, психогигиена, гигиена окружающей среды.

2. Пропаганда профилактики факторов, пагубно влияющих на здоровье: злоупотребление спиртными напитками, наркотиками: курение, соблюдение некоторых этнических обрядов и привычек, религиозно-культовые отправления.

Формирование здорового образа жизни, в частности, осуществление первичной профилактики, требует совместных усилий государственных, общественных организаций, медицинских учреждений и самого населения.

Именно в таком направлении должна действовать государственная комплексная программа по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, разработанная Центром медицинской профилактики и другими научными учреждениями.

Формирование здорового образа жизни- это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

ЗОЖ включает следующие компоненты:

1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;

2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;

3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;

5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

Поскольку проблема формирования здорового образа жизни является проблемой не столько медицинской, сколько социальной видна необходимость создания общедоступного Центра формирования здоровья. Научно-методическим и координационным звеном в организации пропаганды здорового образа жизни в республиках, областях, краях, городах и районах являются центры медицинской профилактики. Они находятся в ведомстве комитетов по здравоохранению административных территорий. Основные направления деятельности: консультации жителей региона по вопросам охраны здоровья, профилактики заболеваний; формирование гигиенических навыков; грамотного гигиенического поведения; борьба с вредными для здоровья привычками; преодоление факторов риска для здоровья; профилактическое лечение; формирование у населения установки на здоровый образ жизни.

Работа такого центра строится на основе использования современных технологий, позволяющих оперативно осуществлять оценку, прогноз и коррекцию текущего состояния человека с учетом его индивидуальных особенностей (генетических, возрастных, половых и т.д.). В центрах медицинской профилактики работают кабинеты: рационального питания, физической культуры, психогигиены и гигиены умственного труда, гигиены быта, профилактики вредных для здоровья привычек, брачно-семейных отношений, генетики (брака и семьи), профессионального ориентирования, регламентации (аутотренинга) и др. Основой для проведения мероприятий, поддерживающих и укрепляющих здоровье, корректирующих функциональные изменения, являются индивидуальные количественные нормы, объединенные в понятии «паспорт здоровья человека». Нормы выявляются в процессе функционального тестирования и характеризуют диапазон оптимального функционирования, адаптационные возможности. Структурные образования службы охраны здоровья всех уровней обязаны обеспечивать строгую конфиденциальность информации. Руководители центра несут личную ответственность за разглашение сведений о состоянии здоровья посетителей и их психофизиологических особенностях.

В основе концепции деятельности Центра лежат следующие принципы оценки состояния здоровья человека:

1) системность (здоровье есть интегральная характеристика иерархического взаимодействия систем организма, формирующих его целостность);

2) функциональность (оценка состояния здоровья с учетом стиля жизни человека, его профессиональной деятельности, взаимодействия с факторами среды);

3) индивидуальность (формирование критериев диагностики и программ реабилитации с учетом индивидуальных, в том числе генетических, особенностей);

4) историчность (оценка текущего состояния с учетом индивидуальных особенностей развития человека, этапа его онтогенеза).

Содержание программы оздоровления общественной среды определяется ее функциями:

- системно-прогностической, призванной создать целостную систему оздоровления общественной среды, определить перспективы и пути ее совершенствования, представить будущее состояние и развитие формирования здоровья городских и сельских районов;

- социально-экономической, предусматривающей меры, направленные на формирование, сохранение, укрепление здоровья и создание престижа здорового образа жизни;

- ценностно-ориентированной, обеспечивающей ориентацию на здоровье как на одну из важных в аспекте общечеловеческих ценностей.

Задачами практической деятельности центров являются:

- комплексная психофизиологическая оценка;

- выявление индивидуальных психофизиологических и соматических особенностей личности;

- контроль за умственной работоспособностью и утомляемостью;

- контроль за состоянием здоровья больных, их адаптационными возможностями в динамике окружающей среды;

- комплексная медико-биологическая, социально-педагогическая и психологическая профессиональная консультация;

- ранняя диагностика отклонений физического развития посетителя и выдача рекомендаций по их коррекции с помощью средств физической культуры, лечебной физкультуры и прочее;

- медико-физиологический контроль.

- диагностика неврозов, вегето-сосудистых дистоний и других психосоматических расстройств, выдача рекомендаций по коррекции через совершенствование условий и режима труда и отдыха, лечебно-профилактические мероприятия;

- донозологическая диагностика нарушений эндокринной регуляции обменных процессов у подростков в пубертатном периоде, выдача рекомендаций по проведению лечебно-профилактических мероприятий, направленных на их коррекцию с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, темпов полового созревания;

- выявление факторов риска у посетителей центра с асоциальными (девиантными) формами поведения и выдача рекомендаций по их психотерапевтической и социально-психологической коррекции;

- медико-педагогическая помощь инвалидам и детям с ограниченными функциональными возможностями, в диагностике, прогнозе и реабилитации, социальной занятости, профессиональной адаптации;

- прогностическая оценка функционального резерва организма, диагностика ранних нарушений в различных системах организма у взрослого населения и выдача рекомендаций по проведению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, включающих средства физической культуры, психологической регуляции, традиционной и нетрадиционной медицины;

- разработка индивидуальных программ по реабилитации и коррекции психического и физического здоровья.

Центры координируют организационную и методическую деятельность всех медицинских учреждений (поликлиник, диспансеров, центров ГСЭН и др.) по вопросам пропаганды здорового образа жизни, по обеспечению учебно-методической и информационной литературой.

Реализация деятельности центров формирования здоровья возможна на основе использования схемы функционального взаимодействия специалистов различного профиля, как на этапе проведения комплексной диагностики, так и при осуществлении коррекционных и реабилитационных мероприятий, включая средства и методы оптимизации образа жизни человека.

Сегодняшнее состояния здравоохранения регионов России дает основание утверждать необходимость введения в практику нового принципа центра формирования здоровья, способствующего сохранению здоровья граждан.

В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого медицинского работника. В медицинских учреждениях за пропаганду ЗОЖ отвечает главный врач. Ответственный медицинский работник осуществляет организующую, координирующую и контролирующую функции в области пропаганды ЗОЖ.

Пропаганда ЗОЖ по вопросам гигиены и эпидемиологии является служебной обязанностью медицинских работников центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.

Метод устной пропаганды является одним из ведущих и наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.

Лекция наиболее распространенное средство устной пропаганды, освещающее какую-либо одну тему, один вопрос в определенный отрезок времени, имеющее форму монолога. Лекция состоит из 3 частей: введения, изложения основного материала и заключения.

Беседа является одним из эффективных средств пропаганды и позволят установить контакт с аудиторией за счет небольшого числа участников (до 25-30 человек). В процессе беседы в обсуждение темы вовлекается возможно большее число слушателей.

Дискуссия – это активная проработка темы в достаточно подготовленной аудитории. Она предполагает углубленное изучение материала на определенную тему.

Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги. Этот метод предоставляет большие возможности для пропаганды санитарно-гигиенических знаний, методов индивидуальной и групповой профилактики, оздоровления окружающей среды и т.д. среди широких слоев населения. Данный метод делится на две группы:

- средства печатной пропаганды, создаваемые силами собственного коллектива медицинских работников (рукописные лозунги, доски вопросов и ответов, санитарные стенные газеты, санитарные бюллетени);

- печатная продукция (печатный лозунг, брошюра, памятка, листовка, публикации).

Среди многих ценных качеств метода печатной пропаганды наиболее важными являются:

1. Большой тираж печатной продукции;

2. Охват широких слоев населения;

3. Возможность неоднократного прочитывания, способствующего лучшему усвоению;

4. Точность изложения.

Наиболее простое средство печатной информации – лозунг. Это призыв выполнять те или иные советы с ярким и лаконичным текстом, выразительно освещающим самую суть проблемы.

Листовка – научно-популярная книжка, к ней предъявляются те же требования, что и к лекции.

Санитарная стенная газета выпускается в любых учреждениях медицинскими работниками и санитарной общественностью. Она должна быть хорошо оформлена и к ней предъявляются следующие требования: красочность, броскость, конкретность темы, интересное изложение.

Наглядный метод — самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).

Метод изобразительной (наглядной) агитации включает в себя:

- плоскостные средства: плакат, рисунок, схема, чертеж, план, диаграмма, картограмма, фотография, слайд, диапозитив, диафильм, кино- и видеофильм;

- объемные средства: муляж, макет, модель, фантом, скульптура, чучело;

- натуральные объекты: макро – и микропрепарат, образцы растительного, животного мира, изделия, продукты;

- комбинированные средства: праздник здоровья, театральное представление, агитационные бригады.

Натуральные объекты – наиболее действенное средство в силу его достоверности. К ним относятся: микроскопические препараты, макроскопические и натуральные объекты, предметы ухода за ребенком, наборы витаминных препаратов, средства для оказания первой помощи.

Если нет возможности демонстрировать натуральные объекты, используют их воспроизведение – объемные и плоскостные средства. К объемным воспроизведениям относятся: муляж (отличается большой точностью воспроизведения), модель (воспроизводит объект в измененном виде, уменьшенном или увеличенном), макет (приближенное воспроизведение натуры), скульптура, барельеф, горельеф (используется для музейного оформления).

К плоскостным изобразительным средствам относятся плакаты (средства агитации с ярким рисунком и кратким текстом). Пропагандистские плакаты содержащие серию рисунков и большой текст. Могут быть плоскостные изображения натуральных объектов. К ним относятся фотографии и рисунки.

Комбинированный метод - метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы, для лучшего восприятия аудиторией. Этот метод включает в себя: театральные постановки, санитарно-просветительные фильмы, телевизионные и эстрадные действа.

Различаются три основных направления: 1) распространение сведений о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний; 2) пропаганду соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики путем воспитания и убеждения; 3) гигиеническое обучение и воспитание.

Санитарно-просветительная работа может быть активной и пассивной. К активным формам относятся беседы, выступления, лекции, доклады, т. е. непосредственное общение медицинских работников с населением. Пассивные формы – это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санитарных бюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Активные и пассивные формы тесно связаны друг с другом.

Преимуществами активных форм работы являются непосредственная взаимосвязь и взаимодействие агитаторов и населения, обеспечивающие наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь пассивные формы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время на неограниченную аудиторию. Недостатком же следует признать отсутствие обратной связи между агитаторами и слушателями. Однако повышение качества работы позволяет усилить эффект пассивных методов санитарного просвещения. По широте воздействия на аудиторию санитарно-просветительная работа может быть массовой, коллективной, индивидуальной. Массовая санитарно-просветительная работа заключается в издании книг, плакатов, листовок, заметок в газетах, выпуске кинофильмов, выступлениях по телевидению, радио, коллективная - в докладах, лекциях, выступлениях, беседах, выпуске санитарных бюллетеней, настенной печати и др., индивидуальная – в проведении индивидуальных бесед.

Следует различать пропагандистскую и агитационную работу. Агитация всегда адресована конкретной аудитории (дети, подростки, взрослые, рабочие и т. д.) с целью побуждения их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды находится определенный предмет, например гигиена полости рта, средства и способы профилактики и др., о которых люди должны получить сведения и иметь свое суждение. Можно считать, что цели пропаганды достигаются с помощью агитации. Если рассматривать их как распространение идей, знаний, мнений, то суть агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.

Конечной целью санитарно-просветительной работы являются не знания о предмете беседы или выступления врача, а убеждения и поступки слушателя в результате приобретения им этих знаний. Последовательность достижения цели имеет следующий вид: информация – знания – убеждения – навыки – привычки.

 

7.3.6 Приобретение навыков самостоятельного составления лекции, агитационно-информационного выступления, беседы, лозунга, листовки, буклета на заданную тему.

 

Заключительный контроль.

8.1 Итоговое тестовое задание.

8.2 Подведение итогов, коррекция и обсуждение пройденной темы.

8.3 Домашнее задание.

итоговое Тестовое задание по теме:

1. Средствами метода устной пропаганды здорового образа жизни являются:

а. Статья

б. Лозунг

в. Викторина

г. Журнал

д. Диафильм

 

2. Лекция относится к методу пропаганды:

а. Устному

б. Письменному

в. Наглядному

г. Комбинированному

д. Печатному

3. Лекция обычно состоит из частей:

а. Двух

б. Трех

в. Четырех

г. Пяти

 

4. Основная особенность лекции:

а. Монолог

б. Диалог

в. Обсуждение

г. Решение

 

5. Выберите правильные ответы. К объемными средствам пропаганды здорового образа жизни относятся:

а. Листовка

б. Плакат

в. Журнал

г. Муляж

д. Модель

 

6. Выберите правильные ответы. К плоскостным средствам пропаганды здорового образа жизни относятся:

а. Плакат

б. Буклет

в. Микропрепарат

г. Стенная газета

д. Слайд

 

7. Отвечает за пропаганду здорового образа жизни в лечебных учреждениях:

а. Главный врач

б. Зав. отделением

в. Врач-статистик

г. Главная мед. сестра

д. Сан.- просвет. организатор

 

8. Выберите правильные ответы. Основные способы ведения пропаганды:

а. Устный

б. Печатный

в. Письменный

г. Телевизионный

д. Наглядный

е. Комбинированный

 

9. Выберите правильные ответы. Средства пропаганды, предусматривающие непосредственный контакт с аудиторией:

а. Лекция

б. Беседа

в. Радиовыступление

г. Дискуссия

д. Телеобращение

 

10. Средство устной пропаганды, являющееся самым распространенным:

а. Викторина

б. Беседа

в. Лекция

г. Диспут

д. Стенная газета

 

11. Наиболее простое средство печатной информации:

а. Брошюра

б. Листовка

в Памятка

г. Лозунг

д. Плакат

 

12. Метод пропаганды здорового образа жизни, являющийся самым многообразным по числу входящих в него форм:

а. Устный

б. Наглядный

в. Печатный

г. Письменный

д. Комбинированный

 

13. Массовую пропаганду здорового образа жизни обязаны проводить:

а. Инструкторы по санитарному просвещению

б. Средства массовой информации

в. Врачи и средние мед. работники

г. Студенты

д. Санитарные врачи

 

14. Выполнение человеком гигиенических норм и правил в основном зависит от:

а. Уровня развития социальных и производственных отношений в обществе

б. Качества и доступности спортивных секций

в. Самого человека

г. Природных условий

д. Экологической ситуации

 

15. Устный метод пропаганды здорового образа жизни включает в себя:

а. Лекции

б. Листовки

в. Муляжи

г. Слайды

 

16. Плоскостными средствами массовой пропаганды здорового образа жизни являются:

а. Модели

б. Лозунги

в. Буклеты

г. Схемы

д. Плакаты

 

17. Комбинированными средствами здорового образа жизни являются:

а. Макропрепарат

б. Инструктаж

в. План

г. Праздник здоровья

 

18. Метод массовой пропаганды, при котором происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы:

а. Устном

б. Письменном

в. Наглядном

г. Комбинированном

д. Печатном

 

19. Средство пропаганды, являющееся наиболее действенным:

а. Натуральные объекты

б. Плоскостные средства

в. Объемные средства

г. Комбинированные средства

 

20. Выберите правильные ответы. Изобразительный метод пропаганды здорового образа жизни имеет формы:

а. Листовки

б. Муляжи

в. Модели

г. Журналы

д. Фотографии

 


 

ГЛОССАРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

Абстиненция – воздержание от употребления психоактивных веществ.

Адаптация (от лат. adaptare — приспособлять) — 1) приспособление самоорганизующихся систем к изменившимся условиям среды; 2) в теории Т. Парсона вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, исходя из функциональных условий существования социальной системы (наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов).

Акциз — вид косвенных, включаемых в цену или тариф, налогов на товары, преимущественно массового потребления, и услуги частных предприятий.

Анализ — разбор, рассуждение, разложение на составные части.

Анализ безубыточности — определение объема сбываемой продукции, при котором выручка покроет издержки за соответствующий период, не принося ни прибыли, ни убытков.

Анкета – разновидность вопросника, используемого для сбора данных при опросе общественного мнения. Анкета представляет собой документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам.

Анкетирование, анкетный опрос — один из наиболее распространенных методов сбора первичной информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях с использованием анкеты, предусматривающей жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответов.

Антенатальная смертность – смертность детей до ро­дов (после 22 недель беременности).

Ассигнования — суммы денежных средств, выделенные из централизованных и децентрализованных источников финансовых ресурсов для покрытия затрат на определенные цели.

Банки — особые предприятия, аккумулирующие денежные средства и накопления, предоставляющие кредит, осуществляющие денежные расчеты, выпуск денег, операции с ценными бумагами и др.

Безопасные условия для человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;

Биржа — организационно оформленный и регулярно функционирующий рынок. Виды: фондовая Б. (торгует ценными бумагами); товарная Б. (продажа товаров по стан­дартам и образцам); валютные биржи.

Бисмарк, Отто фон (XIX в.) — прусский и германский государственный деятель, канцлер. Его социальная политика способствовала реализации принципов медицинс­кого страхования.

Блага — все, что способно удовлетворять жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. Понятие Б. представляет собой как произведе­ние природы, так и человеческого труда, служащие для удовлетворения материальных потребностей людей; первые, например, вода, дикорастущие плоды и пр., называются полезностями, вторые, то есть произведения человеческого труда, — ценностями.

Б. материальные создаются посредством трудовой деятельности в процессе матери­ального производства. Противоречия между объемом потребностей и нехваткой благ придают последним ограниченные или экономический характер. Их ограниченность преодолевается экономической деятельностью людей, и главным образом материаль­ным производством.

Б. нематериальные — жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосно­венность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные неимущественные права и другие нематериальные Б., принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом.

Б. общественные — товары и услуги, предоставляемые государством на нерыночной основе.

Брачная плодовитость – число родившихся живыми на 1000 женщин детородного возраста, состоящих в браке.

Брокер — лицо или фирма, выполняющие функции посредников на фондовой, то­варной, валютной бирже. Б. продает и покупает товары, ценные бумаги, страховые полисы и т.п. по поручению клиента.

Бюджет — 1) роспись денежных доходов и расходов государства, предприятия, уч­реждения на определенный период, утвержденная в законодательном порядке; опенка соотношения будущих доходов и расходов в течение определенного периода времени; 2) форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; 3) план, представленный в денежном выражении, который указывает доходы, затраты и используемый капитал.

Валюта — 1) единица, лежащая в основе денежной системы государства; 2) тип де­нежной системы государства (золотая, бумажная валюта); 3) денежные знаки зарубеж­ных стран (банкноты, казначейские билеты, монеты), кредитные и платежные доку­менты (векселя, чеки и др.), используемые в международных расчетах.

Валютный курс — цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран.

Валютный паритет — соотношение между валютами разных стран.

Ваучер — 1) имущественный купон, выдаваемый в процессе приватизации для при­обретения акций приватизируемых предприятий; 2) письменное свидетельство, пору­чение, гарантия или рекомендация; 3) именной приватизационный чек.

Вексель — 1) ценная бумага, дающая ее владельцу право на получение указанной суммы денег в установленный срок. Выпускается в обращение и принимается к плате­жу с учетом процентной ставки и срока действия; 2) вид ценной бумаги — денежное обязательство строго установленной законом формы. Является безусловным и бес­спорным долговым документом. В международной торговле и во внутреннем обороте развитых стран используется как одно из важных средств оформления кредитно-де­нежных отношений.

Величина — количественная характеристика размеров, явлений, признаков, показа­телей их соотношения, степени изменения, взаимосвязи. Различают абсолютные В., относительные В., средние В. Первые выражают абсолютные размеры явления (в еди­ницах меры массы, протяженности, площади, объема и т.п.), вторые — относительные размеры (соотношения) в виде коэффициентов, процентов и т.п., третьи — В. призна­ка (показателя) в расчете на единицу совокупности.

Величина спроса — количество данного товара или услуги, которое покупатель же­лает купить по конкретной цене в течение определенного периода.

Вирхов Рудольф (XIX в.) — немецкий ученый и общественный деятель, врач, сто­ронник оздоровления труда и быта широких слоев населения.

Возмещение затрат — компенсация затрат за счет стоимости созданной и реализо­ванной продукции, обеспечивающая процесс простого и расширенного производства.

Возраст хронологический календарный - возраст, измеряемый числом прожитых лет со дня рождения, обыч­но выражается как возраст к последнему дню рождения.

Возрастная структура - распределение в процентном соотношении групп различных возрастов среди всего насе­ления.

Возрастная структура населения – распределение населения по возрастным группам.

Воспроизводство (естественное движение) населения – изменение численности, состава и размещения населения, обусловленное рождениями, смертями, браками и разводами.

Воспроизводство населения (естественное движе­ние) - изменение численности, состава и размещения насе­ления, обусловленное рождениями, смертями, динамикой браков и разводов.

Вторичный обмен инъекционного инструментария - форма работы, при которой значительный объем обмена шприцев происходит черезтак называемые «вторичные сети». Это могут быть аптеки и поликлиники или, чаще всего, сети волонтеров проекта, являющимися потребителями наркотиков.

Выслуга лет — по трудовому праву период трудовой деятельности, создающий при определенных условиях право на пенсию и льготы.

Госпитализированная заболеваемость – частота всех случаев заболеваний, зарегистрированных у выбывших больных из стационара за данный год (на 1000 населения).

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы – нормативные правовые акты, ус­танавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение кото­рых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья и среды обитания взрослых и детей.

Группа взаимопомощи – регулярно собирающиеся группы людей, объединенных общей жизненной проблемой или ситуацией. Организаторами и ответственными лицами на группе являются сами участники. Группу может вести фасилитатор, который также должен разделять проблему или ситуацию, объединившую других участников. Группы взаимопомощи признаны эффективным методом для повышения качества жизни и развития активизма людей с хроническими заболеваниями, принадлежащих к стигматизированным группам.

Группа риска (At – risk population) - группа, члены которой <


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.208 с.