Специальность 030302 клиническая психология — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Специальность 030302 клиническая психология

2017-11-27 510
Специальность 030302 клиническая психология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

 

 

для студентов 3 курса очной формы обучения

Специальность 030302 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Обсуждено на заседании кафедры Составитель:

клинической психологии доцент кафедры

клинической психологии, к.п.н.

28 февраля 2012 г. Протокол N ____________Т.М. Васильева

 

Зав. кафедрой

_____________ Т.А. Жалагина

 

 

Тверь, 2012

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Патопсихология» относится к разделу «Основные дисциплины специальности» - код ОД.03 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО), утвержденного Министерством образования Российской Федерации 17.03.2000 г.

Патопсихология – это частная психологическая дисциплина, предметом которой являются психологические закономерности нарушения, распада психической деятельности и личности у больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Базисными науками для патопсихологии выступают общая психология и психиатрия.

Содержанием дисциплины «Патопсихология», в соответствии с ГОС ВПО, являются:

- предмет патопсихологии;

- практические задачи и актуальные проблемы патопсихологии;

- приёмы патопсихологической диагностики;

- нарушение сознания;

- патология восприятия;

- нарушения памяти; мышления; речи; умственной работоспособности;

- аномалии эмоционально-личностной сферы;

- значение и перспективы развития патопсихологии;

а также практические задачи: диагностика и патопсихологическая квалификация нарушений сознания, восприятия, памяти, мышления, эмоционально-личностной сферы при психических заболеваниях и пограничных личностных расстройствах.

Дисциплина «Патопсихология» в системе специализации «Клиническая психология» обеспечивает комплекс профессиональных знаний, позволяя подготовить к выработке профессиональных знаний и навыков будущего специалиста в области психоневрологической практики.

Основными целями курса являются ознакомление студентов с основными феноменами нарушений высших психических функций, формирование представлений о методологии, теоретических основах, эмпирических задачах и методиках психологической диагностики психических расстройств.

Место дисциплины в структуре подготовки специалиста:

VI семестр. Курс «Патопсихология» занимает одно из важнейших мест в системе подготовки психолога по специализации «Клиническая психология», поскольку он закладывает основы знаний и представлений по ключевым разделам данной отрасли научного знания и соответствующей области практической деятельности. Курс готовит студентов к психодиагностической и экспертной работе с психически больными различного профиля. При изучении дисциплины студенты опираются на знания, полученные при изучении общепрофессиональных дисциплин, таких как общая психология, возрастная психология, нейропсихология, психофизиология, психодиагностика и др., а также клиническая психопатология.

В результате изучения данной дисциплины студенты получают определенный объем знаний, умений и навыков, необходимых для решения практических задач патопсихологической диагностики, профилактики психических расстройств и психокоррекции в психоневрологической практике.

Итогом курса является передача студенту необходимых знаний одного из разделов клинической психологии, развитие профессионального мышления клинического психолога, способности решать практические задачи в различных сферах деятельности. Студенты должны:

· знать основную феноменологию нарушений высших психических функций при различных нарушениях психики;

· овладеть принципами патопсихологического синдромного анализа;

· уметь составить обоснованный план патопсихологического обследования больных с различной нозологией.

Итоговой формой контроля знаний студентов по дисциплине «Патопсихология» является экзамен.

 


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Раздел I. Патопсихология: теоретические основы и практическое значение

Раздел II. Психологический анализ нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при разных психических заболеваниях

Тема 12. Нарушения личности

Патопсихологические проявления нарушений личности. Патология мотивационно-потребностной сферы как центральное звено в структуре нарушений личности. Различные варианты нарушений мотивационно-потребностной сферы: формирование аномальных потребностей и мотивов, нарушения опосредованной структуры мотивационной сферы, нарушения процесса смыслообразования. Нарушения общения при психических заболеваниях. Типы аномалий личности. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. Аномалии личности при алкоголизме, эпилепсии, органических поражениях головного мозга и различных формах шизофрении. Проблема исследования и оценки личности в клинике.Методы исследования нарушений и особенностей личности при различных нервно-психических заболеваниях: MMPI, TAT, СМИЛ, ПДО. Исследование уровня притязаний и самооценки. Метод психологической биографии.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 
Наименование разделов и тем   Всего Аудиторные занятия
Лекции Практичес-кие занятия Самостоя-тельная работа
Раздел I. Патопсихология: теоретические основы и практическое значение        
Тема 1. Предмет, задачи и методы патопсихологии        
Тема 2. Методологические основы и теоретические проблемы патопсихологии        
Тема 3. Практические задачи патопсихологии        
Тема 4. Методы патопсихологии          
Тема 5. Методологические принципы построения патопсихологического исследования        
Раздел II. Психологический анализ нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при разных психических заболеваниях        
Тема 6. Нарушения сознания и самосознания        
Тема 7. Нарушения восприятия          
Тема 8. Нарушения памяти          
Тема 9. Нарушения мышления при различных нервно-психических заболеваниях        
Тема 10. Нарушения внимания и умственной работоспособности при различных нервно-психических заболеваниях        
Тема 11. Нарушения эмоционально-волевой сферы        
Тема 12. Нарушения личности          
Раздел III. Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях        
Тема 13. Патопсихологический синдром как основа квалификации нарушений психики в патопсихологии        
Раздел IV. Значение патопсихологии для общей психологии и психиатрии        
Тема 14. Значение патопсихологических исследований для решения проблем психологической и психиатрической науки и практики.        
ИТОГО        
           

 

Планы семинарских занятий

Семинар 1а

1. Характеристика предмета и объекта исследования в патопсихологии. Сходство и различие предмета и объекта изучения патопсихологии и психопатологии.

2. Теоретические проблемы и практические задачи патопсихологии.

3. Методы патопсихологии.

Семинар 1б

1. Методологические основы патопсихологии. Принципы построения патопсихологического исследования.

2. История становления патопсихологии, развитие отечественной патопсихологии до ВОВ

3. Особенности развития патопсихологии после ВОВ

4. Основные направления развития современной отечественной и зарубежной патопсихологии

5.

Семинар 2а

1. Проблема классификации и создания диагностических систем при психических расстройствах (МКБ, DSM)

2. Понятие психической нормы. Различные представления о норме и критериях её выделения

3. Деонтологические аспекты патопсихологии

 

Вопрос для самостоятельной подготовки:

1. Правовое регулирование деятельности психолога в системе здравоохранения.

 

Семинар 2б

1. Беседа

2. Интервью

3. Биографический (анамнестический) метод

4. Наблюдение

5. Изучение истории болезни

6. Экспериментально-психологический метод

Семинар 3

1. Теория и методология патопсихологического исследования.

2. Правила построения патопсихологического исследования.

3. Основные компоненты патопсихологического исследования.

Семинар 4а

1. Психологическая характеристика отдельных видов нарушений сознания.

2. Проблема бессознательного в патопсихологии. Роль сознания и бессознательного в симптомогенезе.

3. Особенности самосознания пациентов с различными формами душевных расстройств.

Вопрос для самостоятельной подготовки:

1. Понятие сознания в философии, психологии.

 

Семинар 4б

1. Клиническая и психологическая феноменология нарушений восприятия.

2. Психологические факторы и механизмы нарушений восприятия:

а) нарушения категориальной структуры восприятия;

б) роль прошлого опыта в генезе нарушений восприятия;

в) нарушения мотивационной (смысловой) регуляции восприятия.

3. Нарушения восприятия при разных психических заболеваниях.

4. Методологические аспекты нарушений восприятия. Методики исследования нарушений восприятия.

 

Вопрос для самостоятельной подготовки:

1. Психологическая феноменология процесса восприятия в норме.

 

Тема 8. Нарушения памяти

Семинар 5

1. Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти.

2. Психологические подходы к исследованию нарушений памяти.

3. Методологические аспекты исследования нарушений памяти. Методики исследования нарушений памяти.

4. Психологические факторы и механизмы нарушений различных форм памяти.

5. Нарушения памяти при разных психических заболеваниях.

 

Вопрос для самостоятельной подготовки:

1. Психологическая феноменология памяти в норме.

 

Семинар 6

1. Клиническая и психологическая феноменология нарушений мышления. Классификация нарушений мышления.

2. Методологические аспекты исследования нарушений мышления. Методики исследования нарушений мышления.

3. Психологические факторы и механизмы нарушений мышления.

4. Нарушения мышления при разных психических заболеваниях.

 

Вопрос для самостоятельной подготовки:

1. Психологическая феноменология мышления в норме.

 

Семинар 7а

 

1. Понятие умственной работоспособности в психологии труда и патопсихологии.

2. Основные проявления нарушений умственной работоспособности у больных с нервно-психическими заболеваниями.

3. Психологические механизмы нарушений умственной работоспособности.

4. Методы исследования внимания и умственной работоспособности.

 

Вопрос для самостоятельной подготовки:

1. Психологическая феноменология внимания основных свойств нервной системы человека в норме.

 

 

Семинар 7б

1. Клиническая и психологическая феноменология патологии эмоционально-волевой сферы.

2. Психологические подходы к исследованию нарушений эмоционально-волевой сферы.

3. Нарушения эмоциональной сферы при различных психических заболеваниях.

4. Нарушения волевой регуляции поведения при психических заболеваниях.

5. Методологические аспекты и методики исследования эмоционально-волевой сферы.

 

Вопрос для самостоятельной подготовки:

1. Психологическая феноменология эмоций человека и воли в норме.

 

Тема 12. Нарушения личности

Семинар 8

1. Клиническая и психологическая феноменология патологии личности.

2. Методологические подходы к исследованию аномалий личности.

3. Нарушения общения при психических заболеваниях.

4. Психологические факторы и механизмы возникновения аномалий личности.

5. Особенности личностной сферы при разных психических заболеваниях.

 

Раздел III. Патопсихологические синдромы при психическихзаболеваниях

Семинар 9

1. Проблема обоснования и описания патопсихологических синдромов.

2. Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. М.: МОДЭК, МПСИ, 2009. – 624с.

2. Вассерман Л. И., Щеглова О. Ю. Медицинская психодиагностика. М.: Академия, 2003. – 736с.

3. Вольф М. Патопсихология и ее методы. СПб.: Питер, 2004. – 192с.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека М., 2004.

5. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Академия, 2007. – 208с.

6. Зейгарник Б.В. Патопсихология. Основы клинической диагностики и практики. М.: Эксмо, 2009. – 368с.

7. Клиническая психология/ под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2011. – 864с.

8. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М.: Академия, 2005. – 232c.

9. Медицинская и судебная психология /под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – М: Генезис, 2004.

10. Орлова Е. А., Козьяков Р. В., Козьякова Н. С. Патопсихология. М.: Юрайт, 2011. – 240с.

11. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (2 книги). М.: Апрель-Пресс, Издательство Института психотерапии, 2010.

12. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М: SvR-Аргус, 1995.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 

1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях. Психол. Журн. № 1.

2. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. М., 1986.

3. Блейхер В.М., Крук, Боков. Клиническая патопсихология. 1995.

4. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.

5. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

6. Бородина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1986.

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб, 1999.

8. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1988.

9. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе методов Роршаха). Киев, 1979.

10. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства// Собр. соч. в 6 т. М.: 1983. Т. 5 С.290 -321.

11. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984.

12. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1986.

13. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М., 1981.

14. Зейгарник Б.В., Братусь Б.Д. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.

15. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей.- М., 1976.

16. Кабанов М.М. и др. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л., 1983.

17. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л., 1982.

18. Киященко Н.К. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. М., 1973.

19. Клиническая психология./ под ред. М. Перре, У Баумана. – СПб,. 2002

20. Коченов М.М., Николаев В.В. Мотивация при шизофрении. М., 1975.

21. Кожуховская И.О. О разграничении между восстановлением критичности и диссимуляции психически больных// Экспериментальные исследования в патопсихологии. М., 1976.

22. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, обобщение. Познание. М., 1991.

23. Курек Н.С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь. М., 1996.

24. Коржова Е.Ю. Человек болеющий: личность и социальная адаптация. СПб., 1994.

25. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности.// Психол. Журнал, 1987 № 4.

26. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии.// Вопросы психологии, 1985 № 1.

27. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – Л., 1983.

28. Лурия А.Р., Зейгарник Б.В., Поляков Ю.Ф. Психология и ее роль в медицине.// Вопросы психологии. 1978, №2.

29. Материалы к спецпрактикуму по нейро- и патопсихологии. М., 1980.

30. Меграбян А.А., Мелик-Памаян М.А. К вопросу о дефекте личности при шизофрении.// Клинико-психологическое исследование личности. Л., 1971.

31. Михайлова Е.С., Моносова А.Ж., Беляев Б.С. Эмоциональная реактивность больных депрессией. – Журнал невропат. И психиат. Им. С.С. Косакова № 4, с. 86-91.

32. Москаленко В.Д., Новиков А.В., Татаринская Е.В. Личностно-психологические особенности детей, родители которых больны алкоголизмом. Вопросы наркологии, 1993, № 4.

33. Николаева В.В. Влияние Хронической болезни на психику. - М., 1987.

34. Николаева В.В., Соколова Е.Т., Спиваковская А.С. Спецпрактикум по патопсихологии. М., 1979.

35. Патопсихология. Хрестоматия. М., 1997.

36. Петренко Л.В. Нарушение высших форм памяти. М., 1976.

37. Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С. Место психологической коррекции в психопрофилактике.// Проблемы психопрофилактики. Л., 1984.

38. Практикум по патопсихологии/ Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. – М., 1987.

39. Психологические расстройства у подростков. Л., 1987.

40. Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Л., 1990.

41. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.

42. Рубинштейн С.Я Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979.

43. Руководство по психиатрии: в 2 т./ Под ред. А.С. Тиганова. М: Медицина, 1999.

44. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. – М., 1998.

45. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. - М., 1985.

46. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1980.

47. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.

48. Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976.

49. Социально-психологические проблемы реабилитации нервно-психических больных. Л., 1984.

50. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.

51. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: методич. Руководство. М., 1990.

52. Херсонский Б.Г. Пиктограмма как метод исследования личности в норме и при некоторых нервно-психических заболеваниях. автореф. дисс. на соиск. Уч. степени канд. Психол. Наук. М., 1982.

53. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997, с. 56-101.

54. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

55. Экспериментально-психологическое исследование патологии психической деятельности при шизофрении. М., 1982.

 

Электронные ресурсы:

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. http://www.fidel-kastro.ru/psihology/patopsyhologia/prpatopsy.htm

2. Информационный портал "Медицинская психология" и Электронный научный журнал "Медицинская психология в России" http://www.medpsy.ru/index.php

3. Книги по патопсихологии (и другие) http://www.mirknig.com/knigi/zdorovie/1181396609-prakticheskaya-patopsihologiya.html

4. Патопсихология в электронной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F2%EE%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF

5. Портал психологических изданий (Множество электронных изданий психологических журналов) http://psyjournals.ru/

6. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. http://psychlib.ru/mgppu/saf/Saf-001-.htm

 

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.

1)Для самостоятельной работы студенты III курса могут воспользоваться методическими материалами «Патопсихология», изданными кафедрой клинической психологии в 2007 г.

2)При подготовке к семинарам рекомендуется повторить следующие темы из курса общей психологии:

1. Правовое регулирование деятельности психолога в системе здравоохранения (тема 3, семинар 2а).

2. Понятие сознания в философии, психологии (тема 6, семинар 4а).

3. Психологическая феноменология процесса восприятия в норме (тема 7, семинар 4б).

4. Психологическая феноменология памяти в норме (тема 8, семинар 5).

5. Психологическая феноменология мышления в норме (тема 9, семинар 6).

6. Психологическая феноменология внимания основных свойств нервной системы человека в норме (тема10, семинар7а).

7. Психологическая феноменология эмоций человека и воли в норме (тема 11, семинар 7б).

Глоссарий

Абулия – психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли.

Аггравация – вид установки испытуемого по отношению к ситуации патопсихологического исследования: осознанное преувеличение незначительно выраженных психических изменений.

Агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур.

Аграфия – нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи.

Адаптация – приспособление к окружающим условиям.

Акалькулия – нарушение счета и счетных операций.

Алалия – отсутствие или недоразвития речи у детей при нормальном слухе и сохранности возможности умственного развития.

Алексия - нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария или неспособность овладения процессом чтения.

Амбивалентность чувств – внутреннее противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующееся его одновременным принятием и отвержением.

Амнезия – полная утрата способности сохранять и воспроизводить ранее приобретённые знания.

Апраксия – нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга.

Апрозексия - полная неспособность к сосредоточению, концентрации внимания.

Астенический синдром – совокупность симптомов нарушения психической деятельности, выражающихся в общей слабости, повышенной истощаемости, раздражительности и т.п. проявлениях.

Аутизм – вид психического расстройства, первезивное нарушение или искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностю цнс.

Афазия – нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария и представляющие собой системные расстройства различных видов речевой деятельности.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857 – 1927) – русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог. Создатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии (г. Казань), основатель Психоневрологического института в Санкт-Петербурге. Создатель учения «Рефлексология».

Болезнь – нарушение нормального состояния и функционирования, работоспособности

Влечение – первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием.

Внутренняя картина болезни – отражение в психике больного своей болезни, ее эмоциональных (сензитивный уровень) и информационных (интеллектуальный уровень) составляющих.

Вундт Вильгельм (1832 – 1920) – немецкий психолог, физиолог, философ, выдвинувший в своих трудах одну из программ построения психологии как самостоятельной науки, основатель первой в мире лаборатории экспериментальной психологии в Лейпцигском университете.

Выготский Лев Семёнович (1896 – 1934) – отечественный психолог, автор культурно-исторической концепции развития высших психических фунуций.

Высшие психические функции – сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления.

Галлюцинации – расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, чего в реальной действительности не существует.

Галлюцинаторно-параноидный синдром – совокупность симптомов нарушений психической деятельности, проявляющаяся в наличии галлюцинаций и бреда, переживания которых и определяет поведение больных.

Гельмгольц Герман фон - немецкий физик, физиолог и психолог. Сыграл значительную роль в превращении психологии в самостоятельную науку, впервые в эксперименте измерил скорость проведения возбуждения по нервным волокнам.

Гиперактивность детская – вид расстройства психологического развития, проявляющийся в непрерывном двигательном беспокойстве, очень быстрой смене деятельности, неусидчивости, невнимательности, стереотипном поведении и деятельности, недостаточном интеллектуальном развитии.

Гиперкинетическое расстройство – вид поведенческого и эмоционального расстройства, начинающегося не позднее 7-летнего возраста, характеризуется невнимательностью (6 симптомов), гиперактивностью (3 симптома) и импульсивностью (4 симптома). Интеллект, как правило, не страдает.

Гипермнезия -усиление, обострение памяти, прояаляется усилением воспоминаний о прошлой жизни или улучшением запоминания текущих событий.

Гиперпрозексия - внимание усилено, причем часто за счет односторонней его направленности.

Гипомнезия – ослабление мнестических функций, вплоть до полной их утраты.

Гипопрозексия - разнообразные варианты ослабления внимания.

Гуманистическая психология – крупное направление в современной психологии (преимущественно американской), предметом изучения которого служит целостный человек в его высших, специфичных только для человека проявлениях (высших ценностях, творчестве, любви и т.п.). Противопоставляет себя механистичности бихевиоризма и бессознательной обусловлености психоанализа.

Девиантное (отклоняющееся) поведение - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данной группе нормам и ожиданиям и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основными видами является преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства и т.п.

Делирий – расстройство сознания, которое характеризуется наличием галлюцинаций, сильным двигательным возбуждением, нарушением ориентации во времени и пространстве.

Деменция – приобретенное слабоумие, проявляющееся в ослаблении познавательной способности, обеднении чувств, затруднении в использовании знаний прошлого опыта.

Депрессивный синдром – психопатологический синдром, при котором нарушена аффективная сфера и заторможена психическая деятельность. Характеризуется выраженным снижением настроения, волевой регуляции и т.п.

Диссимуляция – вид установки испытуемого по отношению к ситуации патопсихологического исследования: сокрытие, или утаивание, психически больным проявлений своего болезненного состояния, собственных психических расстройств.

Дереализация – нарушение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным, сопровождается нарушениями памяти.

Задержка психического развития – особый тип аномалии психического развития ребенка, обычно носящий парциальный и временный характер и преодолеваемый в детском или подростковом периоде.

Зейгарник Блюма Вульфовна (1900-1988) – советский психолог. Ученица К. Левина, основатель патопсихологии как науки.

Иллюзии – (от лат. Illusio – ошибка, заблуждение) искажённое восприятие реально существующего предмета или явления.

Инертность («вязкость») мышления - нарушение динамики мыслительной деятельности: отмечаются затруднения при необходимости изменения способа деятельности; мыслительная деятельность протекает торпидно, снижена переключаемость.

Ипохондрический синдром – необоснованное повышенное опасение за состояние своего здоровья. Характерен для неврозов, реактивных состояний и некоторых других видов расстройств.

Искажение процесса обобщения – нарушение операционной стороны мышления, характерна выхолощенность, неадекватность суждений, случайные, оторванные от реальности ассоциации, ассоциации по «слабому», латентному признаку.

Истерия - патологическое состояние психики человека, характеризующееся повышенной внушаемостью, демонстративностью и слабостью сознательной регуляции поведения.

Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление его интенсивности в процессе работы, хотя изначально была достаточно высокая степень сосредоточения. В силу этого резко падает продуктивность работы, становится невозможным углубленность, поглощенность деятельностью.

Кататонический синдром – наличие состояния общего возбуждения и последующего ступора. Проявляется в виде внезапно возникающего двигательного и речевого беспокойства, а затем в виде «оцепенения».

Корсаковский синдром – амнестический синдром, впервые описанный С.С. Корсаковым (1887). Сложный симптомокомплекс, выражающий в невозможности запоминания нового материала при сохранности памяти на прошлые события.

Коморбидность – появление разных психических расстройств у одного человека. Имеет значение для терапии, для гипотез по поводу этиологии.

Конфабуляции («галлюцинации памяти», «вымыслы памяти», «бред воображения») - ложные воспоминания, содержание которых носит фантастический характер, и больные описывают события, которых явно в их жизни не было.

Лабильность мышления («скачка идей») - нарушение динамики мыслительной деятельности: в ситуации обследования больной легко уходит от задачи, поставленной перед ним, однако при наличии направляющей помощи экспериментатора способен к обобщениям и обнаруживает сохранность интеллектуального уровня.

Личности нарушения - нарушения структуры и динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе, наблюдающиеся при психических заболеваниях и локальных поражениях головного мозга.

Лурия Александр Романович (1902-1977) – один из выдающихся российских психологов, широко известный работами, основоположник отечественной нейропсихологии.

Маниакальный синдром – сочетание повышенного эйфорического настроения с ускорением мышления, повышенной активности, нарушением целенаправленной деятельности.

Метасимуляция – вид установки испытуемого по отношению к ситуации патопсихологического исследования: осознанное предъявление психопатологической симптоматики когда-то перенесённого психического заболевания, которым к моменту исследования испытуемый уже не страдает.

Многоосевая диагностика - описание индивида по нескольким осям, при этом каждая ось характеризуется своим специфическим содержанием.

Нарушение направленности внимания — проявляется в том, что внимание приковано к явлениям, заслоняющим от больных другие важные стороны жизни.

Некритичность мышления – нарушение мышления, обусловленное выпадением контроля больным за своими действиями и неспособностью коррегирования ошибок.

Непоследовательность суждений - нарушение динамики мыслительной деятельности: проявляется в отходе от правильного решения задания; при этом обнаруживаются ошибочные суждения, свидетельствующие о снижении уровня процесса обобщения и отвлечения, имеющие временный, функциональный характер на фоне достаточно дифференцированных суждений.

Норма (в отношении психического здоровья) – Не только отсутствие болезней, Нои состояние физического, социального и психического благополучия (определение ВОЗ).

Операциональная диагностика – диагноз определяется по каталогу критериев, с правилами объединения критериев.

Патопсихология (патологическая психология) -это отрасль клинической психологии, изучающая психологические закономерности нарушения, распада психической деятельности и личности у больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

Парапрозексии — извращение внимания. В психопатологии понимается как проявление в сфере внимания явлений диссоциации и амбивалентности, типичных шизофренических расстройствах. Здесь обычно демонстрируемая слабость побуждений к концентрации внимания и видимая истощаемость произвольного внимания в повседневной деятельности парадоксально сочетается с крайним усилением и даже ригидностью внимания при возникновении у больного феноменов психопатологического свойства.

«Перцептивная защита» - повышение порогов восприятия применительно к объектам, могущим приводить к нарастанию тревоги, эмоционально-аффективного напряжения.

Патопсихологический синдром (симптомокомплекс) – это совокупность особенностей и нарушений познавательных процессов, относительно специфичных для той или иной клинической нозологии, имеющая в своей основе определённые психологические механизмы.

Патологическая застреваемость, тугоподвижность внимания - нарушения механизмов переключения внимания с одного объекта на другой, что зависит от малой подвижности основных нервных процессов в коре головного мозга.

 

Психодиагностическая беседа – основной клинико-психологический метод диагностики, предполагающий вступление психолога в непосредственный вербально-невербальный контакт с обследуемым, цель которого состоит в получении информации о личности и других психологических характеристиках пациента на основе самоотчёта об особенностях его биографии, субъективных переживаниях, отношениях, а также об особенностях поведения в конкретных ситуациях.

Психодиагностическое интервью – метод получения информации о человеке в ходе живого диалога (очной беседы), в котором психолог задаёт вопросы, руководствуясь определённой целью и определённой коммуникативной тактикой (направленность, последовательность и форм постановки вопросов)

Разноплановость мышления – нарушение мышления, при котором один и тот же предмет (явление) рассматривается с различных точек зрения; предлагая несколько вариантов решения одного и того же задания, больной не отдаёт предпочтения правильному.

Рассеянность внимания — нарушение способности длительно сохранять его направленность, страдает сосредоточение. Внимание становится неустойчивым, больной не в состоянии длительно сосредоточиваться на определенном виде деятельности, преобладает непроизвольное внимание.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.154 с.