Смертная казнь: оставить или отменить? — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Смертная казнь: оставить или отменить?

2017-11-27 195
Смертная казнь: оставить или отменить? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наше общество стоит на пороге важного решения - отменить ли в стране смертную казнь. Это стало возможным после принятого недавно решения Конституционного Суда, в соответствии с которым объявление моратория на применение смертной казни или полная отмена этого наказания признаны не противоречащими Конституции.

По словам заместителя председателя Комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Ивана Кибака, соответствующий вопрос может быть включен в повестку дня уже ближайшей весенней сессии Парламента, которая откроется 2 апреля. И если депутаты проголосуют "за", одной из комиссий Палаты представителей будет поручена подготовка проекта закона о внесении изменений и дополнений в действующий Уголовный кодекс. После чего понятие "смертная казнь" исчезнет из санкции порядка двадцати статей УК и будет заменено "пожизненным заключением"...

В период СССР смертная казнь отменялась трижды. Однако всякий раз через какое-то время эти акты аннулировались под предлогом необходимости усиления борьбы с особо опасными преступлениями. Тем не менее совершенствование уголовного законодательства всегда было направлено на его гуманизацию. Например, если в Уголовном кодексе БССР 1928 года смертная казнь была предусмотрена за совершение свыше 60 видов преступлений, то в УК 1960 года - только за 30. При этом в обоих Уголовных кодексах оговаривалось, что применение смертной казни носит временный характер.

Начиная с 90-х годов сфера применения смертной казни еще более сузилась. Скажем, высшая мера наказания была последовательно отменена за нарушение правил о валютных операциях, изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг, получение взятки при особо отягчающих обстоятельствах, хищение имущества в особо крупных размерах. В ныне действующем Уголовном кодексе смертная казнь может быть назначена за особо тяжкие преступления против мира и безопасности человечества, а также военные преступления, развязывание либо ведение агрессивной войны, международный терроризм, геноцид, убийство при отягчающих обстоятельствах и т.д.

Вопрос о возможности объявления запрета на смертную казнь в Беларуси Конституционный Суд рассматривал более 4 месяцев. И один из выводов, к которому пришли судьи, заключается в том, что взаимозависимости между применением смертной казни и, допустим, количеством совершаемых убийств практически не прослеживается. Наоборот, рост числа убийств при отягчающих обстоятельствах приходился в основном на те годы, когда широко применялась смертная казнь за этот вид преступлений. Например, если в 1994 году количество приговоренных к смертной казни составило 25, то в 1998-м - 47 человек. Но за этот же период возросло и количество осужденных за убийства при отягчающих обстоятельствах - с 278 до 516 человек в год. Конституционный Суд считает, что для предупреждения тяжких преступлений государство обладает достаточно эффективными правовыми средствами, позволяющими изолировать преступников от общества и тем самым не допустить совершения ими новых преступлений. Такими средствами являются в том числе пожизненное заключение либо заключение сроком до 25 лет. Именно этим видам наказания отдают сейчас предпочтение судьи, вынося приговоры по особо тяжким преступлениям. Кроме того, необходимо сделать упор на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, обеспечение сбалансированности уголовной политики и т.д.

Относительно референдума, на котором более 80 процентов белорусов высказались против отмены смертной казни, судьи КС напомнили, что он проходил в условиях, когда в качестве альтернативы смертной казни в Уголовном кодексе предусматривалось лишение свободы сроком до 15 лет - то есть наказание, явно не соответствующее степени общественной опасности, в частности умышленных убийств. Пожизненное заключение было введено в УК только в конце 1997 года. Кстати, во многих европейских странах, в том числе и государствах СНГ, решения об отмене смертной казни либо моратории на ее применение принимались в условиях, когда общественное мнение склонялось к сохранению этого вида наказания. Однако отмена смертной казни в этих государствах не стала причиной резкого усиления криминогенной напряженности. Сегодня, по оценке Конституционного Суда, тенденция отмены смертной казни или сокращения ее применения характерна для всего мирового сообщества. Смертная казнь не применяется более чем в 100 государствах. В Беларуси также все чаще отдается предпочтение пожизненному заключению. К примеру, в 2003 году из 366 осужденных за различные тяжкие преступления к смертной казни приговорено 4, а к пожизненному заключению - 12 человек. Однако подобная практика вовсе не ухудшает криминогенную обстановку в стране.

Конечно, проблема отмены смертной казни всегда вызывает ожесточенные споры - среди юристов-практиков, теоретиков правоведения, в обществе в целом. Причем аргументация и сторонников, и противников практически не претерпевает изменений. Одни полагают, что смертная казнь является сдерживающим фактором для преступников и что убийцы недостойны того, чтобы им сохраняли жизнь. Их оппоненты напоминают, что в странах, где существует смертная казнь, уровень преступности иногда даже выше, чем там, где она отменена. Кроме того, в случае судебной ошибки могут быть казнены невинные люди и т.д.

Судя по решению Конституционного Суда, Беларусь сейчас находится на пороге запрета так называемых узаконенных расстрелов. И позиция судей, принимавших это решение, наверняка созвучна точке зрения академика Сахарова, которую он обнародовал еще в декабре 1977 года: "Я убежден, что общество в целом и каждый его член в отдельности, а не только те, кто предстает перед судом, несут ответственность за происходящие преступления. У задачи уменьшения и ликвидации преступности нет простых решений, и, во всяком случае, не смертная казнь является таким решением..."

"За"

Не обжечься бы на гуманизме...

Сторонники отмены смертной казни разглагольствуют о том, что государство, дескать, не должно уподобляться убийце, что право на жизнь неприкосновенно и лишать его никто не вправе. Пусть все эти аргументы они попытаются привести обезумевшей от горя матери, чью дочь зверски растерзали несколько пьяных подонков. Нам стараются внушить мысль, что страх перед высшей мерой наказания никогда не является сдерживающим фактором для убийцы, что смертная казнь никак не влияет на общую картину преступности. Но бесстрастная статистика - не всегда объективное отражение психологии изгоев общества. Ведь они живут и действуют исключительно по своим, а не по общепринятым законам. Или что, есть научные данные, которые свидетельствуют, что любому преступнику абсолютно безразлично, какое наказание его может ожидать в случае провала?

Вот приводят в пример Европу, где подавляющее большинство стран отменили смертную казнь. Ну а где доказательства правильности таких подходов в уголовной политике? И не обожгутся ли вскоре европейцы на своем либерализме? Вспомните, как цацкались в Евросоюзе с чеченскими сепаратистами. А после терактов в Испании, угроз взрывов во Франции и Англии уже раздаются призывы ужесточить наказание за терроризм, проводятся лихорадочные облавы в мусульманских кварталах и т.д. Не произойдет ли то же самое и со смертной казнью, если вдруг обнаглевшие преступники начнут бесчинствовать на некогда тихих и уютных улочках Барселоны или Лиона?

Я не понимаю одного: почему пожизненное заключение, которое, по сути, представляет собой растянутую во времени казнь, "смерть в рассрочку", считается вершиной соблюдения прав человека, а мгновенный расстрел - актом государственного вандализма? И вообще, я как налогоплательщик совершенно не желаю кормить в тюрьме подонка, на совести которого несколько загубленных человеческих жизней.

Виталий БЛАЗГОЕВ, предприниматель.

"Против"

Убийцу эшафотом не исправишь

На современном уровне цивилизации мы давно уже должны были отказаться от применения смертной казни - наказания, которое в некоторых странах было отменено еще в конце XIX века. Теория естественных прав человека гласит о том, что любой человек как разумное существо имеет неотъемлемое право на жизнь, свободу и счастье. Это право свято, и лишить его не может никто, в том числе и государство. В том, что человек стал преступником, всегда есть большая доля вины общества и государства. Получается, что это самое государство, которое в свое время, скажем так, не наставило гражданина на путь истинный, отрицательно относится к убийце, наказывая его, но одновременно и само выступает в малопривлекательной роли убийцы. Нонсенс!

С юридической точки зрения, основная цель наказания - исправление. Однако смертная казнь не исправляет преступников и не предупреждает новые преступления. Более того, она не устраняет причин тяжких и жестоких преступлений. В США, например, по статистике, уровень преступности в тех штатах, где смертная казнь не применяется, нисколько не выше, чем там, где она существует.

Да и история доказывает, что запретами и ужесточением наказания добиться улучшения криминогенной обстановки невозможно. Ведь по мере развития общества правовые и реальные ограничения применения смертной казни постоянно расширялись. Единственным исключением из этой тенденции являлось так называемое кровавое законодательство в Англии в XIV и в Германии в XVI веках.

При сохранении в законодательстве смертной казни неимоверно высока цена судебной ошибки, существует опасность использования этого вида наказания в качестве инструмента политической борьбы и т.д. Словом, за исключением вполне объяснимых эмоций, аргументы сторонников смертной казни не выдерживают никакой критики.

Валентина ШЕЛКОПЛЯС, профессор кафедры теории и истории государства и права Академии МВД.

 

Юстиция Беларуси №3/1998
 
  М Н Е Н И Е


Я - ЗА ОТМЕНУ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Валерий Ерчак,
адвокат Минской областной
юридической консультации № 1

Действующая Конституция Республики Беларусь вобрала в себя те ценности, которые были сформулированы в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека и в других правовых актах. Правовой статус личности базируется сейчас на приоритетах, основанных на учете общепризнанных международных стандартов в области прав и свобод. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью нашего общества и государства (ст. 2 Конституции).

Основным неотъемлемым правом человека является право на жизнь (ст. 24 Конституции). В Конституции Беларуси 1978 года это право вообще не фиксировалось. Действующий Основной Закон возлагает на государство обязанность защищать жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только по приговору суда.

Как отмечается в литературе, "право на жизнь в отличие от прочих прав представляет собой не простую конкретизацию, а существенную предпосылку, жизненную базу человеческого достоинства. Это право гарантирует неприкосновенность физического существования человека. Соответственно жизнь рассматривается как единое и неделимое благо, абсолютно не подлежащее каким-либо ограничительным оценкам".*1 Право на жизнь рассматривается как право на защиту от вмешательства государства в это право.

Содержание части третьей статьи 24 Конституции таково, что в ней закрепляется идея на сужение возможности применения смертной казни в качестве уголовного наказания. Во-первых, она является исключительной мерой, во-вторых, определяется законом, в-третьих, предусматривается в перспективе ее отмена. Полагаю, что части первая и третья статьи 24 Конституции в определенной степени противоречат друг другу. Часть 1 статьи 24 провозглашает: "Каждый имеет право на жизнь", часть 3 этой статьи допускает лишение жизни по приговору суда. Получается, что не каждый имеет право на жизнь.

Таким образом, смертная казнь как лишение права человека на жизнь даже по приговору суда противоречит высшей цели государства и общества, провозглашенной в Конституции Республики Беларусь.

На мой взгляд, в уголовном праве следует отказаться от смертной казни как меры наказания. Этому не препятствуют также итоги референдума 24 ноября 1996 года. Вопрос о ее применении носил консультативный характер.

В Республике Беларусь в последние 5 лет ежегодно приговаривается к исключительной мере наказания 20-30 человек, а в 1997 году приговорено 38 человек. Все они имеют право обратиться к Президенту Республики Беларусь с ходатайством о помиловании. Согласно Положению о порядке осуществления помилования граждан, осужденных судами Республики Беларусь, утвержденному Указом Президента от 3 декабря 1994 года № 250, помимо ходатайств о помиловании самих осужденных, Глава государства рассматривает материалы в отношении лиц, осужденных к смертной казни, которые не ходатайствуют о помиловании, а также представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь либо Генерального прокурора Республики Беларусь о применении помилования к лицам, осужденным судами к смертной казни. Ходатайства о помиловании рассматриваются только после вступления приговора в законную силу.

По данным отдела по вопросам гражданства и помилования Администрации Президента Республики Беларусь, в 1996 году комиссия по вопросам помилования и Президент Республики Беларусь рассмотрели 32 ходатайства о помиловании лиц, осужденных к исключительной мере наказания - смертной казни и 6 дел в отношении осужденных к смертной казни, не ходатайствующих о помиловании. Из них 37 лиц совершили умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах и 1-посягательство на жизнь работников милиции. По причине особой тяжести совершенных преступлений и их повышенной опасности для общества ходатайства указанных лиц были отклонены. Многие из этих лиц, приговоренных к смертной казни, помимо умышленных убийств, совершили и другие преступления: грабежи, изнасилования, разбойные нападения. Абсолютное большинство из них судимы в прошлом, в момент совершения преступления находились в состоянии алкогольного опьянения. Суды приговаривают к расстрелу только десятую часть преступников, совершивших умышленные убийства.*2

На мой взгляд, определенный интерес представляет историко-правовой анализ применения смертной казни. В Российской Империи, включая Финляндию и Польшу, за 83 года, с 1826 по 1909 год, к смертной казни было приговорено 612 человек, из которых 131 казнен*3, в то время как в СССР только в 1985 году было казнено 770 человек. Следует отметить, что, хотя за последующие пять лет число казненных несколько сократилось, в то же время, как отмечалось в печати, каждая третья казнь в мире приходилась на СССР, который превосходил по числу приговоренных к смерти Китай в три, США - в двадцать раз. К сведению заметим, что смертная казнь в России и СССР отменялась четыре раза - в 1743, 1917, 1920 и 1947 годах. В 1949 году Советский Союз вносил предложение об отмене смертной казни на Генеральной Ассамблее ООН.*4

Смертная казнь, как и суровое отношение к преступнику, чужды правосознанию нашего народа.*5 Даже в самом древнем из дошедших до нас юридических памятниках уголовного права - "Русской Правде" (Х век) не было предусмотрено смертной казни. А наказание (вира) за осквернение бороды было строже, чем за убийство (борода дороже головы). Наши предки смотрели на смертную казнь, при которой, кроме убитого, истреблялся другой сородич, как на величайшую нелепость. Умышленное убийство воспринималось как Богом караемое деяние.

После Крещения Руси прибывшие из Византии наставники спрашивали князя Владимира: "Почему не казнишь преступников?"- и получали ответ: "Греха боюсь". До наших дней дошла заповедь Владимира Мономаха: "Не убивайте, не повелевайте убивать, даже если кто и будет повинен в чей-либо смерти".*6

С христианской точки зрения человек есть творение Божие, его образ и подобие. Только Бог вправе распоряжаться жизнью человека. Известный русский экономист, философ, богослов, профессор Киевского университета, декан Русского Богословского Института в Париже Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) писал: "Всякое убийство есть дело ненависти. Не может быть, чтобы человек убивал человека из любви к нему. Смертная казнь есть один из самых ужасных видов убийства, потому что она есть холодное, расчетливое, сознательное, принципиальное убийство ради убийства. В нравственной экономике мира ничего не пропадает даром, особенно кровь казненных. Победа над смертной казнью даст нам силы страшить наемных, бездумных, жалких и презренных убийц".*7 Блаженный Августин и Тертуллиан восставали против смертной казни. Во времена Феодосия Великого христианские монахи силой освобождали смертников.

Убийство ложится тяжким грехом на убийцу. Если такое лишение жизни происходит именем государства, то грех этого убийства ложится на весь народ, а не только на участников уголовного процесса. История свидетельствует, что ужесточение наказаний, в том числе применение смертной казни за тяжкие преступления, никогда не приводили к их сокращению. Более того, жестокость наказания порождала жестокость преступлений. Так, когда на Гревской площади в средневековом Париже палач обезглавливал осужденных за кражи, другие воры в это время "чистили" карманы глазеющей на казни парижской знати. Тоже самое происходило во время публичных казней воров на площадях других городов Европы. Давно известно, что в душе преступника преобладает не страх наказания, а надежда на безнаказанность.

Как одну из трагических страниц российской истории называют царствование Ивана Грозного. Однако если сравнить количество казней, совершенных в России того периода, с количеством казней в Западной Европе XVI века, то Россия явно "отстала" от Европы. Судите сами. 16 февраля 1568 года инквизиция осудила на смерть всех жителей Нидерландов, за исключением поименно указанных, и на основании вынесенного ею приговора было казнено 25 тысяч человек. В Германии в этот период при Карле V было казнено около 100 тыс. человек. В Англии при Генрихе VIII за 14 лет было повешено 72 тыс. человек при численности населения в 4,5 млн. человек. Английская королева Елизавета с 1558 года по 1603 год казнила 89 тыс. человек. Одна Варфоломеевская ночь с 23-го на 24 августа 1572 года, во Франции унесла жизни 20 тыс. протестантов-гугенотов, за что Римский Папа Григорий ХIII наградил отличившихся специально в честь этого отчеканенной медалью. В России же в период опричнины при Иване Грозном было казнено всего лишь около 4 тыс. человек.*8

Американская нация образовалась на крови, костях, землях и имуществе более 100 миллионов убитых и замученных индейцев.*9

Может быть, довольно крови? По Библии душа человека - в крови.

Представляется, что в качестве первого шага на пути к отмене смертной казни в Республике Беларусь следует отказаться от применения смертной казни в течение одного года. 2000-летие христианства следует ознаменовать отменой смертной казни с заменой ее пожизненным заключением. Нельзя, чтобы кровь убиенных была на нас и детях наших.

Гарантией неотъемлемого права человека на жизнь является чистая совесть. Сохранение священного дара человеческой жизни на земле нельзя осуществить без возрождения духовности. Государственную позицию в этом вопросе высказал Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в Минске 14 октября 1996 года при закладке капсулы Храма-памятника в честь Всех Святых, в память безвинно убиенных в Отечестве нашем: "Сегодня как никогда остро стоит проблема возрождения духовности народа. Человек - высшая ценность на земле, каждому человеку должно быть гарантировано право реализовать данный свыше особый дар. На заповедях Христа воспитывались поколения наших предков, но именно идеи православия сыграли первостепенную роль в формировании славянской государственности... Подлинное возрождение общества и человека должно начинаться с нравственного и духовного обновления. Как Глава государства я чувствую духовную поддержку православия и глубоко признателен Церкви за это".

Есть еще два немаловажных обстоятельства, два довода в пользу отмены смертной казни. Первое. Отмена смертной казни сохраняет возможность исправления судебной ошибки, допущенной при вынесении смертного приговора, от которой, к сожалению, не застрахован суд. Второе. Беларусь, являясь европейским государством, проводит последовательную политику по вхождению в европейские структуры. В их числе такая авторитетная межправительственная организация, как Совет Европы, объединяющая в настоящее время 40 европейских государств, в которую уже приняты Россия, Украина, Молдова и в которую намерена вступить Республика Беларусь. Одним из условий приема в Совет Европы является отмена смертной казни. Сегодня в большинстве европейских государств такая мера наказания как смертная казнь отсутствует. А Россия после вступления в Совет Европы ввела мораторий на смертную казнь и намерена принять закон об ее отмене.

Исходя из всего изложенного, я - за отмену смертной казни.

© Юстиция Беларуси, №3 1998

*1 Государственное право Германии. М., 1994, том 2/ С. 246.

*2 Самусев В. Право на помилование. Народная газета, 1997, 15 апреля.

*3 Потоцкий Н. Правда о царской России. Буэнос-Айрес.1959. С. 18.

*4 Национальный и международный опыт в области преподавания прав человека и гражданского образования (сб. материалов международного научно-методического семинара). Мн., 1997. С. 20. 26 октября 1917 г. Второй Всероссийский съезд Советов объявил об отмене смертной казни (СУ РСФСР 1917, № 1. Ст. 10), 26 мая 1947 г. принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об отмене смертной казни" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1947, № 17).

*5 Академик Бегунов Ю.К. Обретение "Велесовой книги" в сб. Мифы древних славян. Саратов, изд. "Надежда", 1993. С. 150. Там же Рыжков Л.Н. Были и небылицы о древней Руси. С. 313.

*6 Шишов О.Ф. Смертная казнь в истории России. Сб. Смертная казнь: за и против. Под ред. Келиной С.Г. М, Юридическая литература, 1989. С. 17.

*7 Булгаков С.Н. О смертной казни. Сб. Смертная казнь: за и против. Под ред. Келиной С.Г. М, Юридическая литература, 1989. С. 210-213.

*8 Смертная казнь: за и против. Под ред. Келиной С.Г. М., Юридическая литература, 1989. С. 21.

*9 Платонов О. Почему погибнет Америка. Конец империи зла. Русский вестник № 11-13, 1998. С. 1.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.