Болезни сесрдечно-сосудистой системы. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Болезни сесрдечно-сосудистой системы.

2017-11-21 193
Болезни сесрдечно-сосудистой системы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая тетрадь

учебной дисциплины

«Патологическая анатомия и патофизиология»

для студентов 2 курса

фельдшерского отделения

 

Составитель:

преподаватель

специальных и

общепрофессиональных

дисциплин

Круглова С.С.

2016-2017

Пояснительная записка

 

Цель разработки рабочей тетради – систематизировать, унифицировать знания и умения студентов по патологической анатомии и патологической физиологии, облегчить выполнение заданий.

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с ФГОС по предмету «Патологическая анатомия и патофизиология» и предназначена для студентов фельдшерского отделения медицинского колледжа.

 

Практические навыки, приобретаемые студентами на занятии, заключаются в умении верно охарактеризовать на макро- и микро уровнях структурные изменения, возникшие при заболевании или патологическом процессе, поэтому, в объем самостоятельной аудиторной работы студентов включены описания макропрепаратов с обозначением в них характерных патологических изменений.

Данное пособие направлено на закрепление знаний по пат.анатомии и патофизиологии, подготовку студентов к итоговым занятиям и экзамену, а также на формирование у студентов клинического мышления и приобретение общекультурных и профессиональных компетенций.

 

Учебно-методическое пособие включает 8 тем практических занятий.

Для подготовки к каждому из них даны контрольные вопросы, указаны учебные цели, навыки и умения, которыми должен овладеть студент при изучении темы.

В начале каждого занятия перед студентом ставятся задачи по усвоению и формированию навыков. При работе с тетрадью студент выполняет разнообразные виды деятельности, например: дать определение, дополнить, заполнить, вставить недостающие по смыслу слова, описать макропрепараты и т.д.

Контроль знаний по усвоению учебного материала осуществляется студентом самостоятельно с помощью решения тестов и ситуационных задач.

Тетрадь разработана на материале учебников: И. В. Ремизов, В. А. Дорошенко, Основы патологии. Издание Ростов н/Д «Феникс», 2004. (Серия «Среднее профессиональное образование»); П. Ф. Аверьянов, А. Г. Чижа, Основы общей патологии. Издание Ростов н/Д «Феникс», 2008 (Медицина); В. С. Пауков, Н. К. Хитров, Патология. Издание «Медицина», 1995. (Учебная литература для учащихся медицинских колледжей).

 

Оглавление

 

№ занятия Тема занятия Страница
Занятие 1.   Патология крови.    
Занятие 2.   Болезни сесрдечно-сосудистой системы.    
Занятие 3.   Патология дыхания.    
Занятие 4.   Патология пищеварения.    
Занятие 5.   Патология мочевыделения.    
Занятие 6.   Болезни эндокринной системы.    
Занятие 7.   Инфекционные и паразитарные болезни.    
Занятие 8.   Болезни нервной системы. Болезни зубов.    

 

Занятие 1.

Патология крови.

Цели практического занятия.

 

· Знать:

– основные термины и понятия;

– классификацию анемий, их причины, клинические проявления, исходы, осложнения.

· Уметь:

– распознавать различные виды анемий и др.заболеваний крови, давать заключение о морфологической динамике патологических процессов и их исходах, решать тестовые и ситуационные задачи, отвечать на контрольные вопросы.

· Владеть:

– умением анализировать лабораторные показатели общего анализа крови и давать заключение о характере патологического процесса и его клинических проявлениях.

 

Контрольные вопросы для подготовки к практическому занятию:

1. Анемии. Определение. Классификация. Клинические проявления. Осложнения. Исходы. Причины смерти больных.

2. Полицетемии. Определение. Классификация. Клинические проявления. Осложнения. Исходы. Причины смерти больных.

3. Тромбоцитопатии. Определение. Классификация. Клинические проявления. Осложнения. Исходы. Причины смерти больных.

4. Гемобластозы. Классификация опухолей кроветворной и лимфоидной ткани.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Гемолитическая болезнь новорожденных. Определение. Классификация. Клинические проявления. Осложнения. Исходы. Причины смерти больных.

2. Талассемия. Определение. Клинические проявления.

3. Лимфогрануломатоз. Определение. Стадии. Клиническая картина. Тактика лечения.

 

 

Работа на практическом занятии:

1. Дополните:

Анемия – это… ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Заполните:

 

Виды анемий

 

 


3. Симптомы острой постгеморрагической анемии:

- _________________________________________

-___________________________________________

-_______________________________________________

-_____________________________________________

-_______________________________________________

-_______________________________________________

-___________________________________________

4. Дополните:

При лечении острой постгеморрагической анемии в первую очередь необходимо___________________________________________________

Лечение острой постгеморрагической анемии должно быть направлено на:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Симптомы гемолитических анемий:

-_______________________________

-_______________________________

-_________________________________

-___________________________________

-____________________________________

-___________________________________

-__________________________________

6. Дайте определения:

Талассемия – это…____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Полицетемия – это…____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Ответьте на вопросы тестового контроля.

Выберите 1 или несколько правильных ответов.

1. Патологическое состояние, при котором наблюдается снижение количества гемоглобина и эритроцитов – это:

1) Гипоксия

2) Эритропоез

3) Анемия

4) Ишемия

2. Признаком анемии не является:

1) Тахикардия

2) Брадикардия

3) Шум в ушах

4) Слабость

3. Причиной острой постгеморрагической анемии является:

1) Разрушение эритроцитов

2) Уменьшение содержания в крови всех клеток

3) Большая кровопотеря

4) Радиактивное излучение

4. Полицитемия характеризуется:

1) Увеличением количества эритроцитов

2) Уменьшением количества тромбоцитов

3) Повышением АД

4) увеличением количества лейкоцитов

5. Процентное соотношение, отражающее объёмную долю эритроцитов:

1) гемобластоз

2) гематокрит

3) гемоглобин

4) полицитемия

6. К опухолям с первичным поражением костного мозга относится:

1) лимфогранулематоз

2) лейкоз

3) аденома

4) фиброма

7. Наиболее полное представление о состоянии кроветворной системы даёт исследование:

1) общего анализа крови

2) биохимического анализа крови

3) пунктата костного мозга

4) ликвора

8. По этиологическому признаку выделяют следующие виды анемий:

1) Гемолитические

2) Острые

3) Вследствие нарушения кровообращения

4) Постгеморрагические

9. Злокачественная опухоль системы крови – это:

1) Гематома

2) Фиброма

3) Ангиома

4) Гемобластоз

10. Группа заболеваний и синдромов, в основе которых лежит нарушение гемостаза:

1) Тромбоцитопении

2) Тромбоцитопатии

3) Гематомы

4) Гемобластозы

 

8.

 

Какие форменные элементы крови изображены на картинке?___________________________________________________

Почему они имеют такую форму?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Для какого заболевания это характерно?___________________________________________________

 

 

9.

 

Как называется такая форма эритроцитов?__________________________

Для какого заболевания характерна такая форма эритроцитов?__________________________________________________

Причина этого?_____________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Профилактика гемолитической болезни новорожденных включает:

- _________________________________________________________

-__________________________________________________________________________________________________________________________

11.Решите ситуационные задачи.

Задача 1

К фельдшеру обратилась больная А., 30 лет, с жалобами на общую слабость, головную боль, головокружение, одышку при ходьбе, сердцебиение, мелькание “мушек” перед глазами, желание есть мел. Из анамнеза выяснилось, что у нее обильные и длительные (8 дней) менструации.

Объективно: температура 36,70С. Общее состояние удовлетворительное. Кожа бледная, сухая. Ногти обломанные, слоятся, поперечно исчерченные. Дыхание везикулярное, ЧДД 26 в мин. Тоны сердца ритмичные, приглушены, систолический шум на верхушке сердца. Пульс 100 в мин, ритмичный, слабого наполнения, мягкий. АД 90/60 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования.

3. Перечислите возможные осложнения.

4. Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 2

К фельдшеру обратился больной С., 46 лет, с жалобами на резкую слабость, головную боль, головокружение, онемение конечностей, чувство жжения в языке, одышку и сердцебиение при малейшей физической нагрузке. Из анамнеза выяснилось, что у больного удален желудок по поводу новообразования.

Объективно: температура: 36,60С. Общее состояние удовлетворительное. Кожа бледная, желтушная, язык темно-малиновый, гладкий, блестящий. Дыхание везикулярное, ЧДД 26 в мин. Тоны сердца ритмичные, приглушены, систолический шум на верхушке, пульс слабого наполнения и напряжения, 96 в мин., АД 100/60 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень у края реберной дуги. Селезенка не пальпируется.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования

3. Перечислите возможные осложнения

4. Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 3

Фельдшер вызван на дом к больной С., 25 лет, которая жалуется на боль в горле, костях, резкую слабость, головную боль, повышение температуры до 40 градусов, носовое кровотечение. Заболела неделю назад.

Объективно: температура 39,5С. Общее состояние тяжелое. Кожа горячая при пальпации, на груди и конечностях имеются мелкоточечные кровоизлияния. Изо рта _ гнилостный запах. Язык обложен темным налетом. Миндалины увеличены. Имеется гнойное наложение. Отмечается болезненность плоских костей при поколачивании. Дыхание везикулярное. Перкуторный звук легочный. ЧДД 26 в мин. Тоны сердца приглушены, ритмичные. ЧСС 120 в мин. АД _ 100/70 мм рт.ст. Живот мягкий, слабоболезненный. Печень на 3 см ниже реберной дуги, селезенка пальпируется у края реберной дуги.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования.

3. Перечислите возможные осложнения.

4. Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 4

Больной П., 56 лет, обратился к фельдшеру с жалобами на появление припухлостей в области шеи, быструю утомляемость, недомогание, понижение аппетита. Болен в течение 1,5 лет.

Объективно: температура 37,50С. Общее состояние удовлетворительное, сознание ясное. Кожные покровы и видимые слизистые бледные. Подкожно-жировая клетчатка развита недостаточно. Пальпируются увеличенные подчелюстные, шейные, подмышечные, паховые лимфатические узлы. Они не спаяны между собой и с окружающими тканями. Дыхание везикулярное, перкуторный звук ясный, легочный. Левая граница относительной сердечной тупости на 0,4 см кнаружи от среднеключичной линии. Тоны сердца ритмичные, приглушены. Пульс 78 в мин., ритмичный, удовлетворительного напряжения и наполнения. АД 135/80 мм рт.ст. Язык чистый, влажный. Живот мягкий, безболезненный. Печень выступает из-под края реберной дуги на 4 см, селезенка пальпируется у края реберной дуги.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования.

3. Перечислите возможные осложнения.

4. Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 5

К фельдшеру обратился больной В., 16 лет, с жалобами на частые носовые кровотечения, долго не останавливающиеся кровотечения при небольших порезах кожи, быстрое возникновение “синяков” даже при небольших ушибах. Подобные жалобы есть и у родного брата. При расспросе выяснилось, что дед по материнской линии умер от кровотечения после удаления зуба.

Объективно: температура 36,80С. Общее состояние удовлетворительное. Кожа и слизистые оболочки бледные. Видны подкожные кровоизлияния, в носовых ходах _ темно-коричневые корочки. Дыхание везикулярное, ЧДД 20 в мин. Тоны сердца ритмичные, ЧСС 88 в мин. АД 110/70 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования.

3. Перечислите возможные осложнения.

4. Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Занятие 2.

Цели практического занятия.

 

· Знать:

– основные термины и понятия;

– классификацию болезней сердечно-сосудистой системы, клинико-морфологические формы, макро- и микроскопические проявления, исходы, осложнения.

· Уметь:

– распознавать на макро- и микропрепаратах различные виды заболеваний

сердечно-сосудистой системы, давать заключение о морфологической динамике патологических процессов и их исходах, решать тестовые и ситуационные задачи, отвечать на контрольные вопросы.

· Владеть:

– умением анализировать макро- и микроскопические изменения и давать заключение о характере патологического процесса и его клинических проявлениях.

 

Контрольные вопросы для подготовки к практическому занятию:

1. Эндокардит.Этиология, патогенез, классификация, патологическая анатомия.

2. Миокардит. Этиология, патогенез, классификация, патологическая анатомия.

3. Пороки сердца. Этиология, патогенез, классификация, патологическая анатомия.

4. Кардиосклероз. Этиология, патогенез, классификация,патологическая анатомия, осложнения, исходы.

5. Атеросклероз: определение, этиология, патогенез, морфогенез. Осложнения.

6. Гипертоническая болезнь. Этиология, классификация, осложнения, исходы.

7. Ишемическая болезнь сердца: классификация, этиология, патогенез, морфологическая характеристика, осложнения.

8. Цереброваскулярные нарушения. Этиология, патогенез, морфологическая характеристика, осложнения.

9. Васкулиты: этиология, классификация, морфологическая характеристика, осложнения, прогноз.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Болезни артерий.Аневризмы. Классификация, этиология, патогенез, морфологическая характеристика, исходы, осложнения.

2. Опухоли сосудов: этиология, патогенез, морфологическая характеристика, исходы, осложнения.

3. Ревматизм (ревматическая лихорадка), узелковый периартериит, ревматоидный артрит, системная красная волчанка, системная склеродермия: этиология, патогенез, морфологическая характеристика, исходы, осложнения.

 

 

Задача 1

Фельдшер вызван на дом к больному К., 57 лет. Жалобы на головную боль в затылочной области, рвоту, головокружение, мелькание мушек перед глазами. Из анамнеза выяснилось, что эти явления развивались сегодня во второй половине дня. До этого к врачу не обращался. Головные боли беспокоили периодически в течение нескольких лет, но больной не придавал им значения и к врачам не обращался.

Объективно: температура 36,40С. Общее состояние средней тяжести. Кожа бледная. Дыхание везикулярное. Левая граница относительной сердечной тупости на 1 см кнаружи от среднеключичной линии. Тоны сердца приглушены, резкий акцент 2-го тона на аорте. ЧСС 92 в мин., пульс твердый, напряженный, 92 в мин. АД 200/110 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования.

3. Перечислите возможные осложнения.

4. Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания.

Задача 2

К фельдшеру обратился больной О., 42 лет с жалобами на частые головные боли, периодические головокружения, онемение пальцев рук, плохой сон. При ходьбе возникают сжимающие боли в ногах, пациент начинает прихрамывать, в покое боли исчезают. Болен около полугода.

Объективно: температура 36,50С. Общее состояние удовлетворительное. Кожа чистая. Дыхание везикулярное. Левая граница относительной сердечной тупости на 0,5 см кнаружи от среднеключичной линии. Тоны сердца приглушены, акцент 2-го тона на аорте. Пульс 74 в мин., ритмичный, напряженный, на артериях тыла стопы пульсация резко снижена. АД 180/90 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования.

3. Перечислите возможные осложнения.

4. Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания.

Задача 3

Фельдшера вызвали на дом к больному Б., 40 лет, который жалуется на сильные боли в области сердца давящего характера, иррадирующие в левую руку, под левую лопатку, чувство жжения за грудиной. Приступ возник 2 ч. назад. Прием нитроглицерина эффекта не дал. Заболевание связывает со стрессовой ситуацией на работе.

Объективно: общее состояние средней тяжести, сознание ясное, температура 36,80С. Больной мечется, беспокоен. Кожные покровы и видимые слизистые оболочки бледные. Дыхание везикулярное, ЧДД 20 в мин. Тоны сердца ритмичные, приглушены. ЧСС 92 в мин. АД 110/70 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз

2. Назовите необходимые дополнительные исследования

3. Перечислите возможные осложнения

4. Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания

11.Подпишите макропрепарат

__________________________________________________________________

 

Занятие 3.

Патология дыхания.

 

Цели практического занятия.

 

· Знать:

– основные термины и понятия;

– классификацию заболевания дыхательной системы, клинико-морфологические формы, макро- и микроскопические проявления, исходы, осложнения.

· Уметь:

– распознавать на макро- и микропрепаратах различные виды заболеваний

дыхательной системы, давать заключение о морфологической динамике патологических процессов и их исходах, решать тестовые и ситуационные задачи, отвечать на контрольные вопросы.

· Владеть:

– умением анализировать макро- и микроскопические изменения и давать заключение о характере патологического процесса и его клинических проявлениях.

 

Контрольные вопросы для подготовки к практическому занятию:

1. Острый бронхит.Этиология, патогенез, классификация, патологическая анатомия, осложнения, исход.

2. Острые воспалительные заболевания лёгких (долевая пневмония, бронхопневмония).Этиология, патогенез, классификация, патологическая анатомия, осложнения, исход.

3. Острые деструктивные процессы в лёгких (абсцесс, гангрена): этиология, патогенез, классификация, патологическая анатомия, осложнения, исход.

4. Хронические неспецифические заболевания лёгких (хронический бронхит, бронхоэктаз, эмфизема лёгких, бронхиальная астма, пневмофиброз): этиология, патогенез, классификация, патологическая анатомия, осложнения, исход.

5. Рак лёгкого: этиология, патогенез, классификация, патологическая анатомия, осложнения, исход.

 

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Плеврит: этиология, патогенез, классификация, патологическая анатомия, осложнения, исход.

2. Врождённые аномалии лёгких (агенезия, гипоплазия): этиология, проявления, диагностика.

3. Ателектазы лёгких у новорожденных: причины, классификация, клиническая картина, дифференциальная диагностика, тактика лечения.

4. Сосудистая патология лёгких (отёк лёгких, респираторный дистресс-синдром взрослых, лёгочная гипертензия): этиология, патогенез, морфогенез, клиническая картина.

 

 

Задача 1

Мужчина 23 лет обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость, недомогание, головную боль, повышение температуры тела до 37,50С, сухой кашель. Болен второй день, заболевание связывает с переохлаждением.

Объективно: температура тела 37,20С. Общее состояние удовлетворительное. Периферические лимфатические узлы не увеличены. Перкуторный звук над легкими ясный. Дыхание жесткое, рассеянные сухие жужжащие и свистящие хрипы. ЧДД - 16 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС - 72 в мин, АД 120/80 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Перечислите необходимые дополнительные исследования.

3. Назовите возможные осложнения данного заболевания.

4. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике данного заболевания.

Задача 2

Больной Б., 37 лет, обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость, недомогание, повышенную утомляемость, снижение работоспособности, повышение температуры, кашель с выделением слизисто-гнойной мокроты, одышку. Ухудшение состояния наступило 5 дней назад.

Болен в течение 5 лет, обострения возникают периодически в осенне-весенний период и часто связаны с переохлаждением. Слизисто-гнойная мокрота выделяется при обострениях несколько месяцев подряд в умеренном количестве. Больной курит в течение 20 лет по 1 пачке сигарет в день.

Объективно: температура 37,50С. Общее состояние удовлетворительное. Кожа чистая. Перкуторный звук над легкими ясный. Дыхание ослабленное, везикулярное, с обеих сторон определяются разнокалиберные влажные хрипы. ЧДД 22 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные. ЧСС 72 в мин. АД 120/80 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования.

3. Перечислите возможные осложнения при данном заболевании.

4. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике данного заболевания.

Задача 3

Больная В., 43 лет, обратилась к фельдшеру с жалобами на ежедневные приступы удушья, особенно затруднен выдох, общую слабость, недомогание. После приступа отходит небольшое количество вязкой стекловидной мокроты. Больна 3 года, указанные жалобы возникают ежегодно в июне, в июле все симптомы исчезают. Свое заболевание связывает с потерей близкого человека.

Есть двое детей 7-и и 13-ти лет, у которых тоже бывают приступы удушья. У матери и бабушки также отмечались приступы удушья. У больной имеется аллергия на клубнику, пенициллин.

Объективно: состояние средней тяжести. Больная сидит, опираясь руками о край стула. Кожа чистая, с цианотичным оттенком. Грудная клетка бочкообразная, над- и подключичные области сглажены, межреберные промежутки расширены, отмечается набухание шейных вен, участие вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Дыхание громкое, со свистом и шумом, 26 раз в мин. При перкуссии отмечается коробочный звук, нижняя граница легких по среднеподмышечной линии определяется на уровне 9 ребра, экскурсия легких по этой линии составляет 2 см. На фоне ослабленного везикулярного дыхания с удлиненным выдохом выслушиваются сухие свистящие хрипы. ЧДД - 26 в мин. Тоны сердца ритмичные, ясные, 92 в мин., АД 110/70 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

Пиковая скорость выдоха при пикфлоуметрии составляет 70% от должной.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования.

3. Перечислите возможные осложнения данного заболевания.

4. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике данного заболевания.

 

11.Заполните.

Предрасполагающие факторы

в развитии острого бронхита

 

 

 


 

 

Занятие 4.

Патология пищеварения.

Цели практического занятия.

 

· Знать:

– основные термины и понятия;

– классификацию болезней органов пищеварительного тракта, клинико-морфологические формы заболеваний пищевода, желудка, тонкой и толстой кишки их макро- и микроскопические проявления, исходы, осложнения.

· Уметь:

– распознавать на макро- и микропрепаратах различные виды заболеваний

пищеварительного тракта, давать заключение о морфологической динамике

патологических процессов и их исходах, решать тестовые и ситуационные задачи, отвечать на контрольные вопросы.

· Владеть:

– умением анализировать макро- и микроскопические изменения и давать заключение о характере патологического процесса и его клинических проявлениях.

 

Контрольные вопросы для подготовки к практическому занятию:

1. Болезни зева и глотки. Этиология, патогенез, классификация,

морфологическая характеристика ангины.

2. Болезни слюнных желёз. Этиология, патогенез, классификация,

морфологическая характеристика сиалоаденита и паротита.

3. Болезни пищевода. Этиология, патогенез, классификация,

морфологическая характеристика дивертикула пищевода, эзофагита, рака пищевода.

4. Болезни желудка.Гастрит. Этиология, патогенез, классификация,

морфологическая характеристика видов острого и хронического гастрита, осложнения, исходы.

5. Язвенная болезнь: определение, этиология, патогенез, морфогенез.

Морфологическая характеристика хронической язвы в период обострения и ремиссии. Осложнения.

6. Рак желудка. Этиология, классификация, морфологическая

характеристика, особенности метастазирования, прогноз. Виды предраковых заболеваний желудка.

7. Болезни кишечника. Энтерит, энтеропатия, аппендицит: классификация,

этиология, патогенез, морфологическая характеристика, осложнения.

8. Идиопатические воспалительные заболевания желудочно-кишечного

тракта: неспецифический язвенный колит, Болезнь Крона. Этиология, патогенез, морфологическая характеристика, осложнения.

9. Рак толстой кишки: этиология, классификация, морфологическая характеристика, осложнения, прогноз.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Воспалительные заболевания пищевода. Классификация, этиология, патогенез, морфологическая характеристика, исходы, осложнения. Пищевод Баррета.

2. Рак пищевода. Классификация, этиология, патогенез, морфологическая характеристика, исходы, осложнения.

3. Гастроинтестинальные стромальные опухоли желудочно-кишечного тракта (GIST): гистогенез, морфологическая характеристика, прогноз.

4. Аномалии развития органов пищеварительного тракта. Классификация, основные клинико-морфологические проявления, осложнения.

 

Работа на практическом занятии:

1. Назовите клинико-морфологические формы острой ангины.

-_____________________________________

-___________________________________

-_____________________________________

-_____________________________________

-_________________________________________

-________________________________________

-______________________________________________

2.

Укажите клинико-морфологическую форму ангины.

______________________________________

3.Заполните.

Осложнения ангины

 

4.Дайте определения.

Сиалоаденит - __________________________________________________________________________________________________________________________________

Паротит- ___________________________________________________________________________________________________________________________________

Дивертикул пищевода - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эзофагит - ____________________________________________________

Гастрит - ____________________________________________________

 

5.Заполните.

Для острой язвы характерно:

- _________________________________________________________________________________________________________________________________

- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для хронической язвы характерно:

- __________________________________________________________________________________________________________________________________

-____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6.Подпишите макропрепараты.

____________________________________

 

_______________________________________

 

_____________________________________

 

_________________________________

7.Решите ситуационную задачу.

Вызов фельдшера на дом. У мужчины 20 лет, состоящего на диспансерном учете с язвенной болезнью желудка, 60 мин. назад внезапно возникла острая боль в эпигастральной области. Боль иррадиирует в правое плечо. Больной сидит на корточках, зажав руками живот. Кожа бледная, покрыта холодным потом. Пульс60уд./мин. АД 100/60ммрт.ст. Живот втянут, напряжение мышц передней брюшной стенки, разлитая болезненность по всему животу. Зона печеночной тупости уменьшена. Положительный симптом Щеткина-Блюмберга.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Расскажите о подготовке больного к рентгеноскопии желудка.

8.Ответьте на вопросы тестового контроля.

Выберите 1 или несколько правильных ответов.

1. Инфекционное заболевание с выраженными воспалительными изменениями в лимфоидной ткани глотки и нёбных миндалин:

1) Гингивит

2) Тонзиллит

3) Паротит

4) Стоматит

2. Проявлениями фибринозной ангины являются:

1) Синюшность слизистой оболочки миндалин

2) Абсцесс миндалин

3) Возникновение на поверхности миндалин фибринозных бело-жёлтых плёнок

4) Значительной увеличение размеров миндалин и наличие участков гнойного раплавления

3. Сиалоаденит – это:

1) Воспаление среднего уха

2) Воспаление глотки

3) Воспаление языка

4) Воспаление слюнных желёз

4. Ограниченное слепое выпячивание стенки пищевода:

1) Аневризма

2) Дивертикул

3) Диапедез

4) Липидоз

5. Для хронической язвы желудка характерно:

1) Неправильная округлая форма

2) Чёткая овальная или круглая форма

3) Размер от нескольких мм до 5-6 см

4) Дно язвы гладкое, края валикообразно приподняты и плотные

6. Воспаление двенадцатиперстной кишки:

1) Илеит

2) Еюнит

3) Энтерит

4) Дуоденит

7. Хроническое заболевание тонкой кишки, в основе которого лежат наследственные и приобретённые ферментные нарушения энтероцитов:

1) Энтеропатия

2) Колит

3) Энтерит

4) Еюнит

8. Для болезни Крона характерно:

1) Чаще поражается тонкий отдел кишечника

2) Слизистая оболочка утолщена, отёчна и бугриста

3) Слизистая оболочка тонкой кишки истончена

4) Просвет тонкой кишки сужен, в толще кишки образуются свищевидные ходы

9. Поверхностный или глубокий некроз слизистой оболчки миндалин отмечается при:

1) Катаральной ангине

2) Фибринозной ангине

3) Некротической ангине

4) Флегмонозной ангине

10. В зависимости от морфологических изменений слизистой оболочки желудка острый гастрит бывает:

1) Катаральный или простой

2) Фибринозный

3) Гнойный (флегмонозный)

4) Некротический

 

 

9.Вставьте недостающие по смыслу слова:

 

- воспаление двенадцатиперстной кишки - …______________________

- еюнит – воспаление…______________________ кишки

- воспаление подвздошной кишки - …__________________

 

10.Опишите патологическую анатомию болезни Крона:

- слизистая оболочка…____________________________________________________________________________________________________________


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.307 с.