Тема1: Наука как социокультурный феномен. Естественно-научная и гуманитарная культура — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема1: Наука как социокультурный феномен. Естественно-научная и гуманитарная культура

2017-11-27 184
Тема1: Наука как социокультурный феномен. Естественно-научная и гуманитарная культура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План семинаров по КСЕ (ЭФ) на 2011/2012 уч.год

Тема1: Наука как социокультурный феномен. Естественно-научная и гуманитарная культура

1. Понятие знания, формы познания.

2. Предмет естествознания. Уровни и масштабы предметного поля естествознания

3. Наука как феномен культуры. Структура науки (разные подходы).

4. Особенности научного познания.

5. Функции науки в обществе.

6. Естественно-научная и гуманитарная культуры: специфика, отношения, взаимодействие.

Примерные темы для докладов и рефератов

1. Миф, религия, философия, наука (субъект, картина мира, методы).

2. Феномен паранауки (астрология, хиромантия, биоэнергетика) в культуре.

3. Гуманитарные и естественные науки: конфликт или диалог?

4. Субъект и личностный фактор в естественных науках.

5. Уровни научного познания

 

Тема 2. Научная методология

1. Понятие метода и методологии, уровни научного познания (эмпирический и теоретический).

2. Эмпирические, теоретические и общелогические методы исследования.

3. Формы организации научного знания (факт, категория, принцип, научная проблема, научная идея, гипотеза, теория, концепция, картина мира и др.

4. Основные критерии оценки научного знания.

Примерные темы для докладов и рефератов

1. Особенности естественно-научной и гуманитарной методологий.

2. Проблема истины в научном познании.

3. Специфика «закона» в естественных и гуманитарных науках.

4. Проблема, гипотеза, теория в науке.

5. Ученый, как субъект, творящий мир законов действительности.

6. Роль интуиции в науке.

 

Тема3 История развития естествознания (ретроспективный анализ)

1. Основные концепции исторического развития науки: эволюционная, революционная и ситуационная модели.

2. Античная натурфилософия: фундаментальные идеи, программы, представители.

3. Естественно-научное знание в эпоху Средневековья

4. Развитие научного знания в эпоху Возрождения.

5. Классическое естествознание: этапы, идеи, представители, картины мира.

6. Неклассическое естествознание: этапы, идеи, представители, картины мира.

7. Постнеклассическое естествознание: этапы, идеи, представители, картины мира.

Примерные темы для докладов и рефератов

1. Классификация наук Аристотеля.

2. Влияние христианства на становление университетской культуры в Средние века.

3. Роль Г. Галилея в развитии математического естествознания.

4. Влияние механики на развитие обществознания Нового времени.

5. Об открытиях и персоналиях по выбору студента

 

Тема 4. Концептуально-методологические парадигмы в современном естествознании (диалектика, эволюционизм, системный подход, синергетика)

1. Понятие концептуально-методологических парадигм в науке.

2. Диалектический принцип и его роль в науке. Диалектические законы.

3. Эволюционизм как общенаучный принцип. Проблемы коэволюции.

4. Системный подход в современной науке.

5. Синергетика - теория самоорганизации систем. Мир с позиций синергетики.

Примерные темы для докладов и рефератов

1. Научная парадигма и ее уровни.

2. Диалектический принцип в естественных и гуманитарных науках.

3. Концептуальные модели системности.

4. Системен ли мир?.

5. Глобальный эволюционизм.

6. Новое мировоззрение (синергетический взгляд на природу).

7. Случайность и необходимость в природе.

 

Тема 5. Современная физическая картина мира

1. Представление о материи (формы движения, структурные уровни) в современном естествознании.

2. Макромир и механика Ньютона.

3. Сравнительный анализ свойств материи в механистической и электромагнитной картинах мира.

4. Релятивистская физика. Специальная и общая теории относительности А. Эйнштейна.

5. Корпускулярно-волновой дуализм материи и квантовая механика.

Примерные темы докладов и рефератов

1. Физическая картина мира как новая онтология.

2. Формы движения материи.

3. Пространство и время в механистической картине мира.

4. Понятие пространственно-временного континуума.

5. Специальная теория относительности А. Эйнштейна.

6. Роль общей теории относительности в представлениях о пространстве и времени в современной физике.

7. Роль наблюдателя в квантовой механике.

8. Теория квантового вакуума.

9. «Странность» квантового мира.

 

Примерные темы для докладов и рефератов

1. Космологические модели происхождения и развития Вселенной.

2. «Ячеистая» структура Вселенной.

3. Классификация звезд.

4. Удивительные объекты во Вселенной (квазары, черные дыры, пульсары, цефеиды).

5. Астрология и астрономия

Примерные темы для докладов и рефератов

1. Коллоидная химия и создание новых лекарств.

2. Химия и генная инженерия.

3. Роль химической науки в производстве искусственной пищи.

4. Проблемы и перспективы современной химии.

 

Примерные темы для докладов и рефератов

1. Катастрофические модели происхождения планет Солнечной системы.

2. Источники энергии Земли.

3. Солнечно-земные связи (по работам А.Л.Чижевского).

4. Различные теории происхождения оболочек Земли.

5. Концепция Геи.

6. Климат Земли: прошлое, настоящее, будущее.

Примерные темы для докладов и рефератов

1. Происхождение живой материи с точки зрения синергетики.

2. Теория биохимической эволюции.

3. Геном человека и проблемы клонирования.

4. Современный (научный?) креационизм.

 

Примерные темы для докладов и рефератов

1. Человек как многомерный феномен. Специфически человеческие особенности.

2. Завершена ли биологическая эволюция человека?

3. Необычные способности человеческого организма

План семинаров по КСЕ (ЭФ) на 2011/2012 уч.год

Тема1: Наука как социокультурный феномен. Естественно-научная и гуманитарная культура

1. Понятие знания, формы познания.

2. Предмет естествознания. Уровни и масштабы предметного поля естествознания

3. Наука как феномен культуры. Структура науки (разные подходы).

4. Особенности научного познания.

5. Функции науки в обществе.

6. Естественно-научная и гуманитарная культуры: специфика, отношения, взаимодействие.

Примерные темы для докладов и рефератов

1. Миф, религия, философия, наука (субъект, картина мира, методы).

2. Феномен паранауки (астрология, хиромантия, биоэнергетика) в культуре.

3. Гуманитарные и естественные науки: конфликт или диалог?

4. Субъект и личностный фактор в естественных науках.

5. Уровни научного познания

 

Тема 2. Научная методология

1. Понятие метода и методологии, уровни научного познания (эмпирический и теоретический).

2. Эмпирические, теоретические и общелогические методы исследования.

3. Формы организации научного знания (факт, категория, принцип, научная проблема, научная идея, гипотеза, теория, концепция, картина мира и др.

4. Основные критерии оценки научного знания.

Примерные темы для докладов и рефератов

1. Особенности естественно-научной и гуманитарной методологий.

2. Проблема истины в научном познании.

3. Специфика «закона» в естественных и гуманитарных науках.

4. Проблема, гипотеза, теория в науке.

5. Ученый, как субъект, творящий мир законов действительности.

6. Роль интуиции в науке.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.