Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя

2017-11-27 271
Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В профессиональной деятельности преподавателя необходимы следующие способности:

1 умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»;

2 умение слушать и выслушивать;

3 широкий кругозор;

4 речевая (коммуникативная) культура;

5 «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему собственный или иной знакомый по опыту»;

6 «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»;

7 способность сопереживания;

8 наблюдательность;

9 «глубокая убеждённость в правильности идеи служения людям»;

10 умение решать нестандартные ситуации;

11 высокая степень саморегуляции.

По Кузьминой Н.В. преподавателю должны принадлежать пять профессинально значимых качеств: педагогическое целеполагание; педагогическое мышление; педагогическая рефлексия; педагогическая направленность; педагогический такт.

Классификация педагогических способностей по Крутецкому В.А.:

1 дидактические – способность передавать обучающимся учебный материал, делая его доступным, ясным, понятным и интересным;

2 академические – способности в определённой области наук, отличное и свободное владение материалом науки, исследовательская направленность в осмыслении науки;

3 перцептивные – способности проникать во внутренний мир обучающегося, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности обучающегося и его психических состояний;

4 речевые – способности ясно и чётко, убеждённо и интересно выражать свои мысли, чувства с помощью речи, мимики и пантомимики;

5 организаторские – способности организовать коллектив обучающихся и собственную работу по решению учебной деятельности;

6 авторитарные – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на обучающихся и на этой основе добиваться авторитета;

7 коммуникативные – способности к общению с обучающимися, умение найти правильный подход к ним и установить педагогически целесообразные отношения; педагогический такт;

8 педагогическое воображение (прогностические способности) – способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности обучающегося в нравственном и профессиональном становлении; умение прогнозировать развитие качеств обучающегося;

Психологический портрет преподавателя: 1) индивидуальные качества человека; 2) личностные качества; 3) коммуникативные (интерактивные) качества; 4 статусно-позиционные особенности; 5) деятельностные (профессиональные) качества; 6) внешнеповеденческие показатели.

Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности обучающегося средствами преподаваемой дисциплины, на переструктурирование дисциплины в расчёте на формирование исходной потребности обучающегося в знании, носителем которого является преподаватель.

 

Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность, доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств; эмоциональность формы изложения, активизация мышления обучающихся, постановка вопросов для размышления; чёткая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка-выведение главных мыслей и положений, подчёркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и понятий; использование мультимедийной презентации и дидактических материалов.

Виды лекций: вводная, обзорно-повторительная, обзорная; проблемная, лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-коференция и другие.

Структура декции: 1 вводное слово лектора; 2 предъявление плана лекции; 3 работа с новыми терминами и понятиями; 4 изложение содержания лекционного материала; 5 выводы по каждой части лекции в соответствии с планом; 5 обобщение материала и выводы по всей лекции; 6 использование мультимедийной презентации со статистическими и фактическими материалами; 7 предъявление основной и дополнительной литературы.

Структура семинарского занятия: вступление преподавателя по проблеме занятия: предложение плана раскрытия по проблеме; обсуждение проблемы по заранее предложенному плану; обсуждение проблемы одним и всем коллективом; обобщение по обсуждаемой проблеме и выводы; заключительное слово преподавателя.

Форма семинарского занятия: развёрнутая беседа по заранее известному плану; небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.

Роль преподавателя в организации семинарского занятия: 1 определяет круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению; 2 подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих; 3 распределять формы участия и функции студентов в коллективной работе; 4 готовить студентов к выбранному ролевому участию; 5 руководить работой семинара; 6 подводить общий итог дискуссии.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.