Определение «Педиатрия». Возрастная периодизация. Характеристика внутриутробного периода. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Определение «Педиатрия». Возрастная периодизация. Характеристика внутриутробного периода.

2017-11-27 514
Определение «Педиатрия». Возрастная периодизация. Характеристика внутриутробного периода. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определение «Педиатрия». Возрастная периодизация. Характеристика внутриутробного периода.

Педиатри́я (от греч. παιδίον — ребёнок и греч. ιατρεία — лечение) по определению основоположника русской педиатрии С. Ф. Хотовицкого, данному в 1847 году в первом российском руководстве «Педиятрика»: «есть наука об отличительных особенностях, отправлениях и болезнях детского организма и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей». Основной задачей педиатрии является сохранение или возвращение (при болезни) состояния здоровья ребёнку, позволяющее ему максимально полно реализовать свой врождённый потенциал жизни.

 

Педиатрия - раздел медицины, изучающий заболевания детей, их предупреждение и лечение. Педиатр нашего центра профессионально оказывает медицинскую помощь юным пациентам.

 

Педиатрию характеризуют следующие две главные черты:

1) изучение как физических, так и психических способностей ребенка в здоровом состоянии (педология), обнаружившее, что ребенок не «маленький взрослый», но существо со своеобразными особенностями.

2) стремление преимущественно к профилактике, охране материнства и младенчества, здоровья детей и подростков.

Первое требует от врача, занимающегося педиатрией (педиатра),углубленной специализации, второе — вместе с тем налагает на него обязанности врача-общественника. Задача педиатрии сохранить и вернуть здоровье ребенку.

 

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Характеристика внутриутробного периода

 

Первый (эмбриональный) период характеризуется быстрым формированием органов и систем. В этом периоде зародыш пре вращается в плод с органами и системами. На 1й неделе эмбрио нального развития происходит деление клеток, на 2й неделе ткани дифференцируются, образуя два слоя, на 3—4й неделе образуются сегменты тела, а с 5—8й недели они приобретают присущие человеку формы строения тела. К 8й неделе масса плода составляет 1 г, а длина — 2,5 см.

 

Во втором периоде, когда появляется питание плода через пла центу, образуется система кровообращения. На 18й неделе появ ляется подобие дыхательных движений, это способствует развитию древовидной структуры бронхов, а в дальнейшем — и легочной ткани.

 

По мере роста и развития плода формируется пищеваритель ная система. Глотательные движения появляются на 14й не деле, на 17—20й неделе плод выпячивает губы, с 28—29й не дели он способен к активным сосательным движениям.

 

Мышечные движения появляются к 8й неделе, на 13—14й неделе мать начинает ощущать движения плода.

 

В первом триместре беременности воздействие неблагоприят ных факторов способно вызвать выкидыши, внутриутробную смерть плода или рождение ребенка с грубыми пороками разви тия, часто несовместимыми с жизнью.

 

В периоде с 12й по 18ю неделю жизни в связи с плацен тарным кровообращением воздействие неблагоприятных фак торов не приводит к формированию пороков у плода, но могут возникнуть задержка роста и массы плода и нарушение диф ференцировки тканей.

 

После 22й недели могут быть преждевременные роды и рождение недоношенного ребенка или ребенка с дефицитом массы и роста.

 

В последующие недели внутриутробного периода созревают все органы и системы, происходит подготовка к внутриутроб ной жизни, особенно это касается органов дыхания.

 

Причинами, вызывающими отклонения в отдельных систе мах и органах плода, являются: патология плаценты, приводя щая к кислородному голоданию плода; инфекции у матерей (токсоплазмоз, сифилис и др.); влияние вредных воздействий в виде радиации, токсических и травматических факторов; несба лансированное питание женщины во время беременности.

 

Здоровье ребенка зависит и от организации проведения ро дов. Если происходит нарушение родового акта, могут возник нуть асфиксия при нарушении пупочного кровообращения, а также травматические повреждения плода.

 

ПИТАНИЕ

Когда ребенок немного подрастает и начинает что-то понимать, ему начинает нравиться одна пища и не нравиться другая, он начинает капризничать и по поводу ассортимента и меню, а также по поводу режима кормления, и по поводу величины порции. И тогда некоторые мамы вспоминают первые месяцы жизни ребенка и понимают, что они были еще не самыми тяжелыми.

Здесь уже многим родителям приходится и петь, и танцевать, и играть, и украшать блюда и делать многое другое, чтобы только накормить маленького ребенка. В этом возрасте дети в основном либо имеют плохой аппетит, либо отменный. Но есть они могут не обязательно до сытости, а в основном столько сколько влезет. И иногда переедают. В этом возрасте нужно приучать ребенка есть медленно, тщательно пережевывая пищу и не отвлекаться во время еды на разговоры, игры и просмотр телевизора.

 

РАЗВИТИЕ

На втором году жизни вес ребенка увеличивается ежемесячно на 200—250 г, а рост — на 1 см. Это усредненные данные, на которые мы ориентируемся, взвешивая и измеряя ребенка.

На третьем году жизни темпы физического развития еще более замедлены, за целый год в среднем прибавка в весе составляет 2—2,5 кг, в длине — 7—8 см. Это естественно, так как значительная часть энергии идет на обеспечение двигательной активности, на совершенствование внутренних органов и систем.

Центральная нервная система становится заметно выносливее. Периоды торможения сокращаются, увеличиваются промежутки активного бодрствования ребенка. Он умеет сосредоточиваться на одном занятии довольно длительное время — до 10—15 мин. Совершенствуются функции коры головного мозга, развивается память на события, произошедшие несколько месяцев назад. Стремительно улучшается речь, накапливается все больший словарный запас.

Заметно стабилизируется деятельность сердечно-сосудистой системы. Она функционирует с меньшим напряжением. Частота сердцебиений снижается до 86—90, что уже приближается к показаниям нормы для взрослого человека.

Совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Идет интенсивное окостенение мягкой костной ткани, хрящей. И хотя этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока человек растет (иногда до 20—25 лет), скелет ребенка на втором году жизни уже обеспечивает довольно хорошую вертикальную устойчивость всего тела.

Продолжается укрепление мышечно-связочного аппарата. Движения становятся более уверенными, разнообразными. Но физическое утомление все еще наступает быстро, ребенок часто меняет позу, после значительных усилий долго отдыхает.

Возрастные изменения происходят и в желудочно-кишечном тракте. Развивается мышечный слой стенки желудка, повышается кишечный тонус, усиливается перистальтика, совершенствуется нервная регуляция механизма прохождения пищи по кишечнику.

Мочевыделительная система функционирует гораздо совершеннее, чем в грудном возрасте. При относительно небольшом возрастном росте почек объем мочевого пузыря к концу третьего года жизни увеличивается почти в 4 раза. Соответственно увеличивается количество однократно выделяемой мочи, хотя число мочеиспусканий в сутки снижается до 10 раз. В ясельном возрасте рецепторы мочевого пузыря и спинной мозг все еще недостаточно развиты, поэтому позыв к мочеиспусканию слабый. Не стоит упрекать малыша за мокрые штанишки (если вы не пользуетесь памперсами), навык опрятности у большинства детей формируется к 3 годам, когда они своевременно реагируют на переполнение мочевого пузыря.

Подобно умению ползать, ходить и говорить, навык опрятности формируется у каждого ребенка индивидуально. Некоторые дети уже готовы пользоваться туалетом, еще не достигнув двухлетнего возраста, другие — только после третьего года жизни.

Период преддошкольного возраста — период активных контактов с окружающим миром. Дети этого возраста подвижны, любознательны; при общении со взрослыми и более старшими детьми у них совершенствуется речь, вырабатываются психические реакции, адекватные обстановке.

Системы пищеварения и дыхания у детей до 3 лет еще не заканчивают своего развития, поэтому необходимы некоторые ограничения в питании (при наличии факторов риска в анамнезе), а также различные мероприятия по профилактике простудных заболеваний в ответ на неблагоприятную метеорологическую обстановку.

Острые расстройства пищеварения, пневмонии, рахит, диатезы, алиментарные анемии в это время встречаются еще довольно часто, но протекают в большинстве случаев легче, чем у детей первого года жизни.

Для детей характерна эмоциональная лабильность — быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому: согласия — в капризы, радости — в обиду. У ребенка четко выявляются индивидуальные черты характера.

Преддошкольный возраст отличается быстрым развитием двигательной активности, но контроль за адекватностью движений у детей низкий, что часто ведет к травмам.

Мышечная система в этом возрасте заметно укрепляется, нарастает масса крупных мышц.

Быстро развивается лимфоидная ткань лимфатических узлов, миндалин, аденоидов. На фоне этих процессов часто развиваются воспалительные процессы — аденоидит, тонзиллит, лимфаденит. У детей данного возраста очень часто встречается такая патология, как увеличение периферических лимфоузлов («шейная цепочка», заушные железы, частые насморки, частые ОРВИ). К концу второго года жизни прорезываются все молочные зубы.

В связи с тем что контакты с другими детьми и взрослыми расширяются, а собственный приобретенный иммунитет еще не достиг должного напряжения, наиболее частой патологией являются острые детские инфекции (скарлатина, дифтерия, эпидпаротит, корь и др.).

Важнейшие профилактические мероприятия в связи с этим — активная и пассивная иммунизация (прививки), ограждение здоровых от заболевших и своевременная изоляция больных (очень важна правильная организация утреннего фильтра).

Преддошкольный возраст — период формирования (при недостаточном внимании к здоровью) хронических заболеваний (туберкулез, гепатит), отсюда — особое внимание к обязательной вакцинации (прививки), гигиеническим и прочим процедурам.

От 3 до 7 лет

 

В этом возрасте происходит дальнейшее снижение темпов нарастания массы тела, изменяются его пропорции, начинается смена молочных зубов на постоянные и увеличивается их количество до 28—30.

Интеллектуальная деятельность усложняется, продолжается формирование навыков речи. После 3 лет ребенок начинает осознавать себя личностью, на этом этапе продолжает совершенствоваться координация движений, проводится подготовка к школьному обучению

 

В детском питании целесообразно использовать натуральные растительные продукты, богатые маслами, полиненасыщенными жирными кислотами, витамином Е. Этими веществами богаты грецкие и кедровые орехи, фундук, подсолнечник, арахис, фисташки, маслины и др.

 

 

Дети от 3 до 7 лет должны ежедневно употреблять 15—20 г этих продуктов.

Физическое развитие детей дошкольного возраста идет менее интенсивно, чем в раннем детстве. Масса тела годовалого ребенка удваивается к 6-7 годам. Если в течение 1-го года жизни рост увеличивается на 20-25 см, то в 4-5 лет он увеличивается только на 4-6 см. К 5 годам рост новорожденного удваивается. В 5-7 лет интенсивность роста вновь нарастает. Этот период именуется периодом "первого вытяжения".

 

Одним из важных показателей, определяющих физическое развитие детей, является отношение окружности головы к окружности груди. Чем старше ребенок, тем большое становится разница между этими показателями (окружность груди должна быть большое). На первом году жизни окружность груди превышает полурост ребенка на 7-10 см, а у 7-летнего ребенка она равна полуросту.

 

В дошкольном возрасте происходит быстрый рост скелета. Сращение черепных швов заканчивается к 4 годам. Форма грудной клетки несколько изменяется, хотя у детей 3-7 лет она еще остается конусообразной, ребра приподняты и не могут опускаться так низко, как у взрослых, что ограничивает амплитуду их движения.

 

Сроки начала и окончания окостенения различны для различных костей. Так, сращение подвздошной, седалищной и лобковых костей начинается только с 5-6 лет. По мере роста и развития ребенка с переходом его в вертикальное положение формируются физиологические кривизны позвоночника в шейном и поясничном отделах с изгибом вперед, а в грудном и крестцовом - назад. К 6-7 годам они отчетливо намечаются, но только к 14-15 годам становятся постоянными. Конфигурация позвоночника, положение головы, плечевого пояса, наклон таза определяют осанку ребенка. Формирование осанки зависит от многих условий внешней среды (питание, режим для, организация сна), но в основном - от двигательной активности ребенка. большое значение для воспитания правильной осанки имеет симметричное развитие мышц и равномерность опоры на нижние конечности.

 

Интенсивное развитие скелета детей взаимосвязано с ростом, формированием мышц и связочно-суставного аппарата. Чем младше ребенок, тем более эластичен связочно-суставной аппарат. Масса мышечной ткани мала по отношению к общей массе тела, но с возрастом мышечная ткань изменяется. Масса мышц в ходе развития увеличивается больше, чем масса многих других органов. Если масса мышц у новорожденных составляет 23,3% массы всего тела, то у 7-8-летних детей она увеличивается до 27,2%.

 

Одновременно с увеличением массы мышц совершенствуются их функциональные свойства. Если у грудного ребенка скелетная мускулатура является одним из стимуляторов бурного роста и развития, то в дошкольном возрасте, по мере снижения интенсивности роста, развитие скелетной мускулатуры связано с увеличением ее двигательной активности. Чем выше деятельность скелетных мышц в оптимальных условиях для данного возраста, тем полноценней обмен, функции внутренних органов и систем.

 

Развитие и улучшение функции опорно-двигательного аппарата в старшем дошкольном возрасте тесно связано с совершенствованием функции внутренних органов и систем.

 

При интенсивной мышечной нагрузке ребенок обладает малыми возможностями, пос сравнению со взрослыми, за счет недостаточного регулирования кислородного режима. Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом.

 

Развитие ловкости, быстроты, силы и выносливости происходит постепенно и связано с развитием функций центральной нервной системы, с подвижностью, силой и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения. Совершенствуется анализаторная деятельность коры головного мозга, становятся более понятными явления окружающей среды, усиливается роль тормозных процессов. Значительно усиливается роль тормозных процессов. Значительно проявляются типологические черты характера. Речь делается связной, ребенок может хорошо передать свои мысли, впечатления. Легко образуются условно-рефлекторные связи, чтение, письмо, проявляется относительный приоритет над эмоциями.

 

Двигательные качества детей характеризуются генетическими свойствами нервно-мышечного аппарата, одновременно они отражают условия воспитания, влияния окружающей среды. Такой подход к оценке двигательных качеств позволяет понять причины неравномерного формирования двигательных возможностей у детей и обязательное обеспечение соответствующих условий для их всестороннего физического развития.

 

Необходимо поощрять двигательную активность ребенка, так как большие энергозатраты способствуют не только восстановлению, но и накоплению, что является основным фактором для обеспечения роста и развития организма.

 

ОСОБЕННОСТИ ПТАНИЯ

В соответствии с периодами детства отмечается неравно мерность нарастания тех или иных показателей. После рожде ния происходит постоянное снижение темпов нарастания от дельных показателей.

 

У детей школьного возраста потребность в основных пищевых веществах и энергии остается высокой и обусловлена физиолого-биохимическими особенностями: ускоренным ростом и развитием, дифференцировкой различных органов и систем, особенно ЦНС, напряженностью метаболических процессов.

 

Важно соблюдать дифференцированный подход к определению пищевой потребности в зависимости от вида деятельности. Так, у школьников, обучающихся в специализированных школах с повышенными умственной и физической нагрузками (математические, с изучением иностранных языков, спортивные, ПТУ и др.), общая калорийность рациона должна быть увеличена на 10 % от возрастной нормы.

 

Во время пребывания ребенка в оздоровительных учреждениях (лагеря отдыха, лесные школы и др.) в связи с повышенными энергозатратами, связанными с использованием комплекса мероприятий (усиленные занятия физкультурой, водный спорт, лыжные прогулки, походы и др.), калорийность рациона также целесообразно увеличил, на 10 % с равномерным увеличением всех пищевых веществ и сохранением сбалансированности рациона.

 

Большое значение для детей школьного возраста имеет правильно установленный режим питания, который зависит от учебного процесса. Наиболее целесообразно установить следующий режим питания: 1-й прием пищи — в 8 ч 30 мин; 2-й — в 12—13 ч, 3-й — в 15 ч 30 мин — 16 ч, 4-й — в 19 ч. Завтрак и ужин (1-й и 4-й приемы пищи) должны составлять по 25 % от суточной калорийности.

 

Если ребенок занимается в первую смену, то в 11 ч 30 мин — 12 ч, во время большой перемены, он должен получать полноценный второй завтрак (15 % от суточной калорийности), а обед — дома в 15 ч 30 мин — 16 ч (35 % от суточной калорийности).

 

Если ребенок занимается во вторую смену, то обед он получает дома в 12 ч 30 мин — 13 ч, перед уходом в школу, а в 16 ч — полдник в школе. Дети, находящиеся в школе на продленном дне, должны получать, кроме завтрака, обед (35 % калорийности). По возможности школьные завтраки должны быть горячими.

 

Если это невозможно осуществить, то можно рекомендовать молочно-фруктовый завтрак (молоко — 200 мл, булочка — 80 г, сладкий творожный сырок или плавленный сыр — 50 г, фрукты свежие — 100 г).

 

Для каждой возрастной группы школьников существуют определенные объемы пищи, которые позволяют обеспечить чувство насыщения. Обеды в школах должны быть правильно составленными и разнообразными на протяжении недели. Поэтому меню обычно составляют на 7 дней.

 

Обед должен состоять из супа, второго блюда из мяса (рыбы) и гарнира, сладкого блюда (компот, кисель, сок, свежие фрукты). Желательно, чтобы перед первым блюдом были закуски в виде салата из свежих овощей или винегрета.

 

Режим кормления

Для вскармливания детей первых месяцев жизни рекомендован свободный режим кормления. Ребенок сам определяет частоту прикладывания к груди. Данный режим приводит к увеличению выработки молока, способствует профилактике лактостаза, мастита.

 

Новорожденный ребенок может "требовать" от 8 до 12 и более раз прикладывания к груди, длительность кормления может составлять от 15 до 25 минут, однако надо знать, что в первые 2-3 минуты ребенок высасывает от 40 до 50 процентов необходимого ему молока, в последующие 4 -5 минут 70-80 процентов.

 

СОСТАВ

Вода в грудном молоке

Удивительно, но около 87% грудного молока составляет вода. Она биологически активна и легко усваивается, поэтому малыша не нужно специально допаивать. Обеспечивает постоянство внутренней среды организма, теплообмен

 

Углеводы в грудном молоке

. 7%. Обеспечивают организм энергией, способствуют усвоению питательных веществ В грудном молоке углеводы представлены лактозой, или молочным сахаром. Под ее воздействием усваиваются железо и кальций, формируется центральная нервная система. Лактаза способствует росту бифидум- и лактобактерий.

 

Жиры в грудном молоке

4% Это строительный материал, способствующий формированию мембран всех клеток, сетчатки глаза. Чтобы незрелый организм малыша легче усваивал жиры, в грудном молоке вырабатывается специальный фермент – липаза. Наибольшая концентрация жиров присутствует в том молоке, которое ребенок высасывает под конец кормления. Поэтому так важно не отнимать малыша от груди раньше времени. Обеспечивают организм энергией, способствуют строению клеток, в т.ч. головного мозга и центральной нервной системы

 

Белки в молоке

1%. Удивительно, но белковый компонент грудного молока составляет всего 1%. И чем молоко мамы более зрелое, тем меньше там белка. Будь его больше, он бы перегружал почки и мог нарушить процесс пищеварения. Обеспечивают усвоение молока, помогают строение клеток, поддерживают иммунитет, обеспечивают рост и развитие ребенка

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРИКОРМА

 

• Дополнительное введение в организм ребёнка пищевых веществ, отличных от тех, что присутствуют в грудном молоке (или в его заменителях), и энергии для обеспечения возрастающих потребностей ребёнка. К ним относятся растительные белки и жиры, различные группы углеводов, в том числе полисахариды, минералы, микроэлементы, витамины, пищевые волокна, балластные вещества и др.

 

• Освоение ребёнком навыков потребления густой, а затем и плотной пищи, освоение навыков кусания, жевания, а в дальнейшем — навыков самостоятельной еды.

 

• Обеспечение дальнейшего развития и тренировки пищеварительной системы, зубочелюстного и жевательного аппарата, моторной функции кишечника.

 

• Формирование вкусовых ощущений и привычек, а также навыков здорового питания за счёт использования разнообразных и полезных видов продуктов с новыми вкусами и ароматами.

 

• Приучение ребёнка к новым видам пищи для постепенного отлучения от груди матери (или кормлений заменителями женского молока) и перехода на семейное питание, что в дальнейшем способствует социализации ребёнка.

Основные правила:

Прикорм давать перед кормлением грудью, начиная с небольшого объема (5-10 г – 1-2 чайной ложки), и в течение недели постепенно увеличивать порцию до необходимой возрастной нормы.

Переходить к другому виду прикорма следует только после того, как ребенок привыкнет к первому (1-я неделя – постепенно увеличиваем объем до необходимого, 2-я неделя – привыкание, с 3-й недели – новый прикорм и т.д.).

Не вводить одновременно два новых продукта.

Использовать для прикорма блюда, гомогенные по консистенции и не вызывающие у ребенка затруднений при глотании.

С возрастом нужно переводить малыша на более густую, а позже и на плотную пищу.

Как можно раньше приучать ребенка к приему пищи с ложечки и к жеванию.

Постепенно разнообразить состав пищи и увеличивать ее количество.

Деление продуктов на группы

 

Чтобы проще разобраться в пищевой ценности отдельных продуктов, их делят на группы. Характерной особенностью каждой группы является содержание в ней одного или нескольких пищевых компонентов.

Группы продуктов

 

1. Зерновые продукты и сухие семена стручковых.

Углеводы, растительный белок, витамины группы В кальций, железо.

 

2. Молоко и молочные продукты.

Полноценный белок, кальций, витамин В2, витамин А (в продуктах из цельного молока) цельного молока).

 

3. Мясо, рыба, птица, дичь, субпродукты, яйца.

Полноценный белок, витамин B1, B2, РР, большее или меньшее количество жиров в зависимости от сорта данного продукта, железо.

 

4. Овощи и фрукты - источники витамина С: черная, красная и белая смородина, плоды шиповника, клубника, малина, земляника, крыжовник, апельсины, лимоны, помидоры, капуста, цветная капуста.

Витамин С, минеральные вещества, каротин, сахариды, клетчатка, витамины А и В2.

 

5. Овощи и фрукты - источники каротина: морковь, листья салата, тыква, шпинат, листовая капуста, з еленый лук, помидоры, зеленый горошек, стручковая фасоль, зелень петрушки и укроп, абрикосы.

Витамин С, минеральные вещества, каротин (провитамин А), сахариды, клетчатка, витамин В.

 

6. Другие овощи и фрукты

Минеральные вещества, клетчатка, сахариды, иногда каротин, немного витамина С.

 

7. Масло сливочное, сметана, сливки, витаминизированный маргарин.

Жиры, витамин А

 

8. Другие жиры: растительное масло, топленое сало, шпик, маргарин, говяжий жир и др.

Жиры

 

9. Сахар и сладости (конфеты, мармелад, повидло, джем, мед).

Углеводы, а в переработанных фруктах - минеральные вещества

12. Основы рационального питания – определение, требования к пищевому рациону, правила режима питания.

Питание - совокупность процессов, включающих поступление в организм, переваривание, всасывание и усвоение им питательных веществ, то есть составная часть обмена веществ.

 

Питание удовлетворяет одну из важнейших физиологических потребностей человеческого организма, обеспечивающую его формирование, функционирование, устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Достаточное в количественном и полноценное в качественном отношении питание оценивается как рациональное или сбалансированное.

Рациональным считается питание, достаточное в количественном отношении и полноценное в качественном. Основным критерием такого питания является его оптимальная сбалансированность по всем компонентам пищи: белкам, жирам, углеводам, витаминам, минеральным веществам и многим другим биологически активным веществам. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах основываются на детальном изучении энерготрат, а также показателей белкового, липидного, углеводного обмена организма среди различных групп населения, проживающих в различных климатогеографических зонах.

Прежде всего, рациональное питание обусловлено регулярным приемом пищи через одинаковые промежутки времени, оптимальность достигается при 5 или 6-разовом питании. Тепловая обработка пищи не должна занимать много времени, продукты необходимо готовить в щадящем режиме. Рациональное питание, меню которого весьма разнообразно, даже при возникновении соблазнов позволит вам отказаться от вредной пищи в пользу полезных продуктов.

Эти основы сводятся, по-существу, к четырём принципам.

1. Соблюдение равновесия между количеством энергии, поступающей в организм с пищей, и количеством энергии, расходуемой человеком.

2. Соблюдение определённого количества и соотношения основных пищевых веществ в питании.

3. Соблюдение определённого режима питания.

4. Разнообразие пищи.

 

Требования к рациональному питанию состоят из:

 

1) пищевого рациона;

2) режиму питания;

3) условий приема еды.

 

Требования к пищевому рациону:

 

1) энергетическая ценность рациона должна покрывать энергозатраты организма;

2) надлежащий химический состав — оптимальное количество сбалансированных между собой питательных веществ;

3) хорошая усвояемость еды, которая зависит от ее состава и способа приготовления;

4) высокие органолептические свойства еды (внешний вид, консистенция, вкус, запах, цвет, температура);

5) разнообразие еды за счет широкого ассортимента продуктов и разных приемов их кулинарной обработки;

6) способность еды (состав, объем, кулинарная обработка) создавать ощущение насыщения;

7) санитарно-эпидемическая безопасность.

Причины анемии

Основной причиной анемии является недостаточность железа, витамина В12 или фолиевой кислоты. Анемия также может быть вызвана потерей крови из-за желудочно-кишечного кровотечения, которое может быть связано с приемом определенных препаратов, например, ацетилсалициловой кислоты (аспирина) или ибупрофена, а также с раковыми заболеваниями.

 

Симптомы анемии

Если вы отмечаете бледность, повышенную утомляемость и слабость, обмороки, одышку, учащенное сердцебиение, то следует обратиться к врачу. При анемии, вызванной недостатком фолиевой кислоты в пище, могут возникать стоматит (воспаление слизистой оболочки рта), воспаление языка, желтизна кожи, покалывания в руках и ногах.

Общие симптомы анемиий:

- Слабость, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, раздражительность, сонливость;

- Головокружение, головные боли, шум в ушах, мелькание "мушек" перед глазами;

- Сердцебиение при небольшой физической нагрузке или в покое;

- Одышка при небольшой физической нагрузке или в покое.

Лечение

В основном при лечении анемии используют витамин В12 и препараты железа. Также при низком уровне гемоглобина могут быть применены переливания эритроцитарной массы. В целом тактика лечения зависит от типа анемии и тяжести состояния больного.

Что можете сделать вы

Включите в ваш рацион как можно больше зеленых овощей, салата и зелени для получения достаточного количества фолиевой кислоты. Многие зерновые завтраки также содержат фолиевую кислоту. Пища, обогащенная железом, также может помочь при анемии. Следует избегать употребления напитков, содержащих кофеин (например, чая, кофе, колы), особенно во время еды, т.к. кофеин мешает всасыванию железа.

Профилактические меры

Основным средством в профилактике анемии является сбалансированное и богатое витаминами питание. В дневной рацион обязательно должны входить все необходимые витамины и микроэлементы. Рацион здорового человека должен содержать примерно 20 мг железа. Женщинам стоит обращать больше внимания на уровень своего гемоглобина, нежели мужчинам, ведь из-за критических дней представительницы женского пола теряют в два раза больше железа, чем мужчины, не страдающие наличием кровотечений.

 

Ешьте продукты, богатые железом, например, фрукты, цельнозерновой хлеб, бобы, красное нежирное мясо, зеленые овощи, салат и зелень.

Проводите профилактику заражения глистами.

Избегайте длительного контакта с инсектицидами, химическими агентами, отравляющими и токсичными веществами, бензином и другими нефтепродуктами.

Симптомы острого бронхита

Острый бронхит сопровождается подъемом температуры до 38-39 градусов, ознобом, повышенной потливостью. Отмечается общая слабость, быстрая утомляемость и значительное снижение работоспособности. Выраженность симптомов может колебаться от умеренных до очень выраженных.

При обследовании пациента обращают на себя рассеянные хрипы, выслушиваемые при аускультации и жесткое дыхание. При средней степени тяжести или тяжелом течении заболевания больного начинают мучить одышка и боли в грудной клетке.

Средняя длительность острого бронхита составляют 10-14 дней. Обострение хронического бронхита, особенно при отсутствии адекватного лечения может длиться неделями.

Лечение. Рекомендуется обильное питьё, можно в виде травяных чаев или настоев, морсов, соков. Объем жидкости в 1,5- 2 раза превышает суточную возрастную потребность ребенка. Диета в основном молочно-растительная с ограничением экстрактивных острых блюд, приправ, ограничением сильно аллергизирующих продуктов.

Постельный режим, обильное теплое питье с медом, малиной, липовым цветом; подогретая щелочная минеральная вода; ацетилсалициловая кислота по 0,5 г 3 раза в день, аскорбиновая кислота до 1 г в день, витамин А по 3 мг 3 раза в день; горчичники, банки на грудную клетку. При выраженном сухом кашле назначают кодеин (0,015 г) с гидрокарбонатом натрия (0,3 г) 2—3 раза в день. Препаратом выбора может быть либексин по 2 таблетки 3—4 раза в день. Из отхаркивающих средств эффективны настой термопсиса (0,8 г на 200 мл по 1 столовой ложке 6—8 раз в день); 3% раствор йодида калия (по 1 столовой ложке 6 раз в день), бромгексин по 8 мг 3—4 раза в день в течение 7 дней и др. Показаны ингаляции отхаркивающих средств, муколитиков, подогретой минеральной щелочной воды, 2% раствора гидрокарбоната натрия, эвкалиптового, анисового масла с помощью парового или карманного ингалятора. Ингаляции проводят 5 мин 3—4 раза в день в течение 3—5 дней. Бронхоспазм купируют назначением эуфиллина (0,15 г 3 раза в день). Показаны антигистаминные препараты. При неэффективности симптоматической терапии в течение 2—3 дней, а также среднетяжелом и тяжелом течении болезни назначают антибиотики и сульфаниламиды в тех же дозах, что и при пневмониях.

Профилактика. Устранение возможного этиологического фактора острого бронхита (запыленность и загазованность рабочих помещений, переохлаждение, курение, злоупотребление алкоголем, хроническая и очаговая инфекция в дыхательных путях, исключение возможности заболевания хроническим бронхитом и т.д.), а также меры, направленные на повышение сопротивляемости организма к инфекции (закаливание, витаминизация пищи).

Причины диатеза

1. Наследственная предрасположенность.

2. Воздействие окружающей среды.

3. Токсикозы первой и второй половины беременности.

4. Употребление лекарств во время беременности.

5. Нарушения пищевого режима беременной и кормящей женщины.

6. Некоторые виды продуктов, на которые "налегает" беременная или кормящая женщина. Например: яйца, мед, молоко, маринады, ягоды, икра.

Симптомы и течение. Сначала в области коленных суставов и над бровями появляются шелущащиеся пятна желтоватого цвета. С 1,5-2 мес. возникает покраснение кожи щек с отрубевидным шелушением, затем желтоватые корочки на волосистой части головы и над бровями. В тяжелых случаях эти корочки наслаиваются друг на друга и образуют толстые пласты. Легко возникают острые респираторные заболевания вследствие пониженной сопротивляемости организма - насморк, ангина, бронхиты, воспаление слизистой оболочки глаз (конъюнктивиты), среднего уха (отиты), часто отмечается неустойчивый стул (чередование запоров с поносами), после пересенных заболеваний долго сохраняется незначительное повышение температуры до 37,0-37,2ЬС. Отмечается тенденция к задержке воды в организме - дети "рыхлые", но быстро теряют жидкость из-за резких колебаний веса: его подъемы сменяются быстрыми падениями. Могут возникать различные поражения кожи, ложный круп (см. ниже), бронхиальная астма, другие осложнения.

Лечение. Проводится врачом. В первую очередь - диета с исключением продуктов, провоцирующих данное состояние. При опрелостях необходим тщательный уход, ванны с содой и перманганатом калия (чередовать), применение детского крема. При воспалительных явлениях и мокнутии кожи назначаются ванны с противовоспалительными средствами по указанию лечащего педиатра.

Стандартной, общепринятой диеты нет. Просто питание кормящей матери должно быть рациональным, меньше углеводов, жиров, соли, различных аллергенов. Если диатез у ребенка уже не грудного возраста, так же исключить некоторые продукты из его района, - кисели, яйца, свинину, рыбу. В диете преимущественно: гречневая каша, салаты, овощные запеканки.

 

Так же назначается медикаментозное лечение. Прежде всего, это средства уменьшающие зуд, затем седативные препараты и витамины.

 

Назначается местное лечение - примочки, мазевую терапию. Кроме этого для лечения необходимы ванны с дубовой корой, чередой, чистотелом, или перманганатом калия (марганцовка). Возможно применение ультрафиолетовог

Профилактика. Беременные


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.