Методы и методики экспериментальной патопсихологии — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Методы и методики экспериментальной патопсихологии

2017-11-27 235
Методы и методики экспериментальной патопсихологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Патопсихология как наука

Патопсихология – пограничная дисциплина, следовательно, возникает вопрос: к какой из 2 областей (психиатрия и психология) она тяготеет, какой круг задач она может решать, на какие формы практического воздействия может претендовать. Патопсихология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии. Патопсихология как медицинская наука прежде всего - направлена на выявление причин психической болезни. Как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме - изучает закономерности психической деятельности и свойств личности. Предмет патопсихологии – изучение психологических закономерностей нарушения или даже распада психики при различных психических заболеваниях в сопоставлении с нормой. Объект исследования – у психиатрии и патопси один – нарушение психики у человека. Все результаты исследования соотносятся со стадией протекания заболевания, статусом больного, а также динамикой заболевания. Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что патопсихология в качестве самостоятельной науки имеет практическое значение

Задачи патопсихологии

1) установление диагноза (но не на основании лабораторных исследований, а на основании комплексного клинического исследования)

2) экспертизы:

  • воинская
  • трудовая – установить может ли человек продолжать трудовую деятельность или ему следует выйти на инвалидность. Различают несколько феноменов:

агравация – преувеличение степени выраженности имеющихся нарушений. Задача психолога выявить есть ли такие установки и определить может ли больной выполнять работу

диссимуляция – стремление приуменьшать степень выраженности имеющихся нарушений. Задача та же.

  • судебно-психиатрическая – вопрос о вменяемости правонарушителя решается судом, на основании данных исследования

3) охрана психического здоровья:

  • · мероприятия лечебного характера
  • · психокоррекция (например, трудовая – включение пациента в реальную трудовую деятельность меняет самооценку, отношение к себе и другим, порождает целенаправленную активность)

4) коррекция и профилактика аномального развития у детей

5) профилактика различных профессиональных заболеваний

6) реабилитация

 

Методы и методики экспериментальной патопсихологии

Патопсихологическое исследование включает в себя ряд компонентов: эксперимент, беседу с больным, наблюдение за поведением больного во время проведения исследования, анализ истории жизни заболевшего человека. Методы, применяемые для патопсихологического исследования, можно разделить на стандартизированные и нестандартизированные. Нестандартизированные методы направлены на определение конкретных нарушений психической деятельности и составляются индивидуально для каждого больного. К нестандартизированным методам патопсихологического исследования относятся: 1) метод «формирования искусственных понятий» Л. С. Выготского,

Патология ощущений

Ощущение—психический процесс отражения отдельных свойств и качеств среды при непосредственном воздействии на рецепторы органов чувств физических, химических, механических и других раздражителей.
В основе нарушений ощущений лежит изменение порога чувствительности: снижение или повышение уровня ощущений по отношению к норме. Снижение порога — гиперестезия — представляет собой усиление восприимчивости, интенсификацию ощущения раздражению, несдержанности, гневу, дискомфорту. Повышение порога может проявляться в виде гипестезии или анестезии. Гипестезия — снижение восприимчивости, понижение чувствительности. Анестезия — полная нечувствительность при анатамо-физиологической сохранности (психическая слепота, утрата вкусов, способности распознавать запахи, утрата чувства боли).
Сенестопатии — это проецирование каких-то ощущений внутрь телесного «Я» (термические ощущения — жжет, печет, леденит; ощущение движения жидкостей — пульсация, переливание, закупоривание сосудов; ощущения передвижения, натяжения и т. д.). Соматические боли в отличие от сенестопатий всегда локализованы, имеют стереотипное содержание, связаны с анатомическими границами и расположением органов. Боли, возникающие при поражении нервов или сосудов (парестезии), в отличие от сенестопатий проецируются на поверхность кожи или появляются при определенных движениях.

 

 

НАРУШЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ

Восприятие – психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей. При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных заболеваниях, перцептивные процессы могут нарушаться Расстройства восприятия можно разделить на ттри основные группы: иллюзии, галлюцинации и расстройства сенсорного синтеза. Иллюзии – искаженное восприятие реально существующего предмета или явления (бывают зрительные, слуховые, тактильные и др.). В зависимости от причин бывают: физические (ложка в стакане), физиологические (иллюзии кренов, противовращения) и психические (при экзальтации, экстазе, пр). Галлюцинации – расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушения психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует (также бывают зрительные, слуховые, обонятельные и пр.). Бывают истинные галюцинации – развертываются в реальном пространстве и псевдогаллюцинации – нет полной чувственно-телесной ясности образов (я «как будто» вижу…) Расстройства сенсорного синтеза – нарушение интеграции сенсорной информации (дереализация – выпадение определенного свойства реальности (уменьшение, В литературе по психопатологии встречаются описания следующих нарушений восприятия: гиперстезия/гипостезия (усиление/ослабление восприятия по силе); анестезия (потеря чувствительности), деперсонализация (расстройство восприятия собственной личности), утрата сложных чувств; искаженное восприятие окружающего мира (например, “дежа вю”), иллюзии, галлюцинации и др.

У больных с неврозами и неврозоподобными состояниями отмечаются нарушения болевой чувствительности – например, усиление болевого чувства, так называемые “психогенные” боли. У больных шизофренией трудности узнавания объектов связаны большей частью с апато-абулическим синдромом и эмоциональной амбивалентностью. При психопатиях разного типа наблюдают как повышение чувствительности, так и ригидность и снижение чувствительности также при повышении эмоционального тонуса.

 

НАРУШЕНИЕ СИНТЕЗА

В эту группу входят нарушения восприятия собственного тела, пространственных отношений и формы окружающей действительности а.т.ж. деперсонализация, дереализация, нарушения схемы тела, симптом уже виденного (пережитого) или никогда не виденного и т.д.

Деперсонализация — это убеждение больного в том, что его физическое и психическое «Я» каким-то образом изменились, но объяснить конкретно, что и как изменилось, он не может..

Соматопсихическая деперсонализация — больной утверждает, что изменилась его телесная оболочка, его физическое тело (кожа какая-то несвежая, мышцы стали желеобразными, ноги потеряли прежнюю энергичность)встречается при органических поражениях головного мозга,

Аутопсихическая деперсонализация — пациент ощущает измененность психического «Я»: стал черствым, индифферентным, равнодушным или, наоборот, гиперчувствительным, «душа плачет по незначительному поводу». Нередко он даже не может словесно объяснить свое состояние, характерна для шизофрении.

Аллопсихическая деперсонализация — следствие аутопсихической деперсонализации, изменение отношения к окружающей действительности «уже измененной души». Больной ощущает себя как бы другим человеком, изменилось его мироощущение, отношение к близким, он утратил чувство любви, сострадания, сопереживания, долга, способность соучастия к прежде любимым друзьям.

Дереализация — это искаженное восприятие окружающего мира, ощущение его отчуждения, неестественности, безжизненности, нереальности. Окружающее видится как нарисованное, лишенное жизненных красок, однообразно-серое и одномерное. Меняются размеры предметов,

Симптом «нарушения чувства времени» выражается в ощущении ускорения или замедления течения времени. Он не является чистым дереализационным, так как включает в себя и элементы деперсонализации.

 

Патология интеллекта

Интеллект — это понятие, объединяющее в себе способность человека к рациональному познанию, суждениям, умозаключениям, анализу и синтезу. В мировой психиатрии различают две основных формы патологии интеллекта:

  • врожденная или приобретенная в первые три года жизни недостаточность интеллекта — олигофрения (малоумие);
  • приобретенное слабоумие - деменция.

В зависимости от уровня недоразвития интеллекта различают три степени выраженности олигофрении — идиотия (тяжелое умственное недоразвитие), имбецильность (среднее умственное недоразвитие) и дебильность (легкая степень умственного недоразвития

Приобретенное слабоумие.По клиническим проявлениям выделяют органическую, апатическую (шизофреническую) и эпилептическую деменцию.

Органическая деменция выражается в слабоумии, вызванном органическими заболеваниями головного мозга (черепно-мозговые травмы, сосудистые заболевания, атрофический, сифилитический процесс, СПИД, старческие психозы). Органическое слабоумие делится на тотальное (диффузное) и парциальное (частичное, очаговое, дисмнестическое, лакунарное). интеллект в основном не страдает, социальные контакты сохранены.

Апатическое (шизофреническое) слабоумие характеризуется бездеятельностью, снижением инициативности, характерно прогрессирующее снижение интереса ко всему (за исключением собственной личности характерен для шизофрении.

Эпилептическое (концентрическое) слабоумие чаще всего проявляется при эпилепсии, хотя может встречаться и при различных органических заболеваниях головного снижение интеллекта. Больные с этим видом патологии несколько растерянны, беспомощны в решении простейших задач, не могут собраться и сконцентрировать свое внимание

 

 

Нарушения речи


Нарушения развития речи является частым явлением, как у детей, так и у взрослых. И причины вызывающие нарушения бывают очень разнообразными. В качестве причин нарушений развития речи мы можем назвать:
• аномалию течения беременности и самих родов;
• нарушения функций, которые исполняет артикуляционный аппарат;
• поражение слуховых органов;
• отставания в психическом развитии.
• неблагоприятные воздействия наследственности

Уровень поражения речевой системы определяет название заболевания:
• афазия – поражение речевых зон коры головного мозга, в результате которого страдают все компоненты речи;
• алалия – поражение речевых зон коры головного мозга, которое возникает в доречевом периоде и ведёт за собой недоразвитие речи системного характера;
• дизартрия – нарушение иннервации мускулатуры, обеспечивающей речь, в результате которой нарушается звукопроизношение ребёнкаДефекты речи, вызванные функциональными изменениями центральной нервной системы:
• заикание – нарушение нормального ритма речи вследствие непроизвольных остановок, прерывающих высказывание или повторов слогов и звуков;
• мутизм – отказ ребёнка от общения при отсутствии дефектов речевого аппарата;
• сурдомутизм – нарушение слуха и речи, носящее временный, преходящий характер и обусловленное стойкими органическими расстройствами слуха.
Речевые нарушения, возникающие вследствие дефектов в строении артикуляционного аппарата
• механические дислалии – нарушения речи, вызванные особенностями анатомического строения полостей рта и носа (губы, зубы, челюсть, нёбо, язык, носоглотка, носовые ходы и т.д.);
• ринолалия – речевые нарушения, возникающие у детей с расщелиной нёба;
Задержки в речевом развитии разного происхождения: в результате недоношенности, вследствие тяжёлого заболевания внутренних органов, педагогической запущенности и т.д.).

 

 

Нарушение внимания


" Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)".
Внимание характеризуется избирательностью, объемом, устойчивостью, переключаемостью.
Избирательность (концентрация) связана с возможностью успешной настройки на восприятие определенной информации.
Объем внимания – количество одновременно воспринимаемых объектов.
Переключаемость – возможность выполнения действий во времени, при смене целей или одновременном учитывании нескольких факторов при выполнении одной работы.
Нарушения внимания
Нарушения внимания наблюдаются при разных психических и соматических заболеваниях. Возможны также нарушения внимания и при аффективно-эмоциональных реакциях и состояниях у здоровых людей.
Снижение активного внимания (концентрации, переключаемости, устойчивости) отмечается при неврозах.
У больных с органическими заболеваниями головного мозга отмечаются персеверации, трудности в переключении, повышенная отвлекаемость, истощаемость внимания.
У больных шизофренией активное внимание ухудшается в результате снижения энергетического потенциала, апатоабулического синдрома.
У соматических больных (например, туберкулезом и др.) отмечаются трудности концентрации внимания, замедленное врабатывание, трудности переключения, сужение объема внимания.

 

 

15.НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ:

Эмоции являются особым классом психических состояний, отражающих в форме непосредственного переживания общее позитивное или негативное отношение человека к окружающему миру
В эмоциях имеется три составные части:
1) аффект (острое переживание приятности или неприятности, эмоциональное напряжение, возбуждение);
2) когниция (осознание своего состояния, обозначение его словом и оценка перспективы удовлетворения потребности);
3) экспрессия (внешнее выражение в телесной моторике или поведении).
Расстройства эмоциональной сферы заключаются в болезненных переживаниях тех или иных эмоциональных состояний. Основное нарушение заключается в изменении эмоционального состояния в сторону угнетения или подъема. Нарушения в эмоциональной сфере включают в себя гипотимию, гипертимию, паратимию,а также нарушения динамики эмоций.
Гипотимия - хроническое снижение эмоциональности по всем трем компонентам (аффект, когниция, экспрессия), что выражается в угнетении всех психических процессов, снижении общей активности человека и его безразличии к внутренним и внешним стимулам.— подавленность и тоска.

дистимия— хронически сниженное, подавленное настроение, когда все становится трудным и ничто не доставляет удовольствия (ангедония). Дистимия характеризуется сниженной самооценкой, чувством безнадежности

Гипертимия - устойчивое эмоциональное возбуждение, чрезмерную эмоциональность. Основное эмоциональное состояние при гипертимии —эйфория: ощущение очень сильного душевного подъема, сопровождающееся чувством безудержного оптимизма, Гипомания — легкая степень мании, когда отмечается постоянный легкий подъем настроения.
Мания — неадекватное обстоятельствам приподнятое настроение, которое может варьировать от беспечной веселости до неконтролируемого возбуждения. Сопровождается гиперактивностью, речевым напором и сниженной потребностью в сне

РАССТРОЙСТВА ВОЛИ

Воля – это осмысленная психическая активность человека, которая направлена на совершение или задержку действия.

Качественные нарушения воли

Это группа расстройств называется «парабулии». Они сопровождаются извращением волевой активности.

Ступор – это оцепенение, при котором теряется контакт с окружающим миром.

Мутизм – нарушение речи при отсутствии поражений речевых центров и соответствующих органов.

Негативизм – это отказ от реализации какого-то поступка. При пассивном просьба просто не выполняется, при активном – больной делает все наоборот.

Стереотипии – постоянное повторение одного и того же действия, слова или фразы (к речевым стереотипиям относятся вербигерации).

Пассивная подчиняемость - нарушение воли, при котором больной выполняет приказы окружающих независимо от их содержания.

Эхопраксия – зеркальное повторение движений другого человека.

Эхолалия – повторение речи окружающих (в том числе и обращенных к нему вопросов).

Каталепсия (восковая гибкость) – повышение мышечного тонуса до такого уровня, что пациент может сохранять приданную ему позу, даже если эта поза неудобна.

 

НАРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Для исследования нарушений личности психологу необходимо четко представлять, что нужно исследовать в конкретном случае: мотивы, установки, интересы, ценности, конфликты, интерперсональные связи и т.д.

Б. В. Зейгарник, описывая нарушения личности, акцентирует внимание на наиболее разработанных в отечественной психологии теоретических понятиях, основанных на деятельностном системном анализе. При этом деятельность исследуется через анализ изменения мотивов. Специально проведенные исследования деятельности больных с патологией психики выявили нарушение структуры иерархии мотивов. При различных психических заболеваниях отмечаются отклонения в формировании адекватного уровня притязаний в сравнении с нормой, формируются различные патологические потребности и мотивы, нарушается смыслообразование, возможность саморегуляции и опосредования поведения, критичность и спонтанность поведения.

М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев рассматривают связь многих болезней, их возникновение и течение с личностью больного. Они выделяют распад, деградацию личности в результате органического поражения головного мозга; патологическое развитие личности (психопатии); патологические реакции и развитие в форме неврозов. Эндогенные заболевания (МДП и шизофрения) генетически детерминированы, однако особенности личности нередко являются одним из условий развития психоза. В динамике шизофрении, эпилепсии и органических заболеваний наступают изменения личности, характерные для данного заболевания.

 

Алкоголизм - это болезнь в результате злоупотребления алкоголем в таких дозах и с такой частотой, которые приводят к потере эффективности в работе и нарушению семейных взаимоотношений и общественной жизни и к расстройствам физического и психического здоровья. Нарушения памяти во многом зависят от недостаточности внимания, его сосредоточения и особенно устойчивости. Во многом их характер определяется преобладанием в клинике функциональных или органически-деструктивных компонентов.

Алкогольная деградация проявляется однообразными изменениями личности -- прежние заостренные черты определенного типа акцентуации сглаживаются. Утрачиваются эмоциональные привязанности. Социальная дезадаптация обычно бывает полной: больные оказываются нетрудоспособными, семейные связи порываются, они ведут паразитический образ жизни. Расстройствами памяти на текущие события объясняются резко выраженные у страдающих корсаковским психозом нарушения ориентировки в пространстве и времени. Но, несмотря на тяжелые нарушения памяти, восприятие и мышление таких больных оказывается измененным в значительно меньшей степени, и поэтому ядро личности как бы остается сохранным. алкогольный психоз развивается не в связи с непосредственным действием алкоголя, а под влиянием продуктов его распада и продуктов нарушенного обмена. В частности, наиболее распространенные психозы - делирии и галлюцинозы - возникают, как правило, не в период запоев, т.е. на высоте алкогольной интоксикации, а во время абстиненции, когда содержание алкоголя в крови резко снижается.

Алкоголизм представляет собой одну из форм токсикомании, характеризующейся пристрастием к употреблению веществ, содержащих этиловый спирт, развитием психической и физической зависимости, абстинентного синдрома, психической, физической и социальной деградацией личности. Алкогольный абстинентный синдром является наиболее убедительным признаком наличия наркоманической зависимости. Он возникает обычно на следующий день после выпивки и означает сформировавшуюся для организма алкоголика потребность поддерживать постоянной определенную концентрацию этанола в крови. Именно поэтому прием очередной дозы алкоголя купирует абстинентные расстройства и на некоторое время улучшает самочувствие.

Патопсихология как наука

Патопсихология – пограничная дисциплина, следовательно, возникает вопрос: к какой из 2 областей (психиатрия и психология) она тяготеет, какой круг задач она может решать, на какие формы практического воздействия может претендовать. Патопсихология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии. Патопсихология как медицинская наука прежде всего - направлена на выявление причин психической болезни. Как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме - изучает закономерности психической деятельности и свойств личности. Предмет патопсихологии – изучение психологических закономерностей нарушения или даже распада психики при различных психических заболеваниях в сопоставлении с нормой. Объект исследования – у психиатрии и патопси один – нарушение психики у человека. Все результаты исследования соотносятся со стадией протекания заболевания, статусом больного, а также динамикой заболевания. Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что патопсихология в качестве самостоятельной науки имеет практическое значение

Задачи патопсихологии

1) установление диагноза (но не на основании лабораторных исследований, а на основании комплексного клинического исследования)

2) экспертизы:

  • воинская
  • трудовая – установить может ли человек продолжать трудовую деятельность или ему следует выйти на инвалидность. Различают несколько феноменов:

агравация – преувеличение степени выраженности имеющихся нарушений. Задача психолога выявить есть ли такие установки и определить может ли больной выполнять работу

диссимуляция – стремление приуменьшать степень выраженности имеющихся нарушений. Задача та же.

  • судебно-психиатрическая – вопрос о вменяемости правонарушителя решается судом, на основании данных исследования

3) охрана психического здоровья:

  • · мероприятия лечебного характера
  • · психокоррекция (например, трудовая – включение пациента в реальную трудовую деятельность меняет самооценку, отношение к себе и другим, порождает целенаправленную активность)

4) коррекция и профилактика аномального развития у детей

5) профилактика различных профессиональных заболеваний

6) реабилитация

 

Методы и методики экспериментальной патопсихологии

Патопсихологическое исследование включает в себя ряд компонентов: эксперимент, беседу с больным, наблюдение за поведением больного во время проведения исследования, анализ истории жизни заболевшего человека. Методы, применяемые для патопсихологического исследования, можно разделить на стандартизированные и нестандартизированные. Нестандартизированные методы направлены на определение конкретных нарушений психической деятельности и составляются индивидуально для каждого больного. К нестандартизированным методам патопсихологического исследования относятся: 1) метод «формирования искусственных понятий» Л. С. Выготского,


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.