Закономерности профессиональной педагогике и методы исследования. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Закономерности профессиональной педагогике и методы исследования.

2017-11-27 311
Закономерности профессиональной педагогике и методы исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Закон – это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещей.

Закономерность – проявление закона в конкретных условиях, выражающие его сущность.

Закономерности педагогики - устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса образования.

В профессиональной педагогике образование, воспитание, обучение и производство тесно взаимосвязаны между собой. Связи между ними будут проявляться через закономерности.

1. Взаимообусловленность профессиональной подготовки и общественных потребностей, развития науки, техники, производства. Профессиональная подготовка должна осуществляться в соответствии с потребностями общества в тех или иных специалистах с заданными качественными характеристиками его компетентности, типами производств и уровнем механизации и автоматизации производственных (технологических) процессов, с учетом степени их непрерывности, состояния организации труда.

2. Взаимосвязь формирования личности с профессиональной подготовкой. Развитие личности буде осуществляться только в процессе его профессиональной подготовки (речь идет о профессиональной культуре личности).

3. Профессиональная подготовка должна включать в себя инвариантный (основной) и вариативный (специальный) компоненты. Инвариантный или основной компонент включает знания необходимые специалисту любой профессии, а вариативный или специальный компонент отражает специфику узкой специализации профессиональной деятельности.

4. Содержание процесса профессиональной подготовки должно включать взаимосвязь общеобразовательной, общетехнической и профессиональной подготовки.

В основе взаимосвязи общеобразовательной, общетехнической, профессиональной подготовки лежат следующие закономерности:

· Взаимодействия науки, техники, производства;

· Взаимодействие наук;

· Взаимодействия человека и техники;

· Взаимодействие видов человеческой деятельности;

· Взаимодействие педагогического и производственного процессов

 

5. Взаимосвязь педагогического и производственного процесса.

Педагогический процесс Производственный процесс
Цели Содержание Познавательная деятельность Профессионально-трудовая деятельность Трудовая деятельность Технологическая деятельность Вспомогательная деятельность

Производственный процесс будет определяющим, его специфика будет определять весь процесс профессиональной подготовки.

Исследование – процесс формирования новых знаний, вид познавательной деятельности.

Методы исследования — это приемы и средства, с помощью которых получают достоверную информацию о педагогических явлениях.

В целом все методы педагогического исследования могут быть разделены эмпирические (практические) и на теоретические.

1. Эмпирические методы или метод изучения педагогического опыта — наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, изучение и анализ документов, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.

Общие эмпирические методы педагогического исследования:

Изучение и обобщение передового педагогического опыта основано на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших учебных заведений и педагогов.

Изучение учебной документации и результатов деятельности обучаемых позволяет провести анализ, сопоставить и сравнить их во времени.

Эксперимент – специально организованная проверка педагогической гипотезы или метода

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления

Частные эмпирические методы педагогического исследования:

Опрос – метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Инструментальные эмпирические методы педагогического исследования

Инструментальные методы — специальные эмпирические методы исследований явлений и процессов, недоступных непосредственному восприятию, с применением приборов, инструментов, аппаратов.

Хронометраж применяется в исследованиях, связанных с результативными показателями трудовых действий, в том числе в процессе их освоения.

Хронометраж — это замеры отрезков времени, требующегося для выполнения отдельных действий, с целью определения оптимальных сроков, норм, и режима труда, в том числе ученических на разных этапах производственного обучения, темпа работы, режима труда, а также для изучения временной структуры движений, оценки степени тренирован­ности учащихся или рабочих и т.д. При хронометраже используются либо обычные часы, секундомер, специальные приборы с датчиками — электронные секундомеры, хроноскопы, хронографы.

Биомеханические методы — это изучение пространственных, временных и силовых параметров трудовых движений: определение степени их совершенства, силового взаимодействия работающего с инструментом, станком, кинематики движения инструмента и рук, позы работающего и т.д. (циклографический метод, фотографирование, видеосъемка)

Циклографический метод. Циклограмма представляет собой проекцию последовательных элементов движения. Для получения циклограммы к инструментам, рукам или ногам прикрепляются электрические лампочки. Рабочий процесс фотографируется фотоаппаратом с постоянно открытым затвором. На фотопластинке остаются изображения лампочек в виде светлых точек, дающих траекторию соответствующего движения. Анализ траектории позволяет определить скорость, ускорение, темп, ритм, направление и другие компоненты движения.

Психофизиологические методы применяются для изучения функционального состояния организма человека в процессе и в результате учебной и трудовой деятельности. Среди них наиболее часто используются следующие методы (электромиография, электрокардиография, электродермография)

Электромиография — запись электрических потенциалов работающих скелетных мышц. Работа любой мышцы происходит при ее возбуждении, передаваемом из головного мозга по двигательным нервам в виде электрических импульсов. Электрическая активность мышцы определяет силу ее сокращения, что позволяет определить энергетические затраты человека на тот или иной вид деятельности.

Электрокардиография — регистрация электрических потенциалов сердечной мышцы. В профессиональной педагогике электрокардиография используется для оценки работоспособности. Например, по частоте сердечных сокращений можно судить о степени утомления человека во время работы.

Электродермография — регистрация электрических потенциалов кожи. Работа потовых желез, расположенных в коже человека, также происходит под воздействием электрических сигналов мозга.

Конкретные инструментальные методы в большинстве своем узкоспециализированы. Поэтому эффективное их применение, как правило, возможно лишь в комплексном сочетании с общепедагогическими методами исследований.

2. Теоретические методы — анализ педагогических идей, литературы, архивных материалов, документов, моделирование, математические и статистические методы. С их помощью интерпретируются, анализируются и обобщаются теоретические положения и эмпирические данные.

Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловое (абстрактное) целое. Однако синтез — это не просто суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, образуется лишь хаотическое накопление отдельных спичей. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны между собой в любом научном исследовании.

Абстрагирование — мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (но своей логической природе противоположен абстрагированию).

Моделирование — исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.