История становл. отеч. патопсих. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История становл. отеч. патопсих.

2017-11-27 168
История становл. отеч. патопсих. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отеч. патопсих. родилась в нач. XX в., вызвана запросами психиатрич. практики и достижениями псих-кой науки.1879 г. Вундт в Лейпциге первая в мире эксперим.-псих-кая лаб-рия. Психология становилась самост. наукой. И дальнейшее развитие психиатрии было возможно только в союзе с эксперимент. псих-ией. В лаб-риях разрабат-сь экспер.-псих-кие методы иссл-ния нарушенной психики. Одновременно для сопоставления резул-ов изучались особ-ти психики здоровых людей. В начале XX в. - особая отрасль знаний — патологич. психология. В лит-ре тех лет еще нет четкого разделения терминов "патопсих." и "психопат.". Смешение понятий происходило из-за отсутствия четкого разделения задач психологии и психиатрии. Наиболее четкое представление о предмете и задачах патопсих. содержалось в работах Бехтерева: изучение ненорм. проявлений психич. сферы. В дальнейшем эта отрасль развивалась под влиянием идей различных направлений буржуазной псих. — бихевиоризма, психоанализа, гуманистич. и экзистенциальной псих. Представителями школы Бехтерева было разработано много методик экспер.-псих-го исслед-ния душевнобольных(мет-ка сравнения понятий, определения понятий). Бехтерев сформулировал требования к методикам: простота (для решения задач испытуемые не д. обладать особыми знаниями, навыками) и портативность (возможность исследования непосредств. у постели больного, вне лаб-ной обстановки). Осн. принципами патопсих-го исслед-ния в школе Бехтерева были: использ. комплекса методик, качеств. анализ растр-ва психики, личностный подход, соотнесение результатов исследования с данными здоровых лиц соответствующего возраста, пола, образования. Т. обр., патопсих. уже в истоках имела все признаки, необходимые для утверждения ее научной самост-ти в качестве отрасли псих-кой науки: предмет иссл-ния — наруш. психики; методы — весь арсенал псих-ких методов. На становление патопсих. как особой области знаний большое влияние оказали идеи сов. псих. Выготского: 1) мозг человека имеет иные принципы организации, нежели мозг животного; 2) развитие высших психич. ф-ций, к-ые формир. прижизненно путем присвоения опыта человечества в процессе общения, обуч., воспит.; 3) поражение одних и тех же зон коры имеет неодинаковое значение на разных этапах психич. развития. За последние годы выросло значение патопсих. в психокоррекц. работе, к-ая проводится в разных видах психолог. службы: психокоррекция и профилактика в соматической клинике и клинике неврозов, поликлинических отделениях кризисных состояний, "телефоны доверия", "Служба семьи". Т. обр., в наст. вр. развив. прикладная обл-ть псих., имеющая свой предмет и свои методы, — эксперим-ная патопсих.

 

4.Экспертная работа патопсих.. Роль патопсих. в психиатрии детск. возраста. Экспертная работа. Большое значение имеют данные эксперим-ной патопсих. при решении вопросов психиатрич. экспертизы: трудовой, судебной и воинской.Псих-кие исслед-ния, проводимые для целей военной экспертизы, в осн. решают вопрос о степени и особенностях умств. недоразвития. Нередко возникает необходимость разграничить пед. запущенность и недоразвитость от легкой степени дебильности. Иногда псих-кая экспертиза, проводимая призывникам в связи с особенностями поведения и неадекватными высказываниями, впервые выявляет признаки психич. заболевания.Трудовая психиатрич. экспертиза требует тщательного патопсих-го анализа нарушенных и оставшихся сохранными психич. ф-ций. Особенность ее проведения состоит в том, что больной, обычно заинтересован в определенном экспертном решении. Псих-кий эксперимент м. объективно выявить имеющуюся степень нарушения психики. По хар-ру ошибок м. установить глубину психич. дефекта.

Псих-кое исследование с целью судебно-психиатрич. экспертизы д. проводиться особенно тщательно. Осн. требованием к псих-кому эксперименту явл-ся решение вопроса соотнесенности психич. нарушений с содеянным. В соответствии с конкретными задачами судебной экспертизы строится и псих-кий эксперимент. Нередко он д. б. направлен на выявление структуры и степени нарушений психики, маскируемых притворным поведением. Опред-ние умств. развития аном. ребенка и выбор путей его общеобразоват. и труд. обучения - э та задача имеет особое значение, для ее решения патопсихолог д. использ. данные детской возрастной псих. о развитии ВПФ в норме. Эксперим-ные данные, полученные при исслед-нии различных сторон психики аном. ребенка, сопоставл-ся с теми же параметрами норм. ребенка того же возраста (ур-нь развития мышления, особ-ти развития мотивац. сферы). Такое сравнение позволяет оценить хар-ер умств. развития обследуемого. Основываясь на теории Выготского о «зоне ближ. развития». детские патопсихологи использ. в своей работе принцип построения эксперимента по типу «обучающего» - дает возможность оценить качественно и учесть количественно потенциальный ур-нь умств. возможностей. Проводя такое исследование, детский патопсихолог м. сделать вывод о том, соответствуют ли возможности ребенка требованиям массовой или вспомогат. школы. Кроме того, экспер.-псих-кое исслед-ие помогает разработке коррекц-ых рекомендаций по О. и В.

 

5. Роль патопс-ии в реабилит-ой и психотерап-ой работе. Участие в реабилитационной работе. От правильно построенных реабилитационных мероприятий зависит профилактика инвалидизации. Практика показывает, как часто отсутствие реабилитационной работы с больными неврозами приводит их к тяжелейшей патологии развития личности, лишающей этих больных трудоспособности и значительно хуже поддающейся лечению. Реабил-ая работа может быть эффективной лишь при индивидуализированном подходе к больному. Реабилитационная работа не должна ограничиваться формальным составлением рекомендаций применительно к характеру и давности заболевания. Она всегда должна быть индивидуализированной. Реабилитационная работа не должна проводиться в ущерб диагностической и экспертной работе клинического психолога. Участие в психотерапии. Здесь, как и в проведении реабил-х мероприятий, психолог должен работать под руководством врача-психиатра, психотерапевта и выполнять поставленные им задачи как психодиагностического, так и социально-психологического характера.

 

6. Принципы построения патопсихологического исследования. Принципы построения ППС эксперимента. ППС эксперимент направлен на исследование ч-ка совершающего реальную д-сть.На качественный анализ различных форм распада психики, раскрытие мех-мов нарушенной д-сти и на возможности ее восстановления. Исходя из того, что всякий психический процесс обладает известной динамикой и направленностью, следует так построить эксперимент, чтобы он отражал сохранность или нарушение этих параметров. Результаты должны дать не столько количественную, сколько качественную х-ку распада психики. Экспериментальные данные д.б.надежны. именно анализ ошибок возникающий у больных в процессе выполнения экспериментальных заданий, представляет собой особый интересный и показательный материал для оценки того или иного нарушения псих.,д-сти больных. Эксперимент должен актуализировать не только умственные операции, но и его личностное отношение. ППС эксперимент – взаимная д-сть, общение экспериментатора и испытуемого. =>его построение не может быть жестким. Его строение должно дать возможность обнаружить не только структуру измененных, но и оставшихся сохранными форм психической д-сти. Это особенно важно при решении вопросов восстановления нарушенных функций. Построение экспериментальных приемов должно предоставить возможность учитывать поиски решений больного, дать возможность экспериментатору вмешаться в стратегию, чтобы обнаружить как больной воспринимает помощь, может ли ей воспользоваться.

 

7. Беседа в патопсихологическом эксперименте. Беседа, являясь одним из методов научного познания, представляет собой получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Клиническая или направленная беседа широко используется в клинической практике, являясь одним из диагностических методов. В используемой в патопсихологическом исследовании беседе (или беседе с больным испытуемым) выделяют две части. Состоит из 2-х частей: 1.Беседа, до экспериментальной работы и после эксперимента. Когда экспериментатор не проводит никаких экспериментов(это беседа в узком смысле слова. В данном случае экспериментатор беседует, разговаривает с больным, не проводя никакого эксперимента.) 2. Беседа во время эксперимента. Э. всегда предполагает общение с больным, оно м.б. вербальным и невербальным (мимика экспериментатора). Беседа в узком смысле слова не может быть проведена "вообще". Она носит клинический характер, т. е. всегда должна иметь цель, зависящую от поставленной задачи. Клиническая беседа всегда имеет диагностическую направленность. Содержание задаваемых вопросов должно соответствовать стоящей задаче. Причем вопросы, которые задает патопсихолог, не должны носить сугубо клинический характер, т. е. не должны быть направлены на выявление признаков болезненного состояния. Целесообразно также включать в беседу вопросы, позволяющие определить особенности ориентировки в месте, времени, собственной личности, характеризующие состояние сознания на момент обследования. Можно дать ряд общих рекомендаций, позволяющих построить беседу продуктивно и грамотно: 1. Так как беседа с больным носит клинический характер, то она должна быть построена в соответствии с принципами и технологией клинического интервью, применяемого в психологическом консультировании и психотерапии. 2. Основой для успешного проведения беседы и решения поставленных в ней задач является умение устанавливать доверительные отношения с испытуемым. 3. Искусство беседы заключается в том, какие вопросы и как задает психолог. В беседе следует избегать прямых вопросов, вопросов "в лоб", особенно если они касаются болезненных для больного тем. 4. Для установления эмоционально-доверительного контакта с больным беседа должна носить неформальный характер, по крайней мере, должна восприниматься больным как заинтересованный непринужденный разговор о его проблемах, как взаимодействие двух равных партнеров.

8. Наблюдение в процессе патопсихологического обследования. Экспериментальное ППС включает и наблюдение за больным, его поведением, мимикой. Наблюдение при этом не должно носить навязчивый хар-тер. Оно является не отдельным а дополняющим экспериментальным приемом, включено в

структуру самого экспер.

В патопсихологии наблюдение не используется как самостоятельный и основной метод получения диагностических данных. Однако без наблюдения, которое выполняет вспомогательную, но весьма существенную роль, патопсихологическое исследование не может иметь полноценный характер, не может в полной мере успешно решать стоящие перед ним задачи. Поэтому, будучи вспомогательным методом, наблюдение оказывается включенным в контекст других методов исследования; и беседы, и эксперимента. Оно как бы "пронизывает" ткань всего исследования и должно вестись в течение всего взаимодействия патопсихолога с больным. При этом наблюдение ни в коем случае не должно быть навязчивым, не должно само стать объектом внимания испытуемого.

В содержательном плане в наблюдении необходимо обращать внимание на то, как больной реагирует на замечания экспериментатора, на инструкцию и содержание различных заданий, на неудачное или удачное выполнение задания, как он относится к своему успеху (доволен или безразличен), как реагирует на помощь экспериментатора, на изменение условий проведения эксперимента (ограничение времени, предложение иного способа решения, помехи и т. п.). Особенно важно отметить, критически ли больной относится к допускаемым ошибкам, контролирует ли свои действия.

 

9.Мет-ы патопсих. Патопсих. опирается на с-му методов псих-кой науке. Патопсих-кое исслед-ние явл. комплексным, т.к. его целью явл. выявление не отдельных компонентов, а целостной структуры психич. деят-ти психически больных людей. Осн. метод - эксперимент, а в качестве дополнит. испол. наблюдение, беседа, анализ продуктов деят-ти, анализ истории жизни. В посл. вр. в патопсих. испол-ся психодиагностич. методы и методики (тесты, проективные, опросные).

Эксперимент – искусств. создание условий, к-ые позволят выявить те или иные особенности психич. деят-ти Ч. «+» изучаемое явление спец. создается или вызывается, поэтому оно м. многократно наблюдаться, становятся известными условия, усиливающие, ослабляющие или уничтожающие данное явление, т. е. становится возможным познание самой сущности явления→эксперемент позволяет перейти от описания психопатологич. явлений к анализу их причин и механизмов.

В патопсих. возможность использования психологич. тестов обычно рассматривается в плане их противопоставления методикам типа функциональных проб, при этом подчеркивается сугубо измерительная направленность тестов на оценку отдельных функций, без изучения структуры психич. дефекта. В то же время указывается, что патопсих-кие методики типа функциональных проб дают углубленный качественный анализ экспериментальных данных, выигрывающий от их статистической обработки, но лишены присущих тестам жесткой регламентированности заданий и стандартизации возможных в эксперименте проявлений психич.деят-ти.

 

10.Осн. направления функциональной диагностики. Функцион. диагностика — раздел диагностики, содержанием к-го явл-ся объективная оценка, обнаружение отклонений и установление степени нарушений функции различных органов и физиологич. систем организма на основе измерения физич., хим-ких или иных объективных показателей их деят-ти с помощью инструментальных или лабораторных методов исследования.

ФД в неврологии основыв. на применении электрофизиологич. методов исследования гол. мозга и периферич. нервов, вегетативных функций (исследование потоотделения).

Электроэнцефалография с вызванными потенциалами гол. мозга (зрительными, слуховыми) помогает диагностике эпилепсии, рассеянного склероза. Эхоэнцефалография используется для распознавания опухолей гол. мозга. С помощью реоэнцефалографии оценивают изменения пульсового кровенаполнения головы. Электромиография необходима при диагностике поражения мышц и периферических нервов.

 

11.Механизм образования мотива. В процессе образования мотива м. выделить несколько шагов:

- с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием начинается мотив;

- осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, затем осознается объект, к-ый отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого;

- реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках.

Леонтьев описал механизм образования мотивов- механизм сдвига мотива на цель. Суть: в процессе деят-ти цель, к к-рой, в силу определенных причин, стремился Ч., со временем сама становится самостоятельной, побудительной силой, т.е. мотивом. Например, часто родители, для того, чтобы стимулировать интерес ребенка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однако, в процессе чтения у ребенка возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг м. стать одной из основных его потребностей. Этот пример поясняет механизм развития мотивац. сферы Ч. за счет расширения кол-ва потребностей.

 

12.Роль мотивов в поведении человека Мотивация – совокупность причин психологич. хар-ра, объясняющих поведение Ч., его начало, направленность и активность. Это поиск ответов на вопросы «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл…?».

В отличие от мотивации, мотив – это то, что принадлежит самому Ч., явл-ся его устойчивым личностным св-вом, изнутри побуждающим к совершению определ. действий.

1. Роль мотива в процессе регуляции алгоритма деятельности. Как известно, регуляция основывается на применении форм поведения к изменяющимся требованиям ситуации, и классическую ее схему можно проиллюстрировать с помощью структуры отрицательной обратной связи. Например, Ян, к-ый проявлял сердечность по отношению к X, имел в связи с этим неприятности. Поэтому он изменяет свое отношение к нему на враждебное. Когда и это не дает результата, он начинает избегать X. Этим трем видам деят-ти могли бы соответствовать 3 мотива:

1) «чтобы не иметь неприятностей, надо проявлять сердечность в отношении к X»;

2) «чтобы не иметь неприятностей, надо проявлять неприязнь в отношении к X»;

3) «чтобы не иметь неприятностей, надо избегать X».

Так, следовательно, формулирование мотива, закрепленное в памяти, влияет на ход деят-ти, выявляет ее программу и позволяет контролировать ее эффективность с точки зрения требуемой цели.

!!роль мотива в процессе регуляции деят-ти основывается на том, что он становится фактором, направляющим деят-ть, так же как обозначенная на карте дорога указывает направление пешеходу, помогая решить, пойдет ли он влево или вправо на ближайшем перекрестке. Контролирующую ф-цию мотива м. б. бы представить образно на примере контрольных ламп, к-ые загораются тогда, когда запрограммированный процесс не приводит к ожидаемым следствиям.

Встает вопрос: каким образом цель может руководить деят-тью? Управление имеет место только тогда, когда один материальный предмет влияет на др. предмет посредством некоторого приложения энергии.

2. Защитная роль мотива.

Содержание мотива складывается из 2 элементов: программа деят-ти, цель деят-ти или то, к чему должна вести реализация программы. Цель и программа д. б. тесно связаны, т.к. программа — средства, с помощью к-ых м.б. реализована цель.

На практике, однако, не всегда так (мужчина среднего возраста, к-ый избегает женщин, ожидая «настоящей любви»).

Задаем себе вопрос — неужели он не знает подлинную причину своего поведения? Старый холостяк, ожидающий настоящей любви, когда-то в молодые годы «скомпрометировал себя» (по его мнению) в глазах женщины, к-ая, пользуясь его наивностью и неопытностью, посмеялась над ним. Теперь он боится проявить инициативу.

Народная мудрость гласит, что Ч. только тогда охотно смотрит правде в глаза, когда она ему приятна.

Классическую иллюстрацию применения защитного мотива мы находим в басне о волке и ягненке. Хищник-волк «заботился о законности» и, увидев ягненка около ручья, начал подыскивать обоснование приговора, к-ый хотел бы привести в исполнение. Ягненок активно защищался, сводя на нет волчьи аргументы, и волк, казалось бы, собрался уйти ни с чем, когда вдруг пришел к заключению, что ягненок, несомненно, виноват в том, что он, волк, чувствует голод. Это соответствовало истине, ибо аппетит в самом деле появляется при виде пищи. Волк мог теперь спокойно съесть ягненка. Действие его было обосновано и узаконено.

13.Общая структура деятельности. Через деятельность, в процессе которой осуществляется воздействие на природу, вещи и других людей, устанавливается реальная связь между человеком и окружающим его миром. Реализуя и раскрывая в деятельности свои внутренние свойства, человек выступает по отношению к вещам как субъект, а к людям – как личность. Испытывая в свою очередь их ответные воздействия, он обнаруживает, таким путем, истинные, объективные, существенные свойства людей, вещей, природы и общества. Вещи выступают перед ним как объекты, а люди — как личности. Каждая конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия, и, в том числе, навыки (способы достижения общей цели), и психические акты в них включенные, и результаты деятельности. Цель — это мысленный результат деятельности (т.е. то, ради чего действует человек), а мотив — это побудительная сила действия (т.е. то, почему действует человек). Любая деятельность, начиная с подготовки к ней и кончая достижением цели, осуществляется в результате множества взаимосвязанных действий. Действие — это относительно законченный элемент деятельности, в процессе которой достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие имеет подобную деятельности психологическую структуру: цель — мотив — способ — результат. В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона — движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир,— определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью, мотивационной, познавательной, волевой.

14.Иерархия потребностей А. Маслоу. Все потребности индивида можно поместить в “пирамиду” следующим образом: в основании “пирамиды” располагаются наиболее важные человеческие потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека, на более высоких уровнях “пирамиды” располагаются потребности, характеризующие человека как социальное существо и как личность. Согласно теории А. Маслоу, потребности первого уровня – физиологические (потребность в пище, отдыхе, тепле и т.д.) – являются врожденными и присущи всем людям. А потребности более высоких уровней “пирамиды” могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей предыдущего уровня. Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека. Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.Ступени (снизу вверх):1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация

Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте). Сам Маслоу выделяет 5 уровней потребностей, не ставя их в иерархическую последовательность:Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной.

 

 

Нарушение иерархии мотивов.

Мотивы выполняют 2 функции:

-смыслообразования(более значительные)

-побуждения.

Смыслообразование мотивов придают дея-ти личностный смысл. Они занимают более высокое иерархическое место.

Побудительные выступают в роли мотивов-стимулов и всегда занимают подчиненные места в иерархии.

Изменение в иерархии потребностей и мотивов происходит в том случае, когда появляется новая потребность (при помощи сдвига мотива на цель). Если новая потребность нормализована, говорят об изменении иерархии. Если формируется патологическая потребность, говорят о нарушении иерархии.

При нарушении иерархии потребности и мотивов необходимо наличие 2-х моментов:

-изменения содержания потребности и мотивов (формируется новая патологическая потребность, вызывающая к жизни новые варианты дея-ти и подчиненные им цели и мотивы).

-снижение опосредованности мотивов. Чем больше опосредован хар-р мотивов и потр-й, тем выражена их иерархическая связь. В этих случаях не происходит жесткой фиксации на способе удовлетворения потр-ти. В случае нарушения иерархии потребностей и мотивов поведение становится импульсивным.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.