Роль семейных праздников в жизни ребенка — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Роль семейных праздников в жизни ребенка

2017-11-21 533
Роль семейных праздников в жизни ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Через участие в празднествах человек приобщается к духовной культу­ре народа, ощущает свою причастность к ней. Мир доброты, красоты и в це­лом гармонии открывается перед человеком через праздники.

Духовная жизнь народа богата праздниками и сохраняет в себе обряды и элементы язычества.

«Неизвестно каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у со­временного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов - тогда он все забудет, и всему разучится, и должен бу­дет все начинать сначала» (В.О.Ключевский).

Все праздники проходят через семейный коллектив, входят в каждый дом. Семейные праздники содержат богатый потенциал для развития всех его дарований. Для полноценного развития ребенка ему необходим праздник.

«Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника.. Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить Праздники...» - писал К. Д. Ушинский.

Предвкушение праздника - это начало праздничного Духа, который должны поддерживать взрослые. Человек воспринимает мир чувствами и на­до чтобы каждое чувство в детях проснулось через цвет, звуки, запахи и дру­гое.

Необходимо предоставить ребенку простор для самостоятельного, ак­тивного действия, но при этом надо помнить, что праздник - это наша повсе­дневная педагогика. Ребенку необходимо счастливое детство, без него чело­век не сможет научиться любить. Без преувеличения можно сказать, от того каким эмоциональным состоянием будут окрашены праздничные дни ребен­ка, будет зависеть его личная жизнь, его будущая семья, его деятельность.

Немаловажная задача родителей и педагогов руководить праздниками, научить детей отдыхать, активно вести себя и согласовывать свои действия в связи с отведенной ролью.

Все праздники, а детские в особенности, требуют не столько времени и денег, сколько душевной теплоты и любви.

· День рождения

Среди всех семейных праздников традиционным и самым дорогим для каждого члена семьи должен быть День рождения. Именно в этот день про­является отношение всей семьи к имениннику. В свою очередь и он имеет возможность выразить свою любовь и признательность каждому члену се­мьи.

Празднование Дня рождения готовится заранее и принимать участие в нем, по возможности должен каждый. Необходимо учитывать возрастные особенности детей: чем младше ребенок, тем ярче должен быть праздник. Этот день полон сюрпризов и неожиданностей. Хорошо если есть возмож­ность запечатлеть этот день, сфотографировать ребенка, чтобы позже образо­валась целая серия разновозрастных фотографий. Все дарственные открытки тоже надо постараться сохранять, потом по текстам этих поздравлений инте­ресно проследить за изменениями характера ребенка, его увлечениями. Текст поздравления составить не просто. Желательно чтобы поздравления были в стихах и относилось именно к этому человеку. Практика доказывает, что они оказывают очень благотворное влияние на виновника торжества. Стихи луч­ше сочинять самим и пусть они будут несовершенны от души.

В семьях, где ребенок растет не единственным, а в окружении братьев и сестер есть замечательная возможность использовать коллективную твор­ческую деятельность, которая объединяет детей, учит взаимопониманию, взаимоуважению. В коллективном труде каждый может ярче проявить свои способности - сочинить стихи, нарисовать газету, оформить коллаж, сделать аппликацию и придумать многое другое.

Самым волнующим моментом в жизни каждого именинника является получение подарков. Взрослые должны продумать преподнесение подарка. Ребенку будет приятно увидеть свой подарок сразу после пробуждения, ря­дом со своей кроваткой. В семье могут поздравлять не только близкие люди, друзья, но и любимые игрушки. Например, девочку могут поздравить куклы, у каждой куклы может быть свой подарок. Это могут быть новые вещи, ко­торые покупались в течении года, но не демонстрировались ребенку Проснувшись именинница увидит свои вещи и поймет, что выросла на целый год. Сразу же эти вещи надевают на ребенка, а старые вещи убирают.

Подарки могут ожидать ребенка повсюду: под подушкой, под тарелкой,
в корзине с игрушками, на его книжной полке. Целый день он встречается с
такими сюрпризами, и восторгу нет предела!

Для мальчика в День рожденья, подарки могут быть привезены на всех его машинках, где на каждой могут лежать его новые вещи - рубашка, маеч­ка, носочки, трусики, платочки и т.д.

Подарки, сделанные своими руками или подарки со значением вруча­ются лично. Эти подарки хранятся если не всю жизнь, то очень долго.

Для памятных подарков можно оформить папку или полочку, а позже весь этот маленький архив передать детям или внукам. Не надо дарить без­ликих подарков, они могут быть богатыми, но не от души.

Ни один День рождения не должен проходить без живых цветов. Де­вочки более эмоциональны и восприимчивы к проявлению подобных знаков внимания, пусть это будет всего один цветок или букетик полевых цветов, но и его можно хранить всю жизнь.

Воспитательное значение играет также то, что в семье нет разделения на «плохие» и «хорошие» подарки. Хранится все, что можно сохранить.

Первые элементы праздника - оформление комнаты, так как если она не украшена, то сохранить праздничное настроение будет нелегко. В оформ­лении может принимать участие и именинник. Здесь такой простор фанта­зии! На стенах, покрытых обоями, хорошо крепить все разными материала­ми, а на стенках шкафов с внутренней стороны можно закрепить фотографии и т.д. От люстры до карниза можно протянуть гирлянды из бумажных цветов, на которых отдельными буквами написано имя виновника торжества или «Поздравляем». Потолок можно превратить в лесную полянку закрепив на потолке, как новогодний снег, отдельные цветочки. Приятно увидеть в День рождения на зеркале смешную рожицу, нарисованную подкрашенной зубной пастой. Можно оформить кресло или стул именинника, задрапировав тканью.

Заранее необходимо продумать меню. Стол накрывается в этот день красивой скатертью В этом тоже большой воспитательный момент: дети учатся правильно и красиво, а главное свободно, вести себя за сервирован­ным столом. Все блюда украшены соответственно возрасту именинника. Де­тям лучше подать индивидуальные хорошо оформленные тарелочки. Это мо­гут быть фаршированные помидоры или огурцы, а зимою - яйца, ягоды или фрукты, можно предложить немного зелени. Коктейль, морс, налитый в бо­калы со «снежком» вызывает аппетит. Этот сюрприз нетрудно подготовить, намочив край стакана водой с добавлением лимонной кислоты, обмакнув его в сахар.

Именинный торт ждут все. Он может быть фирменный, который любят в семье, лучше домашний. В приготовление этого сюрприза можно вложить столько любви! Торт обязательно украшается свечками. Этот ритуал, туше­ние свечей всем нравится. Чем больше возраст ребенка, тем больше свечей и тем труднее их погасить. В этом случае снова видно взросление ребенка.

Во время торжества проводятся различные игры: аукцион со словами «День рождения» и другими (кто последним назовет песню с этими словами является победителем и награждается памятным сувениром), конкурс на лучший комплимент. Для проведения беспроигрышной лотереи пригодятся различные мелкие предметы (нитки, иголки, ручки, карандаши и т. д.). В ло­терее пожеланий - пожелания пишутся на отдельных бумажках, скручивают­ся, опускаются в шапку и потом каждый берет его себе. Пожелания шуточ­ные вызывают всеобщее веселье. Интересно проведение игры «Что бы это значило?». На отдельных листах бумаги приклеивается фотография (можно именинника, или кого-нибудь из гостей), на которой запечатлена смешную, нетипичную ситуация. Каждый участник игры ставит свою подпись и заво­рачивает, передает другому, так готовится несколько фотографий. Все подписи читаются потом вслух, и самые остроумные награждаются сувенирами. Сюрпризами могут быть интересные пожелания, написанные на сердечках, их преподносят имениннику или всем гостям. Гости могут получить в подарок розочки с именинного торта, сделанные из теста, соответствующие воз­расту именинника

Исполнение любимых песен в сопровождении фортепьяно доставит всем большое удовольствие. Можно сочинить песню на знакомую мелодию, в которой отражается жизнь именинника.

· Празднование семейных событий

В семье дети участвуют в праздновании Дней рождений родителей. Ро­дителям приятно получать в свой День рождения подарки, сделанные ребенком: фотоальбомы, стенгазеты, фотоколлажи и т.д.

Празднование Дня свадьбы родителей - это празднование Дня рожде­ния семьи. Содержание праздника может включать в себя: наказы - «жениху» и «невесте», конкурсы, посвященные «молодоженам»; интервью, в котором мама и папа откровенно отвечают на все вопросы. Виновникам торжества и гостям посвящается импровизированный концерт, подготовленный детьми заранее. Родители тем самым поддерживают родственные связи и воспиты­вают у детей чувство ответственности и гордости к своему роду.

Знакомство со своей родословной дает много нового и полезного: са­мым важным является то, что у детей появляется чувство причастности к се­мье и родине в целом. Благодаря рассказам бабушек и дедушек можно узнать родословную нескольких поколений, составить генеалогическое дерево своей семьи. Это позволит подрастающим поколениям не только гордиться своим родом, но и жить и почитать своих предков.

В праздник можно превратить любое семейное событие, весной хо­рошо организовать выезд в лес за подснежниками. Это всегда большая ра­дость видеть пробуждение природы, мощную силу зеленых росточков, кото­рые преодолев плотность земли, тянутся к солнцу Встречи с природой – это поход в мир красоты и гармонии. Целесообразность в природе удивительна, человеку только нужно повнимательнее вглядываться в этот мир. Не только цветок, но и любое очень красивое место можно «запечатлеть» в памяти. Для этого надо очень внимательно охватить взором, закрыть глаза и оставить там, где-то в сознании это местечко Через много лет при воспоминании об этом перед глазами является картина этого места. «Знакомству» с природой, и та­ким «встречам» должны учить взрослые. Весной это могут быть поездки за лесными и полевыми цветами, такими как ветренница, мать-и-мачеха, меду­ница; затем - за огоньками, ромашками, а в разгар лета - за лилиями. Все эти цветы цветут очень недолго, а наблюдения за их цветением доставляют ог­ромное эстетическое удовольствие всем членам семьи. Есть своя прелесть и в зимних букетах из конского щавеля, рогоза, камыша, дудника и дру­гих цветковых растений. Природа учит ребенка чуткости, доброте, красоте. Не­возможно понять картины художников, не научившись видеть это в живой природе. Оставаясь слепым и глухим к природе, ребенок труднее постигает окружающий мир. Радость этих встреч незабываема! Родители должны по­знакомить ребенка с миром растений и животных, научить бережному отноше­нию к природе, дать возможность быть причастным ко всему живому, про­никнуться своей причастностью к окружающему миру.

Самым любимым праздником взрослых и детей является Новый год. К нему начинают готовится задолго, мастерят игрушки, гирлянды, готовят по­дарки, украшают квартиру. Елочные гирлянды, снег и снежинки - обязатель­ные украшения в доме.

Ребенок и взрослые могут встречать праздник в новогодних костюмах.

В программу вечера родители могут включить интересный ритуал -смену календарей. Это лучше сфотографировать: на фото видно какой год встречают в семье. В новогоднюю ночь проводится игра «Загадай желание». В 11 часов вскрываются конверты прошлого года и все читают вслух свои прошлогодние пожелания. Что сбылось, а что не сбылось! Затем все получа­ют новые конверты, лист чистой бумаги, ручки, карандаши и пишут новые желания. Родители записывают желания ребенка, если он еще не умеет пи­сать. Конверты с желаниями заклеиваются и кладутся в большой конверт до следующего Нового года. Это приучает ребенка строить планы на будущее.

Новогодние подарки особые, их готовят в тайне друг от друга, это мо­жет быть любая вещичка, лучше изготовленная своими руками. Подарки го­товятся для всех гостей и кладутся в корзину к Деду Морозу. Именные по­дарки вручаются именно им.

Новогодний торт тоже может стать сюрпризом, если в нем запечен боб или крупная фасоль. Кому попадет боб, тот становится бобовым королем. Ему на голову надевается корона, и его три желания обязательно надо испол­нять. Можно такие сюрпризы приготовить и в другие праздники. Уходя до­мой гости обнаружат в карманах пальто конфетку или какой-то фрукт, можно что-то положить и в сапог.

Украшение новогоднего стола должно быть праздничным. Скатерть обычно белая и на ней немного конфетти. Возле каждого прибора может быть открытка, или салфетка в виде снежинки. На большой тарелке - ново­годняя композиция из веточек ели, свечек, маленьких игрушек и/или ново­годнего дождя.

Детям особенно запомнится встреча Нового года при свечах. Новый год - очень красивый праздник и чтобы провести его хорошо надо готовить­ся. Ведь от того как встретишь Новый год, таким он будет весь год. Дети живут сказкой, мечтой. Задача взрослых - осуществить эту мечту, а возмож­ностей для этого в каждом доме достаточно.

Семейные праздники - прекрасная традиция, передающаяся по наслед­ству, которому надо учить молодых родителей. Ребенок должен жить в сча­стливой семье и чувствовать любовь родных. От воспитания в семье зависит кем и каким будет ребенок, какая будет его семья. Не надо жалеть на воспи­тание ребенка сил, времени, а иногда и денег. Это все только для блага ре­бенка, и в этом состоит счастье родителей. Праздник в семье приготовить не сложно, нужно только пофантазировать. Через праздники и традиции можно привить ребенку хорошие манеры, выработать привычки, научить вести себя за столом. Попадая в другое общество, ребенок не будет чувствовать неловко себя от того, что он не может вести беседу, участвовать в играх, пользоваться приборами. Если его этому не научили, в том нет его вины, он может все это освоить сам в более зрелом возрасте. Но лучше, если все хорошие привычки ребенку закрепляют с детства. Знания не превратятся в привычку, если они не закреплялись практически.

Праздник - это своеобразный итог тому, что получит в своем воспита­нии ребенок. Хорошо наблюдать ребенка в гостях, где он умеет вести себя достойно и свободно. Хорошо воспитанные сын или дочь - это высшее дос­тижение родителей. Ради этого стоит потрудиться и приложить максимум любви, терпения и времени.


[1]Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗСт.3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

 

[2]форма совместной дея­тельности взрослого и ребенка (детей), которая планируется и организуется взрослым с целью решения определенных задач обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов ребенка

[3]"Предметы оперирования" - это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности различных исторических эпох, позволяющие воссоздавать смысл прошлого, современного (настоящего) действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, мотыга, прялка и т.п.).

[4]"Игрушки-персонажи" - это разного рода куклы (исторического прошлого и настоящего), фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, фартук каменщика, красочная сбруя лошади и т.п.

[5]"Маркеры (знаки) игрового пространства" - это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная печка, лавка, рушник, половик, рыбацкая сеть или переднюю стенка избы боковая стенка саней т.п.).

 

[6] Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определённой этнической общности. В её структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как её члена на основе определённых характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства). Одним из первых развитие у ребёнка осознания принадлежности к национальной группе исследовал швейцарский учёный Ж. Пиаже. В исследовании 1951 года он выделил три этапа в развитии этнических характеристик: в 6-7 лет ребёнок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.