Формирование концептуальной модели социального явления, рассматриваемого как источник формированиязависимой переменной — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Формирование концептуальной модели социального явления, рассматриваемого как источник формированиязависимой переменной

2017-11-27 223
Формирование концептуальной модели социального явления, рассматриваемого как источник формированиязависимой переменной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(низкий уровень брачности среди студенческой молодежи)

При разработке концептуальной модели необходимо сформулировать определения понятий, которые будут применены для исследования объекта, т.е. процесса формирования готовности вступления молодёжи в брак.

1. Готовность(С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой) ― это «состояние, при котором всё сделано, всё готово для чего–нибудь». В психологическом словаре понятие готовность рассматривают как «…активно ― действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия»

2.Брак (по Н.В. Малярову) - регулируемая обществом и, в большинстве государств, регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при наличии у пары детей, — и к детям.

3. Брачность (по Н.В. Малярову)– это процесс образования брачных (супружеских) пар в населении; включает вступление в первый и повторные браки.

4. Готовность к браку (по Н.В. Малярову) - формирование определенного нравственного комплекса, подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству, способность к самоотверженности по отношению к партнеру, наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, высокая эстетическая культура чувств и поведения личности, умение разрешать конфликты конструктивным способом,способность ксаморегуляции собственнойпсихики и поведения».

5. Студенческая молодежь-

 

Обобщая простые концептуальные понятия, сформулируем сущностное определение явления, которое будет рассматриваться как источник формирования зависимой переменной.

 

 

Сущностное определение:

Брак - чаще всего добровольный, равноправный союз между мужчиной и женщиной, основанный на взаимной склонности и порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при наличии у пары детей, — и к детям.

 

Родовой признак: один из видов брака

Родовое понятие: совокупность всех видов брака

 

На основе сущностного разработаем содержательное определение, в котором укажем видовые признаки, позволяющие выделить данное явление (готовности к браку) среди других.

Содержательное определение:

Брак - чаще всего добровольный, равноправный союз между мужчиной и женщиной, основанный на взаимной склонности и порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при наличии у пары детей, — и к детям, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом, характеризующийся «психологической готовностью к браку», направленный на создание исохранение семьи.

Видовые признаки: ( особые признаки, позволяющие выделить данное явление среди других, входящих в общий класс):

· заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом,

· характеризующийся «психологической готовностью к браку»,

· направленный на создание или сохранение семьи.

 

Пример: В качестве примера можно указать профессиональное самоопределение личности в дошкольном детстве (ролевые игры малыша), в младшем школьном возрасте (подражание взрослым), в подростковом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, в зрелости (период реализации себя как личности), в пожилом возрасте (уход из профессиональной жизни).

 

Далее сформулируем рабочее содержательное определение, выделив и оставив в нём только одно содержательное свойство, имеющее наибольшее социальное (прикладное) значение.

Рабочее содержательное определение.

Брак - чаще всего добровольный, равноправный союз между мужчиной и женщиной, основанный на взаимной склонности и порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при наличии у пары детей, — и к детям, а так же «психологической готовностью к браку»партнеров к браку.


Типологизация свойств объекта исследования – явления, рассматриваемого как источник определения зависимой переменной

Разработаврабочее содержательное определение объекта исследования, проведём типологический анализ,одного выбранногосодержательного свойства в соответствии с теоретическими основами исследования.

Исходя из того, что в качестве теоретической основы исследования выбрана теория профессионального развития личности Э. Ф. Зеера, типологизировать это явление можно по «доминантной деятельности».

Основание типологии.

Проведём типологизацию свойств объекта – явления, рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной, выделив в нём наиболее значимое содержательное свойство – «психологическая готовность» (теория Н.В. Малярова).

Выделение типологических групп в исследовании.

Выделим категории психологической готовности студенческой молодежи к браку.

Типы «доминантной деятельности» в разные периоды взрослости:

1. Физическая зрелость. Характеризующаяся завершением физического развития человека, сексуальной зрелостью.

2. Социальная зрелость. Характеризующаяся завершением образования, приобретением профессии или продолжением получением высшего образования, началом самостоятельной трудовой деятельности.

3. Этико-психологическая зрелость. Характеризующаяся сформированным идеалом современной семьи, целями, мотивами вступления в брак, а также ожиданиями от него.

 

Вывод: В данном параграфе была разработана концептуальная модель объекта исследования (профессиональное самоопределение личности (старшеклассника)). На основе простых концептуальных понятий, сформулированных в выбранной нами теории Н.В. Малярова, было разработано сущностное определение брака, из которого на основе выделения видовых признаков было сформулировано содержательное определение. Далее сформулировали рабочее содержательное определение, оставив в нём наиболее значимое содержательное свойство («психическая готовность к браку»). На его основе провели типологизацию объекта исследования – явления, рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной, выделив определенные этапы взрослости личности: «физическая зрелость», «социальная зрелость», «этико-психологическая зрелость».

§3.Операционализация концептуальных понятий исследования формирования профессионального самоопределения личности

После проведения процедуры типологизации содержательных свойств явления, рассматриваемого в исследовании как зависимая переменная, необходимо провести операционализацию концептуальных понятий, описывающих данное явление, т.е. необходимо определить содержательные типы концептуальных понятий через свойства, которые поддаются наблюдению.

Наблюдаемые проявления «категорий готовности к браку» на определенном этапе взрослости личности, принадлежащей к такой социальной группе, как молодежь.

Название категорий готовности к браку Теоретическое определение категории Операциональное определение категории через наблюдаемые проявления
  Физическая   Физеологическая способность человека к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, выносить и родить здорового ребёнка. Завершение физического развития человека.   Способность молодых людей (лиц от 16 до 30 лет, отличающихся определенными интересами и системой уклада жизни, относящихся к студенческой социальной группе) к созданию семьи: рождению ребенка, его вынашиванию и рождению, без ущерба для своего здоровья. Завершение физического развития молодого человека.
  Социальная Устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности, достижением процессов обучения и воспитания, осуществляемых семьей, школой, социальным окружением, социумом в целом. Устойчивое состояние представителя студенческой молодежи, характеризующееся целостностью сознания, предсказуемостью в действиях, социальной направленностью поведения лиц от 16 до 30 лет во всех сферах жизнедеятельности, особенно в семейной сфере, достижением процессов обучения и воспитания, осуществляемых семьей, школой, социальным окружением, социумом в целом.
  Этико-психологическая Достижение в развитии личности и индивидуальности, которое характеризуется способностью человека к самостоятельности в жизни, когда он не нуждается в тех «подпорках» и «помочах» со стороны других, которые бы поддерживали его жизненное равновесие и противостояние трудностям жизни. Достижение в развитии личности молодого человека в возрасте от 16 до 30 лет, являющегося студентом, характеризующееся его способностью к самостоятельности в семейной жизни, устойчивой системой ценностей, в особенности семейных, которые необходимы для создания семьи, и взглядов на мир, мнений и убеждений.  

 

Из перечисленных выше категорий «готовности к браку» на определенном этапе взрослости личности, принадлежащей к такой социальной группе, как студенческая молодежь, выберем третью категорию готовности к браку - этико-психологическую.

Необходимо рассмотреть наблюдаемые проявления данного типа более подробно. Соответственно категории «этико-психологическая готовность» соответствуетдостижение в развитии личности студента в возрасте от 16 до 30 лет,характеризующееся его способностью к самостоятельности в семейной жизни, устойчивой системой ценностей, взглядов на мир, мнений и убеждений.

Следовательно, можно выделить следующие его наблюдаемые проявления:

ü Уровень семейных ценностей в среде студенческой молодежи

ü Степень устойчивости сформированных этико-психологических установок личности

ü Степень стремления получить высокое положение (статус) в обществе, связанный с выбором «престижной» профессии

ü Степень стремления получить высокую заработную плату

ü Уровень стремления развивать науку

ü Уровень стремления в самореализации старшеклассника посредством профессионального самоопределения

Вывод: В данном разделе была проведена операционализация концептуальных понятий объекта исследования – явления, рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной. Были выделены содержательные типы концептуальных понятий, из которых по критерию социальной значимости, была выбрана третья категорий готовности к браку - «этико-психологическая», в которой происходит ценностное и психологическое формирование готовности к браку, также указали наблюдаемые проявления этого типа

 

§4. Обоснование и определение переменных исследования формирования готовности молодёжи к вступлению в брак

Так как операциональные понятия создают только исследовательскую базу, необходимо отобрать лишь те понятия, которые будут использоваться в исследовании формирования готовности к браку, складывающегося под влиянием социокультурных ценностей. Все отобранные операциональные понятия будут представлять собой кандидатуры для зависимойпеременной исследования.

Итак, операциональными понятиями, которые описывают категории готовности к вступлению в брак, будут вышеприведенные наблюдаемые типы готовности к вступлению в брак. Эти операциональные понятия являются зависимыми по отношению к переменным исследования. Ихизменение выступает в качестве следствия изменения социокультурных ценностей.

Из-за ограниченности ресурсов в рамках данного исследования невозможно рассмотреть все перечисленные операциональные понятия в качестве переменных. Необходимо выбрать такую кандидатуру в переменную, которая в наибольшей степени показывала бы социальную значимость объекта исследования. В качестве зависимой переменной исследования выберем этико-психологическую готовность вступления в брак.

 

Вывод: В данном параграфе было проведено обоснование и определение операциональных понятий, выступающих в качестве кандидатур в зависимую переменную. Из приведенных кандидатур по критерию социальной значимости была выбрана зависимая переменная – этико-психологическая готовность вступления в брак.

 

 

Готовность к браку ―это определенная степень личностной зрелости, которая помогает мобилизовать ресурсы, при семейной проблематике, включающая в себя различные виды готовности, такие как физическая зрелость, понимающаяся как половая, и социальная зрелость, наиболее убедительное свидетельствующая о вступлении молодых людей в пору взрослости, этико–психологическая готовность, характеризующаяся осознанностью мотивов вступления в брак. и сексуальная подготовность, подразумевающая наличие соответствующих знаний.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.