Теоретические основы формирования западничества и славянофильства — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Теоретические основы формирования западничества и славянофильства

2017-11-27 525
Теоретические основы формирования западничества и славянофильства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде чем начать непосредственное исследование взглядов славянофильства и западничества, необходимо определить принадлежность этих течений к той или иной политической идеологии. Данный вопрос очень интересен, а ответ на него неоднозначен и в некоторых моментах возможно даже и спорный. Решение данного вопроса оправдано тем, что для последующего рассмотрения и анализа содержания идей славянофильства и западничества как общественно-политических течений нужно конкретно знать и понимать основу их развития. Это означает, что следует обращаться не только к содержанию их индивидуальных программ, но и к широким идеологическим взглядам, разновидностью которых эти течения и являются. В данном аспекте и славянофильство, и западничество выступают в качестве вида, а идеологии, к которым их относят, в качестве рода.

Проанализировав позиции и идеи славянофилов и западников, и рассмотрев взгляды на эту проблему видных историков, философов и публицистов(Н.И. Костомаров, В.О. Ключевский, П. Линицкий, С.С. Дмитриев, Плеханов и т.д), можно сделать следующий вывод: славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

Полемика между славянофилами и западниками продолжалась длительное время и принимала разные формы. Встречи, споры, литературные диспуты являлись постоянными. Славянофилов и западников трудно представить в отрыве друг от друга. Одни не существуют без других. Их можно считать противоположностями, составляющими единое целое. А.И.Герцен сравнивал их с Янусом и двуглавым орлом, у которых билось одно сердце.

Оппоненты оценивались как противники, но противники «очень странные». «Наши друзья-враги», «наши враги-друзья», «добрый враг»... – вот что можно было услышать о представителях противоположного лагеря.

Участники полемики разрабатывали собственную концепцию, имея в виду позицию другой стороны. Можно считать, что каждое из учений создавалось не только его приверженцами, но и противниками. Та социальная основа, на которой разрабатывались теоретические воззрения, у западников и славянофилов была общей. И те, и другие являлись либералами.

При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма.

Что же такое либерализм, как идеология?

ЛИБЕРАЛИЗМ (лат. liberalis — свободный) — идеология, исходящая из абсолютной ценности личности, признания ее неотъемлемых прав и свобод, выступающая за ограничение вмешательства государства в жизнь общества, свободу предпринимательской деятельности, развитие гражданского общества[1].Либерализм - исторически первая политическая идеология, родоначальниками которой были Д. Локк, Т. Гоббс, А Смит. Либерализм обосновал процесс обособления и становления самостоятельного индивида в лице зарождавшегося буржуа. Экономически активная, но политически бесправная, буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной политической доктрине.

Сегодня либерализм представляет собой совокупность концепций, которые непременно включают весь базовый набор либеральных ценностей.
Исходным тезисом либеральной идеологии является положение о священности и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритете над интересами общества и государства. Условия самореализации индивида - наличие зрелого гражданского общества, правовое равенство граждан, политический плюрализм как принцип организации жизни общества на началах многообразия, правовое государство с ограниченными возможностями вмешательства в сферы жизни гражданского общества[2].

Западничество отчетливо относиться к либеральному идеологическому направлению, чего нельзя однозначно сказать про славянофилов. С учётом определенных разногласий по некоторым позициям, в славянофильстве можно увидеть и консервативные черты. Ориентация на западные ценности, стремление к реформам передовой части российского общества привели к росту противоположной тенденции - усиление консерватизма. Это была реакция на возможные изменения в привычном укладе жизни. Славянофилы чрезмерно идеализировали историческое прошлое страны и русский национальный характер. Неповторимость исторического пути России они объясняли наличием общей русской идеи. Содержание русской идеи ее сторонники, тем не менее, трактовали по-разному. Поэтому выделяют два направления в славянофильстве: 1) ортодоксально-реакционное (С. С. Уваров, Н. М. Карамзин, К. П. Победоносцев) и 2) реформаторски-ориентированное (А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы, Ж. Ф. Самарин, А. И. Кошелев).

Обратимся и к понятию «консерватизм».

КОНСЕРВАТИЗМ - (от лат.conservate - сохранять, охранять, заботиться о сохранении) - политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. Многочисленные социальные изменения, потрясшие европейский порядок в связи с крушением феодализма, вызвали к жизни такое явление как консерватизм. Исходные ценности консервативной политической доктрины - порядок, стабильность и традиционализм. Консерватизм возник не как идеология новых классов, а, наоборот, как реакция на новые условия уходящих с исторической сцены классов, в частности аристократии[3].
Славянофилов отчасти относят к политической идеологии консерватизма в силу того, что их учение содержит три принципа "официальной народности": православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковывали эти принципы весьма своеобразно: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам "внутренней правды". При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности.

Таким образом, можно определить, что родовым началом, основой формирования идей и воззрений славянофильства и западничества был либерализм, причем реформистский. Также стоит не упускать из виду факта наличия консервативной линии в представлениях славянофилов. Отголоски идей славянофилов и западников можно встретить и в народнических теориях, и в построениях российского либерализма, и в программах будущих социал-демократов.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.