Понятие и формы закона в XVIII веке. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Понятие и формы закона в XVIII веке.

2017-11-17 501
Понятие и формы закона в XVIII веке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правовое положение мещанского и крестьянского сословий во второй половине XVII-XVIII веках.

Мещане - мещанское сословие создано путём узаконения, касающихся управления городов, регламент главного магистра 1719 г. Наказ Екатерины II 1767 г.,Жалованая грамота городам 1785 г. Права:

а)Личные:право на охрану чести,личности,достоинства,право на перемещение и выезд заграницу.

б)имущественные:право собственности на пренадлежащее имущество,право на торговлю,право на владение предпреятиями.

в)обязательственные:мещане должны жить в городе,не подлежали подушной подати,не могли владеть землёй.

Крестьяне:

1.Государственные.

2.Свободные.

3.Крепостные.

Сельское положение 1785 г.

1 и 2-имели право на защиту в суде,полное владение землями,полная свобода в движимом имуществе.

1,2,3 имели право нанимать рабов,выставлять вместо себя нанятых в рекруты,обучать своих детей,заниматся мелкой торговлей и кустарными промыслами,права наследования,

распоряжение имуществом для крестьян были ограничены.

3 подлежали суду помещика(по уголовным-гос.суду),имущественные права ограничились необходимостью получения разрешения от помещика.

 

Реорганизация системы судопроизводства в последней четверти XVIII века.

В 1775 году была проведена судебная реформа итогом которой стало формирование сословного суда.

Для дворян.

Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд,избираемый дворянством на 3 года. Аппеляционной инстанцией для них являлся Верхний Земский суд,состоявший из 2-х депортаментов по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд был одним на губернию и контролировал деятельность всех уездных судов.

Для горожан.

Низшие-городские магистраты,апелляционной инстанцией стали губернские магистраты.

Для гос.крестьян.

Нижшая-уездная нижняя расправа.Апелляционной инстанцией для гос.крестьян являлась верхняя расправа.

В губерниях учреждались Совестные суды,состоявшие из сословных представителей(председателя и 2 заседателей).В связи с этим дворяне судили дворянские дела,горожане судили городские дела,крестьянские-крестьянские дела.В целом совестный суд носил примерительный характер и к его компетенции относились гражданские иски,а так же дела о преступлениях малолетних,умолишонных и дела о колдовстве.

Апелляционный и ревизионной инстанцией в губерниях стали губернские судебные палаты(по гражданским и уголовным делам).Палаты пересматривали днла,рассмотренные ранее в верхнем земском суде,губернском магистрате и верхней расправе.

Сенат-высший судебный орган для судов всей системы.

В 1782 году был опцбликован "Устав о благочинии":

1.Регламентировал структуру полицейских органов,их систему и основные направления деятельности.

2.Содержал точный перечень наказуемых полицией деяний.

Структура полицейских органов.

К органам полицейского самоуправления в городах стала Управа благочиния,являвшаяся коллегиальным органом (комендант, полицмейстер, приставы гражданских и уголовных дел,выбраные от граждан советники).

Весь город делился на части и кварталы в зависимости от кол-ва зданий. Главой части города являлся частный пристав,главой квартала-квартальный пристав(надзиратель).

Верховное руководство полиции возлагалось на губернское управление.

Функции:

1.Наблюдение за соблюдением законов и ришений местных органов власти.

2.Контроль за сохранением церковных порядков.

3.Контроль за "тишиной и спокойствием,нраами и развлечениями".

4.Пресечение мелких уголовных дел и вынесение по ним собственного решения.

Наказания:

1.Штраф.

2.Запрет занятия определённой деятельностью.

3.Порицание.

4.Орест на несколько суток.

5.Заключение в работный дом.

В некоторых случаях полиция имела право изьятия паспорта и вынесения решения о запрете ношения огнестрельного оружия.

 

Подготовка и проведение крестьянской реформы в России во второй половине XIX века.

а) Манифест 19 февраля 1861 года "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей".

Б)общее положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости(19.02.1861)

В) ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫКУПЕ КРЕСТЬЯНАМИ, ВЫШЕДШИМИ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ, ИХ УСАДЕБНОЙ ОСЕДЛОСТИ, И О СОДЕЙСТВИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА К ПРИОБРЕТЕНИЮ СИМИ КРЕСТЬЯНАМИ В СОБСТВЕННОСТЬ ПОЛЕВЫХ УГОДИЙ (1861 г., февраля 19)

Г) ПРАВИЛА О ПОРЯДКЕ ПРИВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЙ О КРЕСТЬЯНАХ, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ (1861 г., февраля 19)

Ко 2-ой пол.XIX в. В Р. Сформировались социально-политические предпосылки для буржуазных реформ. Но крепостное право сдерживало развитие рынка.

1) Благодаря Крымской войне промышленность бурно развивалась. За пять лет в Р. Появилось столько Акционерных обществ. сколько не было за 20 лет. Но полноценного рынка не было из-за зависимости крестьян.

2) Увеличилось число крестьянских бунтов.

3) Революционное движение достигло пика.

4) Чтобы избежать свержения власти, царь Александр 2 издал манифест об освобождении крестьян.

Правительством обсуждалось 3 варианта освобождения крестьян: 1) отмена крепостного права без земли крестьянам: 2) отмена креп.права с наделами земли;3) перевод крестьян во временнообязанные. Третий вариант был самый дешевый для властей.

В 1857 г.был создан Секретный комитет по крестьянскому делу. Затем он был преобразован в Губернский. Развернулась бурная дисскусия по поводу выбора варианта отмены креп.права.

В 1858 г. был создан Земский отдел, который занимался подготовкой реформы. Остановились на варианте выкупа крестьянами земли и образование класса крестьян-собственников.

Эта программа была утверждена царем. Дебаты между реакционерами и либералами продолжились.

Наконец 19.02.1961 г. царь утвердил несколько законов по реформе, согласно которым крестьяне получали личную свободу, пользовались землей. а затем выкупали ее у помещика. За пользование землей крестьянин платил оброк. Для выкупа земли. а точнее повинностей на земле, выдавалась ссуда.После выкупа крестьянин становился свободным землепашцем-собственником земли. Крестьянин мог продать эту землю только члену общины.

26. Судебная реформа 1864 года: причины, содержание, значение.

Документы: Учреждение судебных установлений(1864г.) устав уголовного судопроизводства(1864г.)

Судебный процесс в XIX в. Был громоздким и страдал волокитой: дела рассматривались годами. Доказательства были формальными, а наказания- излишне суровыми. Такая система, тормозила развитие общества и мешала буржуазным реформам.

Сод-ие: 1)принцип разделения властей на законодательную, исполнительна судебную.создавалось 2)судебные системы- местные и общие суды. Местные суды-волостные и мировые. Общие суды - это по гражданским и уголовным делам палаты, а так» кассационные. Процесс гражданский: иск подавался мировому судье в письменной форме, ответчик давал отзыв на иск. В процессе исследовались доказательства истца и ответчика. Участвовали адвокаты. Заключение давал прокурор.

При несогласии с решением суда подавалась кассационная жалоба. После вступления решения в законную силу выдавался исполлист.

Уголовный процесс: отменили формальные доказательства. Ввели принцип беспристрастности суда. Предварительное расследование состояло из дознания и предварительного следствия. Дознание проводила полиция. Предварительное следствие проводили следователи. Суд формировал состав присяжных,приглашал адвоката, прокурора. Исследовались доказательства,затем прокурор и адвокат выступали в прениях. То есть был введен новый принцип суда: состязательность сторон. Кассация- право обжалования приговору вышестоящий суд.

Значение: было провозглашено равенство всех перед законом. Суд стал более справедливым, появились адвокаты, судебные следователи, присяжные заседатели. Сократились сроки рассмотрения дел. Каждый отвечал за свой участок.

 

В судебных уставах отражён ряд буржуазных принципов судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации, несменяемость судей и следователей, создание суда присяжных, учреждение адвокатуры, провозглашение гласности, устности и состязательности процесса, свободная оценка доказательств; выборность некоторых судебных органов (мировых судов). Вместе с тем С. р. сохранила ряд элементов прежнего сословного суда: участие в процессе сословных представителей, особая подсудность дел высших должностных лиц, сохранение крестьянских, «инородческих» и духовных судов и др.

27. Реформы местного управления во второй половине XIX века. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 года и «Городовое положение» 1870 года.

Отмена крепостного права потребовала перестройки системы местного самоуправления. Мало было сохранить власть в руках дворян.

|)Согласно «положению о губ.и уездных земс.учрежденияхна эти учреждения возлагаюсь: 1) заведование финансами;2)содержание учреждений и дорог; 3)страхование земского имущества: 4)попечение о развитии местного рынка

5) благотворительность в пользу бедных;6) здравоохранение и образование.

Разработана выборная система курий: 3 курии уездная, городская. сельская- по

имущее) венному состоянию.

исполнительный орган - уездные и губернские земские управы с выборным председателем. Прежде всего собирали налоги.

Эта реформа была буржуазной, развила местное хозяйством промышленность. Городская реформа проведена по Городовому положению. Оно закрепило систему органов общее (.управления: городское избирательное собрание (как наш Совет) и городскую думу с городской управой - исполнит.органом. все органы были выборными. избирались на срок 4 года. Избиратели делились на три группы.

Надзор за этими органами осуществляло губернское присутствие. Гор.Дума решала вопросы налогов. сборов, о займах.

Создание этих органов помогло промышленному развитию городов.

Понятие и формы закона в XVIII веке.

(!) Единственным источником права 18 в. окончательно признан Закон. К началу 18 в. установилось понятие о законе как о воле царя правельно обьявленной.Правом объявлять законы обладали сенаторы,генерал-прокурор и президенты гос.коллегий.Согласно указу от 1721 г. все указы и иные законодательные акты необходимо было предоставить в Сенат на опробацию (даже именные).Сенат должен был утвердить их своей подписью и лишь после этого они публиковались. Печатание законов как обязательное условие было утверждено указом от 16 марта 1714 г.Любой указ зачитывался в церкви или на ярморке и список указа вывешивался на видных местах.

1.При публикации любого указа повторялось "не знанием закона никто не может отговориться".

2.В указе о единонаследии было установлено правило (!) "закон обратного действия не имеет".

3.Требовалось чтобы закон имел ясную форму и его не нужно было пояснять.

Формы законов.

1.Уставы - специальное узаконение для определённого ведомства.(военский устав,морской устав...) или узаконение какой либо части гражданского права.(устав о векселях1729 г.).Иногда устав как форма закона включал в себя структурные единици - артикулы(военский артикул 1722 г.)

2.Регламенты и учреждения.Акты для ветвей управления.Каждая коллегия имела свой регламент.

3.Указы.Акты уголовного,гражданского и государственного законодательства.

4.Кодификация.Новые кодексы с начала 18 в. создавались в основном по образцу западно-европейских кодексов.В 1700 г. ПётрI создал Палату о уложении в состав которой входили члены боярской думы.Главной целью являлось согласование положений соборного уложения с новыми законами.В 1703 г. палатой была составлена Новоуложенная книга, но она не была утверждена.В 1718 г. концелярия по указу Петра I составила часть Свободное ложение.Так же не была утверждена.В 1719 г.Пётор I предложил новую систему кодификации:полное заимствование Швецких,Эстлянских и Лифлянских кодэксов.Эти кодексы небыли утверждены.В 1754 г. Елизавета создала комиссию для составления уложения. В результате были разработаны сводная и криминальная часть.В 1767 г. комиссия распущена,уложение не принято.В 1767 г.

Екатерина II созвала новую комиссию для разработки проекта уложения.В состав этой комиссии были включены представители следующих сословий:дворяне,мищане,казачество, сельские жители.Всего 536 депутатов.Для членов комиссии Екатерина II составила наказ,однако деятельность членов комиссии была прекращена всвязи с начавшейся

Русско-Турецкой войной.

 

2. Образование абсолютной монархии в России. Особенности русского абсолютизма.

Со времени правления Петра I (1689 –1725) российская монархия окончательно стала абсолютной. В 1721 г. Петр первым из русских царей был провозглашен императором (акт 1721г.) Абсолютная монархия в России в основном отражала интересы дворянства. Установление абсолютной монархии в России сопровождалось формированием полицейского государства, которое стремилось контролировать и детально регламентировать все проявления общественной и частной жизни. Еще до Петра 1создали бюрократический аппарат. Основные кадры чиновников в этом аппарате комплектовались из числа дворян. Учитывая огромную роль бюрократии в государственном строительстве, ученые называют государственную систему, созданную в ходе реформ Петра I «чиновничье-дворянской монархией». В годы правления Екатерины II (1762 – 1796) абсолютистское государство достигло своего расцвета. Первый период царствования «просвещенного абсолютизма». В идеологии просвещенного абсолютизма глава государства представлялся как «отец народа». Последующие события – крестьянская война Емельяна Пугачева и Великая французская революция – заставили власть отказаться от идей «просвещения» и продолжить укрепление полицейского государства. Император Александр I (1801 – 1825) вновь попытался вернуться к идеям, «просвещенной монархии», рассматривал конституционные проекты, но вынужден был отступить из-за консерватизма российского дворянства. Переход к абсолютной монархии: необходимостью концентрации всех сил и ресурсов для обеспечения экономической и военной безопасности. Российские правители стремились в каждом случае найти свой подход для интеграции новых подданных в российское общество. В целом, однако, следует признать, что царское правительство в своей политике не смогло в надлежащей степени учесть многонациональный характер государства. Поэтому к глубоким социальным противоречиям добавились и национальные противоречия, что стало характерной чертой российского абсолютизма.
Сословная политика в XVIII в. Привилегии дворян и порабощение крестьян. Приостановка смертной казни Елизаветой Петровной. Уложенные комиссии 1754 и 1767 гг. "Наказ" Екатерины II. Губернская реформа 1775 г. Местная администрация. Судебная реформа 1775 г. Реорганизация полиции. "Жалованная грамота дворянству" и его правовая консолидация. Дворянское самоуправление. "Род средних людей". Крестьяне. Казаки.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.