Саллическая правда как памятник раннефеодального права. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Саллическая правда как памятник раннефеодального права.

2017-11-17 359
Саллическая правда как памятник раннефеодального права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Салическая правда» относится к V в. и показывает реальное состояние раннефеодального общества франков. Она называет следующие категории известного ей населения: рабы (хотя рабский труд не получил широкого распространения), служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало, а также с принадлежностью к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия заметны в системе денежных возмещений, имущественных и иных прав отдельных лиц. Раб, в отличие от свободного общинника-франка, считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак рабыни со свободным влек потерю свободы. Полусвободные литы были неполноправными и находились в личной и материальной зависимости от господина. За преступление литу полагалось то же наказание, что и рабу.

Право франков говорит о прочности общинных порядков, общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, равных правах общинников-крестьян на земельный надел, но также свидетельствует о начавшемся имущественном расслоении общества, появлении формы владения в виде аллода и праве наследной передачи надела по мужской линии. Аллод по «Салической правде» – отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков.

«Правде» известны следующие виды преступлений: против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и др.); против собственности (кража, поджог, грабеж); против порядка правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); нарушение предписаний короля. Было понятие об отягчающих обстоятельствах (групповое убийство, попытка скрыть следы преступления), подстрекательстве к краже или убийству. Документ свидетельствует о запрещении права талиона и замене его возмещением вреда потерпевшему и уплатой штрафа королю, о запрещении кровной мести и замене ее выкупом (вергельдом, или пеней).

Судебный процесс носил состязательный характер, уголовное и гражданское судопроизводство велось одинаково. В качестве доказательств использовались: соприсяжничество, свидетельства очевидцев, ордалии (божий суд). Судебный процесс начинался по инициативе потерпевшего, велся устно, был формализован. Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под предводительством выборного судьи.

 

14. Становление и развитие "Священной Римской империи германской нации". Политический распад Германии. "Золотая булла".

Германия как самостоятельное феодальное государство образовалась на землях восточных франков после распада Франкской империи. Ее территория включала пять основных племенных герцогств – Саксонию, Франконию, Швабию (Аллеманию), Баварию и отвоеванную у Франции Лотарингию, а также присоединенные позднее французские, итальянские и славянские земли – Бургундию, города Северной Италии, Богемию, Австрию и др.

После короткого периода относительного единства в X–XII вв. в Германии начался закономерный процесс феодальной раздробленности. Однако, в отличие от Франции, он принял здесь необратимый характер. Это объясняется целым рядом причин, среди которых важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Два основных направления внешней экспансии феодальной Германии (в Италию и на славянский восток) привели к искусственному объединению германских герцогств, насильственно присоединенных славянских земель и Северной Италии в империю, получившую в XV в. название Священной Римской империи германской нации.

С XIII в. германские княжества постепенно превращались в самостоятельные государства, лишь формально связанные между собой императорской властью. Что же касается германского феодального государства в целом (т. е. империи), то его историю можно условно разделить на два больших этапа:

1. Становление и развитие относительно централизованного раннефеодального государства в Германии в рамках империи (X–XII вв.).

2. Территориальная раздробленность в Германии (XIII-начало XIX вв.) и развитие автономных германских княжеств-государств.

После образования самостоятельных княжеств и юридического оформления олигархии крупнейших князей-курфюрстов (XIII–XIV вв.) Германия вплоть до XIX в. не представляла собой единого государства и сохраняла форму сеньориальной монархии с отдельными элементами сословно-представительной монархии. Различные стадии развития феодального государства могут быть выявлены здесь только в пределах локальных территорий, государств-княжеств. В XIV–XVI вв. в княжествах Германии устанавливаются сословно-представительные, а в XVII–XVIII вв. – абсолютные монархии. В 1806 г. под ударами войск Наполеона Священная Римская империя пала.

В 1438 г. германский престол закрепился за Габсбургами. Император продолжал оставаться главой государства, олицетворял единство империи, но не имел реальной власти. Он исполнял в основном функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких феодалов. Это положение было юридически санкционировано «Золотой буллой» 1356 г., изданной германским императором и чешским королем Карлом IV.

«Золотая булла» закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов, трех архиепископов – Майнского, Кёльнского и Трирского, маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья-избиратели большинством голосов определяли выбор императора. «Золотая булла» подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. «Булла» предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

«Золотая булла» признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и их эксплуатация, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам – заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до «Золотой буллы». Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором)

15. Сословно-представительная монархия во Франции. Великий "мартовский ордонанс".

В XIV в. объединение Франции было завершено. Государство приняло форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная власть сочетается с представительством от сословий – Генеральными штатами. Основными причинами усиления королевской власти и преодоления раздробленности были: поддержка городов, мелкого и среднего дворянства и необходимость борьбы с врагом. Появление представительных собраний от сословий позволило консолидировать все общественные силы, выступающие за объединение страны.

Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. На этих собраниях обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, но, прежде всего, введение новых налогов. Введение постоянных общегосударственных налогов позволило королевской власти создать постоянную профессиональную армию взамен рыцарского ополчения и бюрократический аппарат управления. В 1302 г. королем Филиппом IV Красивым впервые было созвано общефранцузское собрание сословий, получившее название Генеральных штатов. Созыв Генеральных штатов имел конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой.

Генеральные штаты состояли из палат: 1) высшее духовенство; 2) выборные от дворянства. Наиболее знатные феодалы в состав палаты не входили, а принимали участие в работе королевской курии. Третье сословие было представлено выборными от городских советов (эшвенов). Каждая палата имела один голос, а решения принимались большинством голосов. Генеральные штаты созывались по инициативе короля, и он имел возможность навязать нужное ему решение.

В период глубокого политического кризиса в 1357 г. королевская власть была вынуждена издать указ, получивший название «Великий мартовский ордонанс». Согласно ему, Генеральные штаты собирались два раза в год без предварительной санкции короля, имели исключительное право введения новых налогов и контроля за расходами правительства, давали согласие на объявление войны или заключение мира, назначали советников короля. После окончания Столетней войны значение Генеральных штатов падает, и с XV в. они перестают созываться. Органами центрального управления в этот период были Государственный совет, осуществлявший руководство и контроль отдельных звеньев государственного аппарата, и Счетная палата – орган финансового управления

Генеральные штаты. В 1302 г. впервые было созвано обще-французское собрание сословий. Его стали называть Генеральными штатами в отличие от штатов в отдельных провинциях. События последующих десятилетий (Столетняя война, крестьянские и городские восстания) превратили Генеральные штаты в важнейший орган государства. Тогда и сложилась их структура.

Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Первая палата состояла из высшего духовенства. Во вторую посылали выборных от дворянства. Причем наиболее знатные (герцоги, графы) в состав палаты не входили. Они как непосредственные вассалы короля принимали участие в выработке решений в составе Королевской курии. Третье сословие выбирало своих депутатов. Как правило, в выборах участвовал городской патрициат, депутатами были мэры и эшвены (члены городских советов). Все вопросы рассматривались раздельно по палатам, где решение выносилось простым большинством голосов. Решение утверждалось всеми палатами, причем каждая палата имела только один голос. Таким образом, привилегированные сословия всегда имели гарантированное большинство. Генеральные штаты созывались по усмотрению короля. Но поскольку введение новых налогов и единовременных сборов требовало предварительного согласия Генеральных штатов и, в частности, согласия третьего сословия, короли были вынуждены обращаться к ним довольно часто. Духовенство и дворянство от налогов были освобождены (имели «налоговый иммунитет») и лишь давали согласие на обложение третьего сословия.

Великий мартовский ордонанс и его отмена. Королевская власть часто добивалась от Генеральных штабов нужного ей решения. Но были моменты, когда третье сословие могло добиться больших прав, чем право утверждения новых налогов. В 1357 г., когда страна переживала один из наиболее глубоких политических кризисов в своей истории, был издан ордонанс (указ), ставший впоследствии известным как Великий мартовский ордонанс 1357 г. В соответствии с этим документом сессии Генеральных штабов должны были проводиться без предварительной санкции короля. Генеральные штабы не только имели исключительное право на введение новых налогов, но и контролировали расходы правительства. Лишь с их согласия можно было заключить мир и объявить войну. Они назначали специальных советников короля.

Великий мартовский ордонанс был вершиной временного роста правомочий Генеральных штатов. Добившись от них согласия на введение постоянных налогов, правительство сделало все, чтобы ордонанс не был претворен в жизнь. И это ему удалось.

Последовавшее вскоре победоносное завершение Столетней войны содействовало дальнейшему укреплению королевской власти.

В ее распоряжении были многочисленная наемная армия, бюрократический аппарат управления, которые содержались за счет постоянных налогов, назначаемых теперь без предварительного одобрения Генеральных штатов. Вся власть короля распространялась на территорию, почти равную современной Франции. С точки зрения правящих кругов, Генеральные штаты выполнили предназначавшуюся им роль. Начиная с XV в. Генеральные штаты перестают созываться (в XVII в. были созваны один раз, в XVIII в.— тоже один раз). Взамен их правительство начинает изредка, по своему усмотрению, созывать собрание нотаблей (именных подданных). Но это учреждение имело чисто вещательные функции.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.