Восприятие продолжительности времени и количество познавательной активности — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Восприятие продолжительности времени и количество познавательной активности

2017-11-17 581
Восприятие продолжительности времени и количество познавательной активности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одна из первых когнитивных теорий изложена в книге Р. Орн-штейна «О переживании времени» [189]. Основная идея этого ав­тора заключается в том, что воспринимаемая продолжительность временного отрезка зависит от количества воспринятой в этот пе­риод и сохраненной в памяти информации: чем больше объем сохраняемой в памяти информации, чем сложнее у нее структу­ра, тем более продолжительным нам кажется прошедший проме­жуток времени. Из этого следует, что не только количество вос­принятых событий определяет оценку временного интервала, но и сложность ее переработки с помощью когнитивных структур человека. Еще в 1940-е гг. С.Л.Рубинштейн, обобщая подобные наблюдения, назвал эту закономерность законом заполненного временного отрезка [94].

Эксперименты, проведенные Р.Орнштейном, были достаточ­но просты: испытуемых просили оценить длительность опыта, в котором им предъявлялись звуки, следовавшие с различной ча­стотой — 40, 80 или 120 стимулов в мин. Как и ожидалось, самым продолжительным оказался опыт с высокой частотой предъявле­ния стимулов — 120 в мин, т.е. с максимальной информацион­ной нагрузкой. Позднее в исследованиях других авторов, исполь­зовавших стимулы других модальностей и более сложные экспе­риментальные планы, были получены аналогичные результаты (см. [120]).

Весьма надежные результаты, подтверждающие теорию Р. Орн-штейна, получены в экспериментах с оценкой длительности «за­полненных» и «незаполненных» временных интервалов. Заполнен­ными промежутками называются такие, которые содержат опре­деленное стимульное наполнение, например звуковой сигнал 1 000 Гц в отличие от двух щелчков, обозначающих начало и ко­нец оцениваемого интервала, или свечение светового пятна на экране монитора в отличие от двух коротких вспышек света, и т. п. В подобных опытах установлено, что заполненные интервалы оце­ниваются как более продолжительные по сравнению с «пусты­ми»1.

Наполненность временного интервала может быть и совершен­но другого рода, например напряженное или тягостное ожидание чего-либо. Это тот случай, когда в процессе ожидания нам кажет­ся, что время тянется особенно медленно. На первый взгляд мы

Этот феномен получил название иллюзии заполненной длительности.


имеем дело с «незаполненным» ничем интервалом ожидания, который должен оцениваться как менее продолжительный, ведь мы только ждем и ничего не делаем, но наполненность внешни­ми событиями в данном случае компенсируется излишним пере­полнением напряженными эмоциональными переживаниями. С.Л.Рубинштейн зафиксировал данный феномен как закон эмо­ционально детерминированной оценки времени [94]. Как правило, время, заполненное эмоционально положительными событиями, в наших переживаниях сокращается, а эмоционально негатив­ных — удлиняется. «Счастливые часов не наблюдают», — говорил грибоедовский герой Чацкий, а шекспировский Ромео, наобо­рот, печально замечал: «Грустные часы длинны». Эксперименталь­ные результаты по оценке 20-секундного временного интервала в условиях кратковременной невесомости показали, что те испытуе­мые, кто хорошо переносил невесомость, как правило, недооце­нивали интервал времени, а испытуемые, испытывавшие непри­ятные ощущения тошноты и головокружения, в 3 — 4 раза его пе­реоценивали [65]. Таким образом, пере- или недооценка «пусто­го» интервала времени зависит от специфики той ситуации, в которой находится человек, а информационная наполненность/ пустота временного интервала может быть по-разному связана со сложностью и спецификой тех когнитивных и эмоциональных процессов, которые проходят в этот период.

Теория Р.Орнштейна подтверждается экспериментами, в ко­торых варьировалась когнитивная сложность стимулов. В них уста­новлено, что длительность экспериментальных серий, в которых применялись сложные стимулы, оценивалась испытуемыми боль­ше, чем тех серий, в которых предъявлялись относительно про­стые стимулы. X. Шиффман сообщает о результатах, показавших, что при выполнении сложной, напряженной деятельности субъек­тивно проходит больше времени, чем при хорошо знакомой и регулярной [120].

Исследования показали связь количества информации, сохра­ненной в памяти, и оценкой длительности запомненных событий. Например, неприятные стимулы запоминаются хуже и восприни­маются как более быстротечные, а приятные и запоминаются луч­ше и оцениваются как более длительные. Эффект незаконченного действия, открытый Б. В. Зейгарник, — классический пример луч­шего запоминания незаконченного действия; незаконченные зада­ния испытуемые оценивали как более продолжительные [120].

Рассматриваемая теория подтверждается рядом исследований восприятия времени в условиях сенсорной изоляции и сенсорной депривации. Так, французские спелеологи М.Скифр и Ж. Мэре-те, находившиеся в одиночестве в пещере на дне пропасти Ска-рассон, сообщили о значительных нарушениях чувства времени. Так, Скифр, находившийся в одиночестве более 58 суток в оцен-


ке времени своего пребывания «отстал» на 25 суток, а его ученик Мэрете за 174 дня изоляции отстал в своих отсчетах времени на 88 суток [40].

Результаты уникальных экспериментов Л.П.Гримака, прове­денных с испытуемыми, которым внушался ускоренный или за­медленный в 5 раз ход времени, показали, что их ощущения соб­ственной познавательной активности ускорялись или замедлялись в соответствии с характером сделанного в состоянии гипноза вну­шения. Причем характерно, что в одном случае оценки воспроиз­ведения длительности временных интервалов возросли по сравне­нию с фоновыми опытами в среднем в три раза, а в другом, соот­ветственно, в три раза уменьшились [40].

Таким образом, и теория Р.Орнштейна, и разного рода моде­ли когнитивного усилия или объема сохраненной в памяти ин­формации — все они основываются на допущении о том, что частота тиканья гипотетических когнитивных часов зависит от количества когнитивной активности, включенной в процесс пе­реработки информации.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.