Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-11-17 | 295 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основные проявления рыночного фиаско и виды экономической политики. Внешние эффекты. Нейтрализация внешних эффектов. Налог Пигу. Общественные и квазиобщественные блага, их свойства. Проблема Фрирайдера.
Фиаско рынка - ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства. Разновидности:
1. Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, которые не получают отражения в ценах, а перемещаются к индивидам или группам, не являющимся непосредственными участниками рыночной сделки.
Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента обусловливает издержки других. Возникающие в результате этого у третьих лиц не компенсируемые издержки называются издержками перелива. Наиболее очевидные связаны с загрязнением окружающей среды: промышленные стоки устремляются в водоемы, и издержки несут потребители воды, купальщики, рыбаки.
Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим. Выгоды от образования достаются не только самим учащимся - в виде возросшего дохода - но и всему обществу, которое приобретает универсальную рабочую силу, более производительный труд и т.п. Экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с оптимальным объеме, то есть имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
|
Государство решает проблему нейтрализации внешних эффектов, используя как методы косвенного воздействия, так и административные меры. В качестве решения данной проблемы А. Пигу предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.
Корректирующий налог - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами (объем производства сокращается). Корректирующая субсидия - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами (объем производства увеличивается). Происходит перераспределение доходов через госбюджет по принципу: специальное налогообложение соседей фермера, построившего дорогу, и передача финансовых средств инициатору строительства. Это - налог Пигу. Если он не введен государством, то ухудшается окружающая среда и т.д.
Корректирующие субсидии могут быть предоставлены как производителям благ с положительными внешними эффектами, так и их потребителям. В первом случае получение субсидий сокращает издержки фирм, побуждая тем самым их к наращиванию объема выпуска продукции. А во втором – расширяется способность покупателей приобретать данные блага. Примером нейтрализации положительных экстерналий может служить субсидирование инновационной деятельности фирм путем заключения с ними контрактов на определенный вид оплачиваемой государством исследовательской деятельности. Для устранения отрицательных экстерналий применяются и методы прямого административного воздействия (например, установление предельных норм выброса вредных веществ в атмосферу).
Вмешательство государства требует также законодательного установления норм (стандартов) по вредным выбросам, превышение которых фирмами влечет за собой крупный штраф или уголовное преследование. Недостатки: в определенных пределах они разрешают бесплатно сбрасывать вредные вещества; при установлении единых для страны норм не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах; стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.
|
Государство может ввести для фирм плату за выбросы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов.
2. Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме. Для их определения нужно разделить товары индивидуального и общественного (коллективного) потребления.
Свойства товаров индивидуального назначения (производятся на основе рыночной системы):
1) делимы, а потому доступны индивидуальным покупателям.
2) подвержены принципу исключения: только тот, кто платит равновесную цену, получает продукт.
Свойства общественных товаров и услуг, которые рыночная система не намерена производить:
1) неделимы и, следовательно, не могут быть проданы индивидуальным покупателям.
2) на них не распространяется действие принципа исключения: не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования общественными благами.
Пример общественного товара - маяк. Он строится, если выгоды от его создания (уменьшение кораблекрушений) превышают связанные с этим затраты. Но выгода одного мореплавателя не способна окупить столь дорогостоящего строительства. В то же время невозможно исключить всех моряков из пользования данным благом. В результате производства общественных благ возникает проблема «фрирайдера», безбилетного пассажира («зайца»): люди могут пользоваться выгодами потребления некоторого продукта, не неся издержек на его производство. Т.к. принцип исключения здесь неприменим, то частные предприятия не имеют стимулов к производству общественных благ.
Существуют неделимые товары, к которым принцип исключения может быть применен: улицы и автомагистрали, полицейская и пожарная охрана, библиотеки и др. Такие квазиобщественные (смешанные) блага частично финансируются правительством в связи с их высокой социальной значимостью. Развитие системы высшего образование, здравоохранения, необходимо не только населению, но и государству. Поэтому правительству необходимо воздерживаться как от всеобщей национализации данных сфер, так и от их развития на чисто рыночной основе. Выход – параллельное функционирование доступных для всех государственных объектов социально-культурной сферы наряду с частными.
|
К категории квазиобщественных могут быть отнесены и те неделимые блага, которые государство не может в полном объеме направить по частным рельсам. Пример – виды страхования, связанного с производственной деятельностью людей – по старости или по безработице. Затраты государственных страховщиков, функционирующих в этих сферах, на рекламу, содержание штата страховых агентов и др., значительно ниже по сравнению с издержками множества частных страховых компаний. Поэтому в интересах более эффективного использования финансовых ресурсов целесообразно обеспечить функционирование данных видов страхового бизнеса в пределах государственного сектора экономики.
Варианты финансирования общественных и квазиобщественных благ могут быть следующие:
а) сосредоточение производства этих благ непосредственно на государственных предприятиях, финансируемых за счет средств федерального и местных бюджетов;
б) выступление государства в роли посредника между потребителями и производителями общественных благ.
3. Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.
4. Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажно-денежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы. Это вызывает необходимость проведения правительством политики стабилизации экономического цикла, т.е. политики, направленной на достижение одновременно двух макроэкономических целей - полной занятости и стабильного уровня цен. Осуществляя антициклическое регулирование, государство тем самым реализует политику занятости и антиинфляционное регулирование экономики.
|
5. Рынок признает только один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости такого распределения. Справедливым признается любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и т.п. (высокие доходы победителей и низкие (нулевые) доходы неудачников конкурентной борьбы (банкротов, безработных)). Рыночное регулирование порождает дифференциацию доходов, которые зависят от количества и качества труда, а также от вложенного капитала, предпринимательского таланта, но и от везения, стечения обстоятельств, текущей конъюнктуры. Для поддержки тех членов общества, которые в силу разных причин (возраст, низкий уровень способностей, состояние здоровья) не способны результативно участвовать в конкуренции и являются малоимущими, правительство - через систему прогрессивного налогообложения, установление прожиточного минимума, законодательное определение минимальной заработной платы, механизм трансфертных платежей, определенную политику в сфере образования, здравоохранения, культуры, - берет на себя задачу перераспределения доходов с целью уменьшения их дифференциации в рамках проводимой социальной политики.
6. Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, побуждающий к стихийной миграции производственных ресурсов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики. Рынок не дает эффекта применительно к развитию отраслей и производств, в которых существует длительный срок окупаемости, высокая степень риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли, или же когда требуется реализация крупномасштабных инвестиционных проектов. Поэтому задачей государства становится стимулирование НТП и проведение структурной политики (изменения структуры ВНП) и других компонентов политики экономического роста
7. Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов. Это требует проведения государством соответствующей региональной политики при помощи государственных инвестиций, разнообразных финансовых стимулов, создающих привилегированные условия для отдельных отраслей и регионов страны - либо тех традиционных, которые по ряду причин оказались в глубоком и затяжном кризисе, либо тех новых, которые являются носителями научно-технического прогресса.
|
8. Непременным условием здорового развития мировой экономики является регулирование на межгосударственном уровне: проводя внешнеэкономическую политику, правительство осуществляет контроль над международной миграцией товаров, капиталов и рабочей силы, оказывает воздействие на валютные курсы, организует таможенную систему и т.п. Так, регулируя курс национальной валюты, правительство способно кардинальным образом переориентировать потоки импортируемых и экспортируемых товаров, изменяя таможенные пошлины, оно способно либо поддерживать отечественных товаропроизводителей, либо ввергнуть их в водоворот международной конкуренции.
Минимальная граница правительственного вмешательства - регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды - выполнение функций, необходимых в экономике свободной конкуренции, которая не исключает некоторой активности государства. Верхняя максимальная граница государственного вмешательства - устранение всех перечисленных выше проявлений фиаско рынка. Если выход за нее состоялся, то неизбежны деформации рыночных механизмов, а значит, замедляющее экономический рост снижение эффективности производства.
Виды экономической политики:
1) laisser faive – политика невмешательства государства в экономику. Радикальные классики. (18-19вв)
2) централизованное управление в экономике (радикальные проявления – СССР, фашистская Германия).
3) политика срединного пути (шведская модель).
4) политика конкурентного порядка, где акцент делается на демонополизацию экономики (ближе к США).
5) точечная или пунктирная экономическая политика. Нарушается принцип комплексности, она создает диспропорции в экономике.
Оттенки классификации экономической политики:
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!