Общая характеристика мотивационной сферы человека. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общая характеристика мотивационной сферы человека.

2017-11-17 291
Общая характеристика мотивационной сферы человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Потребности и их виды.

- состояние нужды организма, индивида, личности в объектах, необходимых для нормального существования и развития. Является главным источником активности.

Два аспекта в определении П.: 1 – трансформированная в переживание нужда, которая преломляется через призму Я-концепции в форме переживания. 2 – состояние человека в чем-либо (потребностное состояние).

Функция П. – побуждение к активности внутренней и внешний. Она направлена на сохранение и развитие личности.

Виды: по сложности: низшие – высшие, биологические (витальные) – социальные, материальные – духовные. По степени насыщенности: временно насыщаемые (в пище) – ненасыщаемые (надо постоянно удовлетворять – знания, самоактуализация). Возможен переход – временных в ненасыщаемые – это невроз. По степени влияния на формирование личности: базовые (потребность в любви, принадлежности (Рождерс) – не базовые (приобретенные, квазипотребности)

А.Маслоу: соотношение различных потребностей чел. можно представить в виде иерархической пирамиды.

5.. в самоактуализации – более позднее образование в онтогенезе.

4. в признании и самоуважении.

3. в принадлежности и любви.

2. в безопасности.

1. физиологическиепотр. – лежит в основании.

Потребности и мотивы.

В отечественной литературе мотив понимается и как осознанная потребность (А.Г. Ковалев 1965), и как предмет потребности (А.Н.Леонтьев, 1975), и отождествляется с потребностью (П.С.Симонов, 1981).

Соотношение потребности и мотива: потребность может быть одна, а мотивов ее осуществления много. Например – потребность в общении одна, а мотивы – устанавливать дружеские связи, самоутверждаться, проявлять агрессию. И наоборот, один и тот же мотив может реализовывать разные потребности.

Понятие мотива.

1. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

2. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков.

Х.Хекхаузен (1986) - в понятие «мотив» включает: потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т.д. Существует столько различных мотивов, сколько существует разновидностей отношений «индивид-среда». Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные соподчиненные группы (иерархии) мотивов.

Функции мотива:

· побудительная,

· направляющая,

· детерминирующая,

· смыслообразующая (придает отражаемой в сознании действительности личностный смысл),

· контролирующая (осуществляется не прямо, а через механизм коррекции эмоционального поведения: эмоции оценивают смысл происходящих событий. При несоответствии этого смысла мотивы меняют общую направленность деятельности. Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена надситуативной активностью, приводящей к постановке личностью сверхзадач и к появлению новых мотивов деятельности).

Общий механизм возникновения мотивов - реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы - «предметы потребностей». Речь идет о механизме опредмечивания (конкретизации) потребностей. До появления мотива поведение носит ненаправленный, поисковый характер. Мотив придает поведению направленный характер. Потребность в каком-либо предмете или объекте не существует до его появления в культурно-исторической практике (в шоколаде, наркотиках).

Виды мотивов

1. Осознанные и неосознанные. три уровня осознания мотивов:

1) полностью неосознаваемое побуждение к действию; субъект не отдает себе отчета в том, какую потребность он реально удовлетворяет тем или иным действием;

2) частичное осознание мотива на уровне понимания, какой предмет нужен для удовлетворения потребности;

3) уровень полного осознания причины того или иного действия, поступка, поведения.

Неосознанных мотивов значительно больше, чем осознанных. До определенного возраста присутствуют только неосознанные мотивы деятельности. Один из критериев зрелости личности - способность к осознанию мотивов своего поведения.

+ актуальные и потенциальные (связанны с ценностями, жизненными целями) / декларируемые (осознанные, относятся к ценностям) и реальнодействующие (мб неосознаваемыми) / + валентные (направленные на объект – хочу!) – «-«валентные (от объекта – не хочу!).

Структура мотивов человека.

Границами мотива являются: с одной стороны – потребность, а с другой - намерения (побуждения) что-то сделать.

В соответствии со стадиями формирования мотива компоненты его структуры можно выделить в 3 блока: 1) потребностный, 2) «внутренний фильтр», 3) целевой. Все эти компоненты могут проявляться в сознании человека в вербализованной или образной форме, притом не все сразу.

Структура каждого отдельного мотива строится из сочетания одного (или нескольких) компонентов каждого блока. Набор компонентов в каждом конкретном мотиве может быть разным. Но сходство внешней структуры мотива у 2х людей (тождество входящих в структуру компонентов) не означает их тождества по содержанию, т.к. у разных людей свои склонности, ценности, интересы, своя оценка ситуации

Мотивация – как процесс пс. механизм активации, хранящихся в памяти следов, тех внешних объектов, кот способны удовлетворить возникающие потребности и тех действий, кот могут привести к достижению цели.

- как результат – совокупность мотивов, определяющих и направляющих конкретную деятельность или поведение. Структура мотивации у каждой личности определяется его особенностями и ценностями.

Виды мотивация как процесс: внешняя – побуждение из среды – манипуляции / внутренняя – побуждение внутри личности. Внешняя чтобы действовать должна стать внутренней! Мотивация как результат: мотивация игры, учения, общения…

Понятие направленности - свойство личности, представляющее собой систему устойчивых, относительно независимых от наличных ситуаций мотивов и обусловливающее активность и избирательность деятельности и поведения человека. Направленность есть сложившаяся иерархия мотивов. О ней м говорить, когда у личности наблюдается устойчивая иерархия мотивов от деятельности к деятельности

Направленность включает в себя:

а) предметное содержание, поскольку направленность - всегда направленность на более или менее определенный предмет,

б) напряжение, которое при этом возникает.

Направленность как свойство личности складывается из следующих разновидностей мотивов:

· убеждения - система мотивов, побуждающая поступать человека строго определенным образом на основе усвоенных знаний и опыта, которые эмоционально подкреплены переживанием уверенности в своих представлениях; система убеждений = мировоззрение человека;

· предубеждения - представления, основанные не на фактических знаниях, а на стереотипах мышления, которые тоже эмоционально подкреплены уверенностью;

· интересы - система познавательных мотивов, направленных на получение знаний об объектах, способных удовлетворить какую-то потребность;

· склонности - устойчивая система мотивов, направленных на самостоятельное выполнение деятельности, с которой связаны интересы и потребности; связаны со способностями человека;

· установки - внутренняя готовность человека действовать и поступать тем или иным образом (социальные установки - аттитюды - внутренняя готовность к социальным поступкам, т.е. взаимодействовать и общаться тем или иным образом).

По Л.С. Рубинштейну, направленность состоит из: установок, потребностей, интересов, идеалов.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.