Назовите основные концепции регулирования рыночной экономики и выделите те из них, в которых отвергается целесообразность государственного вмешательства. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Назовите основные концепции регулирования рыночной экономики и выделите те из них, в которых отвергается целесообразность государственного вмешательства.

2017-11-17 327
Назовите основные концепции регулирования рыночной экономики и выделите те из них, в которых отвергается целесообразность государственного вмешательства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Меркантилизм    
Государственное регулирование торговли    
ХV – XVII вв.    
    Либерализм
    Саморегулирование рынка, принцип нейтральности государства, «Закон рынка»
    А. Смит, Д.Рикардо, Ж. Сэй
    конец ХVIII – начало ХХ вв.
Кейнсианство    
Государственное регулирование экономики    
Государственный дирижизм, индикативное планирование, программирование    
А. Кейнс, Ф. Перру и др.    
30-е – 70-е гг. ХХ в.    
    Неоконсерватизм
    Монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий
    Устойчивое рыночное хозяйство: рыночное саморегулирование, стимулирование частного предпринимательства
    М. Фридмен, А. Лафффер, Дж. Гильдер
    70-е – 90-е гг. ХХ в.
     
Смешанная экономика  
Государство + рынок  
П. Самуэльсон  
1970-е гг. и современный период  
   
Консенсус экономистов В отношении роли и места государства в современной рыночной экономике  
       

На различных этапах становления и развития рыночной экономики менялось отношение к вмешательству государства в эти процессы. Если в период формирования рыночных отно­шений (XVII – XVIII вв.) признавалась необходимость госу­дарственного регулирования торговли, промышленности, то в конце XVIII в. вмешательство государства расценивалось как помеха, сдерживающая развитие самих рыночных отношений. Это не могло не сказаться на развитии экономической мысли и обусловило появление различных концепций регулирования рыночной экономики (рис. 1.1).

В период заката феодализма и перехода к капитализму возник меркантилизм, который стал экономическим уче­нием и экономической политикой периода раннего капи­тализма (XV – XVIIвв.).

Представители школы меркантилизма выступали за ак­тивную государственную экономическую политику, отражаю­щую интересы торгового капитала (крупных торговых моно­полий) и содействующую развитию торговли и промышленно­сти, работающей на экспорт.

Главной задачей меркантилистской политики было при­влечение в страну возможно большего количества золота и се­ребра: чем больше денег, тем богаче государство.

В развитии меркантилизма выделяют два этапа:

ранний этап, для которого характерна политика денеж­ного баланса; ее цель – удержание денег в стране;

поздний этап, во время которого проводилась политика торгового баланса, направленная на увеличение запаса золота и серебра путем активного сальдо по торговому балансу ( т. е. превышение вывоза над ввозом).

Меркантилизм является первой школой политической экономии, обосновавшей государственную политику протек­ционизма.

В период быстрого развития капитализма (XVIII в.) на смену господствовавшей экономической доктрине меркантилизма пришли идеи либерализма. Основателями этих идей были А. Смит и Д. Рикардо. А. Смит рассматривал рыночную систе­му как систему, способную к саморегулированию. Он считал, что механизм саморегулирования, построенный на личном ин­тересе и стремлении хозяйствующих субъектов к получению прибыли, обеспечит более эффективное функционирование эко­номики. Развитие общества определяют экономические зако­ны, которые должны действовать подобно законам природы, а равновесие в экономике осуществляется стихийно, без вмеша­тельства государства. Государство должно придерживаться принципа нейтральности, оно должно ограничиваться функци­ей «ночного сторожа», поддерживая порядок и защищая част­ную собственность и конкуренцию.

Д. Рикардо также придерживался принципа невмешатель­ства государства в экономику, частнопредпринимательскую деятельность, торговлю. Он дал теоретическое обоснование пре­имуществ, какие может дать международное разделение труда, и целесообразности международной торговли.

А. Смит, Д. Рикардо и их последователи обосновали клас­сическую модель рыночной экономики, где безраздельным является господство частной собственности и свободной, «со­вершенной» конкуренции.

Родоначальник и главный представитель французской эко­номической мысли Ж. Сэй (начало XIX в.) сформулировал свой «закон рынка», согласно которому предложение само создает спрос. Но в условиях денежного обращения это не нашло под­тверждения, так как выдвинутый принцип может быть верен только для бартерной торговли.

Последователи Ж. Сэя, сторонники неоклассического на­правления, отстаивали традиционные ценности капиталисти­ческой экономики, также отдавая предпочтение экономичес­кой свободе, частной инициативе, частному предприниматель­ству и невмешательству государства в рыночную систему.

Они пытались доказать, что «закон рынка» обеспечивает ра­венство объемов предложения и спроса, полную занятость ра­бочей силы, а уровень процента, который устанавливается в зависимости от соотношения предложения денег и спроса на них, саморегулирует и уравнивает объемы сбережений и инве­стиций, делает выгодным обращение сбереженных денег в ин­вестиции. И все это предотвращает экономические кризисы.

Однако все эти теоретические утверждения опроверг эко­номический кризис 1929 – 1933 г. Стало очевидным, что рыночный механизм не способен обеспечить устойчивое фун­кционирование экономики, прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса, избавить общество от кри­зисов и безработицы.

Подлинно революционный переворот в экономической те­ории в 30-е г. XX в. вызвала теория Д. Кейнса о ведущей роли государства в регулировании национального хозяйства.

Д. Кейнс рассматривал государство не только как полити­ческий институт (орган власти), но и как экономический ин­ститут, на который возлагаются определенные экономические функции.

Государство в своем регулирующем воздействии должно было учитывать национальные интересы и на их основе опре­делять цели развития экономики. Это существенно отличало государственное регулирование от рыночного механизма и ста­вило на первый план принцип целенаправленного регулирова­ния экономики.

В качестве основополагающего принципа Д. Кейнс выдви­гал также принцип «эффективного спроса», т. е. платежеспо­собного спроса, ведущего к росту доходов и населения, и фирм, а главным инструментом развития спроса считал поощрение инвестиционной активности. Государство, воздействуя на по­вышение уровня занятости, снижение цены кредита, используя государственные закупки, осуществляя расходы на социальные цели, должно тем самым стимулировать совокупный спрос.

Д. Кейнс разработал макроэкономическую модель, в кото­рой установил функциональную зависимость между инвести­циями, занятостью, потреблением и доходом. В этой модели он важную роль отвел государству, которое должно делать все возможное, чтобы поднять предельную эффективность капи­тальных вложений. Центральный банк должен понижать ставку ссудного процента и проводить умеренную инфляцию. Инфля­ция должна обеспечить систематический умеренный рост цен, который будет стимулировать рост капитальных вложений. В результате будут созданы новые рабочие места, что приведет к достижению полной занятости.

В своей теории Д. Кейнс использовал мультипликацион­ный эффект, вызванный своеобразной цепной реакцией, когда первичные капитальные вложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства смежных отраслей. В целом расширение инвестиций ведет к росту занятости, следователь­но, и дохода общества и, соответственно, повышению потреби­тельского спроса.

Эти новые кейнсианские принципы были использованы правительствами ведущих западных стран в своей социально-экономической политике после второй мировой войны. Они дали неплохие результаты, особенно в социальной сфере. В итоге сложился новый вариант рыночной экономики – с оциально ориентированная экономика.

Основными отличительными чертами социально ориенти­рованной экономики являются:

· плюрализм форм собственности;

· необходимость государственного сектора экономики;

· удовлетворение наиболее значимых и первоочередных потребно-

стей всего населения путем перераспределения до­ходов;

· наличие среднего класса (70 – 80 %), обеспечивающего социаль-

ную стабильность общества.

Однако и этот вариант экономики имеет уязвимые места. Перераспределение доходов хозяйствующих субъектов подры­вает материальную основу и заинтересованность товаропроиз­водителей и предпринимателей, а использование такого рычага, как дефицит государственного бюджета, покрываемого денеж­ной эмиссией, усиливает развитие инфляционных процессов, ве­дет к весьма парадоксальной ситуации – сочетанию кризисного застоя с инфляцией, получившей название стагфляция.

Все это вызвало появление новых антикейнсианских на­правлений в теории регулирования, предложенных неоконсер­ваторами. Витоге были выделены три школы неоконсервато­ров: монетаризм, экономическая теория предложения и тео­рия рациональных ожиданий.

Согласно взглядам монетаристов, государственное регули­рование должно было ограничиться контролем над денежным обращением: деньги – это главное, что определяет развитие производства. Теория предложения ориенти­рована на увеличение совокупного предложения как средства снижения уровня безработицы и стимулирования экономичес­кого роста. Гипотеза, выдвигаемая теорией рациональных ожи­даний, была основана на ожидании, что принимаемые фирма­ми и домохозяйствами меры, связанные с их собственной выго­дой, сделают проводимую государством кредитно-денежную и бюджетную политику неэффективной.

Все три школы были основаны на необходимости возрож­дения рыночного саморегулирования и стимулирования част­ного предпринимательства.

Теоретические рекомендации неоконсерваторов в середине 70-х годов были использованы в некоторых государствах (США, Великобритания, ФРГ и др.), где было существенно снижено вмешательство государства в экономику, что обеспечило опре­деленный временный успех, проявившийся в ускорении эконо­мического роста, снижении инфляции, уменьшении дефицита государственного бюджета.

Но мировой кризис конца 1970-х – начала 1980-х г. опять поставил вопрос: какой механизм лучше - государственный или рыночный? Это противопоставление преодолевается шко­лой П. Самуэльсона, школой «великого неоклассического син­теза», получившей название теории смешанной экономики. Эта теория соединяет государственное регулирование и рыночный механизм и позволяет решать вопросы удовлетворения обще­ственных потребностей и многообразных, быстро изменяющихся сложных запросов. Расширение государственного вмешатель­ства либо его ограничение зависит от экономической ситуации и состояния развития экономики. Объединение регулирующих сил рынка и государства обеспечивает сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения, позволяет сочетать эффективность хозяйствования, социальную справедливость и экономический рост. Оно позволяет сгладить отрицательные воздействия и рынка, и государства.

Можно отметить, что современные западные теории в отношении роли и места государства в условиях рыночной экономики находятся между двумя крайними концепциями – неокейнсианством и неоклассической концепцией, а все другие теории представляют собой определенный синтез этих крайних концепций.

В целом можно отметить, что в конце ХХ в. обозначился определенный консенсус экономистов в отношении роли и места государства в современной рыночной экономике. Однозначно принято положение о необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику для обеспечения определенных условий ее функционирования. Сегодня практически все страны мира используют ту или иную модель смешанной рыночной экономики.

 

9-12. Дайте определение экономической системе и назовите основные типы экономических систем

 

Экономика любой страны – это сложная экономическая система, обладающая множеством особенностей и отличительных черт. Экономическая система представляет собой совокупность всех экономических процессов и базируется на сложившихся в ней формах собственности на экономичекие ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, на присущих ей формах организации и способах регулирования хозяйственной деятельности на всех уровнях управления

Характерными чертами административно-командной мо­дели экономики, примером которой может служить экономика бывшего СССР, являются: общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы; адресное директивное планирование, обеспечивающее прямое управление экономикой из единого центра; полный контроль государства за производством и распределением, жесткая централизация в распределении всех видов ре­сурсов, капитальных вложений; преобладание административ­но-распорядительных методов в управлении.

Такая система свела на нет самостоятельность основных звеньев экономики – предприятий и организаций, предприимчивость работников и их заинтересованность в результатах труда и в итоге привела к глубокому застою, а впоследствии и кризису экономики. Успешно функционировавшая в чрезвычайных и экстремальных ситуациях (голод, война, разруха) командно-административная система оказалась несостоятельной в мировой жизни при поступательном развитии общества.

Традиционная экономика – это экономика, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ресурсов. Для стран с традиционной экономикой характерно существование различных форм хозяйствования, основанных на разных формах собственности. Во многих случаях сохраняется общинная форма собственности, предполагающая натурально общественные формы хозяйствования. Для традиционной экономики характерно также наличие мелкой частной собственности. Она является фундаментом развития мелкотоварного производства. К его типичным представителям относятся крестьянские хозяйства, ремесленники.

Основные экономические решения в традиционной экономике принимаются по разному в зависимости от того или иного уклада. В рамках натурально общинного уклада ключевые экономические решения принимаются небольшой группой лиц (совет старейшин) или одним человеком (глава рода, племени). Крестьяне, ремесленники осуществляют такие решения самостоятельно.

Рыночная экономика. В настоящее время рыночная экономика является одним из наиболее распространенных видов экономической системы. Рыночная экономика это экономика, основанная на эквивалентных товарно-денежных отношениях, господстве частной формы собственности на экономические ресурсы, свободной конкуренции производителей и граждан.

Основные экономические решения принимаются самостоятельно производителями и потребителями. Первые на свой страх и риск принимают решения о том, какие продукты производить, в каком количестве, посредством какой техники и для кого. Вторые самостоятельно делают выбор, какую продукцию приобретать и у каких производителей.

Сбалансированность экономики достигается посредством рыночного механизма. Его основными элементами являются спрос и предложение. С учетом их соответствия формируются цены на продукты. Уровень цены является сигналом для увеличения или сокращения производства.

Рыночная экономика неразрывно связана с экономической самостоятельностью производителей, что заставляет их работать эффективно, с большей ответственностью.

Модели рыночной экономики

Американская модель Китайская модель Японская модель Шведская модель
  • Преобладание частного предпринимательского сектора и его поддержка.
  • Правительство и госсектор обслуживают экономику, а не руководят ею.
  • Развивается механизм конкуренции и рыночного ценообразования.
  • Велики различия в доходах населения.
  • Сосуществование в экономике двух противоположных секторов - рыночного и административного.
  • Наличие свободных экономических зон.
  • Значительная роль домашнего хозяйства.
  • Небольшие различия в доходах населения.
  • Важная роль в развитии экономики принадлежит китайцам, живущим за рубежом.
  • Мощная поддержка государством предпринимательского сектора.
  • Пятилетнее планирование в отдельных сферах народного хозяйства.
  • Социальная ориентация фирм (пожизненный найм, социальное партнерство).
  • Незначительная дифференциация доходов.
  • Развитый госсектор.
  • Партнерство работников и предпринимателей при поддержке государства.
  • Влияние госбюджета на формирование доходов населения.
  • Снижение роли ценообразования за счет вмешательства государства.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.